Система оценивания успеваемости и

Оглавление

· Введение

1. Цели и задачи дисциплины.

2. Компетенции, формируемые у студента в процессе изучения дисциплины

3. Результаты обязательного (порогового) уровня изучения дисциплины

4. Система оценивания успеваемости и достижений

обучающегося

5. Процедура аттестации и система оценивания успеваемости достижений обучающегося

6. Структура и содержание дисциплины

7. Список красок, необходимых для создания эскизов

8. Демонстрационные материалы

9. Методическое обеспечение дисциплины

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

11. Краткий словарь терминов

12. Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Графика – от греч.grapho – пишу, черчу, рисую.

Вид изобразительного искусства, более других приближенных к письму, рисунку, условному знаку, так как основным графическим средством является плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида: рисовальную (рисунок), где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную графику-гравюру ( гравюру на металле-офорт, меццо-тинто; ксилографию-гравюру на дереве); и литографию-гравюру на камне.

Одновременно все они являются видами графики, как черно - белой так и цветной.

Графика может быть станковой, архитектурной (черчение, проектирование и рисование), и иметь прикладной характер (графический дизайн, промышленный дизайн, иллюстрация - книжная графика).

Границы между графикой, рисунком, живописью и дизайном относительны и подвижны. Примером переходных видов изобразительного искусства могут служить рисунок пастелью, акварель и цветная монотипия.

Цветная графика отличается от черно-белой графики включением цвета, направленного на создание определенного эмоционального настроения. В отличии от живописи, цвет в графике используется более локально, с меньшим количеством оттенков, рациональнее, можно сказать минимальнее.

Изобразительный язык цветной графики базируется на техниках и технологиях разработанных в черно-белой графике.

· «После первого впечатления я начал размышлять о природе искусства. Я нашел репродукции рисунков бизонов из Альтамирской пещеры. Это было создано восемнадцать тысяч лет назад. Сто восемьдесят веков назад, сказал я себе. Внезапно я осознал всю ограниченность истории искусства, которую нам преподают в школе или музеях. Там представлено пять или шесть веков живописи, и даже если вы обратитесь к греческой скульптуре, это не больше двадцати шести веков. С этого момента я хотел увидеть все то, о чем нам не говорили. Например, нам рассказывали о романском стиле, но не говорили ни слова о фресках в Таване, Сен-Савене и так далее. Я пытался узнать все о живописи, о ее самых далеких первоисточниках, искусстве других стран, Африки, Азии…»

[Журнал « Искусство» № 5-6 (575) 2010.

Абстракция: лирика и геометрия. / Статья : « Пьер Сулаж: «Оттенки черного» ; фрагменты из интервью Пьера Сулажа Хансу-Улриху Обрису; с.- 44-47 .Москва.]

« В своем символическом значении черный - противоречивый цвет. Он обозначает одновременно анархию и власть. В нем столько же пышности и торжественности, как и аскетизма и скорби. Для меня его ценность далека от символической: я люблю его за скрытую в нем живописную мощь.»

«-Какое определение вы найдете для ультра - черного цвета сегодня?

-Это другое ментальное пространство, отличное от «черного». Искусство-это всегда вопрос ментальных пространств. И другое отношение ко времени»

[Статья : « Пьер Сулаж: Оттенки черного, фрагменты из интервью Пьера Сулажа Хансу-Улриху Обрису; с.- 44-47 .Москва.]

Черно-белая графика очень эффектный вид искусства. Его « отвлеченность» и « условность» языка делает ее весьма актуальным видом искусства. По своей сути она абстрактна, так как она не стремится точно передать реальность мира, а только эмоции, вызванные переживанием мира, его событий, пространств, динамики движения.

Ограниченный только черным и белым цветом, художник обращает внимание на другие особенности мира, такие как глубины темных теней, таинственную погруженность в них форм, предметов и фигур. Он смотрит на мир под другим углом и тем самым открывает в нем много нового. Другие образы рождает его воображение, другие мысли рождаются в воображении зрителя.

В середине 1970 годов, будучи молодым ученым, Мишель Пастуро начал интересоваться историей цвета. Но в те времена ни среди историков, ни среди археологов, ни среди историков искусства никто не интересовался цветом.

«Но есть пример хуже: история живописи. В той дисциплине, где по самой ее сути цвет должен быть на первом плане, о нем, практически, никогда не упоминалось» [с.149. Пастуро, Мишель. Цвета нашей памяти. Пер. с фр. О. Акимовой.- СПб.: Александрия, 2016. 336 с.]

Историки искусства и художники давно спорят что важнее - форма или цвет, рисунок или колорит? Многочисленные примеры этого противостояния мы находим в Италии эпохи Ренессанса и в других более поздних эпохах. Многие художники стали задаваться вопросом о статусе цвета в архитектуре и изобразительном искусстве. Во Флоренции, где художники нередко были и архитекторами и где идеями неоплатонизма были наполнены все формы художественного творчества, считалось, что рисунок обладает большей верностью. Большей точностью, большей подлинностью.

В Венеции было наоборот. Возник спор. Он будоражил умы художников, философов и историков сначала в Италии, затем во Франции и в других странах Европы более двух веков. Противники цвета говорят, что рисунок есть продолжение мысли, он обращен к разуму. Цвет же, по их мнению, ничего не сообщает, обращается лишь к чувствам и только обольщает человека. Он лишь завеса, лицемерие, предательство и ложь. Так считал Бернард Клервоский в 12 веке: «Такое обольщение греховно, поскольку оно отвращает от Истины и Блага».

Такого-же мнения придерживались протестантские реформаторы начиная с 1550-х годов и на протяжении 16 и17 веков. Все они были сторонниками приоритета disegno над colorito. Это было время бурного развития книгопечтания. Была изобретена гравюра на металле и на дереве. Это позволило существенно увеличить скорость производства книг. Книги начали иллюстрироваться черно-белыми гравюрами.

Мало того, сторонники рисунка считали, что цвет создает помеху взгляду, мешает распознавать фигуры, различать контуры форм и предметов.

К этому добавилась идея о том, что цвет представляет опасность, поскольку его нельзя контролировать, он не признает языкового выражения-названия цветов и их оттенков всегда неточны - и не поддаются никакому обобщению и даже никакому анализу. Цвет это бунтарь, которого следует опасаться.

Труды Ньютона открыли путь к новым классификациям, новым открытиям и новым задачам. С конца 17 и в начале 18 веков цвет теряет часть своей непредсказуемости и опасности, поскольку наука способна его измерить, воспроизводить его по желанию, управлять им. Открыто явление преломления света в призме, открыт спектр. Такие деятели культуры, как Гете, начинают изучать особенности цвета и пытаются построить свою теорию цвета.

Однако споры не утихли. В 18301860-х годах они вспыхивают с новой силой во Франции: Энгр против Делакруа, партия рисунка против партии цвета.

Эта борьба продолжается не только между историками искусства, но и между самими художниками. ИВ Кляйн (1928-1962) часто выступал сторонником примата цвета над рисунком. Ему принадлежит такое высказывание: «Для меня цвета - это живые существа, истинные обитатели пространства. А линия лишь пробегает по нему, путешествует сквозь него. Она лишь проходит мимо.»[ Y. Klein. Yves Peintures,Dilecta,Paris, 1954 ]

За долго до него нечто подобное говорил наш соотечественник М. Ларионов

«Излучаемость, благодаря отраженному свету в меж-предметном пространстве, образует как бы цветную пыль.

Предмет таким, как принято его изображать на картинах, руководствуясь тем или другим приемом, предмет, существующий как таковой, мы нашим глазом не ощущаем. Мы воспринимаем сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения.

Следовательно, если мы желаем написать буквально то, что видим, то есть и должны написать сумму отраженных от предмета лучей. Но чтобы получить целиком сумму лучей именно желаемого предмета, нам надо волею выделить только желаемый предмет, так как к нам в глаз вместе с лучами воспринимаемого предмета попадают отраженные рефлективные лучи части других близлежащих предметов». [М.Ларионов. «Лучизм.» М.,1913]

Некоторые историки искусства видят корни цветной графики в глубокой древности. Они полагают, что пещерное искусство периода неолита; древнего Египта- раскрашенные рельефы; а также в искусстве древней Греции – роспись керамики. Все эти виды искусства роднит лаконизм изобразительного языка, ограниченное количество цветов, обобщенность форм, склонность к абстрагированию образа.

В раннем средневековье книги были рукописными. Большинство книг богато иллюстрировались, украшались миниатюрами, раскрашенными вручную, рисунками, Книги эти назывались иллюминированными манускриптами. Это делало их очень дорогими и доступными только очень богатым и привилегированным слоям населения. Иллюстрации назывались «иллюминациями». Слово « иллюминация» выражает особенности света сиять, блистать, лучиться. Цветные миниатюры из книг часто использовали другие художники и мастера различных мануфактур для создания фресок, витражей, шпалер, ковров, ювелирных украшений. Так наиболее интересные сюжеты, композиции и изобразительные приемы из цветной книжной графики начали проникать в монументально - декоративное, декоративно - прикладное и изобразительное искусство.

Иттен Иоганнес( 1889-1967) был не прав, когда в 1922 году утверждал, что:

«Законы цвета являются вечными и абсолютными, они вне времени и одинаково применимы как в прошлом, так и в настоящем»

Труды Ньютона открыли путь к новым классификациям, новым открытиям и новым задачам. С конца 17 и в начале 18 веков цвет теряет часть своей непредсказуемости и опасности, поскольку наука способна его измерить, воспроизводить его по желанию, управлять им. Открыто явление преломления света в призме, открыт спектр. Такие деятели культуры, как Гете, начинают изучать особенности цвета и пытаются построить свою теорию цвета.

Цвет и колорит меняются. Они связаны с культурой народов, климатом и условиями проживания Время также влияет на них. Ученые, изучающие историю появления пигментов и красителей, связывают использование цвета с научным и экономическим развитием.

Предпочтения различных народов к разным цветовым гаммам и колоритам

очевидно. Это связано с историей их нравов, традиционной символикой

и верованиями.

Открытие различных пигментов происходило постепенно. В древности количество цветов было ограниченным.

Впоследствии, уже в 20 веке, ученые выяснили, что многие люди являются дальтониками, или плохо различают некоторые цвета. Когда фигуры окрашены в различные оттенки цветов одной тональности, им трудно различать очертания их формы.

1. Цели изадачи дисциплины «Цветная графика».

Мир, в котором мы живем, пронизан цветом и светом. Человек не может лишить цвета свое жизненное пространство. Задача дизайнера помочь ему в этом. Задача эта не такая простая и имеет много нюансов.

Цели дисциплины:

· -сформировать определенные компетенции в области дисциплины «Цветная графика»

Задачи дисциплины:

-

· -Овладеть основами цветной графики

· - Сформировать практические навыки работы в области цветной графики.

· - Научиться применять на практике в проектной работе полученные знания

· -Познакомится с произведениями классической цветной графики, с произведениями современной графики;

· -Изучить изобразительный языка цветной графики: штрих, пятно, линия, точка, смешенная техника ;

· -изучить некоторые техники графики в области станковой цветной графики;

· -приобрести навыки в подготовке докладов для семинаров и статей для сборника СПГУПТД « Инновации молодежной науки»-по желанию студента.

· - приобрести навыки в использовании цветной графической композиции: коллажа, монотипии или фотографики в существующем интерьере или в своем проекте интерьера (по решению студента).

2. Компетенции, формируемые у студента в процессе изучения дисциплины

Задачи дисциплины

· Овладеть знанием об основах цветной графики

Общекультурные: (ОПК-2; ОПК-1)( прогрпмма )

· активно овладевает знаниями по дисциплине « Цветная графика»

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

· ориентирован на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование

· Сформировать практические навыки работы в области цветной графики.

· Научиться применять полученные навыки на практике в проектной работе (ОПК-6)

Профессиональные: (ОПК-6).

· разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений.

· анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения.

· владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками в области применения цветной графики в своем проекте,

· приемами работы с цветом и цветовыми композициями; владеет пониманием технологий классических техник станковой графики : гравюра, офорт, монотипия, трафаретная печать, коллаж,

· владеет пониманием использования различных видов цветовой графики в интерьере.

3. Результаты обязательного (порогового) уровня изучения дисциплины.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

  · Знать: · все виды цветной графики · основы в области колористики, необходимые для решения профессиональных задач. · значимость цветовой гармонии в своей будущей профессии, ответственности за качественное выполнение проектной работы. · историческое наследие и культурные традиции через изучение коллекций музеев и архитектуры нашего города. · психологическое влияние цвета на человека.   Уметь:
  · анализировать и синтезировать цели и задачи использования цветовой палитры при работе над заданиями. · овладевать практическими методами академической живописи, колористики, и цветоведения для создания композиций различной степени сложности вцветной графики. · использовать знания гармонизации цветовых отношений форм, структур и фактур при решении дизайнерских задач. · применять теорию света и цвета · составлять цветовые гаммы и оттенки цвета, используя знания о свойствах красителей и пигментов   · Владеть:
  · навыками работы с цветом и материалами для решения комплексных задач. · навыками творческого осмысления образных задач в профессиональной деятельности. · навыками эстетического восприятия мира

Связи дисциплины с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями)

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах (модулях, практиках) ООП:

· «Пропедевтика» (ПК-2, ПК-3)

· «Цветоведение и колористика»

· «Академический рисунок»

· «Академическая живопись»

Достижений обучающегося.

Знать

· виды цветной графики и основы колористики, необходимые для решения профессиональных задач

· особенности работы изобразительными живописными материалами (гуашь, печатная краска, акварель, масляная краска) в цветной графике

· особенности передачи заданной цветовой палитры при создании эскизов для композиций в цветной графике.

· УМЕТЬ

· Раскрыть принципы и использовать различные графические приёмы и техники нанесения материала на плоскость в эскизах.

· Раскрывать принципиальную разницу между выразительными средствами различных видов цветной графики

· Демонстрировать понимание различных видов технического применения живописных материалов и графических техник

ВЛАДЕТЬ

· Свободно применянять в творческой работе акварель, гуашь, печатную и масляную краску в работе над эскизами

· Демонстрировать в эскизах различные виды технического применения живописных материалов и графических техник

· Создавать творческую работу по заданию.

· ДЕМОНСТРИРОВАТЬ

· навыки графической работы в приёмах и техниках нанесения материала на плоскость.

· особенности владениянавыками изобразительного языка графического искусства, используя технологическую последовательность в работе над эскизными проектами

· применение в творческой работе акварель, гуашь, печатную краску в работе над эскизами

· различные виды технического применения живописных материалов и графических техник

Содержание дисциплины

Дисциплина состоит из 4-х модулей.

Распределение часов на изучение дисциплины.

объем в часах для очного и очно заочного обучения

Модуль 1

· Тема 1 16 16

· Тема 2 14 14

· Модуль 2

· тема з 16 16

· Тема 4 24 24

· опрос 2 2

· Модуль 3

· Тема 5 20 20

· Тема 6 12 12

· Модуль4

· Тема 7 4 4

· Тема 8 12 12

· Тема 9 22 22

· опрос 2 2

· Экзамен 36 36

·

· Всего 180 180

·

· Изучение цветовых контрастов.

· 1-Контраст светлого и темного.

· 2-контрасте цветовых сопоставлений.

· 3-Симультанный контраст.

· 4-Контраст дополнительных цветов.

· 5-Контраст цветового насыщения

· .6- Контраст холодного и теплого.

· 7-Контраст цветового распространения

· . Виды цветной графики. Некоторые техники цветной графики.

· Понятие о цветной графике. Виды цветной графики.

· 1Изобразительный язык в различных видах графики.

· Литография

· Литография– от греч. lithos – камень, и греч. - grapho - пишу. Вид печатной графики, основанной, в отличии от гравюры, на технике плоской печати. На поверхность специального литографского камня, известняковых пород, обрабатывается литографским жировым карандашом и тушью. После травления зажиренные участки камня принимают краску, а пробельные и протравленные кислотой оказываются к ней не восприимчивыми. Характерной особенностью литографской манеры является фактура рисунка, зависящая от зернистости литографского камня. Основным выразительным средством этой техники является точка, поэтому работа над подготовительным эскизом, напоминает работу над предварительным эскизом в живописи в технике «пуантилизм».

Точка в графике

· «Пуантилизм « -от лат. –«Puanta» -«Точка» .

· «Точка» в живописи и графике это пятно поставленное одним прикосновением кисти, резца, иглы или другого инструмента ,поэтому «точка» может быть различного размера, в зависимости от его размера , от 1, 2 или 3 мм. Когда точка становится больше -до 5, 7 - 10 мм. И более, то она превращается в «пятно». Обычно используются плоские кисти от 3 до 7мм. Технику живописи «пуантилизм» изобрел Жорж Сера, французский художник – импрессионист. В цветной и черно-белой графике также используется эта техника. В компьютерной графике она является основой пиксельной графической программы.

·

· В цветной графике, располагая точки разных оттенков на плоскости листа в пределах фигур и форм изображаемого, можно добиваться оптического смешения цветов, создавая бесконечную игру оттенков, искать их теплохолодности и тональности.

· Трафаретная печать

· трафаретная печать-печать при помощи трафарета, печатной краски и валика на различных поверхностях - ткань, бумага, картон, пластик и т.д.

· Трафарет– от итал. traforetto – продырявленный,

· Пластина из картона, бумаги, дерева или металла с прорезанными в ней элементами- рисунка, орнамента или шрифта. Служит для воспроизведения или многократного повторения этих изображений на какой либо поверхности с помощью тампона, пульфона, аэрографа или валика.

· Цветная трафаретная печать

· Цветная трафаретная печать, заключается в последовательном вырезании трафаретов, и затем в последовательном нанесении на бумагу, ткань или другой материал различных цветов. При ручной трафаретной печати можно создавать различные фактуры, используя тампоны, губки и другие инструменты.

· Тяга к свободному цветовому пятну свойственна современным художникам графикам. Этот прием используется для создания книжных иллюстраций, листов станковой графикой, плакатов,

·

· Монотипия. Понятие о технике и технологии в монотипии. Композиция в монотипии. Практическое освоение этих понятий.

· Монотипия

· Монотипия– от греч. monos - один и typos –отпечаток; вид печатной графики, в котором с каждой формы получается только один отпечаток. Техника монотипии заключается в непосредственном рисовании кистью масляной или типографской краской на металлической или пластиковой пластине с последующей печатью на влажную бумагу аналогично офорту. Отсутствие тиража делает каждую монотипию уникальным произведением искусства. Она характеризуется мягкими тональными и цветовыми переходами, недостижимых в других техниках, и своеобразной фактурой

· Нанося последовательные отпечатки разных цветов на бумагу, можно создать сложное цветовое станковое произведение, или экспериментальный эскиз для монументальной композиции.

·

· Основные виды станковой графики и их отличия: офорт, линогравюра; ксилография.

· Офорт

· Офорт,- от франц. eau-forte – «крепкая водка», азотная кислота. Разновидность, а также название техники углубленной гравюры на металле, в которой рисунок наносится процарапыванием грунта и последующим травлением кислотой. Временем травления обуславливается глубина и сочность штрихов при печати на бумаге. Штриховая гравюра без травления называется резцовой или сухой иглой, в зависимости от используемого инструмента. Техника офорта появилась на рубеже 15-ого - 16-ого веков, но своего расцвета достигла в 17-ом веке. Офортом также называют акватинту, мягкий лак , лавис и резерваж.

· Один из видов гравюры высокой печати является линогравюра, в которой гравирование проводится на линолеуме, пластике, пенопласте, резине, картоне и других материалах.

· Линолеум изготавливается из полимерных материалов на тканевой основе. Линогравюра получила широкое распространение из-за дешевизны материалов и легкости работы с ними с 60-ых годов 20-ого века. Эта техника близка к гравюре на дереве (ксилография). Она позволяет использовать большие плоскости и крупный штрих. В этой технике может преобладать черный цвет

· . Понятие о шелкографии и цифровой графике.

· Шелкография- Техника печати (переноса, перевода, тиражирования) цветных или черно-белых рисунков. на любую поверхность: бумагу, металл, дерево, ткань, керамику, через шелковое сито. Разновидность графической техники, в основе которой лежит создание сита. Трафарет из шелковой (исторически) или синтетической ткани (в наше время) натянутой на раму. Ткань резервируется специальным клеевым составом, где часть сита закрывается непроницаемой пленкой и не пропечатывается краской в соответствии с рисунком. Используется и в наше время для создания не больших тиражей при печати на тканях, бумаге и других материалах.

· Фотографика

· Художественный язык и выразительные средства в шелкографии в основном такие же, как в других видах графики. Это точка, линия, различные штрихи, пятна и их комбинации. Все зависит от замысла художника или дизайнера. Использование фотофильм печати при создании сит, дало возможность пропечатывать очень тонкие фактуры и линии, природные структуры, очень тонкие, изящные изображения растений, животных и пейзажей.

· Художественный язык и выразительные средства шелкографии и фотофильм печати.

· Художники, которые использовали оттенки черного, многочисленны: Дерен, Гоген, Брак, Пикассо. Клее, Миро. Они активно занимались как черно-белой, так и цветной графикой. Язык шелкографии и ее выразительные средства разнообразны: это штрихи, линии, точки, пятна, различные фактуры и цвет.

Перечень вопросов к зачету.

Перечень вопросов к опросу и экзамену, разработанный в соответствии с установленными этапами формирования компетенций

1. Понятие о цветной графике. Изобразительный язык цветной гравюры.

2. Раскрыть особенности репродукционной (книжной) и станковой графики

3. Рассмотреть художественные средства и изобразительный язык шелкографии.

4. Рассмотреть разницу видов цветной графики: шелкография, фотофильм-печать и компьютерная печать

5. Рассмотреть особенности техники и технологии в линиарной и пятновой графике, возможности их применения в интерьере.

6. Методика создание произведений в одной из техник: шелкография и компьютерная печать

7. Рассмотреть понятие о контрастах различных фактур и цвета. Коллаж и трафаретная печать

8. Рассмотреть особенности цвета и света в графическом пространстве.

9. Рассмотреть понятие о контрасте цветового распространения в коллаже и трафаретной печати

10. Раскрыть принципы изобразительного языка и выразительных средств в графике.

11. Рассмотреть разницу в создании эскизов натюрморта для живописи и цветной графики в одной из графических техник

12. Рассмотреть разницу в создании эскизов для интерьера в технике цифровой печати и ксилографии с использованием контраста и фактуры.

13. Рассмотреть разницу в создании эскизов для интерьера в технике цифровой печати и ксилографии с использованием контраста и фактуры.

14. Рассмотреть разницу в создании эскизов с трансформацией изображения для монотипии или трафаретной печати по выбору

15. Назвать основные виды станковой графики

16. Назвать различие между линогравюрой и ксилографией

17. Назвать различие между офортом и монотипией

18. Назвать различие между высокой и глубокой печатью

Достижений обучающегося.

Традиционная

Опрос(зачет)

Опрос(зачет)

Точка в графике

«Пуантилизм « -от лат. –«Puanta» -«Точка» .

«Точка» в живописи и графике это пятно поставленное одним прикосновением кисти, резца, иглы или другого инструмента ,поэтому «точка» может быть различного размера, в зависимости от его размера , от 1, 2 или 3 мм. Когда точка становится больше -до 5, 7 - 10 мм. И более, то она превращается в «пятно». Обычно используются плоские кисти от 3 до 7мм. Технику живописи «пуантилизм» изобрел Жорж Сера, французский художник – импрессионист. В цветной и черно-белой графике также используется эта техника. В компьютерной графике она является основой пиксельной графической программы.

В цветной графике, располагая точки разных оттенков на плоскости листа в пределах фигур и форм изображаемого, можно добиваться оптического смешения цветов, создавая бесконечную игру оттенков, искать их теплохолодности и тональности.

Станковая уникальная цветная графика: рисунок, пастель, цветной карандаш, акварель.

Сторонники приоритета рисунка считали, что цвет создает помеху взгляду, мешает распознавать фигуры, различать контуры форм и предметов.

сухая игла, то размер точки зависит от размера резца (штихеля). Если создается литография, то размер точки зависит от фактуры и подготовки литографского камня. Соответственно точки могут быть черными на белом фоне, белыми на черном фоне, и цветными в цветной гравюре.

Так возникла цветная графика. После изобретения книгопечатания, черно-белые репродукции художники начали подкрашивать акварелью, гуашью и темперой, печатать гравюры на подкрашенной бумаге.

Такие современные станковые графические техники как монотипия, аппликация и коллаж могут придать пространству новый смысл.

Таково же мнения придерживались протестантские реформаторы, начиная с 1550-х годов и на протяжении 16 и17 веков. Все они были сторонниками приоритета disegno над colorito. Это было время бурного развития книгопечатания Была изобретена гравюра на металле и на дереве. Это позволило существенно увеличить скорость производства книг. Книги начали иллюстрироваться черно-белыми гравюрами. Гравюры иногда раскрашивались акварелью в весьма сдержанной манере.

Такое философское значение придает черному цвету один из известных современных художников Пьер Сулаж. Его выставка прошла в Эрмитаже несколько лет тому назад.

В природе не бывает чисто черного цвета, так как черная краска это уголь ,то есть сгоревшая материя. Черная краска полученная из сажи называется «сажа газовая», из сожженных виноградных косточек называется «виноградная черная». Черную краску под названием «кость жженая» получают путем сожжения костей животных. Все эти краски имеют различные оттенки. Сырьем для черной краски служили так же смолистая древесина, плодовые косточки, масла, насыщенность и глубина черного повышалась благодаря саже.

С точки зрения физики черный цвет насыщен светом. Все цвета поглощены им. Черный, даже самый глубокий, не бывает совершенно черным уже потому, что его можно увидеть только при свете.

Образ, возникающий из тьмы черного цвета, приобретает состояние мистической таинственности, театральности и сакральности. Каждый предмет появляющийся из глубины тепло-черных или холодно-черных оттенков несет на себе, кроме собственного цвета, смягченного цветом таинственной темной среды, разнообразные рефлексы блики и полутона тонального круга. Их оттенки зависят от общей тональности произведения и контрастных сопоставлений в произведении графики.

Если говорить о стиле, то такие течения как символизм, примитивизм, постимпрессионизм и отчасти художники таких направлений как кубизм. метафизическая живопись, концептуальное искусство использовали темную цветовую среду для передачи отражения своих инсинуаций. Черный цвет связывают с чернотой земли, ее мрачными недрами, с тем, что находится по ту сторону жизни. Одновременно он символизирует то место , где обитают наши предки, где вызревает зерно, где оно готовится дать новые всходы. Во тьме черного цвета расположены живительные озера, подземные источники, питающие « Древо жизни», райские реки, колодцы и родники вечной жизни. Поэтому черный цвет наполненный светом, может передавать как радость, так и динамику темперамента автора

По эмоциональному восприятию черный цвет обладает внутренней многозначностью. Чернота ночи пугает, она делает мир невидимым, лишает его формы и цвета. Тьма в буквальном и переносном смысле – это слепота. И действительно, трудно разглядеть оттенки черного цвета, их тепло-холодности и нюансы тональности.

Природными образами оттенков черного нам представляется: сияющая звездами, южная ночь; таинственная глубина темных кустов сирени; глубина театральной сцены перед спектаклем; магическое мерцание кристаллов лазурита сапфира и изумруда; блеск глубин океана слегка освещенного лунным светом.

Художники , которые использовали оттенки черного, многочисленны: Дерен, Гоген, Брак, Пикассо. Они активно использовали изобразительный язык графики как в своих живописных произведениях, так и в цветной станковой графике, а также в дизайнерских проектах

Вариант типовых заданий (задач, кейсов), разработанных в соответствии с установленными этапами формирования компетенций

Тема 3.Семестр 3.Задание№ 1

Серия эскизов в технике «Трафаретная печать»

Тема 3.Семестр 3.Задание№ 2

Серия эскизов в технике «Монотипия» или «Цифровая печать»на тему «Архитектурный пейзаж»

Тема 3.Семестр 3.Задание№ 3

Серия эскизов в технике «линогравюры»

?Создание эскиза на тему «архитектурный пейзаж» для монотипии или цифровой печати.

Тема 3.Семестр 3.Задание№ 4

Серия эскизов в технике «Коллаж»на тему «Натюрморт».

Техника и вид изобразительного искусства, заключающийся в наклеивании на какую – либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре и плотности.

Трафаретная печать

Трафарет– от итал. traforetto – продырявленный,

трафаретная печать-печать при помощи трафарета, печатной краски и валика на различных поверхностях - ткань, бумага, картон, пластик и т.д.

Тяга к свободному цветовому пятну свойственна современным художникам графикам. Этот прием используется для создания книжных иллюстраций, листов станковой графикой, плакатов,

Учебные задания заключаются в изучении технологии и изобразительного языка ксилографии, умении отличать эту технику от других видов гравюры, подготовке эскиза небольшого размера, используя выразительные средства этого вида искусства, в понимании, как цветную ксилографию можно использовать в современном интерьере.

Фотографика

Художественный язык и выразительные средства в шелкографии в основном такие же, как в других видах графики. Это точка, линия, различные штрихи, пятна и их комбинации. Все зависит от замысла художника или дизайнера. Использование фотофильм печати при создании сит, дало возможность пропечатывать очень тонкие фактуры и линии, природные структуры, очень тонкие, изящные изображения растений, животных и пейзажей.

Цветная трафаретная печать

Цветная трафаретная печать, заключается в последовательном вырезании трафаретов, и затем в последовательном нанесении на бумагу, ткань или другой материал различных цветов. При ручной трафаретной печати можно создавать различные фактуры, используя тампоны, губки и другие инструменты.

Это задание может быть выполнено на белой бумаге, на черной бумаге белым цветом и на цветной бумаге черным цветом по выбору студента.

Этот метод дает возможность глубже анализировать тональность предметов и окружающей его среды.

Цветной коллаж

цветов было ограниченным – не более 4-х цветов, но рисунки были великолепны. Искусство цветной гравюры достигло своего расцвета во Франции 18-ого века. Оно продолжало развиваться в 19-ом и 20-ом веках как станковая графика, но с изобретением компьютерной печати пошло на убыль.

Шелкография- Техника печати (п

Наши рекомендации