Проблемный характер профессиональной деятельности менеджера
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера как система диагностики, формирования, совершенствования и коррекции опирается на следующие принципы [63, 69]:
· профессиональная деятельность менеджера носит проблемный характер, и выступает как одна из важнейших сторон личностной реализации человека;
· эффективная профессиональная деятельность менеджера в значительной мере обусловлена соответствием специфики деятельности личностно-ролевым особенностям менеджера [69].
Важнейшим условием психологического обеспечения любой профессиональной деятельности является ее тщательное изучение и анализ [63].
Менеджер, работающий в сфере промышленного производства, является специалистом по управлению персоналом, то есть разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает рабочие процедуры, технологии ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль над их исполнением [39, 40, 43, 81]. Следует подчеркнуть, что профессия менеджера является социально-значимой, и в соответствии с классификацией профессий Е. А. Климова — это профессия типа «человек-человек», по Е. П. Ермолаевой она одновременно относится к профессиям контактного типа и к профессиям властного типа.
Исследования Ю. В. Постыляковой наглядно демонстрируют повышенные требования, которые профессиональная деятельность менеджера предъявляет к его ресурсам:
· личностным (уверенность в своих способностях, самоуважение, коммуникативные навыки и др.);
· когнитивным (организация своих внутренних ресурсов и управление ими);
· социально-ориентированным (получение поддержки в стрессовых ситуациях и др.);
· инструментальным (способность распознавать ситуации, связанные с риском для психологического здоровья и др.) [78].
Особые условия деятельности менеджера — дефицит времени. Задачи, имеющие жесткий срок выполнения, наличествуют параллельно с задачами, характеризующимися отдаленным сроком выполнения и неопределенностью результата. Причинами возникновения временного дефицита могут объективные и субъективные факторы [2, 22, 43, 98 и др.].
С точки зрения эффективного управления человеческими ресурсами, создание условий для раскрытия потенциала личности и группы людей и успешной реализации в профессиональной деятельности — одна из важнейших задач эффективного управления в организации [66]. Осознание большой значимости психотерапевтического начала в деятельности руководителя привело к возникновению новых подходов и понятий в современной теории управления — таких, в частности, как «менеджмент, обращенный к человеку» или «менеджмент с человеческим лицом» [43, 107]. В. М. Шепель вводит понятие «человековедческая компетентность» менеджера, считая это условием эффективности управленческой деятельности [107, с. 60].
Только эффективно управляя собой, менеджер может наладить доброжелательные личные отношения с подчиненными и должным образом построить межличностные взаимоотношения людей при их совместной трудовой деятельности. Чаще усилия направляются на подчинение окружающих своей воле, а так как регулирование душевного состояния сотрудников — не профессиональная прерогатива менеджера, то вызревают конфликты, которые приходится разрешать менеджеру по персоналу (психологу). Указанные противоречивые требования к профессии менеджера — быть гибким с другими людьми и жестко контролировать себя — могут обнаружить внутренне несоответствие личностных возможностей менеджера его профессиональной роли и выступить источником одной из форм конфликта. В ситуации, когда возникает несоответствие между требованиями профессиональной позиции и возможностями личности, здоровье личности зависит от глубины этого несоответствия. Некоторый уровень несоответствия может стать побуждающим фактором и направить усилия человека на творческое совершенствование в своей профессии или поиск себя в другой профессии [24, с. 21]. Психологическая подготовка помогает в способах общения, методах формирования командного духа, чувства преданности компании и ее ценностям.
В современной литературе по управлению персоналом, в перечне способностей менеджера, необходимых ему в связи с развитием современного менеджмента и психологических знаний, можно встретить следующие: эмоциональная компетентность; креативность как умение принимать творческие решения. Эти способности влияют на раскрытие личностного потенциала менеджера, его развитие и успешность, а также на его психологическое здоровье [44, 73, 75, 80].
По мнению И. Н. Андреевой, эмоциональная компетентность определяется рядом факторов: самоуважение — способность уважать и принимать себя и свои поступки; эмоциональная самоосознанность — способность понимать свои чувства и причины, их вызывающие; самоактуализация — стремление реализовать свой потенциал, ставить и достигать цели; эмпатия — способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей; межличностные отношения — способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения; стрессоустойчивость — способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям; гибкость — способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации [6].
Р. Бар-Он включает в состав эмоционального интеллекта следующие компоненты [109]:
· интраперсональные — самонаблюдение, эмоциональное самосознание, самоутверждение, независимость, самоактуализация;
· интерперсональные — эмпатия, социальная ответственность, межличностные отношения;
· способность к управлению стрессом — толерантность к стрессу, контроль импульсивности;
· способность к адаптации — проверка реальности, гибкость, решение проблем;
· оптимизм, счастье.
И. Н. Андреева, Г. Б. Морозова, А. В. Карпов, А. С. Петровская отмечают, что развитие эмоциональной компетентности является необходимым условием психологического здоровья личности, ее эффективности в межличностном взаимодействии и деятельности руководителя [6, 43, 66 и др.].