Й этап: комментарий к сформулированной проблеме

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы исходного текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателя к определенному выводу.

Различают два типа комментария:

Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту»
Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни. Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
·На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? ·Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет...)? ·На какие аспекты этой проблемы автор обращает прежде всего свое внимание? ·Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? ·На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? и т.д. ·К какому типу проблем принадлежит эта проблема? ·Актуальна ли эта проблема в наши дни? ·Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? ·Почему эта проблема привлекла внимание автора? ·Какие аспекты этой проблемы рассматривает автор? и т.д.

Помните, что комментарий представляет собой «переходный мостик»от формулировки проблемы к изложению авторской позиции, поэтому здесь уместны такие «переходные предложения»:

Типовые конструкции:

Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.

Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть...)

Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на...

В литературе нет (не существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме.

Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее как... Другие, напротив, …

Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что...

Актуальность этой проблемы (ее актуальность) состоит в том, что... (обусловлена тем, что...)

«Переходные предложения»могут быть в форме вопросительного или побудительного предложения:

В чем заключается сущность данной проблемы?

Разве не странно, что проблема...

Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

Остановимся на этой проблеме поподробнее.

Рассмотрим эту проблему подробнее. Её актуальность очевидна (не вызывает сомнения)... как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас...

Типовые конструкции для передачи действий автора (обратите внимание, что многие из них употреблены при формулировке проблемы):

Автор рассказывает

сообщает

концентрирует внимание читателя на

выделяет

замечает

высказывает интересное предположение

причину (чего) видит (в чем)

особо останавливается на (если подробно)

неоднократно возвращается к

затрагивает (что)

касается (чего) и т. д.

Обращаемся к тексту

Текстуальный комментарий (вслед за автором):

Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она... родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.

Концептуальный комментарий(ваше понимание проблемы с опорой на исходный текст):

Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется Человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью...

Наши рекомендации