Педагогическая целесообразность.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории искусств
Ступень обучения – основная; для детей - 11-14 лет;
Срок реализации программы -4 года,
Количество часов: 1 час. в неделю, 34 часа в уч. год.
Составитель: Г.П. Городиская
Преподаватель: Г.П. Городиская
Рецензенты. Доцент Куб ГУ,
профессор, кандидат педагогических наук, член СХ РФ А.А.Васильев
Доцент кафедры графики
Куб ГУ, член СХ РФ С.В. Бурмистрова
Программа разработана на основе
примерной (типовой) программе: «История изобразительного искусства, для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств».
г. Краснодар
2010 год.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по истории искусств 1-4 классы детской художественной школы, преподавателя Детской художественной школы имени В.А. Пташинского МО город Краснодар ГОРОДИСКОЙ Галины Петровны
Представленная программа по истории искусств вводит учащихся в процессе изучения изобразительной деятельности человечества. Она охватывает широкие временные рамки с постепенным вводом в предмет изучения.
Структура представленной программы отражает следующие разделы: вводные беседы и знакомство с терминологией; искусство первобытного человека; искусство Древнего мира; Русское искусство, его традиции в архитектуре и иконописи; Искусство России, рождение светской живописи; Русское искусство 19-20 века; зарубежная архитектура и живопись начиная с 12-13 веков.
Программа дает возможность ознакомить учащихся с эволюционным ходом развития искусства разных стран. Она дает краткий экскурс в развитие архитектуры и скульптуры разных эпох и стилей. Программа дает широкий обзор живописи, ее разнообразных жанровых и стилевых направлений, раскрывает всеобхватность искусством развития и преобразования общественных явлений в России, знакомит детей с лучшими творцами нашей родины. Программа тесно связана с предметами, изучаемыми в художественных школах, т.к. рассматривает и углубляет знания учащихся по построению композиции, выбору колорита мастерами искусств.
Программа развивает интерес к искусству, его многообразным проявлениям в культуре человечества, к самостоятельному творчеству.
В целом программа может быть использована для обучения детей с 1 по 4 классы детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств.
Доцент Куб ГУ,
профессор,
кандидат педагогических наук А.А.Васильев
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по истории искусств 1-4 классы детской художественной школы, преподавателя Детской художественной школы имени В.А. Пташинского МО город Краснодар ГОРОДИСКОЙ Галины Петровны.
Программа по истории искусств 1-4 классы детской художественной школы достаточно широко и полно знакомит учащихся с историей изобразительного искусства.
Начальные беседы подводят учащихся к восприятию видов и жанров в искусстве. В дальнейшем программа даст знания по архитектуре нашей страны, ее традициям и особенностям. Темы освещают творчество и разнообразие техники великих русских и зарубежных мастеров.
Программа привлекает учащихся к самостоятельному изучению истории изобразительного искусства при работе с тетрадью по истории искусств, способствует развитию интереса не только к искусству, но и историческим процессам формирования человеческого общества.
Программу рекомендую для использования в детских школах искусств (художественное отделение) и детских художественных школах.
Доцент кафедры графики
Кубанского госуниверситета,
член Союза художников РФ С.В. Бурмистрова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование личности учеников, формирование из мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятие историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им.различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты». Программа включает основные разделы по истории западно-европейского, русского и советского искусства.
Одна из основных задач курса –постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с эти необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.
Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача –развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих учащихся. Эрудиция должна развиваться при условии заинтересованности искусством.
У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представления о развитии искусства как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.
Методику занятия следует направлять на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности.
Большего развития требует самостоятельные суждения учеников об увиденных произведения. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.
Большое значение для теоретического овладевания предметом имеют тетради учащихся. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.
При проведении занятий истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении связей (сравнении нескольких произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.).
Направленность образовательной программы.
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность потому, что направлена на развитие у детей художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к изучению истории искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению большого мира искусства и воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Новизна.
Новизна данной образовательной программы заключается в непреходящей ценности изучения истории мировой культуры, влияющего на уровень художественного образования и раскрытие творческого потенциала детей.
Актуальность предложенной образовательной программы определяется необходимостью обеспечения жизнедеятельности системы непрерывного художественного образования (Детская школа искусств – Средне-специальное учебное заведение – ВУЗ), в которой немалое место отводится мировоззренческим и культурологическим аспектам.
Развивающие задачи.
В целях развития самосознания личности необходимо:
1.Способствовать динамичному развитию самопознания личности и формированию устойчивых подструктур самосознания, направленных на активное включение ребенка в систему общественных отношений.
2.Оказывать квалифицированную помощь в постоянном укреплении особой формы детского самосознания – чувства взрослости и постепенном изменении отношения к подросткам как к все более взрослым людям.
3.Создавать условия для адекватного самоопределения, самореализации и самоутверждении личности ребенка, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения изобразительной деятельности.
4.Дать валеологические установки и сформировать представления о здоровом образе жизни.
В целях раскрытия творческих способностей учащихся:
1.Обеспечивать дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, напрямую связанного с процессом создания художественного образа и затрагивающего эмоциональную сферу и «образное» воображение ребенка.
2.Активизировать аналитико-синтетическую деятельность мозга ребенка путем приоритетного развития организованного восприятия и на его основе - эстетической наблюдательности.
3.Развивать творческое воображение ребенка как процесс преобразующего отражения действительности на материалах прошлых восприятий.
4.Инициировать продуктивное развитие всех видов памяти ребенка, в особенности наглядно-образной, эмоциональной и смысловой памяти, путем формирования соответствующих представлений.
Развивающие результаты.
1.Дан толчок к формированию некоторых устойчивых подструктур самосознания и развитию самопознания личности путем организации образовательной деятельности нового качества, активизирующей когнитивные способности ребенка.
2.Оказана определенная помощь учащимся в самоопределении, самореализации и самоутверждении личности, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения истории искусств.
3.Запущен процесс формирования у детей валеологических представлений о здоровом образе жизни.
4.Раскрыты творческие способности учащихся, отражающиеся в продуктах их изобразительной деятельности.
Способы определения результативности.
В целях диагностики уровня овладения учащимися содержанием программы используются следующие методы отслеживания результативности:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Педагогический анализ – результатов тестирования, просмотров работ учащихся, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятии и т.п.
3.Педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты; диагностика личностного роста и продвижения; педагогические отзывы, ведение журнала учета, введение 10-бальной оценочной системы и др.
3.Учебно-тематический план по программе ИСТОРИЯ ИСКУССТВ.
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Название тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 17. 18. 19. 20. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | 34 часа | Тема:Вводная беседа о беседах и терминах. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Тема:Живопись, ее технические и изобразительные средства. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и распространение. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Тема: Гравюра ее технологии и значение Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности Тема: Народное искусство, ее широта и образность Тема:Декоративно-прикладное искусство, его многообразие Тема: Архитектура, ее исторические стили Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко Тема: Контрольная работа по пройденным темам: от видов творческой деятельности до истории Краснодарского художественного музея. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Тема:Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Тема: «Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства первобытного общества до искусства Амарны. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства древней Греции до искусства эллинизма. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона. Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Тема: Повторение пройденного материала: от архитектуры Древнего Рима до мозаик Равенны. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 1 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 23. 26. 27. 30. | 34 часа | Тема: Вводная беседа о беседах и терминах. Что такое искусство. Способ освоения , познания действительности человеком. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Термины в искусстве. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Искусство составная часть культурного наследия человечества. Умение работать с книгой по искусству. Тема: Живопись, ее технические и изобразительные средства. История создания красок. Колорит как основа выразительности картины. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. История создания карандаша. Самый массовый вид изобразительного искусства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и распространение. Понятие жанра. Распространение жанров в Европе 16 в. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Портрет, бытовой жанр, исторический, пейзаж, натюрморт, религиозный. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Колорит, фактура, оттенок, ракурс, оригинал, копия, рефлекс. Тема: Гравюра ее технологии и значение. История появления гравюры. Широкое распространение гравюры из Японии в страны Европы. Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности. Ксилография, линогравюра, литография, офорт. Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности. Круглая скульптура, рельеф. Монументальная и станковая скульптура. Тема: Народное искусство, ее широта и образность Практическая ценность народного искусства. Орнамент в искусстве. Тема: Декоративно-прикладное искусство, его многообразие. Сохранение народных промыслов и их традиций. Профессия дизайнер и ее роль в современной жизни. Тема: Архитектура, ее исторические стили. Связь архитектуры с развитием человеческого общества. Градостроительство. Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко. Биография Ф.Коваленко. История здания музея. Тема: Контрольная работа по пройденным темам. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Мегалитическая архитектура. Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека, отражение в произведениях первобытного искусства. Памятники первобытной культуры на территории РФ, Европы и Африки. Наскальные изображения и пещерные росписи. Мегалитические сооружения: менгиры; дольмены; кромлехи. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Географические и исторические условия в которых развивалось древнеегипетское искусство. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида скальная гробница. Тема: Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта; плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта и сила ее. воздействия. Основнаые принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоне, Абу-Симбеле. Тема: Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Исторические и социальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития искусства Древней Греции. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Значение акрополя в жизни Афин. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Эволюция древнегреческой скульптуры. Искусство высокой классики. Ведущая роль демократических Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Создание гармоничного прекрасного образа свободного человека Мирон-«Дискобол», Поликлет «Дорифор». Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре: Скопас –«Менада», Пракситель –«Гермес с Дионисом», Лисипп- «Апоксиомен», Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Эллинизм. Возрождение монуметального героического искусства : «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: Агесандр (?) – «Афродита Милосская». Тема: Повторение пройденных тем. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки виадуки Триумфальные арки, театры, амфитеатры) Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Эволюция древнеримского портрета, его реалистичность, психологизм (скульптурные портреты предков) Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Стремление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира. Храм св. Софии (конструкция, интерьера). Великолепие мозаичных ансамблей Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Великолепные мозаичные ансамбли Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Тема: Повторение и закрепление знаний по пройденным темам. |
Учебно-тематический план по программе История искусств
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Название тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. | 34 часа | Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Тема: г.Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Тема: Повторение тем в сравнении двух архитектурных школ. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Тема: Здания и сооружения Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина. Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Тема: Повторение пройденного материала: от строительства Петербурга до архитектуры Ф. Растрелли. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Тема: Повторение пройденного материала: от русской скульптуры конца 18 в. до творчества Д. Левицкого. Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Тема: Повторение пройденного материала от архитектуры Москвы до русской скульптуры 18.в. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 2 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 28. 29. | 34 часа | Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в Древней Руси. Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София-символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии-главного собора Киевской Руси. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Феодальная раздробленность Древней Руси в 12в.Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы. Тема: г. Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора . Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолнного храма. Церко Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Фрески Спаса на Нередице. Своеобразие новгородской школ иконописи. Тема: Повторение тем. Сравнение двух архитектурных школ.. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения –шедевр средневекой живописи. Внутренняя экспрессия и драматическая напряженность образов Ф.Грека Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Значение творчества А.Рублева для древнерусской живописи. Мир душевного согласия и взаимной любви – мир произведений Рублева. Совершенство композиции и цветового строя «Троицы» Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Завершение образования единого централизованного государства.Возникновение Тема: здания и сооружение Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Особенности русского деревянного зодчества. Церкви: Никольская Панилове, Покрова в Филях Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в русской архитектуре конца 17 века. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Комплекс деревянных сооружений на острове Кижи. Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи Новый характер изображения в иконах 17 в. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи 17 в. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Историческое значение реформ Петра 1, ускоривший переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуры и науке. Петербург первый в России город построенный по предварительному плану. Цельность архитектурного облика Петербурга. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальных традиций в их творчестве. Д.Трезини. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Развитие реалистического портрета в русской скульптуре. Образ Петра 1 в творчестве Б.К.Растрелли. Национальное своеобразие русского барокко. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина. Острота и объективность социальных характеристик образов Ф.И.Шубина – мастера реалистического скульптурного портрета. Портреты М.Ломоносова, А.М.Голицына, Павла 1, неизвестного Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Творчество Ф.Б.Растрелли - расцвет русского барокко. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Возвышенный пафос русской скульптуры 18 в. Как отражение торжества человеческого разума, нравственного человеческого достоинства. Памятник Петру 1 Э.Фальконе, раскрывающий не только образ самого Петра, но и смысл его деятельности, его роли в исторической судьбе России. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в.- проявление влияния к личности, внутреннему миру человека: творчество В.Антропова, И Аргунова Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Новое представление о человеческой личности. Портрет Струйского, Майкова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Сочетание в портретах торжественности с бытовыми мотивами. Легкость в передаче фактуры материала. Портреты : «Смолянок», Екатерины, Кокоринова. Тема: Повторение пройденного материала Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Торжество гармонии и разума в классических постройках русских архитекторов. «Пашков дом», здание Сената, Таврический дворец. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II, портреты Арсеньевой И Лопухиной. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Казанский собор, Адмиралтейство – высшее достижение русского классицизма. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Творчество С.Ф.Щедрина –сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам пленэра. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Патриотический пафос монументальных скульптур «Памятник А.В.Суворову», «Самсон». Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Экскурсия в художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв. |
Учебно-тематический план по программе История искусств
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Наименование тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | 1. 34 часа | Тема: Романтический портрет в русском искусстве. В.Тропинин. Тема: Рождение бытового жанра в творчестве А.Т.Венецианова. Тема: Развитие исторического жанра в творчестве К.Брюллова. Тема: Пленэр в работе А.Иванова «Явление Христа народу». Тема: О.А.Кипренский – автор портретов о герое Отечественной войны 1812г. Тема: Контрольная работа по пяти пройденным темам. Тема: Сатира в русском искусстве в работах П.Федотова. Тема: Критический реализм в искусстве В.Г.Перова. Тема: Создание товарищества передвижных художественных выставок. Тема: Борьба за реализм в искусстве. И.Н.Крамской. Тема: Повторение пройденного материала от сатиры в русском искусстве до творчества И. Крамского через визуальный ряд Тема: Развитие бытового жанра. В.Максимов, В.Маковский. Тема: Творчество «передвижников». К.Савицкий, Г.Мясоедов. Тема: Развитие пейзажа в русском искусстве И.Шишкин, А.Саврасов. Тема: Многообразие жанра пейзажа в творчестве А.Куинджи и Ф.Васильева. Тема: Поиски идеала нравственности и добра в творчестве Н.Ге. Тема: Героика народного образа в полотнах И.Репина. Тема: Художник-воин, демократ и патриот – В.Верещагин. Тема: Народ - подлинный герой русской истории. В.Суриков. Тема: Мощь всесокрушающей стихии моря в живописи И.Айвазовского Тема: Яркая поэтичность народных образов В.И.Васнецова. Тема: Повторение тем от бытового жанра в русской живописи до творчества В.Васнецова визуальным рядом репродукций. Тема: Скульптор – реалист XIX в. М.М.Антакольский. Тема: Национальная неповторимость патриархального быта в картинах Б.Кустодиева. Тема: Эпический пейзаж в творчестве И.Левитана. Тема: Многогранное творчество В.А.Серова. Тема: Мастер русского пейзажа и натюрморта И.Э.Грабарь. Тема: Поэт народно – патриархальной России – М.В.Нестеров. Тема: Повторение пройденных тем: от скульптуры М. Антоколского до творчества М. Нестерова. Тема: Художественный синтез в творчестве М.Врубеля. Тема: «Мир искусств» - эстетическое движение в русском искусстве. К.Сомов. Тема: Графические работы Е.Лансере, И.Билибина. Тема: Крестьянская тема в монументальных работах Малявина. «Бабы», «Смех». Тема: Повторение пройденных тем от творчества М. Врубеля до работ Малявина. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 3 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
34 часа | Тема: Романтический портрет в русском искусстве. В.Тропинин. Развитие романтического портрета в русской живописи. Творчество В.Тропинина . Его роль в формировании московской школы живописи. Тема: Рождение бытового жанра в творчестве А.Т.Венецианова. Национальность и демократичность живописи. «Гумно», «Весна. На пашне». «На жатве. Лето». Тема: Развитие исторического жанра в творчестве К.Брюллова. Время формирования принципов реалистического искусства. «Последний день Помпеи», «Всадница». Тема: Пленэр в работе А.Иванова «Явление Христа народу». Первые работы русского художника на пленэре. «Ветка», «Мальчики среди пейзажа». Цикл акварелей на библейский сюжет. Тема: О.А.Кипренский – автор портретов о герое Отечественной войны 1812г. Портреты Ростопчиной, Швальбе, Пушкина. Тема: Контрольная работа по пройденным темам. Тема: Сатира в русском искусстве в работах П.Федотова. Изображение повседневной жизни ее драматической сути, социальных конфликтов в искусстве мастера. «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора». Тема: Критический реализм в искусстве В.Г.Перова. Главный принцип нового направления в искусстве демократическая идейность, правдивость изображение жизни. «Проповедь в селе», «Проводы покойника», портреты Достоевского, Тургенева, Даля. Тема: Создание товарищества передвижных художественных выставок. Организация товариществом 48 выставок в городах России. Помощь молодым талантливым художникам. Создание монументальных, эпических полотен на историческую тему. Тема: Борьба за реализм в искусстве. И.Н.Крамской. Философское осмысление явлений жизни. «Христос в пустыне», «Неутешное горе», портреты Л.Толстого, Некрасова, Третьякова. Тема: Повторение материала через визуальный ряд. Тема: Развитие бытового жанра. В.Максимов, В.Маковский. Появление в искусстве интереса к крестьянской теме. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Свидание» « На бульваре». Тема: Творчество «передвижников». К.Савицкий, Г.Мясоедов. Создание образа пролетария в многофигурных композициях. «Ремонтные работы на железной работе», «Земство обедает» Тема: Развитие пейзажа в русском искусстве И.Шишкин, А.Саврасов. Появление национального и лирического пейзажей в русском искусстве. «Грачи прилетели», «Лесная глушь», «Рожь». Тема: Многообразие жанра пейзажа в творчестве А.Куинджи и Ф.Васильева. Развитие лирического пейзажа. «Оттепель», «После грозы». Тема: Поиски идеала нравственности и добра в творчестве Н.Ге. Выявление конфликта прогрессивных и реакционных исторических сил в картине Н.Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея». Тема: Героика народного образа в полотнах И.Репина. Великий русский художник-реалист. «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали». Портреты Толстого.П.Стрепетовой. «Протодьякон». Тема: Художник-воин, демократ и патриот – В.Верещагин. Антивоенный, обличи |