Диагностические возможности арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеров
Хотя арт-терапия является соединением творческих и психологических процессов, когда речь заходит о научном исследовании, творческие художественные процессы остаются вне поля зрения [6, с. 11]. На современном этапе развития арт-терапия и другие креативные арт-терапевтические подходы базируются, главным образом, на бихевиоральных методах исследования, поскольку стремятся обосновать свою деятельность с точки зрения доминирующей культуры [6, с. 10]. Аналитические исследования, основанные на сложившихся психологических представлениях и принципах бихевиоральной науки, с одной стороны, способствуют укреплению позиций арт-терапевтических подходов, с другой стороны, имеют целый ряд серьезных ограничений. Использование общепринятых методов исследования связано с тем, чтобы привлечь к арт-терапии «внимание широкого психологического сообщества» [там же, с. 11]. В последнее время появились тенденции к развитию исследований, основанных на процессах изобразительного творчества. Подобные эксперименты за рамками общепринятых подходов к арт-терапевтическим исследованиям могут обогатить современную научную практику в понимании человеческих возможностей [6, с. 24].
Как было отмечено ранее, изобразительная продукция арт-терапевтической деятельности не является исключительно объектом для психодиагностики, тем не менее существуют способы оценивания продуктов арт-терапии, в которых используются качественные и количественные методики.
«В ходе любой арт-терапевтической сессии можно наблюдать разные формы креативного поведения, связанные с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматической импровизацией. Все они сопутствуют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-терапевтической работы», — отмечает Б. Болл [1, c. 17]. Поэтому качественные и количественные методы исследования существенно дополняют друг друга. Качественные методы могут быть ценными для анализа арт-терапевтического процесса с характерным для него разнообразием интеракций и значений [1, 5]. Для оценки значимости терапевтических результатов используются следующие показатели:
· пространственные характеристики изображения, устойчивость образов [4];
· изменение выбора цветов [3];
· визуально фиксируемые особенности поведения;
· формально-стилевые особенности изображения [2].
Мы согласны с мнением М. Е. Бурно, что следует ориентироваться на формально-стилевые особенности изображения, отражающие личностное ядро, глубинный характерологический радикал личности человека [2].
Феноменологическое исследование предполагает выделение основных смысловых блоков и, в качестве результата, описание психологических характеристик субъективных значений опыта, или инвариантных структур некоторого переживания, которые называют структурными описаниями [16]. Специфические черты феноменологического исследования:
5) качественный описательный характер исследования, где используется естественный язык описания;
6) ориентации на переживание как на предмет исследования, где под переживанием понимается интенсивный непосредственный опыт взаимодействия человека с миром;
7) использование рефлексивных данных — словесное обозначение собственных переживаний [16].
При анализе художественной продукции участников мы ориентируемся на формально-стилевые особенности изображения [2, 11]. Изменение формально-стилевых особенностей предполагает изменение тематического наполнения, содержания и насыщенности образов, авторской манеры исполнения при выполнении изобразительной работы. Качественный анализ заключается в контент-анализе вербальных характеристик образа «Я», феноменологическом анализе визуальных образов, а также в сравнении знаковых и вербальных коррелят образа «Я» [12].
Под знаковыми характеристиками образа «Я» мы понимаем визуальные образы, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему их значений, определяемую через положение на символическом пространственно-временном континууме рабочего листа для коллажа. Вербальными коррелятами служат словесные самохарактеристики участников, которые они дают до и после создания коллажа, отвечая на вопрос «Кто Я?». Сочетание этих методов позволяет сравнить вербальные и невербальные характеристики, отражающие взаимодействие сознательных и бессознательных сторон психической жизни человека, самооценку, самоиронию, самолюбование.
Проиллюстрируем вышесказанное избранными примерами из арт-терапевтической программы исследования, и приведем результаты отдельных арт-терапевтических техник, методик, упражнений.
Описание выборки
Объем выборки исследования составил свыше 200 человек в возрасте от 25 до 40 лет, менеджеры, имеющие высшее техническое и психологическое образование, занимающие различное статусное положение на предприятиях разных городов России. Общий состав менеджеров был распределен по группам, согласно их статусному положению, занимаемому в структуре организации: «МЗ» — младшее звено менеджеров, «КР» — группа среднего звена, которая составляет кадровый резерв предприятия, менеджеры высшего звена — «Р», и менеджеры по персоналу — «МП». Под кадровым резервом понимается группа менеджеров, потенциально способных к руководящей деятельности, которые отвечают требованиям, предъявляемым к должности того или иного ранга, и прошли целевую квалификационную подготовку. Группа менеджеров по персоналу проходила обучение методу арт-терапии, использованию арт-терапевтических методик, которые применялись в программе исследования и в других группах. Социально-демографические характеристики участников, принимавших участие в исследовании, таковы: мужчины — 85%, женщины — 15%. В связи со спецификой деятельности, все менеджеры на производстве — мужчины, основная численность женской выборки составляет группу менеджеров по персоналу.
Коллажи «Моя реальность, планы и мечты», «Я в прошлом, настоящем, будущем» в сочетании с тестом Л. Зурхера «Кто Я?».
Основные критерии психологической оценки коллажей для специалиста: 1) число образов-картинок; 2) наличие или отсутствие свободного пространства между образами-картинками; 3) расположение в пределах или за пределами формата, рекомендованного по инструкции упражнения (при выполнении коллажа по инструкции предлагается использовать один лист формата А3); 4) использование целого образа или его фрагментов (деструкция предыдущего с целью конструкции последующего); 5) наличие портретного сходства или контрастных различий с автором коллажа.
Для самостоятельного анализа коллажа участниками арт-терапевтической программы с целью выявления возможных содержательных аспектов профессиональной деятельности и личной сферы жизни был разработан перечень содержательных аспектов двух указанных областей.
В результате самостоятельного анализа коллажа и обсуждения в малых группах многие респонденты сделали личное открытие, что их активность и стремление к карьерному росту не подкреплены пониманием цели этого роста («Для чего?»). Например, у большинства менеджеров в пункте «профессиональная деятельность» была отмечена только графа «карьера». Иными словами, образы коллажа отражали желание карьерного роста, но в отрыве от взаимосвязи с другими областями жизни. При обсуждении в группе многие менеджеры затруднялись ответить, какие желания они стремятся реализовать в карьерном росте: увеличение заработной платы, реализация своих профессиональных или творческих планов, создание семьи. Особенно активное обсуждение вызывал тот факт, что в коллажах не было образов, отражающих взаимоотношения менеджеров с коллегами по работе. Это означает, что достижения в карьере они воспринимают формально, не задумываясь о содержательном стороне, рассматривая карьерный рост как личное достижение, не подразумевающее взаимодействия с другими людьми, не требующее дополнительного образования, понимания ценностных ориентаций.
Если сравнить между собой коллажи, выполненные на различные темы, то можно заметить, что увеличилось число изобразительных единиц, используемых в коллаже (с 67% до 81%), которые наполнены глубоким личностным смыслом, символизмом, метафоричностью, изменились по смыслу названия картин. Например, на начальном этапе исследования характерными были следующие названия коллажей: «Жизнь любителя пива», «Время — деньги», «Вперед! К достижениям!». Далее названия и тематика работ заметно изменились: «Будущее — мое и Земли», «Мое предназначение в жизни», «Мои возможности в личной и профессиональной жизни». Полагаем, что эти изменения являются убедительной иллюстрацией осмысления менеджерами собственных ценностных ориентаций, принятия многообразия своего «Я», появляющихся в результате применения арт-терапии.
В результате исследования была обнаружена взаимосвязь между общим числом образов, используемых в коллаже, и общим показателем креативности у менеджеров. Респонденты, которые согласно психодиагностическому исследованию имеют более выраженный креативный потенциал, в своих коллажах используют большее число образов-картинок, многоярусные формы коллажа, дополнительные листы бумаги; наклеенные образы-картинки у них чаще выходят за пределы формата, рекомендованного по инструкции упражнения.
Заметим, что, несмотря на информативность методики «Кто Я?», образы, проявляющиеся в художественной продукции — коллажах, скульптурном моделировании, рисунках, — являются наиболее информативными. Например, в вербальных самоописаниях менеджеров почти не встречается высказываний об отношении респондентов к природе. В то же время в коллажах (и других изобразительных работах) различные изображения природы встречаются чаще многих других. Они проясняют скрытые смыслы, воспроизводят в том числе неосознаваемое отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Оценивая себя, участники арт-терапии чаще прибегают к объективным характеристикам, нежели к субъективным, а при оценке образа «Я» в изобразительных работах — наоборот. Например, «Я — человек», «Я — менеджер», «Я — сотрудник компании» — в одном случае, и «Я — приносящий тепло и свет людям», «Я — умеющий принимать решения» «Я — приносящий пользу народу», «Я — берегущий Землю» — в другом. Данный факт мы рассматриваем как свидетельство более полного самовосприятия в процессе выполнения изобразительных работ по сравнению с процессом вербального самоописания.
Показателем степени профессиональной самоактуализации служит наличие в коллажах образов ценностей, целей, выделение дальних профессиональных целей и задач.
Структура образов в коллажах у менеджеров с различной статусной принадлежностью значительно различается. Анализ структуры профессиональных мотивов показал, что личностно-профессиональные цели менее выражены в коллажах группы «МЗ», более — в группах «КР-1» и «КР-2». Следует заметить, что как при изготовлении коллажей, так и при обсуждении работ в группе «МЗ» прослеживалась низкая мотивация к арт-терапевтическим занятиям, небрежное выполнение работ, низкая динамика в группе. В целом, образы в коллажах менеджеров групп «КР-1», «КР-2», «МЗ» можно соотнести с их приоритетными областями жизни (таблица 6). У группы «МП» образы, символизирующие профессиональные и личностные цели, практически не разделены, выделяются только образы, связанные с семьей, а структурные компоненты коллажей характеризуются некой несбалансированностью, противоречиями. Характерными для группы «Р» являются образы, направленные на взаимодействие с окружающей средой, заботу о природе, животных, попытки сохранить Землю для потомков. Изобилуют образы, проясняющие отношения с Богом, с Женщиной, поиски творческой самореализации как основного связующего звена между всеми приоритетными областями жизни представителей этой группы. При обсуждении работ было выявлено, что руководители довольны своей профессиональной деятельностью, но не видят себя в качестве творческого начала в данном виде деятельности. С одной стороны, производственный процесс требует четкой организации и соблюдения технических указаний, с другой стороны, менеджеры данного уровня находятся в строгом подчинении у вышестоящего руководства предприятия.
Знаковые характеристики образа «Я» (визуальные образы) у менеджеров промышленного производства, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему значений, представлены в таблице 6.
Таблица 6. Знаковые характеристики образа «Я» у менеджеров промышленного производства
Сферы жизнедеятельности | Образы |
Увлечения | Автомобили, путешествие, лодки, самолеты, яхты |
Профессиональная самореализация | Заводы, электросети, деловое кресло, группы людей, заводская проходная |
Профессиональная деятельность | Часы, автомобили, портфели, графики, деловое кресло, портрет руководителя |
Карьера | Директорское кресло, трибуна руководителя, руководитель среди подчиненных, в центре группы людей |
Финансы | Деньги, банки |
Друзья, общение | Глаза, руки, группы людей, природа, костер |
Духовный мир | Природа, водоемы (водопады, реки, океаны), животные |
Здоровье | Спортсмены, спортивные снаряды, природа, водопады, перечеркнутые изображения спиртных напитков |
Служение людям | Церковь, дети, ангелы, кресты, люди, несущие в груди или в руках свет, короли и королевы |
Таблица 7.Сравнение знаковых характеристик образа Я в различных профессиональных группах
Сферы жизнедеятельности | Образы в коллажах, рисунках в разных профессиональных группах | |||
Менеджеры | Летчики | Архитекторы | Психологи | |
Увлечения | Автомобили, самолеты, яхты, лодки | Рыбалка, охота | Женщины, мужчины, фотографии, географические карты | Цветы, животные, пища, книги, |
Профессиональная самореализация | Заводы, электросети, деловое кресло, группы людей, заводская проходная | Небо, самолеты, штурвал | Здания, руки, город, схематические и силуэтные изображения | Бабочки, свечки, люди, ритуальные предметы, общие изображения людей, животных |
Духовный мир | Природа, водопады, реки, океаны | Небо, церковь, природа | Религиозные сооружения, памятники культуры, шедевры искусства | Солнце, круг, мандала, свеча, священник, сакральные предметы |
Профессиональная деятельность | Часы, автомобили, портфели, графики, деловое кресло, группы людей | Самолеты зарубежных марок | Произведения искусства, красивые геометрические формы | Неопределенно |
Карьера | Директорское кресло, трибуна руководителя, руководитель среди подчиненных | Макет города, мультимедийные панорамы города, архитектор и группа людей | Мобильный телефон, семейные фотографии | |
Финансы | Деньги, денежные мешки | Личные самолеты, яхты, дорогие модели автомобилей | Антиквариат, золотые украшения, произведения искусств | Неопределенно |
Друзья, общение | Глаза, руки, группы людей, природа | Мужские группы на природе, в офисах | Глаза, руки, группы людей, фотоаппарат, рисующие люди | Танцующие группы людей, люди, держащиеся за руки, природа |
Здоровье | Спортсмены, спортивные снаряды, природа, водопады, перечеркнутые изображения спиртных напитков | Перечеркнутые изображения спиртных напитков, рыбалка, лес, велосипед | Прогулки с фотоаппаратом, красивые девушки, красивые интерьеры ресторанов | Блюда растительной пищи, люди в позах йоги, отдых у моря |
Служение людям | Церковь, дети, ангелы, кресты, священники | Свет, природа, ладони | Здания религиозного служения, здания из стекла, современных материалов | Люди, несущие в груди или в руках свет, короли и королевы |
Таким образом, можно сделать вывод, что «Я-концепция» проявляет себя в художественных образах участников, отражает различную картину мира; в символообразовании присутствуют всеми узнаваемые образы.