Вопрос. Живопись 5 в. до н. э. Полигнот, Зевксис, Паррасий
В V в. до н. э. зарождается понимание сюжетной ситуации в живописи, мастера монументальной живописи стремятся передать не только внешний телесный облик, но и внутреннее духовно-нравственное состояние своих героев. Живописцы овладели реалистическим изображением человека, взаимосвязи групп людей.
Господствующей техникой монументальной живописи V в. до н. э. была фреска (живопись по сырой штукатурке), со второй половины века вошли в употребление клеевые, а также восковые краски (так называемая энкаустика).
Энкаустика - техника писания картин горячими, растопленными до жидкого состояния восковыми красками. При энкаустическом способе живописи высохшие и затвердевшие краски достигают большой красочной интенсивности и сохраняются в течение столетий. Крупнейшие греческие живописцы — Аполлодор, Павсий, Паррасий — создавали монументальные энкаустические стенные картины. Одним из больших преимуществ энкаустики было то, что она давала возможность применять все цвета краски, включая тончайшие нюансы. При энкаустике достигается такая интенсивность, как ни в каком другом роде живописи. Сохранились только энкаустические станковые портреты, написанные на деревянных досках в Египте в эллинистическо-римскую эпоху. Это так называемые фаюмские портреты (найденные в Фаюме), их клали с покойником в саркофаг. Стенная энкаустическая живопись греков, пользовавшаяся таким громадным успехом и в греческом и в римском мире, не дошла до нас. Энкаустика была дороже фрески, но достигала больших красочных эффектов.
Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.
Почти единственный и относительно лучший по качеству подлинник живописи V в. до н. э. - роспись фресковой техникой саркофага «Гробницы ныряльщика». Она посвящена изображению пиршества-симпосия.
| |||
| |||
Вторая половина V в. до н. э. ознаменовалась важным сдвигом в изобразительном искусстве: художники Аполлодор из Афин, Зевкис из Гераклеи (Южная Италия) и Паррасий из Эфеса, стремясь к созданию живых человеческих образов, разработали линейную и воздушную перспективу, светотеневую моделировку, более тонкий и богатый колорит.
Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому (около V века до н. э.), которого Плиний относит к «светочам искусства». Аполлодор считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, включившим в технику живописи смешивание красок и их градаций сообразно свету и тени.Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал модулировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости.
ПОЛИГНОТ
Во второй четверти и в середине V в. до н. э. величайшим мастером живописи почитался Полигнот — мастер больших настенных многофигурных композиций, отличающихся благородной сдержанностью и торжественным величием целого.
Одной из самых знаменитых работ Полигнота была роспись «Лесхи книдян» (зал для собраний и развлечений) в Дельфах, описание которой сохранил нам Павсаний. Сюжеты фресок взяты из "Илиады" и "Одиссеи": разрушение Трои и путешествие Одиссея в подземный мир. Это были композиции из многофигурных расположенных на разной высоте сцен с варьирующимся фоном. Покоренный город, убитые троянцы, лагерь ахейцев, Елена в окружении своих служанок, пленные троянки, деревянный конь, сражающийся Неоптолем, бегство Антенора с семьей, другие герои, - все это было изображено на одной фреске. На другой, посетитель видел подземную реку Ахеронт, лодку Харона, великое множество томящихся в подземном мире душ, Орфея со слушателями и еще несколько героев и героинь. Вероятно, эта роспись в Дельфах была последней и самой грандиозной работой Полигнота (датируют ее ок. 450 до н.э.).
Большим достижением Полигнота явилось то, что он передавал состояние души не только через общую пластику движения, но и прибегал наряду с жестом к зачаткам передачи мимики. Древние ссылались на то, что он движением бровей придавал лицу живость.
Новым было стремление Полигнота видоизменить формы композиционного построения многофигурных сцен.
Древние авторы упоминают об отдельных предметах природы и обстановки, сюжетно связанных с действиями героев, например о камешках морского берега, но изображенных не на всей картине, а лишь для определения местонахождения героя. «До коня продолжается морской берег, и на нем видны камешки, далее на картине нет моря», — говорит Павсаний, описывая картину Полигнота «Гибель Трои». Видимо, Полигнот и другие живописцы 5 в. до н.э. еще не до конца осознавали все возможности живописи и не ощущали принципиальной разницы между изображением гальки морского берега на рельефе (как в сцене рождения Афродиты на «Троне Людо-визи») и задачей изображения морского побережья на картине. Никаких сведений о решении Полигнотом задач перспективы или светотени у древних авторов нет.
Известно, что Полигнот употреблял только четыре краски (белую, желтую, красную и черную). Согласно описаниям, цвет у Полигнота носил характер раскраски и цветная моделировка фигуры им почти не применялась.
Характерно, что Полигнот, как и мастера вазописи, вводил в фреску надписи с именами участников действия, стремясь тем самым конкретизировать изображения.
|
Зевксис
Зевксис из Геракле́и — древнегреческий живописец, работавший в 420—380 годах до н. э.
Ученик афинского живописца Аполлодора, основатель эфесской школы живописи, произведения которой «отличались вообще чувственною иллюзией и внешнею прелестью».
Произведения художника до наших дней не сохранились: «по утрате Грециею независимости лучшие произведения Зевксиса попали в Рим; отсюда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где погибли все до единого при неоднократно случавшихся пожарах» уже во времена Павсания. Поэтому все суждения о творчестве Зевксиса, основываются на свидетельствах древних авторов, например, у Лукиана Самосатского. Согласно им, Зевксис в своей работе опирался на вдумчивое изучение натуры, глубокое знание техники и технологии изобразительного искусства. Большое внимание он уделял разработке идеальных пропорций человеческого тела, колористике, а также построению формы посредством светотени, значительно усовершенствовав эту методику.
По свидетельству современников работы Зевксиса отличались редкостным реализмом; особенно хорошо он передавал он красоту молодого женского тела. Упоминается также, что художник «писал фигуры в размере несколько большем против натуры».
Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость. На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами (шифрами) художника. Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».
Из произведений Зевксиса наибольшей известностью пользуется портрет Елены Троянской, написанный в дар храму Геры в Кротоне (по другим свидетельствам - в Агригенте).
Среди других работ Зевксиса, заслуживших славу, называются:
· «Пенелопа»,
· «Семья кентавров» — по свидетельству древних писателей, в этой картине «грация соединялась с живою характерностью»,
· «Зевс, окруженный сонмом богов» / «Зевс на троне»,
· «Связанный сатир Марсий»,
· «Геркулес-дитя (удушающий змей)»,
· «Эрот, увенчанный розами».
«Семья кентавров» (про эту картину в методичке упоминается)
Древнегреческий писатель Лукиан пишет о картине:
- "Среди других смелых созданий Зевксиса имеется картина, изображающая женщину-гиппокентавра, которая заботливо кормит грудью двух детенышей-близнецов, маленьких гиппокентавров. … Повыше, словно стоящий на страже, изображен гиппокентавр, - без сомнения, муж той, что кормит обоих малюток; он выглядывает, смеясь, скрытый до половины своего лошадиного тела, и в правой руке держит, подняв над собою, молодого львенка, как будто шутя хочет попугать малышей.
- Что касается остальных достоинств этой картины… они во всей полноте обнаруживают силу искусства: безукоризненно правильный рисунок; краски, составленные с полной естественностью и в меру наложенные; надлежащее распределение тени; умелая передача величины; равновесие и соразмерность частей и целого.
Существует анекдот о состязании, происходившем между Парразием и Зевксисом. Якобы для этого состязания Зевксисом была написана кисть винограда с таким совершенством, что к ней слетались птицы, принимая её за настоящую; Парразий же ввёл в заблуждение даже своего соперника превосходно написанной занавеской, которая показалась тому действительной.
Легенда посвященная, пожалуй, самой известной картине Зевксиса – «Елена Троянская», в которой художник, как пишут «лучше всего передал красоту молодого, здорового женского тела».
«Елена Троянская» была написана для жителей Кротона, которые с большими издержками пригласили к себе великого мастера специально для исполнения этой картины. Кротонцы приняли Зевксиса со всевозможными почестями и прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, чтобы он из них выбрал лучшую для позирования. Из их числа художник отобрал пять натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением».
О том, как Зевксис "рисовал красивейшую женщину Греции Елену", нам поведал Плиний.
К сюжету этой истории неоднократно обращались художники, начиная со Средневековья:
Миниатюра из средневекового манускрипта Доменико Беккафуми фреска
"Зевксис рисует портрет Елены для
храма Геры в Кротоне"
Около 1524-1525 гг.,
палаццо Бинди Сегарди,Италия
Паррасий
Паррасий (первая пол. V века до н. э.) - древнегреческий живописец; основатель ионической малоазийской школы живописцев (подробнее о школе ниже).
Паррасий был родом из Эфеса, сын и ученик Евдема, современник и соперник Зевксида.
Как гласит предание, он установил канон пропорций человеческого тела; произведения его отличались тонкостью выражения лиц и правильностью контуров. Он писал преимущественно мужские фигуры, главным образом богов и героев, которых иногда соединял в довольно сложные группы. Ему приписываются также сцены аллегорического и жанрового содержания, порой весьма фривольного характера.
Насколько Паррасий был силён в передаче экспрессии (выразительности), свидетельствует дошедшее до нас предание о написанной им картине «Афинский демос», в которой, будто бы, были выражены все характерные черты афинян. Описывая картину Паррасия «Афинский демос» – персонификацию жителей Афин, Плиний Старший писал, что художник представил их на ней «переменчивыми, холеричными, несправедливыми, непостоянными, но также благодушными, и сострадательными, жалостливыми, хвастливыми, возвышенными и смиренными, свирепыми и робкими – и все это в одно и то же время»
Паррасий, по словам Плиния, первый стал передавать сложную мимику лица, раскрывать разнообразные душевные состояния героев. Паррасий выбирал для своих картин сюжеты драматические, такие, где можно было показать сильные эмоции, например «Прикованный Прометей, терзаемый орлом, и Геракл».
Он был надменен и горд, носил пурпурный плащ, венец и украшенную золотом палку. В состязании с Тиманфом Самосским он потерпел поражение; победу одержала картина Тиманфа, изображавшая Аякса в борьбе с Одиссеем за оружие Ахилла. По этому поводу Паррасий сказал: «Жаль, что Ахилла опять победил один из недостойных».
Известно также его состязание с Зевксидом, нарисованный виноград которого привлекал птиц; Паррасий же ввел в заблуждение самого Зевксида, изобразив занавес, покрывавший виноград. Древние знали множество его драгоценных работ; в эпоху императоров многие работы Паррасия находились в Риме и служили образцами художникам, старавшимся подражать ему.
Дорическая и ионическая школы:
Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было связано с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих племен; в целом это искусство отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью, интересом к передаче движения.
Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами. Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства; их заслуга заключалась прежде всего в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.
В методичке еще упоминается Тиманф.
Тиманф - знаменитый живописец — младший современник Зевксиса и Паррасия; его деятельность захватывает и начало 4 в. до н. э. В состязании с Паррасием на лучшую картину о споре Аякса с Одиссеем Тиманф вышел победителем. Особенно славилось его произведение «Жертвоприношение Ифигении». В Помпеях сохранилась фреска ремесленной работы на эту тему, ее можно считать более или менее свободным переложением картины Тиманфа.