Диагностика развития творческих способностей у младших школьников
Доказано, что творческие способности теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитиютворческих способностей в начальных классах, снижаются качественный уровень обучения.
Исходя из вышеперечисленного, в процессе прохождения преддипломной практики апробирована система кружковых занятий по изобразительному искусству, посвященных выполнению декоративной работы с целью развития воображения. Опытную работу можно разделить на 3 этапа:
1) констатирующий;
2) основной (формирующий);
3) аналитический (контрольный)
На первом этапе проводилась входная диагностика на определение уровня творческих способностей учащихся.
В педагогике и психологии исследованиями в области детского рисунка занимались многие ученые. В результате были разработано множество художественно-графических тестов, в которых оценивается творческое воображение по определенным критериям.
У А.Л. Венгера есть тест «Несуществующее животное». Ребенку предлагается нарисовать то животное, которое он не видел в жизни, придумать свое. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения. По количеству разнообразных деталей определяется уровень развития воображения [Психологический словарь: http://www.edudiс.ru/psi/348/].
Э. Торренс разработал тест креативности «Завершение картинок».
Предлагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:
- оригинальность;
-уникальность.
Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются. В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц. Показатель «оригинальность» подсчитывается по формуле. Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.
В интернете также можно найти множество тестов на выявление уровня творческих способностей (без фамилии автора). Но они имеют больше игровую форму и не дают четкой градации уровней. Тест «Я его слепила из того, что было». Ребенку предлагается за 5 мин слепить из пластилина какую-либо поделку. Исходя из оригинальности, проработанности и количества деталей начисляются баллы. Но не дается четкой принадлежности к определенному уровню развития творческих способностей. К тому же, такие методики сложно проводить в большой группе человек (в общеобразовательной школе).
Множество методов оценки креативности может быть разделено на несколько групп. Одна из них включает в себя подходы, направленные на изучение дивергентного мышления. Дивергентное мышление исследуется с помощью заданий, где респондентам необходимо генерировать идеи в ответ на вербальный или фигуральный стимул. Эти идеи затем оцениваются по четырём основаниям - оригинальность (редкость ответа), количество придуманных ответов, гибкость (насколько придуманные идеи различны между собой) и степень проработки ответов (насколько они применимы к реальности).
К данному классу могут быть отнесены следующие широко известные методики: тест креативности Дж. Гилфорда, тест креативности Е. Торранса, которые имеют широко известную модификацию - тест Торранса и Гилфорда, апробированный на русской выборке, созданный Е. Туник. Метод оценки уровня творчества Уолласа и Когана также должен быть включен в перечень подходов оценки креативного мышления [Туник Е., 2004].
Существуют различные модификации этих методов, которые были использованы в современных исследованиях. Например, Е. Л. Григоренко и Р. Дж. Штернберг измеряли уровень творческого мышления, попросив участников описать мир глазами насекомых и придумать, кто может жить, и что может произойти на планете под названием «Priumliava». В другом исследовании Штернберга были использованы мультфильмы. Участникам предлагались пять мультфильмов, откуда были вырезаны реплики героев, и из них необходимо было выбрать три для продумывания реплик и названия. Также ученые использовали метод написания эссе, которые могли быть созданы под одним из заданных заголовков: «Пятый шанс», «2983», «за край» и т.д.
Последний тип модификаций Штернберга – метод «устных историй», участникам были представлены пять листов бумаги, каждый из которых содержит набор от 11 до 13 изображений, связанных общей темой. После выбора одной из страниц участникам давалось 15 минут для формулировки рассказа, а также для того, чтобы надиктовать его в диктофон в течение ограниченного времени. Другой метод, который также можно отнести в эту группу, - метод свободных ассоциаций З. Зиверта. Он включает в себя инструкцию, в которой респондента просят дать несколько интерпретаций для картинок (автор Фанталов) как можно быстрее.
Следующая группа методов была разработана для оценки конвергентного мышления или «умения сузить количество возможных решений проблемы с помощью логики и имеющихся знаний». Тест вербальной креативности С. Медника может быть примером такого рода методик. В тесте даны три слова и респондентам необходимо предложить одно - объединяющее данные. Он был адаптирован к русской выборке Т. Б. Галкиной, Л. Г. Алексеевой и Л. Г. Куснутдиновой.
Широко известной является группа методов, в которой респондентам предлагается что-то изобразить. Данный подход находит своё отражение в тесте Баррона-Уэлша, основанном на теории З. Фрейда. В нем респондентам предлагается нарисовать картинки, которые оцениваются по шкалам в зависимости от степени выраженности в картинках первичных процессов, таких как эго-функционирование и либидозные драйвы, а также символизации и замещения. На изображениях также построен тест креативного мышления «создание рисунка», разработанный Ю. Урбаном. Тест состоит из пяти фрагментов фигур, расположенных в большом по площади квадрате, сбоку от него находится небольшая не зарисованная площадь. Участникам предлагается представить себе, что художник начал рисунок, но его прервали, и респондентов просят продолжить этот неполный рисунок.
Близким к данному классу является метод «индивидуальной фотографии», разработанный Зиллером и модифицированный Доллингером и Кланси. В нём респондентам предлагается выбрать или взять 20 фотографий, отвечающих на вопрос «Кто я?», и дать устное и письменное описание причин, почему именно эти фотографии отвечают на заданный вопрос.
Другая важная группа методов содержит в себе оценку креативного поведения. Зачастую все пункты данных методик содержат описание типов поведения, которые связаны с креативностью. Респонденту необходимо указать, какое из предложенных типов поведения им используется, либо насколько каждый из типов для него характерен. Методом, принадлежащим к данной группе, является шкала креативного поведения, которая состоит из 93 пунктов, связанных с аттитюдами «открытости дивергентному мышлению», сопутствующими креативному поведению.
Другой метод в данной группе -шкала креативных поведенческих диспозиций, инструмент с множеством показателей, основанный на концепции трансактуализации, которая расширяет понятие самоактуализации с точки зрения креативности и дизайна личного пространства.
Шкала креативности в повседневной жизни измеряет 5 показателей креативности: выразительная креативность, характеризующаяся спонтанностью и свободой выражения; техническая креативность, характеризующаяся профессионализмом и навыками; изобретательная креативность как проявление изобретательности в удобном сочетании материалов; инновативная креативность, или модификация и развитие идей; неотложная креативность, включающая разработку жизненно важных идей.
В данную группу также входит опросник творческих деятельностей, который был модифицирован. Данный опросник состоит из шкалы четырех компонентов креативности, пиковой креативности и степени вовлеченности в креативную активность.
Опросник областей применения креативности предлагает семь из них: представление, наука (математика), разрешение проблем, артистично-визуальная, артистично-вербальная, предпринимательская и взаимодействия с другими. Более современная версия данного опросника - новый опросник областей применения креативности - состоит из 21 пункта, основанных на четырех факторах: драма (актерская игра, пение, письмо), математика (наука) (химия, логика, компьютеры), искусство (прикладное искусство, рисование, дизайн) и взаимодействие (обучение, лидерство). Каждый пункт данной анкеты необходимо оценить по шестибалльной шкале от «Совсем не креативно» до «Очень креативно».
Последняя группа методов позволяет исследовать свойственное человеку поведение, связанное с креативной деятельностью, которое подвергается влиянию социально-культурного контекста (демографии, религиозности, этнической самобытности, ценностей). Рассмотрим данную группу методов более подробно.
Опросник креативных достижений СAQ, разработанный Карсон, измеряет креативность в 10 областях: изобразительное искусство, музыка, танец, архитектурный дизайн, креативное письмо, юмор, изобретения, научные открытия, театр и кино и кулинарные искусства. Для каждой области в опроснике представлены восемь пунктов, отражающие содержание определённого креативного поведения.
Эти пункты пронумерованы от 0 до 7, что отражает увеличивающийся уровень проявляемой в них творческой активности. Для всех сфер деятельности первый пункт (под номером 0) указывает на отсутствие подготовки, опыта или достижений в данной области. Остальные пункты с возрастанием предлагают всё более редкие виды креативной деятельности, которые логически связаны между собой так, что выбор каждого следующего пункта подразумевает и выбор предыдущего. В данной методике намеренно за каждым пунктом закреплён определённый вес, а также они не рассматриваются как взаимозаменяемые элементы. Кроме того, восемь пунктов не являются независимыми: если респондент не выбирает нулевой пункт (он же первый по счёту), что указывает на отсутствие достижений в этой области, то другие пункты этой сферы деятельности также оцениваются в ноль баллов. Аналогично, если кто-то выбирает «высокий» элемент, то все предыдущие пункты также должны быть отмечены как свойственные респонденту. Так, исследование Альфа Кронбаха внутри каждой из сфер не представляется необходимым.
Эта анкета широко используется в различных исследованиях, которые показали, что шкала действительно отражает различия в достижениях в области креативности. Карсон и его коллеги в первой статье на тему данной методики отмечают, что люди с более высокой общей оценкой по данной методике находят более интересные решения для создания коллажей, имеют более высокие оценки дивергентного мышления, а также более открыты новому опыту. Показатель «открытость новому опыту» был надежным предиктором баллов по опроснику креативных достижений в нескольких более поздних работах.
Общие оценки по данной методике не выявляют значимых корреляций с тревожностью, депрессией или симптомами социальной тревожности, но коррелируют с результатами методики оценки творческого поведения, которая описана ниже, с методикой оценки повседневной творческой активности и дивергентным мышлением.
Ещё одним методом, который был отнесён нами в данную категорию, является методика биографического анализа креативного поведения BIСB. Эта методика содержит 34 пункта, оценивающих повседневную креативность через широкий круг возможных областей, например, таких как искусство, ремесла и творчество, но они также охватывают и социальную креативность, которая выражается в лидерстве, наставничестве. Эта шкала использует формат ответов «да/нет». В инструкции респондентов просят выбрать из предложенного списка те деятельности, в которые он или она были активно включены на протяжении последних 12 месяцев. Что касается доказательства надежности, то в последних работах был выявлен показатель Альфа Кронбаха, равный 74, 78 и 76 . Что касается доказательств валидности методики, то она положительно коррелирует с дивергентным мышлением и с открытостью опыту, т.е. с факторами, которые обычно являются маркёрами креативности.
Последним из методов, принадлежащих к данной группе, является методика оценки творческого поведения СBI, которая впервые была разработана Д. Хокавар, а затем модифицирована в более короткую версию С. Дж. Доллингер. Исследователь исключил наименее надёжные пункты и оставил вопросы, результаты ответов на которые наиболее значимо коррелировали с остальными показателями. Краткая форма содержит пункты относительно такого поведения как создание костюма, написание стихов и песен, рисование эскизов. Краткую форму следует считать мерой повседневного творчества, в то время как длинная форма охватывает как повседневное творчество, так и выдающиеся творческие достижения. В инструкции респондентов просят отметить степень вовлеченности их в различные виды активности по 4-балльной шкале от «никогда не делал этого» (0 баллов) до «делал это более чем пять раз» (3 балла).
Изначальный вариант методики использовался в первые несколько лет сбора данных, что впоследствии дало возможность вычислить корреляции между результатами, полученными с её помощью, и данными короткой формы.
Внутренняя согласованность короткой формы является эквивалентной согласованности длинной формы. Для первых и последних лет сбора данных краткая форма данной методики была валидизирована таким образом, чтобы отличаться от изначального варианта.
Для проведения исследования нами были выбраны модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как тест Дивергентного Мышления, «Опросник для учителей по оценке творческого потенциала ребенка», тест на самооценку творческих способностей.
Рассмотрим подробней данные методики. Тест дивергентного мышления направлен на диагностику креативности и оценивает все характеристики связанные с творческим мышлением. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.
П. Торренс также в сфере диагностики художественно-творческих способностей выделил критерии воображения:
- беглость;
- гибкость;
- оригинальность;
- разработанность;
Характеристика основных показателей творческого воображения.
Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей.
Разработанность – тщательность, детализация образов – фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.
Беглость – количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.
Гибкость – отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.
По вышеперечисленным конкретным критериям мы подобрали следующие методики, которые наиболее подходят для нашей диагностики. Они не столь сложные в обработке результатов (нет формул, которые затрачивают много времени на подсчет), соответствуют выбранному нами возрасту младшего школьника и ближе к изобразительной деятельности (Таблица 1).
Методики исследования Таблица 1
Критерии | Методики |
Оригинальность | Методика №1 «Изучение оригинальности решения задач на построение образа» (Урунтаева Г.А.) |
Разработанность | Методика № 3 «Скульптура» (Немов Р.С.) |
Гибкость | Методика № 4. Методика «Круги» (Столяренко Л.Д.) |
Беглость | Методика №2 «Вербальная фантазия» (Немов Р.С.) |
Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональномплане жизнь.
Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Необходимо заметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.