Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
Дейл Карнеги.
Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
Оглавление
Предисловие. 2
Книга, которая расходится быстрее всех книг в мире. 2
Почему только Дейл Карнеги мог написать такую книгу?. 3
Самый короткий путь к известности. 3
Как и почему была написана эта книга. 9
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. 12
Часть I. Основные приемы при сближении с людьми. 14
Глава 1. Если вы хотите достать мед, не опрокидывайте улей! 14
Глава 2. Величайший секрет общения с людьми. 19
Глава 3. Кто способен так поступать, с тем весь мир, кто не способен — идет в одиночестве. 24
Часть II. Шесть способов располагать к себе людей. 30
Глава 1. Поступайте так, и вы будете всюду радушно приняты. 30
Глава 2. Простой способ произвести хорошее впечатление. 34
Глава 3. Если вы не делаете этого, неприятности не за горой. 38
Глава 4. Легчайший способ стать хорошим собеседником. 41
Глава 5. Как заинтересовать людей. 45
Глава 6. Как сразу расположить к себе человека. 47
Резюме: 52
Часть III. Двадцать способов склонять людей к своей точке зрения. 52
Глава 1. Споря, вы не можете выиграть. 52
Глава 2. Верный способ наживать врагов и как этого избежать. 55
Глава 3. Если вы ошиблись — признайте это. 60
Глава 4. Наиболее верный путь к человеческому разуму. 63
Глава 5. Секрет Сократа. 67
Глава 6. Предохранительный клапан для предупреждения недовольства. 69
Глава 7. Как добиться сотрудничества. 72
Глава 8. Формула, которая будет творить для вас чудеса. 74
Глава 9. То, чего хочет каждый. 76
Глава 10. Призыв, находящий отклик в каждом. 78
Глава 11. Это делает кино. Это делает радио. Почему этого не делаете вы?. 80
Глава 12. Когда ничто другое не действует, попробуйте это. 81
Резюме: двенадцать способов убеждать в своей точке зрения. 82
Часть IV. Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не возбуждая негодования. 83
Глава 1. Если вы должны указать человеку на его ошибку, начинайте следующим образом. 83
Глава 2. Как критиковать и не вызывать при этом ненависти. 85
Глава 3. Сначала говорите о своих собственных ошибках. 86
Глава 4. Никто не любит приказного тона. 87
Глава 5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо. 87
Глава 6. Как побуждать людей к успеху. 88
Глава 7. Дайте собаке хорошее имя. 89
Глава 8. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. 91
Глава 9. Старайтесь, чтобы люди с удовольствием делали то, что вы хотите. 92
Резюме: девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования. 93
Часть V. Письма, которые творят чудеса. 94
Часть VI. Семь правил для того, чтобы сделать вашу семейную жизнь счастливее. 97
Глава 1. Как вырыть вашему супружеству могилу быстрейшим из возможных способов. 97
Глава 2. Любите и не мешайте жить. 100
Глава 3. Поступайте так и вы сможете презреть расписание поездов на Рено. 100
Глава 4. Быстрый способ сделать каждого счастливым. 101
Глава 5. Они так много значат для женщины. 101
Глава 6. Не пренебрегайте этим, если вы хотите быть счастливым. 102
Глава 7. Не будьте невеждами в брачной жизни. 102
Резюме: семь правил, чтобы сделать вашу семейную жизнь счастливее. 103
Для мужей. 103
Для жен. 104
Предисловие.
Представляем читателям перевод книги известного американского специалиста Д. Карнеги (1888 1955).
Несмотря на то, что в книге описывается опыт взаимоотношений между людьми в условиях капитализма, думается, что многие наблюдения автора могут быть полезны нашим специалистам. Книга представляет интерес еще и потому, что отечественной литературы о взаимоотношениях между руководителями, а также между руководителями и подчиненными, издается еще недостаточно. ЭТА КНИГА ДАСТ ВАМ НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ НАВЫКИ:
1. Выведет вас из умственного тупика, даст вам новые мысли, новые мечты, новые цели.
2. Даст вам возможность легко и быстро приобретать друзей.
3. Поднимать вашу популярность.
4. Поможет вам склонять людей к своей точке зрения.
5. Увеличит ваше влияние, ваш престиж, ваше умение добиваться своего.
6. Наделит вас способностью привлекать новых клиентов, новых заказчиков.
7. Повысит ваше умение зарабатывать.
8. Улучшит ваши деловые качества.
9. Поможет вам сдерживать недовольство, избегать споров, поддерживать ровные и любезные отношения с людьми.
10. Сделает вас более искусным оратором, более интересным собеседником.
11. Научит вас легко и свободно применять принципы психологии в ежедневном общении с людьми.
12. Поможет вам поднимать деловой энтузиазм среди ваших сотрудников.
Часть II. Шесть способов располагать к себе людей.
Глава 5. Секрет Сократа.
Вступая в разговор, не начинайте его с тех вопросов, по которым вы расходитесь с вашим собеседником во мнениях. Наоборот, с самого начала разговора сделайте акцент на те вопросы — и подчеркивайте их и далее — в которых вы согласны с ним. Подчеркивайте чаще, если это существует в действительности, что вы оба стремитесь к одному и тому же и различие ваших взглядов касается лишь методов, а не конечной цели.
Заставьте его с самого начала говорить: "Да, да". Удерживайте его насколько возможно от слова "нет".
"Отрицательный ответ, — говорит профессор Оверстит в своей книге "Влияние на поведение человека", — наиболее труднопреодолимое препятствие.
Когда человек сказал "нет", его самолюбие требует, чтобы он оставался верен раз высказанному, позднее он может почувствовать, что это "нет" было неразумно, однако существует его драгоценная гордость, с которой он не может считаться. Она вынуждает его упрямо держаться однажды высказанного.
Именно поэтому так важно с самого начала направить собеседника в сторону подтверждения и согласия.
Искусный собеседник умеет добиться с самого начала нескольких "да".
Этим он настраивает своего слушателя на положительную реакцию, как бы придавая его психологическим процессам общую направленность на подтверждение. Это определенное направление, для чего требуется определенное усилие, впоследствии требуется значительно большее усилие, чтобы изменить направление его движения на противоположное.
Психологическая схема происходящего предельно ясна. Когда человек говорит "нет" — на самом деле так думает — он делает гораздо больше, нежели произносит слово "нет". Весь его организм — нервы, железы внутренней секреции, мускулы — настраиваются на положение отрицания.
Происходит это обычно мгновенно, но иногда можно заметить как бы отклонение назад, психологическое отчуждение. Вся нервно-мускульная система занимает оборонительную позицию неприятия. И наоборот, когда человек говорит "да" никакого отчуждения не происходит. Организм, как бы подавшись вперед, открывается для восприятия. Поэтому, чем больше поддакиваний нам удается извлечь из нашего собеседника в начале разговора, тем более вероятно, что мы преуспеем в намерении увлечь его воображение главным своим предложением.
Этот метод утвердительных ответов крайне прост. И тем не менее находится в крайнем небрежении. Порой кажется, что люди думают придать себе больше значительности тем, что с самого начала занимают позицию отрицания. Радикал приходит на совещание со своим консервативным собратом и чувствует себя обязанным как можно скорее довести его до бешенства.
Какую же цель он преследует при этом? Если он просто хочет доставить себе удовольствие, но если он рассчитывает чего-нибудь добиться подобным образом, он непроходимо глуп.
"Заставьте сначала студента или покупателя, ребенка, мужа или жену сказать "нет", и вам потом потребуется ангельское терпение, чтобы превратить это поднявшее шерсть отрицание в утверждение".
Использование метода этих "да, да", дало возможность Джеймсу Эберсону, кассиру Нью-йоркского банка в Гринвиче, удержать клиента, который в любом другом случае был бы потерян.
"Этот человек пришел, чтобы открыть у нас счет, — рассказывал мистер Эберсон, — и я дал ему заполнить наш обычный бланк. Он охотно ответил на некоторые вопросы, но категорически отказался отвечать на другие.
Если бы это произошло до того, как я начал изучать человеческие отношения, я бы сказал этому будущему вкладчику, что в случае отказа дать банку необходимую информацию, мы откажемся принять вклад. Теперь я стыжусь, что поступал подобным образом раньше. Естественно, что ультиматум подобного рода доставлял мне удовольствие. Я показывал, кто здесь хозяин, давая понять, что правилами и предписаниями банка пренебрегать нельзя. Но конечно, подобная позиция не производила приятного впечатления на человека, пришедшего оказать нам финансовую поддержку. есть говорить не о том, что желательно банку, а только о том, чего хочет вкладчик. И, кроме того, я был намерен применить метод утвердительных ответов. Итак, я согласился с ним, что в информации, которую он отказался дать, у нас нет никакой абсолютной необходимости.
"Однако, допускаете ли вы, — сказал я, — что в случае вашей смерти у нас могут остаться ваши деньги? Не хотели бы вы, чтобы наш банк перечислил эти деньги на имя вашего ближайшего родственника, имеющего на это право по закону?"
"Да, конечно".
"Не считаете ли вы, — продолжал я, — что было бы совсем неплохо сообщить нам с этой целью имя своего ближайшего родственника, чтобы мы могли в случае вашей смерти исполнить вашу волю своевременно и без ошибки?"
Он опять сказал "да".
Позиция этого молодого человека изменилась и стала менее жесткой, когда он понял, что мы просим дать эту информацию нам, но делаем это не для своей пользы. Прежде, чем покинуть наш банк, он не только дал нам требуемую информацию, но открыл по моему совету дополнительный счет на имя своей матери и охотно ответил на вопросы о ней, как о лице, получающем право на пользование его денежными средствами.
Под влиянием своих утвердительных ответов, можно было проследить, как легко он забыл о своей первоначальной позиции и стал охотно делать то, что я ему советовал.
Коммивояжер фирмы "Вестингауз Джозеф Эллисон" рассказывал, что в его районе сбыта существует одно предприятие, которое его компания весьма желала бы видеть среди своих заказчиков. "Мой предшественник регулярно наведывался к ним в течение десяти лет, так ничего и не сумев продать.
Приняв этот район сбыта, я, в свою очередь и с тем же успехом ходил к ним еще три года, не получая от них заказа. Наконец, по прошествии трех лет мне удалось продать им несколько моторов. В случае, если купленная на пробу партия будет признана удачной, я предполагал получить заказ на несколько сот моторов. Таковы были мои надежды.
Я знал, что качество моторов превосходное, и три недели спустя отправился к ним с высоко поднятой головой.
Но мне недолго пришлось нести высоко голову. Их главный инженер встретил меня совершенно обескураживающим заявлением: "Элисон, я не могу купить ваши моторы".
"Но, почему? — воскликнул я изумленно. Почему?"
"Потому, что ваши моторы слишком сильно нагреваются, невозможно даже положить на них руку".
Я понимал, что спором ничего хорошего не добьешься. Убедился в этом на собственном опыте. И мне пришло в голову применить метод положительных ответов.
"Ну, что же, — сказал я, — согласен с вами, мистер Смит, на все сто процентов, несли моторы сильно нагреваются, вам не следует больше покупать их у нас. Вам нужны моторы, которые нагревались бы не больше, чем это предусмотрено стандартами, установленными на основании правил Ассоциации предпринимателей электротехнической промышленности. Не так ли?"
Он согласился с этим. Я получил его первое "да".
"Правила Национальной Ассоциации гласят: правильно сконструированный мотор может нагреваться до температуры, превышающей температуру помещения, где он находится на 72 градуса по Фаренгейту. Так?"
"Да, это совершенно правильно, — согласился он, — но ваши моторы нагреваются значительно сильнее".
Я не стал спорить с ним, а просто спросил, какая температура у него в цеху.
"Около 75 градусов по Фаренгейту". — ответил он.
"Хорошо. Если к цеховой температуре прибавить 72 градуса, то получится общая температура около 147 градусов по Фаренгейту. Правильно я говорю?"
Он опять сказал "да".
"В таком случае, — подвел я его к конечному выводу, — не считаете ли вы, что было бы разумным держать руки подальше от этих моторов?"
"Ну, что же, полагаю, что вы правы". — признал он. Мы побеседовали с ним еще немного, а потом он вызвал своего секретаря и распорядился отчислить из фонда текущего месяца приблизительно 35000 долларов на приобретение моторов.
Потребовались многие годы и бессчетные тысячи долларов, потерянных для компании, прежде, чем я наконец понял, что не стоит спорить, что значительно выгоднее и более интересно попытаться смотреть на вещи с точки зрения другого человека, и постараться заставить его говорить "да".
Сократ, этот "Овод Афин" был замечательнейшим из людей, невзирая на то, что любил разгуливать по Афинам босиком. Имея сорок лет на плечах и плешь на голове, Ион женился на девятнадцатилетней девушке. Он совершил нечто такое, что удавалось сделать только ничтожной горсточке людей за всю историю человечества: коренным образом изменил направление человеческого мышления. И теперь, спустя 23 столетия после его смерти, его почитают, как одного из мудрейших наставников человечества, сумевших когда-либо оказать влияние на раздираемый противоречиями мир.
В чем же заключался его метод? Говорил ли он людям, что они не правы?
О, нет! Кто угодно другой, только не Сократ. Он был слишком мудр для этого. Его приемы доказательства, известные теперь под именем "сократовского метода", основывались на получении утвердительных ответов.
Он задавал вопросы, с которыми его оппонент вынужден был соглашаться. Он выигрывал одно утверждение за другим, пока не набиралась целая охапка выигранных "да". Он продолжал ставить вопросы до тех пор, пока его оппонент, не успев сообразить, как это произошло, обнаруживал, что пришел к заключению, против которого возражал несколькими минутами ранее.
В следующий раз, когда вас охватит жгучее желание сообщить человеку, что он не прав, вспомним старого босоногого Сократа и мягко зададим такой вопрос, на который должен последовать положительный ответ.
У китайцев есть пословица, в которой заключена многовековая мудрость Востока: "Далеко идет тот, кто мягко ступает".
Они потратили пять тысяч лет на изучение человеческой натуры, эти трудолюбивые китайцы, и они собрали в свои житницы обильную жатву проницательных наблюдений: "Далеко идет тот, кто ступает мягко".
Если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило 5-е гласит:
ПУСТЬ ВАШ СОБЕСЕДНИК С САМОГО НАЧАЛА БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ОТВЕЧАТЬ ВАМ: "ДА, ДА".
Для мужей.
1. Ухаживаете ли вы за своей женой, преподносите ли ей иногда цветы, проявляя при этом внимание , нежность?
2. Всегда ли вы соблюдаете правило — не критиковать жену перед другими?
3. Даете ли вы ей, кроме денег на ведение хозяйства, деньги, которые она могла бы тратить полностью на себя?
4. Проводите ли вы с женой хотя бы половину своего свободного времени?
5. Позволяете ли вы ей танцевать с другими мужчинами или принимать от них знаки дружеского внимания, не делая со своей стороны ревнивых замечаний?
6. Всегда ли вы пользуетесь случаем похвалить ее и выразить свое восхищение?
Для жен.
1. Предоставляете ли вы своему мужу полную свободу в его служебных делах, воздерживаетесь ли вы от критики его коллег и т. д. ?
2. Прилагаете ли вы усилия для того, чтобы сделать домашний очаг интересным и привлекательным?
3. Варьируете ли вы меню обедов?
4. Имеете ли вы настолько разумное представление о делах мужа, чтобы с пользой обсуждать их с ним?
5. Можете ли вы мужественно и бодро встречать денежные трудности, не критикуя своего мужа за допущенные ошибки?
6. Уделяете ли вы внимание одежде, какие цвета и какой стиль любит или не любит ваш муж?
7. Даете ли вы себе труд научиться любимым играм мужа, чтобы вы могли делить его досуг?
8. Следите ли вы за новостями, за новыми книгами, новыми идеями, с тем, чтобы поддерживать интеллектуальные интересы своего мужа?
[*] Игра слов: "сдуть крышку" — разоблачить, "Типот Доум" — пузатый чайник. Потомак — река, на которой расположен г. Вашингтон. Потомакская армия — армия северян. Ли Роберт Эдуард (1807 1870) — главнокомандующий армией конфедерации южных штатов
[†] У. Джеймс (1842-1910) — американский философ, основатель концепции прагматизма.
B 1933 году гангстер Д. Диллингер был официально объявлен президентом Рузвельтом врагом американского общества номер один.
[‡] Ага-Хан — имя главы секты исмаилитов, лично известное очень ограниченному кругу лиц.
[§] Ллойд Джордж, Дэвид — премьер-министр Великобритании (1916 1922).
Вильсон, Вудро — президент США (1913 1921); Клемансо, Жорж — премьер-министр Франции (1906 1909); Орландо, Витторио — премьер-министр Италии (1917 -1919).
[**] Евангелие от Матфея, гл. 25, стр. 40.
Дейл Карнеги.
Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
Оглавление
Предисловие. 2
Книга, которая расходится быстрее всех книг в мире. 2
Почему только Дейл Карнеги мог написать такую книгу?. 3
Самый короткий путь к известности. 3
Как и почему была написана эта книга. 9
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. 12
Часть I. Основные приемы при сближении с людьми. 14
Глава 1. Если вы хотите достать мед, не опрокидывайте улей! 14
Глава 2. Величайший секрет общения с людьми. 19
Глава 3. Кто способен так поступать, с тем весь мир, кто не способен — идет в одиночестве. 24
Часть II. Шесть способов располагать к себе людей. 30
Глава 1. Поступайте так, и вы будете всюду радушно приняты. 30
Глава 2. Простой способ произвести хорошее впечатление. 34
Глава 3. Если вы не делаете этого, неприятности не за горой. 38
Глава 4. Легчайший способ стать хорошим собеседником. 41
Глава 5. Как заинтересовать людей. 45
Глава 6. Как сразу расположить к себе человека. 47
Резюме: 52
Часть III. Двадцать способов склонять людей к своей точке зрения. 52
Глава 1. Споря, вы не можете выиграть. 52
Глава 2. Верный способ наживать врагов и как этого избежать. 55
Глава 3. Если вы ошиблись — признайте это. 60
Глава 4. Наиболее верный путь к человеческому разуму. 63
Глава 5. Секрет Сократа. 67
Глава 6. Предохранительный клапан для предупреждения недовольства. 69
Глава 7. Как добиться сотрудничества. 72
Глава 8. Формула, которая будет творить для вас чудеса. 74
Глава 9. То, чего хочет каждый. 76
Глава 10. Призыв, находящий отклик в каждом. 78
Глава 11. Это делает кино. Это делает радио. Почему этого не делаете вы?. 80
Глава 12. Когда ничто другое не действует, попробуйте это. 81
Резюме: двенадцать способов убеждать в своей точке зрения. 82
Часть IV. Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не возбуждая негодования. 83
Глава 1. Если вы должны указать человеку на его ошибку, начинайте следующим образом. 83
Глава 2. Как критиковать и не вызывать при этом ненависти. 85
Глава 3. Сначала говорите о своих собственных ошибках. 86
Глава 4. Никто не любит приказного тона. 87
Глава 5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо. 87
Глава 6. Как побуждать людей к успеху. 88
Глава 7. Дайте собаке хорошее имя. 89
Глава 8. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. 91
Глава 9. Старайтесь, чтобы люди с удовольствием делали то, что вы хотите. 92
Резюме: девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования. 93
Часть V. Письма, которые творят чудеса. 94
Часть VI. Семь правил для того, чтобы сделать вашу семейную жизнь счастливее. 97
Глава 1. Как вырыть вашему супружеству могилу быстрейшим из возможных способов. 97
Глава 2. Любите и не мешайте жить. 100
Глава 3. Поступайте так и вы сможете презреть расписание поездов на Рено. 100
Глава 4. Быстрый способ сделать каждого счастливым. 101
Глава 5. Они так много значат для женщины. 101
Глава 6. Не пренебрегайте этим, если вы хотите быть счастливым. 102
Глава 7. Не будьте невеждами в брачной жизни. 102
Резюме: семь правил, чтобы сделать вашу семейную жизнь счастливее. 103
Для мужей. 103
Для жен. 104
Предисловие.
Представляем читателям перевод книги известного американского специалиста Д. Карнеги (1888 1955).
Несмотря на то, что в книге описывается опыт взаимоотношений между людьми в условиях капитализма, думается, что многие наблюдения автора могут быть полезны нашим специалистам. Книга представляет интерес еще и потому, что отечественной литературы о взаимоотношениях между руководителями, а также между руководителями и подчиненными, издается еще недостаточно. ЭТА КНИГА ДАСТ ВАМ НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ НАВЫКИ:
1. Выведет вас из умственного тупика, даст вам новые мысли, новые мечты, новые цели.
2. Даст вам возможность легко и быстро приобретать друзей.
3. Поднимать вашу популярность.
4. Поможет вам склонять людей к своей точке зрения.
5. Увеличит ваше влияние, ваш престиж, ваше умение добиваться своего.
6. Наделит вас способностью привлекать новых клиентов, новых заказчиков.
7. Повысит ваше умение зарабатывать.
8. Улучшит ваши деловые качества.
9. Поможет вам сдерживать недовольство, избегать споров, поддерживать ровные и любезные отношения с людьми.
10. Сделает вас более искусным оратором, более интересным собеседником.
11. Научит вас легко и свободно применять принципы психологии в ежедневном общении с людьми.
12. Поможет вам поднимать деловой энтузиазм среди ваших сотрудников.