Тренинг сплочения коллектива.

Экшн – тренинг

Экшн-тренинг(ЭТ) – это программа, которая проводится в лесу или в зале на специально подготовленной площадке. Время проведения - около 8-10 часов. В данном тренинге могут одновременно участвовать до 5 групп по 8-12 человек. Тренинг не предполагает особой физической подготовки или туристского опыта участников. Экшн-тренинг представляет собой последовательность игр и упражнений («событий»), некоторые из которых проходит на высоте до 12 метров. Упражнения построены таким образом, что в большинстве случаев успех или неудача группы зависят от усилий каждого, поэтому участникам приходится учиться действовать "как команда". ЭТ позволяет участникам с максимальной эффективностью приобрести опыт достижения командных целей, сотрудничества и доверия. Это подразумевает изменение поведения, совместную работу в решении проблем, постоянное развитие и совершенствование командного взаимодействия.

Упражнения построены таким образом, что общий успех зависит от усилий каждого.

Оказываясь в ситуациях, предполагающих элементы физического и эмоционального риска, участники по-новому воспринимают свои чувства и мысли, поддерживают друг друга, принимают и уважают индивидуальность каждого. “Экшн-тренинг” – это сочетание азарта Большой Игры с элементами полосы препятствий. Это не соревнование и соперничество, а волнующее и незабываемое приключение, в котором участники получают опыт создания команды и достижения общих целей, осознают свои возможности, с удивлением открывают новые черты в своих близких. Часто совершенно незнакомые люди становятся друзьями и не хотят расставаться друг с другом в конце дня. При этом важным является то, что в ЭТ могут принимать участие люди всех возрастов и физических возможностей.

Экшн-тренинг развивает такие ценные качества, как сотрудничество и доверие, уверенность в себе и своих силах, готовность к риску, творческий подход и способность к быстрому принятию решений, ответственность за общий результат и опыт максимально эффективно достигать цели.

Оказываясь в ситуациях, предполагающих элемент физического и эмоционального риска, участники начинают открыто выражать свои мысли и чувства, поддерживать друг друга, принимать и уважать индивидуальность каждого.

Кроме того, ЭТ – это не только обучение, но и важный для каждого отдых и разрядка. Это возможность “классно оттянуться”, поволноваться и повеселиться, испытать себя и свои силы, пережить новые ощущения и почувствовать вкус победы, когда препятствие, кажущееся непреодолимым, оказывается позади и невозможное становится возможным. Выпускники тренинга утверждают, что опыт, полученный на ЭТ, реально поддерживает их в успешном достижении результатов в различных областях жизни.

В зависимости от целей участников, “Экшн-тренинг” может проходить в разных формах:

· веселая приключенческая программа,

· тренинг личностного роста,

· составная часть бизнес-тренинга фирмы и т.д.

Исходя из опыта проведения ЭТ, можно описать следующие ожидаемые результаты:

1. Повышение эффективности индивидуальной и командной работы членов группы, создание возможностей для лучшего понимания себя и других в сложившихся командных взаимоотношениях;

2. Выявление и устранение ограничений, мешающих развиваться каждому отдельному сотруднику и компании в целом;

3. Формирование навыков межличностного и делового взаимодействия членов команды в сложных и изменяющихся ситуациях;

4. Выявление и решение скрытых и явных конфликтов, существующих между членами команды, осознание и преобразование их в цели, развивающие команду и каждого в отдельности и выводящие ее на новый уровень взаимодействия;

5. Формирование духа команды и выработку способности к постановке целей и нахождению наилучших путей их решения.

Кроме того, ЭТ - это не только обучение, но и столь необходимые каждому отдых и разрядка. На программе Вы сможете поволноваться и повеселиться, испытать себя и свои силы, пережить новые ощущения и почувствовать вкус победы, когда препятствие, кажущееся непреодолимым, оказывается позади.

Методология ЭТ

Система тренинговых упражнений, изложенная ниже, условно подразделяется на три блока:

· групповая работа – сплочение коллектива;

· индивидуальная работа – преодоление себя в различных ситуациях;

· упражнения на доверие коллективу.

Данные упражнения с успехом применяются в работе с различными группами людей (детей и взрослых) их применяют в молодежных лагерях. В отечественной литературе часть приведенных упражнений впервые описана А.Лутошкиным.

Познание через собственный опыт. Когда мы слышим или читаем о чем-либо; слушаем лекцию о чем-нибудь, обычно запоминаем примерно 10% информации, через некоторое время у нас остается и того меньше. Познание через собственный опыт подразумевает самостоятельное выполнение того или иного действия, а не простое получение информации о нем. Таким образом, мы хорошо и надолго запоминаем наше поведение, реакцию.

Несколько уровней познания. В большинстве учебных программ участник познает что-либо сначала на умственном (ментальном) уровне. Затем он реагирует на познанное на эмоциональном уровне. Участник познает, также, и на физическом уровне. Комбинация ментального, эмоционального и физического уровней познания дает человеку уникальный опыт.

Разрыв ментального и эмоционального циклов. Люди часто попадают в так называемый ментально-эмоциональный цикл: сначала человек видя или слыша что-либо, эмоционально реагирует на это. Затем он анализирует свою реакцию, затем реагирует на только что произведенный анализ (мысль), затем анализирует свою новую реакцию, затем снова реагирует и т.д. В результате человек обескуражен и уверен, что ему никогда не решить проблемы. Он никогда не предпринимал действия. Физическое действие поможет разорвать цикл. В процессе познания на физическом уровне ментально-эмоциональный цикл никогда не разорвется. Более того, если участник уже находится во власти цикла относительно определенной ситуации, проблема может быть решена предприятием физического действия или участием в ЭТ.

Человек действует одинаково в схожих ситуациях. Если человек действует определенным образом, являясь участником группы, решая проблему, проявляя лидерские качества, например, то вероятнее всего, он будет вести себя таким образом везде, где бы ни случилась подобная ситуация, в том числе во время ЭТ. Трудности, которые человек испытывает в школе, на работе, дома, скорее всего, проявятся и в ходе ЭТ. Это же правило можно отнести к проблемам самовыражения, лидерства, доверия. Упражнения ЭТ созданы таким образом, чтобы участники испытали те же самые чувства в ходе тренинга и, главное, осознали свои проблемы и сделали первые шаги на пути их решения. ЭТ дает шанс взглянуть на самого себя. Это кусок обычной жизни, вынесенный за ее пределы и обличенный в форму игр и упражнений.

Люди чувствуют себя более раскованно за пределами обычной обстановки. ЭТ обычно проводится на природе (или в специально оборудованном зале), вдали от офисов и учебных классов, потому, что люди чувствуют себя более комфортно в разговорах о ситуациях, возникающих в школе или офисе, когда они находятся далеко от них. Кроме того, находясь на природе, люди склонны расслабляться. Перемена атмосферы изменяет в людях их реактивность. Они не чувствуют себя привязанными к атмосфере классной комнаты и таким образом, более настроены обсуждать конфликт. Кроме того, они получают возможность взглянуть на ситуацию «со стороны» не предвзято. С этой точки зрения им легче увидеть свои сильные и слабые стороны.

ЭТ может быть модифицирован для каждой группы. Каждое высокое и низкое упражнение в ЭТ имеет отношение к определенным навыкам. Если группе участников необходима помощь в определенной области, например доверие друг к другу или командная работа, то для этой команды могут быть выбраны соответствующие упражнения. Но ЭТ может, также быть использован для общих целей, таких как: лидерство; создание команды или признание при помощи комбинирования общих элементов ЭТ. Таким образом, весь курс в целом будет обращен к нуждам командной работы.

Ценности ЭТ:

· Безопасность – абсолютное условие.

· Польза для участников.

· Польза, которую приобретаете Вы, выполняя 1 и 2 условия.

Безопасность. Самым важным моментом, о котором должен всегда помнить организатор, является безопасность участников и ведущих ЭТ.

Страховка. В каждом упражнении ЭТ есть страхующий, но иногда страхующим является сам ведущий. На ведущем каждой команды лежит исключительная ответственность за безопасность каждого участника группы и функции главного страхующего в каждом упражнении.

Цель страховки – не допустить царапин, повреждений, падений и т.д.

Ведущий обязан предвидеть потенциально опасные ситуации и быть всегда начеку:

- Не может ли участник поцарапаться о камень, пролезая через паутину?

- Смогут ли участники удержать пролезающего через высокую ячейку в паутине?

- Готовы ли страхующие на траст фоле поймать падающего?

Ведущий должен быть постоянно готов отреагировать на подобные ситуации.

Руководство ведущего ЭТ

Ведущий ЭТ обязан:

ü следовать настоящему руководству;

ü всегда быть с командой;

ü не опаздывать;

ü быть готовым выполнить любую работу в помощь программе;

ü избегать негативных оценок и суждений относительно участников и их действий;

ü поддерживать атмосферу психологического комфорта в группе;

ü не пытаться помочь выполнить упражнение;

ü не принимать решение за участников;

ü страховать участников при падениях;

ü соблюдать доброжелательность и нейтралитет до окончания

Личное снаряжение ведущего:

ü настоящее Руководство,

ü часы,

ü блокнот,

ü ручка,

ü 15 бланков Соглашений участника,

ü запасной комплект медицинских анкет,

ü спортивная одежда и обувь;

ü портативная радиостанция (мобильный телефон).

Наши рекомендации