Терапевтическая работа с рисунком в гештальт-терапии

Основной задачей применения различных форм творческой активности в терапевтической сессии является улучшение коммуникации между сознательными и бессознательными аспектами бытия. Артметоды прокладывают различные пути для этой коммуникации, акцентируясь на осознавании чувств и образов, интуитивных импульсов и ассоциаций, которые обычно легко подавляются сознательными установками или семейными и социальными условиями. Они помогают людям находить наиболее аутентичные предпочтения и формы самовыражения. Клиенты, проходящие такую терапию, обретают большую чувствительность к текущим «посланиям из внутреннего источника», и бессознательное становится проводником, который распознает, поддерживает и поощряет то, что нужно индивидууму в данный момент времени (Блатнер, 2000).

Экспрессивные методы, используемые гештальт-терапевтом в своей работе (движение, рисование, звучание и пение, танец и пластика, скульптура и импровизация), являются поддержкой для фасилитации личностного роста и выздоровления. Процесс открытия себя через разные формы творческой активности исходит из глубины эмоционального состояния клиента и не имеет целью создание «красивой картинки» или совершенного танца. Для терапии не имеет особого значения стиль или точность рифмы, а также наличие музыкального слуха.

Самое главное заключается в опыте постоянного осознавания индивидуумом своих настоящих переживаний. Одним из представителей «терапии искусством», чей подход основывается на положениях гештальт-теории, считается Джейн Рин. Принципы участия в группе, сформулированные ею еще в 70-е годы XX века, актуальны и в настоящее время. Она предлагает участникам группы терапии искусством доверять собственному восприятию, давать себе полную свободу действия с художественным материалом, делать то, что наиболее приятно, не сравнивать свою работу с другими, осознавать свои переживания, ощущения и изменения, понимать, что художественное творчество может выражать наше восхищение, экспериментирование и личностный рост. Основная идея состоит в том, что участники группы занимаются не активным поиском проблем и их решения, а внутренним поиском способа самовыражения.

Ведущие гештальт-групп терапии искусством в большей степени занимают в группе фасилитирующую позицию, нежели «ведут» группу. Они побуждают участников жить в настоящем, выражать то, что чувствуют, воспринимать собственные художественные произведения, но никогда не подвергают последние разбору или анализу. В работе применяется портретирование и автопортрет, лепка, групповые коллажи и фрески, движение под музыку и пение, создание других форм групповых художественных произведений.

Когда терапевт побуждает клиента к использованию экспрессивных методов? Чаще всего в том случае, когда у клиента имеются затруднения в выражении своих чувств и переживаний (ситуационная или стабильная алекситимия), вербализации симптомов, когда он интеллектуализирует, когда на протяжении сессии происходит непрерывная смена «фигур». Экспрессивные методы могут быть использованы при психосоматической патологии, в тот момент, когда нет прямого терапевтического запроса, а также когда клиент настолько слит со своим переживанием, что это не дает ему возможности посмотреть на ситуацию со стороны.

Цель использования таких методов состоит в выражении внутренних чувств или ощущений через внешние формы (как правило, невербальные или метафорические) для исследования проблемных аспектов своей жизни. Этим использование экспрессивных методов в терапии экзистенциально-гуманистического направления (к которому относится гештальт-терапия) отличается от медицинской и аналитической терапии, где данные методы необходимы для диагностики, анализа или лечения пациентов (Rogers, 1993). «Человеческие тела включаются в психоаналитический процесс либо как говорящие тела, либо как те тела, о которых говорят» (Libbrecht, 1994, приведено по Уайтекер, 2000). Традиционная психотерапия является вербальной, и нот момент значительно ограничивает ее эффект.

Между тем визуальные, пластические или музыкальные образы клиента дают возможность терапевту видеть его мир так, как он его видит сам. Использование творческих форм активности клиентов в терапевтической сессии приводит к вовлечению в процесс терапии не только ума, но также чувств и тела, и развивает способность к интуитивному и образному постижению действительности, а не только к логическому линейному мышлению. Терапевт наблюдает за особенностями телесных реакций клиента и сообщает ему о них. Создание визуального образа и фасилитация терапевтом сенсомоторных реакций (сенсомоторной экспрессии) дает возможность клиенту осознавать особенности происходящего и интегрировать сенсорные, моторные и вегетативные реакции. Цвет, формы, символы и движения являются языком, которым разговаривает бессознательное, и имеют особый смысл для каждого индивидуума. Такая терапия может затрагивать различные уровни жизни индивидуума: сенсорный кинестетический, концептуальный, эмоциональный или уровень мифа. Это дает клиенту возможность найти альтернативные пути самовыражения и коммуникации с другими людьми – изучить или создать новый язык общения.



Наши рекомендации