Техника и технология валяния шерстью в системе внеурочных занятий по ДПИ
Валяние шерсти – это древняя техника. В течение многих веков, валяные изделия окружают человека. Когда люди приручили животных, они научились обрабатывать и использовать их шерсть.
О возникновении войлока говорит нам библейская легенда о Великом потопе. Из неё мы узнаём о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Они ютились в загонах в небольших помещениях, шерсть их падала прямо на пол, по которому они топтались. Куски шерсти неоднократно попадали под копыта животным, они долгое время месили её. А когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.
Первые люди, которые оценили уникальные свойства войлока, были кочевники. Они мастерили из шерсти убранство дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят.
Многие люди спали на войлоке, носили одежду из войлока, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.
На Руси зарождением техники валяния шерстью можно считать эпоху монголо-татарского ига. Изготавливалось сукно, которое было достаточно востребованным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки. А недавно, около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти валенки [Семпелс Е. Б., 2008].
Искусство создания войлока передавалось из поколения в поколение. В технике валяния шерстью до нынешних лет практически ничего не изменилось. Но сейчас выводят новые породы овец – мериносовые. Они известны более тонкой и мягкой шерстью, из которой можно получить исключительно нежные изделия.
Сегодня валяние шерстью стало оригинальной формой художественного самовыражения. Каждый мастер этого вида искусства придумывает все новые приёмы и технические особенности валяния из шерсти. Вновь становятся модными войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки. Непредсказуемыми и удивительными становятся сочетания войлока с керамикой, металлом, камнем, стеклом.
Технология валяния шерстью основывается на особенностях строения волосков самой шерсти. Под микроскопом можно увидеть, что волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, слой за слоем, налегают друг на друга по принципу черепицы. Если сильно увеличить такой волосок, то он будет напоминать ствол пальмы. В процессе валяния эти самые шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки замыкаются словно «замочки», не допуская дальнейшего движения, тем самым скрепляя шерстинки между собой. В этом и заключается уникальность шерсти как единственного волокна возможного для валяния.
Итак, процесс создания из шерсти как плоских, так и объёмных изделий требует применение технологий и приёмов, которые бы позволяли хорошо смешивать и переплетать волокна шерсти. Стали появляться большие мастерские и валяльное производство. В середине XIX-начале XX веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. При валянии объем кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность значительно возрастают, но до определённого предела, после которого перенапряжённые волокна начинают разрываться и материал превращается в труху [Барадулин В.А., 1986].
Валяние шерстью (felting, filt, filс) ворвалось и стало популярным во всем мире за последнее десятилетие. И это объясняется рядом следующих факторов. Во-первых, научиться валять – не сложно. Во-вторых, для валяния, как правило, не нужно специальных дорогих устройств и большого пространства – достаточно столика. В-третьих, плоды трудов видны практически сразу, что очень важно для начинающих. В-четвертых, сам процесс валяния - это замечательная релаксация. И, конечно же, вы получаете отличную возможность оригинально украсить себя, свой дом, создать интересные подарки родным и близким, и даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).
Для мокрого валяния (felting) необходима шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ, который заключается в использовании мыльного раствора для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти. Мыльный раствор значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала, таким образом, которым бы не удалось расположить волокна в слое войлока при сухом валянии. Также в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются- это физическое свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить. В процессе высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но так как их концы перепутаны во время валяния, а мыльный раствор удален, то вышеупомянутые «замочки» крепко держат эти волоски, что и позволяет войлоку сохранять форму, которую придали ему в самом начале. Этим способом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполнению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника превосходно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.
Для сухого валяния (needle felting) необходимы лишь поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно же, качественное сырье- шерсть. Сухое валяние – это уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Оно напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он предполагает перепутывание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, у которой имеются специальные, насечки, нанесенные под небольшим наклоном. Когда такая игла проталкивается сквозь слой шерсти, она затягивает за собой зацепившиеся за насечки волоски. Таким образом, при неоднократном прокалывании комка шерсти волокна спутаются нужным образом, и получится войлочное изделие. Фильцевание используют для нанесения рисунка на ткань, преимущественно, для создания войлочных изделий сложной формы: игрушки, в том числе и коллекционные, а так же куклы, украшения. Более того, иногда применяется комбинированная техника, которая очень удобна для сложных изделий, используя возможности валяния и по - мокрому, и по- сухому [Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф., 2007].
За время валяния объем комочка шерсти уменьшается в 3-5 раз – это зависит от планируемой плотности готового изделия. В любом случае, необходима шерсть. Поэтому остановимся на её видах и разберемся в этом получше. Для валяния используется любая натуральная шерсть. В большинстве случаев- овечья разных видов и верблюжья. А также подходит шерсть и других животных.
Грубая (валеничная) овечья шерсть – светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер – расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более дешевый материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё изготавливается основа, поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.
Очес – мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.
Выбеленка – расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения. Часто ее выбирают при отсутствии нужного цвета т.к. она легко окрашивается.
Верблюжка – расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть – используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер – шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
Меринос – полутонкая овечья шерсть. Используется так же как и ангора.
Для валяния предпочтительнее шерсть без синтетических добавок. Иначе в ней попадаются жесткие ворсинки, из-за которых полотно получается рифленым и не гладким. К тому же, эти ворсинки «вылезают» из завершенной работы. При выборе сырья обратите внимание на окраску шерсти. Чем меньше она окрашена, тем легче сваливается. С шерстью темных и «кислотных» цветов придется работать более тщательно, и это займет больше времени. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками. Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых. К примеру, для изготовления одной игрушки высотой 25 сантиметров средней плотности, потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоваться, как основа, и 100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки. Придать шерсти красивую фактуру можно с помощью различных натуральных волокон, таких как бамбук, соя, лен, крапива, банан и даже морские водоросли. Очень эффектно смотрятся добавления шелковых нитей или обычного мулине.
Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали. Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы. Спутывание шерстинок происходит благодаря проталкиванию в нижние слои волокон, зацепляемых насечками на нижней части иголки. Именно так получается эффект валяния. Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных этапов работы. С удлиненным лезвием, подходят для начала работы: они более грубые, легко справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос. Более короткие и тонкие – служат для завершения работы: изделия становятся ровными, гладкими и приобретают законченный вид. Когда работаете с иглой - будьте осторожны! Ею можно пораниться. Учащимся необходимо провести инструктаж и провести упражнения, благодаря которым они научатся держать ее уверенно. Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под тем же углом, что и вводить. Иначе волокна будут переплетаться не так надежно, а лезвие иглы может погнуться или ее острие сломается. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от задачи. Форма сечения иголок для валяния бывает двух видов - треугольная и звёздчатая.
Текстильная глина – так часто называют шерсть: потому что войлок образуется из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. С ним не только экспериментируют модельеры, его используют в условиях самостоятельного творчества мастера, которые шире раскрывают возможности этого уникального материала. Сегодня один из самых древних, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям и на современных машинах, используют не только как утеплитель, но и находят применение при изготовлении обуви и шитья одежды. Эти изделия из природного материала, органичны, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просты в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Многие используют технику «мокрого валяния», но наиболее часто работают в технике «сухого валяния». Этот способ многогранный, и в то же время доступный вид рукоделия. В англоязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающем «шерсть», в немецком, более известном у нас, варианте «фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel), хотя в России оба этих термина с успехом заменяет старое доброе русское слово «валяние». Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде. Но и мастера этого рукоделия вполне самостоятельно творят как аксессуары, так и ювелирные украшения. Они любят валять игрушки, как в виде самостоятельных изделий, так и в виде небольших украшений. Фильцеванием можно быстро украсить однотонные, скучные рукавички и другие предметы гардероба или создать невероятный цветок для украшения интерьера или одежды.
Также хочется подчеркнуть лечебное воздействие валяния шерстью на человека. Имеется в виду не только сами войлочные вещи, а именно процесс мокрого валяния. При валянии шерсти мы делаем замечательный массаж, напоминающий известный су - джок. Волокна шерсти мягко массируют точки наших ладоней и пальцев, а эти области, как известно, отвечают, за правильную работу всего организма. К тому же сам процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее, даже немного расслабляющее воздействие.
Шерсть – мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить, развивают координацию движений, стимулируют мозговую деятельность, а так же воображение и интуицию. Валяние из шерсти оказывает необычайный успокоительный эффект как на ребёнка, так и на взрослого человека, помогает научиться концентрации и сосредоточению. Приятные ощущения мягкости создают положительное настроение, а результат приносит множество ярких эмоций и морального удовлетворения.
Валяние из шерсти развивает мелкую моторику, усидчивость, творческое воображение, чувство формы и цвета.