Керамика стиля «Камарес» из Старого дворца в Фесте.
(Слева внизу – Кратер с лилиями).
Минойскую керамику находят во время раскопок в тех регионах, которые довольно далеки от границ Эгейского царства, что говорит о том, что эти предметы гончарного мастерства пользовались стабильным спросом. Как правило, эти сосуды использовали для того, чтобы хранить в них различные масла.
Дворцовый период в минойской культуре, 1650 г. до н.э., внес серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом «Морском стиле» украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне темной краской. Возможно, это связано с активизацией мореплавания.
«Морской стиль» минойской керамики периода расцвета.
В этот период художник усиливает эффект разнообразного орнамента и полихромией, применяются краски: желтая, пурпурная, белая, наложенные на черно- коричневый фон. Особое развитие в период «новых» дворцов (1700 –1450 гг. до н.э.) получают сюжеты из жизни моря. Точно переданы характерные движения летающих рыб на вазе с рыбой из Феста и осьминогом с Крита, являющимися весьма яркими образцами «Морского» стиля.
Характерные черты декорировки «Морского стиля»:
· Керамика украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов;
· Узор наносится темной краской на светлый фон.
· Применяются краски: желтая, пурпурная, белая, наложенные на черно- коричневый фон.
В 1450 г. до н.э. в результате стихийной катастрофы – землетрясения и извержения вулкана – погиб остров Фера. Стихийное бедствие на Фере было столь велико, что дождь из пепла достиг Крита и разрушил все дворцы и поселения. Ослабленный в результате катастрофы Крит был завоеван пришельцами с материковой Греции – ахеянами. Изменяется характер росписи ваз. Новые приемы декора носят название «Дворцового стиля». На больших вазах изысканной формы с темным рисунком на светлом фоне росписи в виде стилизованных цветов или морских мотивов, подчиненных форме вазы; каждая часть рисунка как бы подчеркивает архитектонику сосуда. Росписи ваз «Дворцового стиля» становятся строже по композиции (конец IV в. до н.э.) с более мелким и геометризированным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (1412 вв. до н.э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) становятся «суше» и лаконичнее.
Более поздние образцы минойской керамики, начиная с 1450 г. до н.э. становятся более грубо обработанными, а изображения подвергаются все большей стилизации, (датируются они временем заката этой цивилизации).
Характерные черты декорировки «Дворцового стиля»:
· Большие вазы изысканной формы;
· Более строгая композиция;
· Росписи в виде стилизованных цветов или морских мотивов, подчиненных форме вазы;
· Более мелкий и геометризированный растительный орнамент, волнистые линии;
· Схематичные изображения людей, животных, постепенно вытесняются геометрическими мотивами, спиралями и становятся «суше и лаконичнее»;
· Узор наносится темной краской на светлый фон.
«Дворцовый стиль» минойской керамики.