Новелла во французской литературе. Творчество Мериме и Мопассана.
Проспер Мериме (1803-1870)
- Новеллист
- Романист
- Драматург
- Историк искусств
Главная цель
- Правдивое и точное изображение жизни и человека взятого в непосредственных отношениях с другими людьми, с обществом.
- Характер и поведение определяются окружающей средой, различными условиями места и времени – нравами
Пьесы:
- 1825 – «Театр Клары Газуль», сборник пьес
- 1828 – «Жакерия», историческая драма-хроника
- Поиски новых форм: отвергает «единства», соединяет патетику и иронию, трагическое и комическое.
- Интерес к экзотике, к ярким страстям, создание «местного колорита»
«Гюзла» – сборник прозаических баллад
- Мистификация: выдаёт себя за переводчика подлинных народных песен
- 30 баллад
- Вымышленная биография народного сказителя Иоканфа Маглановича
- Примечания переводчика
«ХРОНИКА ЦАРСТВОВАНИЯ КАРЛА IX» (1829)
- Исторический роман
- В нём показана Франция XVI века, любовная история молодого дворянина Бернара де Мержи и придворной красавицы Дианы тесно сплетена с борьбой католиков с гугенотами и с событиями Варфоломеевской ночи.
ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ – резня Святого Варфоломея
- Массовая резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, погибло около 30 000 человек.
- Традиционно принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX
- Резня произошла спустя 6 дней после свадьбы королевской сестры Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, в связи с которой многие из самых богаты и видных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже.
Следует Скотту в приёмах построения романа, связывая крупное общенародное событие с личными судьбами вымышленных героев.
Мастер создания исторического фона, героев второго плана.
Но: не принимает метод пространных описаний, сокращает их до минимума, только главное.
ПОВЕСТИ И НОВЕЛЛЫ
- 1829 – «Таманго» (Tamango), новелла
- 1829 – «Взятие редута» (L’enlevement de la redoute), рассказ
- 1829 – «Матео Фальконе» (Mateo Falcone) , новелла
- 1830 – «Этрусская ваза» (Le vase etrusque) , новелла
- 1830 – «Партия в трик-трак» (La partie de tric-trac) , новелла
- 1833 – «Двойная ошибка» (La double meprise) , новелла
- 1834 – «Души чистилища» (Les ames du Purgatoire) , новелла
- 1837 – «Илльская Венера» (La Venus d’Ille) , новелла
- 1840 – «Коломба» (Colomba), повесть
- 1844 – «Арсена Гийо» (Arsene Guillot) , новелла
- 1845 – «Кармен» (Carmen) , новелла
- 1869 – «Локис» (Lokis) , повесть
- «Джуман» (Djouman) , новелла
- «Синяя комната» (Chambre bleue) , новелла
ДВА ТИПА НОВЕЛЛ
Французское светское общество
- «Этрусская ваза»
- «Партия в трик-трак»
- «Двойная ошибка»
- «Арсена Гийо»
Экзотические
- «Таманго»
- «Матео Фальконе»
- «Коломба»
- «Кармен»
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ
- Подлинное изображение нравов и характеров
- Внутренний мир определён воздействием конкретной социальной среды
- Задача: проследить, как видоизменяются характеры и нравы в зависимости от изменений условий места и времени
- Критика буржуазного общества, власти денег, социальной несправедливости.
- В поисках настоящих сильных характеров, героических поступков обращается к странам, где буржуазные отношения ещё не утвердились в полной мере.
«КАРМЕН» (1845)
- В новелле рассказывается о страстной любви баска Хосе к цыганке Кармен.
- Важную роль играет описание их разбойной жизни, обычаев, культуры.
- Хосе требовал от Кармен полного подчинения, однако Кармен, свободолюбивая цыганка, отказалась покориться ценой собственной жизни.
- Вступление и последняя глава новеллы представляют собой этнографические и археологические очерки, которые никоим образом не связаны с основной сюжетной линией.
- Автор хотел оттенить главную сюжетную линию, которая держит читателя в сильном эмоциональном напряжении.
- Также последняя глава повествует о жизни, культуре, языке цыган, что помогает читателю ближе познакомиться с ними.
- Мериме описал Хосе и Кармен объективно – они представляют собой типичный характер своих национальностей, поэтому читателю тяжело принять ту или иную сторону.
Ги де Мопассан — романист (6 романов), новеллист (около 300 новелл). Первая новелла «Пышка».
В основе творчества писателя лежало критическое отношение к капиталистической действительности, фальши буржуазной демократии и милитаризму. В основах своего творчества Мопассан был гуманистом и реалистом. Крупным вкладом в мировую литературу явилась его новеллистика. Разнообразные по тематике и способам повествования, рассказы отличаются глубоким интересом к человеку; забавные или печальные эпизоды являются проявлением тех или иных социальных закономерностей.
Утверждая красоту земной любви, Мопассан с горечью говорил о превращении ее в предмет купли-продажи, в средство обмана, порабощения.
Значительной вехой в развитии французского реализма стали романы писателя («Жизнь», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан» и др.). Сжатостью, точностью, ясностью отличается язык произведений писателя, по словам А. Франса, «подлинно французский язык».
Основные произведения: сборники новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883); романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888).
Эстетические принципы:
- натурализм
- изображение правды жизни
- безличное, объективное искусство
- культ природы
- тщательный отбор материала
- экономные художественные средства
- психологизм
Главные темы творчества:
- Пессимизм (влияние философии Шопенгауэра)
- Безумие, депрессия