Восьмая неделя, т. е. вторая фаза
Что выберет ваш ребенок - ключ к его личности
Наблюдайте внимательно за вашим младенцем. Определите, что ему нравится больше всего. В чем состоят его интересы. Между 8 и 12 неделями он выберет умения, которые ему подходят в этом мире больше всего. Уважайте его решения. Вы скоро узнаете, кто он такой, что делает его особенным! Если вы пойдете на встречу его интересам, то сможете лучше помогать в игре и учебе.
ВОЗДЕЙСТВИЕ СКАЧКА: ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ МАЛЫШУ В ОБУЧЕНИИ
Вот и начинается вторая часть вашего "задания". Вы можете помочь вашему малышу развивать дальше умения, которыми он наиболее одарен. Как это сделать?
- Приветствуйте каждую попытку ребенка что-либо пробовать делать и показывайте ему ваше восхищение. Когда малыша хвалят, то у него больше желания продолжать.
- Следите за тем, что бы вы стимулировали ребенка к новому, но не перегибали палку. Пробуйте, что ему нравится.
- Остановитесь, когда малыш вам показывает, что ему достаточно.
Как вы поймете, что вашему малышу нужен покой
- Он отводит от вас взгляд.
- Если он очень сильный, то отворачивает от вас тело.
Остановите игру, если вы заметили, что вашему малышу достаточно. Иногда такие паузы довольно короткие, но ребенок в них нуждается. Ему нужно все для начала "переварить".
Доверяйте реакции вашего малыша. Дайте ему возможность вас "вести"
Некоторые вещи ваш ребенок должен будет пробовать самостоятельно. Но и тут немного восхищения с вашей стороны покажут ему, что он на верном пути.
Вот такие они, младенцы
Все новое ваш малыш считает самым красивым. Поэтому реагируйте всегда, и особенно на его новые умения и интересы, которые ребенок демонстрирует. Тогда он будет учиться лучше, легче, быстрее и больше.
Помогите вашему малышу видеть вещи четко
В предыдущей главе [о первой фазе, которая, к сожалению, пока не переведена] описывается эксперимент, где малыши были готовы тяжело трудиться, чтобы видеть фильм на экране с хорошей резкостью. Они добивались этого тем, что сосали соску. Как только переставали это делать, изображение делалось размытым. Таким образом, дети добивались успеха на очень короткое время. Они еще не могли одновременно сосать и смотреть. Начиная с этого скачка они это могут. Что может привести к неприятным результатам.
***
"Вдруг он меня укусил за сосок так сильно, что я автоматически вырвала грудь и почти его шлепнула. Тогда я ужасно испугалась своей реакции. Он сначала совсем не хотел отпускать. Не понимаю, почему он это сделал". (Штефан, 10-я неделя)
Думайте вот о чем: малыш это делает не потому, что он больше не голоден или из вредности. Просто он делает свое дело "как следует". Совсем как взрослый, который очень старается хорошо написать что-либо и высовывает при этом язык.
Вы можете помочь ребенку в учебе, показывая ему пеструю игрушку с различных расстояний. Попробуйте слегка шевелить предметом - так вы легче привлечете внимание своего малыша и сможете его дольше удерживать. Двигайте предмет медленно вперед-назад и наблюдайте, на каком расстоянии ваш ребенок еще наблюдает за ним с интересом.
Покажите вашему малышу настоящие вещи
Вы уже заметили, что ребенок с большим интересом смотрит на настоящие вещи, чем на нарисованные? Но ему нужна ваша помощь. Он еще не может сам до всего добраться. Хочет ваш младенец что-то рассмотреть с маленькой дистанции, - ему нужны ваши руки, чтобы это взять.
"Ей все нравится: картинки, книжки, полки, содержимое кладовки. Мне приходится везде ее брать с собой. Я беру ее на руки, когда иду на улицу или в магазин". (Сузанна, 11-я неделя)
Научите вашего малыша смыкать ладонь вокруг игрушки
Пробует младенец пользоваться руками? Тем, что он пытается сомкнуть ладонь вокруг погремушки? Он же видит сейчас так много вещей и хочет их все получить. Но это удается не сразу. Восхищение матери и ее поддержка очень нужны малышу при каждой серьезной попытке. Если его хвалить, у него будет настроение для дальнейших попыток.
***
Держите постоянно в уме, что дети в этом возрасте еще ничего не могут взять. Они только-только научились смыкать ладонь вокруг чего-либо. Это значит: игрушка должна быть "принесена ветром". Поэтому положите или повесьте ее в пределах досягаемости. Так ваш ребенок сможет постоянно упражняться в "держании".
Прятки
Распаковываем
Спрячьте предмет в хрустящей бумаге на глазах у ребёнка. Потом дайте ей этот свёрток и побудите найти предмет. Хвалите за каждую попытку.
Что под чашкой?
Спрячьте игрушку под чашкой. Рядом поставьте такую же и спросите, где игрушка. Поощряйте его за каждый взгляд на правильную чашку, даже если он сразу не поймёт, где игрушка. Если это слишком сложно, прячьте игрушку под тряпочками. По крайней мере, так ребёнок будет видеть контур игрушки. Играйте в эту игру в разных вариантах – позвольте ребёнку находить то, что он хочет найти.
Чудесная неделя 55: Мир задач
Первый день рождения ребёнка – значительное событие. Окончание первого года для многих родителей является знаком окончания младенческого периода. Ваш ангелок вот-вот уверенно пойдёт. Но во многих отношениях он остаётся всё тем же маленьким ребёнком. Ещё многое нужно узнать о мире, который сейчас стало возможным активно исследовать. С возможностью свободно передвигаться ребёнок накапливает всё больше опыта в том, что его интересует.
Вскоре после своего первого дня рождения, где-то около 55 недели, ваш малыш пройдёт новую ступень развития своего мышления и сможет освоить мир задач (world of programs). Это позволит малышу находить собственные подходы к тому, что происходит вокруг. Внимательный родитель увидит расцвет этих новых способов мышления ребёнка.
Слово «задача» (program) очень абстрактно. Вот что имеется в виду в данном контексте. Во время прошлого скачка развития, ваш ребёнок научился видеть последовательности – тот факт, что одно событие следует за другим или что предметы соединяются совершенно определённым образом. Задача – это более сложное образование, чем последовательность, она позволяет достичь результата разными способами. Научившись осознавать такие задачи, ребёнок начнёт понимать, что такое стирать, накрывать на стол, съесть свой обед, убрать комнату, одеться, построить башенку, позвонить, и множество других повседневных дел. Все эти дела могут быть названы задачами.
Основная характеристика задачи – что результата можно достичь с помощью разных действий, операций. Этим задача отличается от последовательности действий. Которая всегда одинакова. Пример – последовательность счёта от 1 до 10 – каждый раз одно следует за другим. Пылесосить полы – это пример задачи. Совсем не обязательно пылесосить одни и те же предметы одинаковым образом. Каждый раз вы создаёте такую последовательность действий, которая наилучшим образом подходит для этого дня, этой комнаты, этого стоящего стула, и вашего настроения. Как бы вы это ни сделали, задача, которую вы выполняете, называется «пылесосить». Таким образом, задача – это сеть возможных последовательностей, ведущих к нужному результату. Задачей может быть и «поехать в отпуск», и «сменить работу» - то есть более сложные явления.
Теперь ваш ребёнок может думать о некоторой цели, например «сходить в магазин», и знать, что это обозначает также и одевание шапочек-курточек-ботиночек, и поездку в машине. Ребёнок теперь может вам «помочь» - прибраться, выгулять собаку, отнести продукты. Он может настаивать на том, чтобы делать что-либо самостоятельно – мыть руки, кушать, раздеваться.
С переменами, происходящими в ребёнке, вы почувствуете, что он стал ещё более непредсказуемым. Действия ребёнка было легче толковать, когда они были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь мир ребёнка гибче, и одно и то же действие может работать на разный результат. Это может смутить вас обоих. Пока вы не поймёте, как ваш малыш действует, некоторые операции будут для вас непонятны, поскольку вам будет неясно, чего ребёнок хочет достигнуть. Эти изменения проявятся и в игре вашего малыша. Появится новый интерес к старым игрушкам, видна станет работа воображения, игра в целом станет более сложной.
Между 49 и 53 неделей ребёнок ощутит изменения, происходящие в его образе мира. Пока малыш справится с этими новыми сложностями, ему нужна будет дополнительная поддержка и защита, отсюда будет проистекать требовательность ребёнка и его беспокойность. Этот период обычно длится 4-5 недель, но может занять и 3, и 6. Если ваш ребёнок покажется вам болезненным, присмотритесь: может быть, таким образом он осваивает новые умения.
Признаки этой недели:
Ваш ребёнок может начинать плакать и вопить быстрее, чем обычно. Ребёнок может хотеть находиться рядом с вами постоянно, весь день напролёт. Разные дети проявляют разную настойчивость в этом своём желании, но вам может показаться, что ребёнок неугомонный, беспокойный и просто невыносимый.
Обычно ребёнок плачет меньше, если мама просто рядом либо если мама занимается с ним или просто смотрит.
Как вы поймёте, что пришло время подрасти:
Может цепляться за вас
И вот опять ваш ребёнок начинает на вас виснуть – многие так себя ведут в этом возрасте. Ребёнок требует таскать его на руках или виснет на ногах, чтобы вы не ушли от него. Некоторым не так нужен постоянный контакт, и тогда они периодически приходят к маме или касаются вас. У каждого ребёнка свой способ «дозаправки мамой».
Может быть более недоверчив
Когда рядом незнакомые люди, малыш будет цепляться за вас пуще прежнего. Ребёнку снова оказываются не нужны контакты с новыми людьми, а иногда даже и с родными. Однако, есть дети, которые в этот период хотят быть только с папами.
Может требовать как можно более тесного контакта
Некоторые дети будут сидеть на руках, крепко вцепившись в маму, и не желать спускаться вниз. Есть дети, которые позволяют спускать себя с рук, но не дают уходить. Когда кто-либо уходит от ребёнка, он становится просто тираном.
Может хотеть, чтобы его развлекали
Большинство детей просят внимания. Особо требовательные занимаются этим все дни напролёт. Но даже лёгкие дети спокойного темперамента предпочитают делать всё вместе с мамой.
Может быть ревнив
Дети-собственники будут закатывать скандалы когда их матери будут просто обращать внимание на что-то или кого-то другого. Они могут притворяться больными, вредничать или пытаться причинить себе вред. Другие могут, наоборот, вести себя идеально, чтобы заслужить мамино внимание.
Может легко сменять настроения
Только что ваш ребёнок счастливо возился сам, и вдруг он огорчён, зол или в ярости – без видимой на то причины. Вероятно, вы даже не сможете понять, с чего это он.
Может хуже спать
Многие дети сопротивляются укладыванию спать, плохо засыпают, и раньше просыпаются. Некоторые меньше спят днём или хуже спят ночью, а другие просто отказываются спокойно идти в кровать в любое время.
Может «мечтать»
Ни с того ни с сего, ваш ребёнок может сесть и уставиться в пустоту - как будто уйти в свой маленький мир. Мамам такие замирания совсем не нравятся, поэтому обычно выводят детей из этого состояния.
Может хуже есть
Многие дети в этот период времени – плохие едоки. Их мамам процесс кормлений даётся трудно и нервно. Те дети, которые ещё получают грудное молоко, будут чаще прикладываться – не потому, что хочется кушать, а просто чтобы побыть рядом с мамой.
Может стать ещё большим ребёнком
Вдруг в поведении ребёнка появляются такие вещи, которые давным-давно уже остались позади. Мамам это не нравится – они хотят стабильного прогресса. Но всё же в беспокойные периоды такие скачки назад – вполне нормальное явление. Они сообщают вам о том, что прогресс изменения картины мира ребёнка уже не за горами.
Может стать неожиданно милым
Ваш малыш может прийти к вам просто для того, чтобы обнять, а потом снова уйти по своим делам.
Может не расставаться с любимой игрушкой
Если у вашего ребёнка есть любимая игрушка, он будет везде её за собой таскать. Многие дети делают так, особенно если устали или мама занята. Дети могут таскать за собой мягкие игрушки, тряпочки, тапочки и даже грязное бельё. Подойдёт что угодно – главное, чтобы было мягкое и удобно было носить. Они целуют и обнимают своего любимца. Многие мамы находят это милым.
Может вредничать
Ваш ребёнок может пытаться привлечь внимания своим сильным непослушанием, особенно когда вы заняты и у вас действительно нет на него времени.
Может впадать в ярость
Если у вас вспыльчивый ребёнок, он может впадать в неистовство каждый раз, когда что-то не по его. Он может разозлиться и без видимой причины, поняв, что вы можете не позволить ему сделать или получить то, что он хочет.
Лучшие игры для этого времени
Сделай сам
Дети этого возраста обожают, когда им разрешают делать что-то по-настоящему взрослое. При этом игры с водой обычно являются наиболее любимыми. Многие дети успокаиваются, играя с водой.
Искупай куклу
Наполните водой детскую ванночку или тазик. Снабдите ребёнка мылом и мочалкой и дайте ему вымыть куклу или любимую мягкую игрушку. Мытьё куклиных волос – любимая часть игры.
Вымой посуду
Оденьте на ребёнка большой фартук, и поставьте на стул рядом с раковиной. Наполните раковину тёплой водой, дайте губку для мытья посуды и всякие безопасные предметы, например, пластиковые тарелки и чашки, деревянные ложки, а также всевозможные сита и воронки. Если вода будет с пеной, это усилит детский энтузиазм. Обратите внимание, чтобы стул оставался сухим и не скользким. Стойте за ребёнком и принимайте участие в веселье.
Помощник
Малышу может нравиться делать повседневные дела вместе с вами. Это может быть приготовление ужина, накрывание на стол, или поездки за продуктами. У каждого ребёнка появляются свои идеи о том, как он сможет помочь маме.
Распаковываем продукты
Первым делом уберите хрупкие и опасные вещи, а потом разрешите ребёнку помочь вам. Вы можете просить ребёнка приносить упаковки одну за одной, или говорить, что именно ребёнку принести. Также можно указать, куда что положить. И, наконец, после того, как он сложил всё в шкаф, попросите его закрыть двери, поблагодарите и скажите ему, какой он молодец.
Прятки
Теперь эти игры можно делать более сложными. Когда ребёнок в нормальном настроении, ему чаще всего нравятся эти игры. Приспосабливайтесь к своему ребёнку: не делайте игру слишком простой или невыполнимой для него.
Двойные прятки
Возьмите две чашки и спрячьте игрушку под одной из них. Повозите чашки по столу, поменяйте их местами. Цель здесь – не одурачить вашего ребёнка, а как раз наоборот. Убедитесь, что ваш ребёнок внимательно смотрит за перемещениями и поощряйте его находить игрушку. Щедро хвалите его за каждый успех, ведь такая игра для вашего малыша действительно сложна.
Игра со звуком
Детям нравится искать источник звука. Посадите ребёнка к себе на колени и покажите какой-либо звучащий предмет (например, музыкальную шкатулку). Потом закройте малышу глаза своей рукой и попросите кого-нибудь спрятать играющую шкатулку. Убедитесь, что ребёнок не видел, куда её спрятали, и предложите ребёнку поискать.
Восьмая неделя, т. е. вторая фаза
Радость и горе вокруг 8-ой недели>
Около восьмой недели (с седьмой по девятую) чувствуется приближение следующего скачка. В этом возрасте у вашего младенца появляется одна новая способность. Благодаря ей он может изучать новое.
Ребенок развивает некоторые свои способности, которые он до сих пор не мог развивать независимо от того, сколько с ним занимались. Но новые возможности - это не только нечто приятное. Привычный мир «встал на голову». Ребенок видит, слышит, нюхает, чувствует на вкус, ощущает то, что до этого в его мире не было. Ребенок напуган, запутан, ему нужно время, чтобы привыкнуть. И лучше всего привыкать в надежных руках - у мамы.
Скачек дает о себе знать: обратно к маме
Дети в этот период больше кричат. Даже таская их целый день на руках, мамы не могут детей успокоить. Состояние ребенка: "мама, роди меня обратно".
Признаки фазы:
- ребенку нужно больше внимания, чтобы с ним занимались?
.... (здесь текст, но я его пока опущу за не особой важностью – пер.
Ну вы и сами тут можете домыслить ;) Далее опущенный текст обозначается многоточием – ред.)
- ребенок не любит чужих?
....
- хуже ест?
Младенец так бы и лежал целый день у груди. Но если его приложить, то он почти ничего не ест. Пока сосок находится у него во рту, все в порядке. Но стоит его отнять от груди - начинаются протесты - до тех пор, пока он снова не получит грудь.
Конечно, такое поведение вы замечаете только у тех детей, которые получают грудь по желанию (требованию). Некоторые мамаши начинают думать, что с грудным кормлением происходит что-то не то. Другие начинают себя спрашивать, правильно ли было позволять ребенку самому выбирать время кормления. Но грудь сейчас является не средством утоления голода, а средством утешения. В этой фазе дети начинают чаще сосать большой палец и пальцы вообще.
- висит целыми днями на маме?
....
- спит хуже?
.....
- больше сосет большой палец?
.....
Телесный контакт ослабляет напряжение.
Около 8-ой недели состояние "обратно к маме" совершенно нормально. В конце концов, этого хочет каждый ребенок. Но некоторые дети показывают свое желание яснее, чем другие. Капризничать и быть трудным в уходе - нет ничего нормальнее для этого мира. Это значит, что ребенок идет вперед. Что его развитие делает скачек. Что он запутан, потому что его мир выглядит чужим. Поэтому он хочет использовать свою маму в качестве знакомого и надежного базиса - где можно по настоящему расслабиться. Находясь с мамой, можно и новый мир осваивать.
Представьте себе, вы напуганы и запутаны, и никто вас не утешает. Вы все больше страдаете от напряжения. На это уходит вся ваша энергия. Вы все меньше понимаете свои проблемы.
Вот так же чувствует себя ваш младенец. Когда в его развитии происходит скачек, он себя ощущает словно в "новом" мире. Он чувствует, что ноша тяжелее той, которую он мог бы нести. Он плачет, кричит. И будет кричать дальше до тех пор, пока не решится его проблема. Вся его энергия уходит в крик. И крик поглощает все его время. Время, которое было бы лучше использовать на знакомство с "новым миром".
О чем вам надо думать:
Младенцы в этом возрасте находятся на белом свете для того, что бы их носили на руках, холили и лелеяли. И много им не покажется.
Если ваш ребенок стал "труднее", вы обнаружите, что он способен теперь на большее.
Когда мама волнуется или раздражается из-за того, что ребенок стал "труднее", она особенно внимательно за ним наблюдает. Что не так? Почему он такой напрягающий? Что я могу сделать? И тут мама обнаруживает, что ребенок вдруг умеет делать что-то новое, или старательно упражняется в чем-то новом. Его новые способности дают ребенку возможность учиться новому.
Скачек - мир "узоров"
Ребенок обнаруживает, что он и окружающий мир не единое целое, "суп" [понятие из предыдущей фазы: ребенок не может отделять себя от окружающего мира – т.е. все звуки, ощущения, запахи, вообще весь мир и он сам едины, не имеют границ, отделяющих ребенка от мира], а различные явления. Он начинает различать "узоры", например он обнаруживает свои руки, которыми он крутит и вертит, которыми он даже может пользоваться, т. к. знает, что они у него есть.
"Узоры" ребенок теперь не только видит. Он может их слышать, ощущать и чувствовать на вкус. Он чувствует их вне и внутри тела. Например, он чувствует разницу между тем, когда его рука поднята вверх и когда свисает вниз.
"Узоры" (см. ниже) в пределах собственного тела так же осознаются ребенком. Он строит гримасы, так как обнаружил, что владеет лицевыми мускулами. Он может фиксировать движения тела - туловище, руки, ноги, голова.
Многие из автоматических реакций, рефлексов, постепенно начинают пропадать в этой фазе. Вместо них появляется нечто, что напоминает сознательные движения. Ребенок теперь не долго будет зависеть от рефлексов - только если он голоден или в плохом настроении, он возвращается к старому способу.
Работа головы:
На 7-9 неделе объем головы вашего ребенка значительно увеличивается, импульсы мозга (нем. hirnstromkurven) в это время значительно изменяются.
Все дети приобретают это новое видение. Новый мир открыт им теперь навсегда. В нем теперь есть очень много для того, что бы быть открытым. Каждый младенец делает свой выбор. Он обращается к тому, что ему наиболее интересно: кто-то интересуется всем, кто-то интересуется тем, что можно порассматривать, третий - тем, что можно потрясти и что издает звуки. Кто-то предпочитает делать что-то сам. И так далее. Итак, новые способности, которые ваша подруга обнаруживает у своего младенца, могут быть совсем другими, чем те, которые обнаруживаете вы у своего. Поскольку то, что нравится делать младенцу, в большой мере зависит от его телосложения, веса, предрасположенностей и интересов.
Что откроет ваш ребенок в "мире узоров"?
Мир "узоров"
Область "делаю сам"
- младенец может сам держать голову, когда он по настоящему бодр,
- он поворачивает голову за звуком или предметом,
- он переворачивается с бока на живот,
- он переворачивается с бока на спину,
- он дрыгает руками и ногами,
- он дает себя подтянуть в положение сидя,
- он дает себя подтянуть в положение стоя,
- лежа на животе он опирается руками о плоскость,
- он желает значительно больше сидеть, у мамы на коленях перегнувшись вперед,
- лежа на животе, он может смотреть направо и налево,
- он строит гримасы, "играет" с лицом,
- и др. особенности поведения, которые вы замечаете у своего ребенка.
-------------------------------------------------------------
Область "взять, потрогать и почувствовать"
- он хочет взять игрушку, которая лежит в некотором отдалении, но это сделать пока не получается,
- он бьет по игрушке – это предшествует стадии "взять в руку",
- он бьет по игрушке ногами,
- он зажимает игрушку рукой, если ему вложить ее в руку,
- он берет игрушку и трясет ею (немного "деревянными" движениями),
- он ощупывает игрушку, не забирая ее себе,
- и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка.
-------------------------------------------------------------
Область "видеть"
- младенец открыл для себя свои руки, стопы или колени,
- он наблюдает за людьми, передвигающимися по комнате или чем-то занятыми,
- он в восхищении от детей, которые играют в комнате,
- он с удовольствием смотрит на быстро сменяющиеся картинки в телевизоре,
- он наблюдает за кошкой/собакой, которая что-то делает: бегает, ест, играет,
- он обнаруживает птичку, которая прыгает в клетке,
- он восхищен развевающимися занавесками,
- он обнаруживает источник света: например, пламя свечи,
- он рассматривает кроны деревьев, проплывающих мимо, когда его несут на руках или везут в коляске, особенно, если сквозь них падает свет и шелестит листва,
- он рассматривает полки в магазине,
- он рассматривает современную живопись (модерн) с разнообразными формами (гнутые линии) и красками. Особенно охотно, если его качают,
- он восхищается блестящими одеждами и украшениями,
- он охотно наблюдает за чьим-то ртом в процессе еды,
- он слушает и смотрит на разговаривающий рот,
- он изучает мимику лица,
- и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка.
-------------------------------------------------------------
Область "слушать"
- он охотно слушает голоса, разговоры, песни, высокие звуки,
- он издает звуки: а-а-а, у-у-у, е-е-е, м-м-м-м и сам себя слушает,
- он издает звуки так, будто что-то рассказывает,
- он повторяет звуки, если его в этом поддерживать,
- он поет на свой лад вместе, если перед ним петь и танцевать,
- он "разговаривает" и смеется с мягкими игрушками,
- он сознательно привлекает внимание звуками,
- он "влезает" в чужие разговоры,
- и др., что вы замечаете у своего ребенка.
----------------------------------------------------------------
Думайте о том, что ваш ребенок не может открыть мир за один раз. В 8 недель малыш впервые получает возможность войти в этот мир. Но когда он сможет чему-то научиться, зависит от заинтересованности ребенка и того, сколько возможностей он получит. Основные способности ребенок развивает спустя месяцы!
Продолжение. Вторая фаза. Восьмая неделя - 2
Начало второй фазы здесь
----------------------------
Сейчас речь пойдет снова о второй фазе - 8-я неделя