Раздел III. От чувства к темпо-ритму
Упражнения.
1. Педагог дает учащимся предл. обст., заставляет продействовать в этих предл. обст., создав соответствующие видения, а потом продирижировать вызванный ими темпо-ритм.
I/ Темпо-ритм зрителя, пришедшего в театр зимой: а/ пришел в театр рано, еще не было ни одного звонка; б/ пришел в театр после второго звонка; б/ пришел в театр после третьего звонка.
2/ Темпо-ритм пассажира: а/ приехал на вокзал за час до отхода поезда /билета нет/ б/ приехал на вокзал за 12 минут до отхода поезда /билета нет/; в/ пришел на вокзал за пять минут до отхода поезда /билета нет/,
3/ Темпо-ритм посетителя выставки: а/ в распоряжении целый день; б/ времени на осмотр два часа.
2. Ученики выполняют какое-нибудь действие в разных предл. обст., с разными задачами и со сменой ритмов. Например:
I/ Одеваться: а/ одеваться, чтобы идти к человеку, который вам неприятен, но идти необходимо - поручение матери /темпо-ритм вялый, медленный/; б/ одеваться, чтобы идти на работу.. времени достаточно /темпо-ритм спокойный, деловой/; в/ одеваться, чтобы идти на свидание к любимой девушке /темпо-ритм -оживленный, временами замедленно-мечтательный/.
Аналогично:
2/ искать; прятать; ждать; укладывать вещи в чемодан; навести порядок в комнате.
3. Задачи и действия вызывают соответствующий темпо-ритм.
I/ Революционеру надо уничтожить полит. литературу перед угрожающим ему обыском.
2/ Закончить оформление праздничного номера цеховой стенной газеты.
3/ Подготовить помещение к экзамену.
4/ Подготовиться к предстоящему собранию, вспомнить, записать все вопросы, которые нужно обсудить на нем.
Следить, чтобы учащиеся создавали конкретные предл. обст., видения, задачи и действия, чтобы почувствовать правильный темпо-ритм.
4. Память ощущений, воздействуя на эмоциональную память, вызывает ритмы, соответствующие возбужденным эмоциональной памятью повторным чувствам. Предложить ученикам продирижировать эти ритмы:
I/ Ночь. Темно. На улице пустынно. Сзади слышны шаги.
2/ Весна. Солнечный день. Поют птицы. Зеленеют деревья.
3/ Звук подъезжающих и отъезжающих машин. Приезд молодых людей. Шум людских голосов, смех, песня.
4/ Вечер, тишина. Запах цветов, сена. Вдруг - пожар. Горит дом.
5/ Лес, зима. Сумерки. Зой зверей. Волки... Но вот опушка леса. Вдали видны огоньки домов колхоза. Огоньки все ближе и ближе, лай собак.
ВТОРОЙ ЭТАП.
ТЕМПО-РИТМ В ЭТЮДАХ, ОТРЫВКАХ, СПЕКТАКЛЯХ
Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем.
Упражнения.
1. На действие нескольких человек в одной сцене /одновременно/ в разных темпо-ритмах.
В этом упр. педагог или сами ученики дают тему этюда. Оговаривают предл. обст. Каждый намечает свою задачу в данном этюде и начинает действовать в соответствующем ритме.
Примеры:
I/ На вокзале в зале ожидания: а/ группа людей сидит и ест; их поезд пойдет через два чаша; б/ один пассажир ждет опаздывающую сестру /поезд идет через 15 минут/; в/девушка ищет своего маленького брата, кот. куда-то отошел и пр.
2/ Актеры приехали на гастроли в отдаленный район Сибири.
Актеры готовятся к спектаклю /все в одной комнате/. Уже было два звонка: а/ несколько актеров готовы к выходу, они заняты кто чем - у зеркала, проверяют фразы роли и пр.; б/ актриса должна выходить первой, а ей до сих пор не даны детали костюма и пр.
Аналогично:
3/ на рынке; 4/ в поликлиннике - зале ожидания и др.
2. На определение темто-ритма отдельных людей.
Задание на дом - понаблюдать в жизни за толпой, определить в ней темпо-ритмы отдельных людей и решить, чем вызваны эти ритмы, какими предл. обст., какой задачей:
I/ на вокзале; 2/ в театре - антракт; 3/ в магазине; 4/ на собрании; б/ на улице; б/ на сквере; 7/ на почтамте; 8/ у кинотеатра и т.д.
3. На действие одного человека одновременно в разных темпо-ритмах.
Дается ученику два. или три разных темпо-ритма /или он выбирает сам/.
I/ Медленный, осторожно-внимательный и быстрый, страстный.
Найти оправдание данным темпо-ритмам.
Осторожно и внимательно гладит кофточку и одновременно рассказывает увлеченно о фильме подруге.
2/ Быстрый, деловой и медленный, сосредоточенно-внимательный
Надо идти на работу /быстро и делово/ и в то же время читаю сестренке отрывок из повести А.Пушкина "Дубровский" для диктанта /медленный темпо-ритм/.
3/ Действие в разных резко контрастных внешних и внутренних ритмах.
а/ дается внешний ритм - спокойный, внутренний же - быстрый и взбудораженный. Ученик рассказывает свои предл. обст.: я еду в геологическую экспедицию, я доволен, но дома скрываю эту радость.
б/ внешний -медленный, спокойный; внутренний - тревожный и напряженный. Ученик рассказывает предл. обст.: я партизан, послан с заданием в оккупированную зону.
Педагог дает ученикам темы, предлагая каждому оправдать свою тему, соединив два разных ритма /внешний и внутренний/:
1/ В дни войны вы скрываете партизана. Внезапно пришли неизвестные вам люди.
2/ Следователь и подсудимый.
3/ Вы работаете в подпольной организации. Родители не знают. Надо идти на задание.
4/ В артистической уборной. Вы актер, срочно введены в спектакль. Текст роли знаете еще некрепко.