С чего должны начать работу над текстом?

·Понять исходный текст

·Выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с читателем, в чем он хочет его убедить, от чего предостеречь…

Чтобы понять исходный текст, необходимо:

·Внимательно его прочитать

·Определить стиль и тип этого текста

·Составить план к нему (вопросный, назывной, тезисный, цитатный, комбинированный)

Замечание

Определение стиля и типа речи предложенного для анализа текста поможет определить не только степень эмоциональности этого текста, но и авторскую позицию.

·В текстах научного стиля авторская мысль передается ясно, логично, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, т.к. для пишущего важна прежде всего фактическая сторона излагаемого.

·Тексты публицистического стиля эмоциональны, что связано с двойной функцией этого стиля речи – передать информацию и эмоционально воздействовать на адресата (очень часто – убедить читателя в своей правоте). Авторская позиция излагается, как правило, прямо, открыто.

·В текстах художественного стиля для понимания авторской позиции очень важен подтекст, глубинный смысл высказывания

Определение типа речи исходного текста помогает правильно определить «способы формирования и разворачивания» авторской мысли.

·В описательных текстах основная информация раскрывается через описание существенных, наиболее значимых частей предмета, его свойств.

·В повествовательных текстах вам необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев и самим сформулировать авторскую идею.

·В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения (тезисы), аргументирует их и делает вывод.

План сочинения-рассуждения:

·Формулировка проблемы исходного текста (ключевой вопрос действия: «О чем говорится в этом тексте?»)

·Комментируем сформулированную проблему (ключевой вопрос действия: «Что мы знаем об этой проблеме?»)

·Сформулировать авторскую позицию (ключевой вопрос действия: «К какому выводу автор приводит читателя?»)

·Аргументация личностной (собственной) позиции («Я соглашаюсь или не соглашаюсь с позицией автора...», привести 2 аргумента: 1-й читательский опыт (художественный, научный, публицистический); 2-й — жизненный опыт; или 2 читательских, или 2 жизненных

·Вывод (передайте читательский отклик, вызванный глубоким и полноценным постижением авторской мысли)

Этап: выявляем и формулируем проблему исходного текста.

Исходный текст

Моя «Она»

·Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

(13) Я ненавижу её, презираю... (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... (15) Детей пока у нас нет...

(16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

(19) Ее зовут — Лень.

(По А.П. Чехову)

Тема — то, о чем говорится в тексте.

Проблема — это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).

Тема и проблема иногда могут совпадать.

В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Основная проблема, безусловно, это та проблема, по которой отчетливо заявлена авторская позиция (именно основная проблема в центре внимания пишущего, именно над ней он в основном размышляет, затрагивая попутно и другие проблемы)

В предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие проблемы:

философские (самые общие вопросы развития общества, природы, человека): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности

социальные (устройство и жизнь общества): взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции)

политические (деятельность государственной власти): политика в жизни общества, гражданское общество, демократия, международные конфликты; разоружение; терроризм; национализм; шовинизм

нравственные (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей): проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

экологические (взаимодействия человека и окружающей среды): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы

эстетические (восприятие человеком прекрасного): восприятие искусства; воспитание эстетического вкуса; духовность в искусстве; чтение, роль книги в жизни общества; массовая культура, телевидение, интернет.

Обращаемся к тексту

Основная проблема: проблема лени

Аспекты (стороны) этой проблемыв центре внимания Чехова:

·неразрывная связь героя текста с ленью (или власть, господство лени над героем рассказа);

·лень — причина всех несчастий героя;

·нежелание героя противостоять лени.

Формулируем проблему данного текста:

1-й вариант

В центре внимания юмористического рассказа А.П. Чехова —до боли всем нам знакомая проблемалени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.

2-й вариант (проблемные вопросы)

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П. Чехова —актуальная и всем нам знакомая проблемалени.Как влияет лень на чеховского героя, который понимает её губительность? Почему он не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого?Именно эти вопросы волновалиА.П. Чехова при написании рассказа «Моя «она».

Наши рекомендации