Проблематика и поэтика романа Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Виктор Гюго(1802-1885)
- Виктор Гюго вошёл в историю литературы как демократ и гуманист, поборник добра и справедливости, защитник угнетённых.
- Его мировая известность основана на его романах, но Гюго прежде всего поэт – первый поэт Франции, не знающий себе равных по масштабности творчества, его гражданскому накалу, виртуозному мастерству, богатству поэтического словаря и бесконечному разнообразию сюжетов, чувств, настроений.
- Творчество Гюго отличается редким художественным единством.
- Поэтом оставался он во всём, что бы ни писал: и в драматургии, пронизанной страстным лиризмом, и в романах, на каждой странице которых слышится его взволнованный голос, и в переписке, речах, публицистике, критических сочинениях, где сверкает весь арсенал романтической образности, весь фейерверк метафор и гипербол, неотъемлемых от его стиля и поэзии.
- С другой стороны, эпическое начало присутствует не только в его романах и больших поэмах, но и в лирике, даже самой личной, самой задушевной.
«Предисловие» к драме «Кромвель» (1827)
Манифест романтизма
- Широкое теоретическое обоснование нового романтического искусства.
- «Как бы ни были велики кедр и пальма, нельзя стать великим, питаясь лишь их соком», - как ни прекрасно искусство античной древности, новая литература не может ограничиться подражанием ему – вот одна из главных мыслей «предисловия». Искусство, - заявил Гюго, - меняется и развивается вместе с развитием человечества, и так как оно отражает жизнь, то каждой эпохе соответствует своё искусство.
- Историю человечества Гюго разделил на 3 большие эпохи: первобытную, которой в искусстве соответствует «Ода» (т. е. лирическая поэзия), античную, которой соответствует эпос, и новую, которая породила драму.
- Величайшие образцы искусства этих трёх эпох – библейские легенды, поэмы Гомера и творчество Шекспира.
- Шекспира Гюго объявляет вершиной искусства нового времени, под словом «драма» понимая не только театральный жанр, но и вообще искусство, отражающее драматический характер новой эпохи, главные черты которого он и стремится определить.
- В противовес классицизму, который он полагал устаревшим и оторванным от живой жизни, с его аристократическим противопоставлением «благородных» героев «неблагородным», «высоких» сюжетов и жанров «низким», Гюго потребовал расширить границы искусства, свободно сочетать в нём трагическое и комическое, возвышенно-прекрасное и низменно-безобразное (гротескное), как это происходит в жизни.
- Прекрасное однообразно, у него одно лицо; у безобразного их тысячи. Поэтому прекрасному следует предпочесть «характерное».
- Важной чертой нового искусства Гюго считал то, что оно открыло широкую дорогу гротеску.
- Другая важная черта – антитеза в искусстве, призванная отражать контрасты самой действительности, в первую очередь противоположность плоти и духа (здесь сказалось влияние Шатобриана), зла и добра.
- Гюго потребовал соблюдения в драме исторического правдоподобия – местного колорита, как в исторических романах, и обрушился на единства места и времени – нерушимые каноны классицизма, которые казались ему натяжками.
- Написанное с блеском и страстью, полное дерзких мысле й и ярких образов, «Предисловие» к «Кромвелю» произвело огромное впечатление на литературных современников.
- Оно открыло дорогу романтической драме, которая начала завоёвывать французскую сцену накануне 1830 года.
- Сформулированные Гюго принципы так или иначе сказались на таких произведениях, как «Генрих II и его двор» (1829) Александра Дюма, «Жакерия» (1828) Проспера Мериме, драмы и переводы из Шекспира Альфреда де Виньи.
- «предисловие» во многом оправдывало эстетику низового романтического жанра – бульварной мелодрамы, получившей широкое распространение в 1830-е годы.
Драматургия:
- «Эрнани» (Hernani, 1830).
- «Марион Делорм» (Marion Delorme, 1831).
- «Kороль забавляется» (Le Roi s’amuse, 1832).
- «Рюи Блаз» (Ruy Blas, 1838).
- «Эрнани» стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.
- Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, с воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории лиетратуры под названием «битва за «Эрнани»».
- «Марион Делорм», запрещённая в 1828 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»;
- «король забавляется» - в «театрФрансе» в 1832 году; эта пьеса была также запрещена.
Общественная деятельность:
В 1841 году Гюго избран во Французскую Академию, в 1845 году получил звание пэра.
В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании.
В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году бы избран сенатором
Романы:
- «Собор Парижской Богоматери» - первый исторический роман Гюго.
Главный герой романа — Собор
- Собор – символ Средневековья, красоты архитектуры и уродства религии
- «Книга убьёт здание»
- Основной признак романтизма; исключительные характера в чрезвычайных обстоятельствах
- Эстетика гипербол и контрастов
- Конфликт высокого и низкого: феодализм, королевская деспотия / народ, отверженные
Тема Конфликта любви и ненависти, красоты и уродства, а так же проблема «отторгнутых обществом» людей, возникновение и потеря новых идей – все это до сих пор остается актуальным, неподвластным времени…
Главным идейно-композиционным стержнем романа является любовь к цыганке Эсмеральде двух героев: архидьякона Клода Фролло и и звонаря собора Квазимодо. Эта любовь выявляет два характера.
Персонаж Клода Фролло вызывает сочувствие, жалость. Следует сказать, что жизнь у этого человека не сложилась с самого начала: мечта оказалась раздавленной обстоятельствами. Собор стал его домом, местом, где молодой человек заточил душу и страсть. Так получилось, что чувства, которые, как ему казалось, были похоронены в прошлом, захватили его. Он начинает бороться со своей страстью, но проигрывает.
Что касается Квазимодо, то сам персонаж чем-то напоминает собор Парижской Богоматери. Внешне этот человек также уродлив, неказист. За внешним уродством скрывается душа ребенка.
Широко использует в романе приемы гротеска и контраста. Изображение характеров дается по принципу контраста, так же как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Эсмеральды, но, с другой стороны, безобразная внешность звонаря контастирует с его прекрасной душой.
Главные герои романа тесно связаны друг с другом не только центральной любовной тематикой, но и своей принадлежностью к Собору Парижской Богоматери: Клод Фролло является архидьяконом храма, Квазимодо – звонарём, Пьер Гренгуар – учеником Клода Фролло, Эсмеральда – танцовщицей, выступающей на Соборной площади, Феб де Шатопер – женихом Флер-де-Лис де Гонделорье, проживающей в доме, окна которого выходят на Собор.
На уровне человеческих взаимоотношений персонажи пересекаются друг с другом через Эсмеральду, чей художественный образ является сюжетообразующим для всего романа. К прекрасной цыганке в «Соборе Парижской Богоматери» приковано всеобщее внимание: парижские горожане с удовольствием любуются на её танцы и фокусы с белоснежной козочкой Джали, местная чернь (воры, проститутки, мнимые нищие и калеки) почитает её не меньше, чем Богоматерь, поэт Пьер Гренгуар и капитан королевских стрелков Феб испытывают к ней физическое влечение, священник Клод Фролло – страстное желание, Квазимодо – любовь.
Сама Эсмеральда – чистое, наивное, девственное дитя – отдаёт своё сердце внешне красивому, но внутренне уродливому Фебу. Любовь девушки в романе рождается вследствие благодарности за спасение и застывает в состоянии слепой веры в своего возлюбленного. Эсмеральда ослеплена любовью настолько, что готова обвинить в холодности Феба саму себя, признавшуюся под пытками в убийстве капитана.
Молодой красавец Феб де Шатопер – благородный человек лишь в обществе дам. Наедине с Эсмеральдой – он лживый соблазнитель, в компании с Жеаном Мельником (младшим братом Клода Фролло) – изрядный сквернослов и любитель выпить. Сам по себе Феб – обычный Дон Жуан, смелый в бою, но трусливый, когда речь заходит о его добром имени. Полной противоположностью Феба в романе являетсяПьер Гренгуар. Несмотря на то, что его чувства к Эсмеральде лишены особой возвышенности, он находит в себе силы признать девушку скорее сестрой, нежели женой, и со временем полюбить в ней не столько женщину, сколько человека.
Личность в Эсмеральде видит и на редкость страшный звонарь Собора Парижской Богоматери. В отличие от остальных героев он обращает внимание на девушку не раньше, чем она проявляет заботу о нём, подав стоящему у позорного столба Квазимодо воду. Только познав добрую душу цыганки, сгорбленный уродец начинает замечать её физическую красоту. Внешнее несоответствие себя и Эсмеральды Квазимодопереживает достаточно мужественно: он настолько любит девушку, что готов сделать для неё всё – не показываться на глаза, привести другого мужчину, защитить от разъярённой толпы.
Архидьякон Клод Фролло – самый трагический персонаж романа. С ним связана психологическая составляющая «Собора Парижской Богоматери». Прекрасно образованный, справедливый, любящий Бога священник, влюбившись, превращается в настоящего Дьявола. Он хочет добиться любви Эсмеральды любой ценой. Внутри него постоянно идёт борьба между добрым и злым началом. Архидьякон то умоляет цыганку о любви, то пытается взять её силой, то спасает её от смерти, то сам же отдаёт её в руки палача. Страсть, не находящая выхода, в конечном итоге убивает и самого Клода.