Роман Стендаля «Красное и черное» - первый крупный роман европейского реализма.
Стендаль (Натоящее имя и фамилия Мари-Анри Бейль) 1783-1842
- французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX века.
- Первый роман – «Арманс»
- Новелла – «Ванина Ванини»
- «Красное и чёрное»
- «Пармская обитель» (роман)
- «Итальянские хроники»
- Неоконченный роман «люсьен Левен»
- Посмертно опубликованы также автобиографические произведения:
- «Жизнь Анри Брюлара» и «Воспоминания эгоиста»
Согласно взглядам Стендаля, история искусства представляет собой вечную смену романтизма и классицизма, когда вслед за веком оригинального творчества в искусстве, следует век подражательности, не способный подняться до создания собственных шедевров, отвечающих вкусам своего времени. «В сущности, все великие писатели были в своё время романтиками».
Художественная программа – принципы реализма в литературе:
- Художественный образ, при всей неповторимости своих индивидуальных черт, обязательно должен быть обобщением, типичным представителем определённой социальной группы.
- Перед литературой Стендаль ставит ряд задач и принципов:
1)он предлагает драматургии отказаться от соблюдения единства времени и места, показывать важнейшие исторические события, влиявшие на жизнь всей нации. Также он советовал писать трагедии прозой, желая внести больше простоты, стремительности драматизма и естественности.
2) Задача художественного отображения современности:
1. Стендаль требует от нового искусства правдивого отображения современности. «Правда, горькая правда» - вот лозунг Стендаля. «Исследуем – в этом весь XIX век». И потому повествованию предстоит сделаться «зеркалом, с которым идёшь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы», а потому пенять за запечатлённые там неполадки следует, прежде всего, на «дорожных смотрителей».
2. «действие будет достоверно, просто и естественно – похоже на то, что ежедневно происходит на наших глазах», а герои – «такие же, как мы их ежедневно встречаем … ни более напыщенные, ни более натянутые, а этим много сказано».
3. Писатель не «сладкоречивый чародей», а внятный, трезвый «историк и политик».
3) Отыскивая ключи к человеческому поведению, следует обращаться к внутреннему миру и исследовать побуждения изнутри. «…XIX век будет отличаться от всех ему предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».
4) призывая к глубокому изучению современности, её движущих социальных сил, общественных типов, Стендаль рекомендовал писателю придерживаться трезвого описания, логической стройности и предельной точности: «Любовь, эта полная иллюзий страсть, требует для своего выражения математической точности».
«Красное и черное» (1830)
- Два пути карьеры: армия и церковь (Традиционно принято было считать, что названия цветов, вынесенные в заглавие романа, символизируют стоящий перед главным героем выбор между карьерой в церкви (чёрный цвет одежд клириков) и в армии (красный цвет офицерского мундира)
- Цвета рулетки
- Страсть и смерть
- Две женщины: госпожа Реналь и Матильда де ла Моль
- Эпиграф: «Правда, горькая правда» (Дантон)
- Жюльен Сорель – главный герой. Хочет быть военным, но туда берут только дворян. Поэтому решает стать священником, раз туда путь ему открыт.
- Умный, рассудительный, не гнушается в средствах, ярый поклонник Наполеона, хочет повторить его судьбу. Думает, что если бы родился во времена Наполеона, то добился бы многого, а теперь приходится лицемерить.
- Понимает, что ради своих целей нужно хорошо относиться к людям, которых не любишь. Пытается лицемерить, но не всегда это получается. Очень эмоционален, тщеславен, гонится за положением в обществе.
- Вспыльчивый. Храбрый. Иногда его чувства преобладают над разумом.
- Госпожа де Реналь – жена мера города Верьера господина де Реналя. 30 лет.
- Матильда де Ла Моль – 19 лет; резка, эмоциональна, иронична к своим знакомым, не лицемерит с друзьями отца.
- Господин де Реналь – мэр города Верьера. Приглашает гувернера для того, чтобы похвастать перед Вально. Оба беспокоятся о том, что о них подумают другие. Ьщеславны, богаты нечестными деньгами. Дружелюбно разговаривают друг с другом, но за глаза строят козни.
- Аббат Пирар – Аббат питает симпатию к умному ученику, но пытается их не выказывать. Они похожи с Сорелем. Большинство их не любит за ум, начитанность, противопоставленность другим семинаристам.
- Господин де Ла Моль – участвует в тайных собраниях, образован. Хорошо относится к Сорелю с самого начала, не презирает его происхождение. Ценит его по работе, помощи в делах.
Жюльен
- Высокая знать не может создать большую личность, обладающую энергией и талантами: не надо напрягать свой ум и силы, ибо всё уже есть.
- Плебей должен трудиться и брать с боем своё место под солнцем.
- Главный герой всегда оригинален, таких, как он в обществе мало.
- Но поступки героя подготовлены и объяснены обстоятельствами и страстями – детерминированы.
Стендаль поставил своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера.
Он дал многосторонний анализ действий и поступков Жюльена Сореля, показал различные - добродетельные и порочные - черты в их жизненном смешении.
Первоначально роман должен был носить название "Жюльен", в традициях жанра романа-биографии. Но впоследствии, когда роман уже был написан, Стендаль меняет название на символическое "Красное и черное" - книга становится исследованием современного общества в целом. Стендаль избирает жанр романа-биграфии, затем чтобы рассмотреть актуальные проблемы своего времени.
В романе две темы, два конфликта. Это конфликт между третьим сословием, приобретающим все большую общественную значимость и первым и вторым сословиями, в чьих руках на протяжении веков была сосредоточена власть.
Второй, внутренний конфликт - в душе персонажей, противодействие, в которое вступают их страсти.