Теоретические сведения об основных законах и выразительных средствах композиции (I, II, IV)
Слово композиция (происходит от лат. corapositio) обозначает «сочинение, составление, сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке».
Применительно к изобразительному искусству под композицией донимается создание художественного произведения, в котором идейный замысел, сочиненное художником содержание выражается в виде рисунка, картины, скульптуры как единое, реально существующее целое, составленное из частей во взаимосвязи друг с другом.
В определении художника П. Кончаловского, композиция — это начало и конец художественного произведения. Натюрморт, портрет, пейзаж и самый сложный сюжет одинаково требуют композиции. Композиция—это равновесие частей, масс, расположенных на картине: планы в пейзаже, изображения предметов на натюрморте, лицо, руки в портрете, человеческие группы в тематических картинах — все имеет целью создать гармоническое целое».
В работе над композицией художественного произведения учитываются объективно существующие законы композиции, используется своеобразный комплекс средств раскрытия содержания и замысла. Основные законы композиций сформулированы академиком Е.Кибриком. Он выделяет закон целостности изображения, закон жизненности (или типизации), закон изображения в контрастах, сочетании противоположностей и закон новизны.
Закон целостности изображения является общим и важнейшим законом не только для композиции, но и для всякого художественного отображения вообще. Если этот закон не выдерживается, в изображении предмета трудно найти сходство с натурой вследствие несогласованности отдельных частей и деталей; картина распадается на отдельные фрагменты, на отдельные выразительные фигуры и по этой причине трудно понять, что автор хотел передать в своем произведении.
Закон целостности изображения основывается на особенности нашего восприятия. В процессе восприятия, как известно, операции анализа и синтеза сменяют друг друга, однако исследованиями установлено, что на первом этапе восприятия стоит операция синтеза — целостное схватывание воспринимаемого объекта в неделимом единстве его признаков.
Поэтому неделимость композиции — это главное требование первого, важнейшего ее закона. «Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого» (Е. Кибрик, 1966). В основе композиции поэтому лежит простая конструктивная идея, которая вытекает из природы замысла художника и является как бы скелетом композиции. Так, художник начинает разработку основных групп, масс и затем деталей только после того, как найдено единое целое. Например, знаменитая «Тачанка» М. Грекова в первой компоновке художника представляла собою перспективно сокращенный прямоугольник. Его особое расположение в рамке эскиза создавало чувство стремительного движения. Только найдя выразительную связь этого пятна с пространством изобразительной плоскости, художник приступил к разработке темы — начал рисовать коней, тачанку, пулеметчиков.
Другими компонентами, из которых складывается закон цельности в композиции, являются взаимная согласованность и неповторимость элементов композиции. Например, в картине «Крестный ход в Курской губернии» И. Репина изображена многолюдная толпа, в которой каждая фигура индивидуализируется не только как характерный, но и как социальный тип (в картине представлены все классы и сословия).
В соответствии со вторым законом — жизненности —художник, создавая художественные образы в композиции, выявляет в жизни типичные характеры и помещает их в типичные обстоятельства действия. Так, в пейзажах «Золотая осень» И. Левитана,
«Грачи прилетели» А. Саврасова, «Березовая роща» А. Куинджи, в сюжетной картине «Опять двойка» Ф. Решетникова перед нами типичные образы русской природы в одном случае и типичные жизненные обстоятельства — в другом.
Другой чертой закона типизации считают движение, поскольку оно присуще всему живому. В изобразительном искусстве (в отличие от других выразительных видов искусства, таких, как кино, театр, литература, где можно показать весь процесс развития сюжета, формирования характера) важно суметь передать в 'одном кульминационном моменте движения признаки предыдущего и последующего состояний. Например, полны движения жизни картины «Не ждали» И. Репина, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Взятие снежного городка» В. Сурикова.
Важнейшим среди законов композиции, определяющим ее воздействующую силу и выразительность, является закон контрастов, который так же, как и закон цельности, основывается на особенностях нашего восприятия.
Восприятие человеком объектов окружающей среды происходит благодаря имеющимся в природе контрастам. В искусстве соотношение величин, цветовых пятен, света и тени помогает художнику выделить не только форму и силуэт, но и передать главную мысль произведения, выделить характерное, индивидуальное.
Для достижения выразительности произведения при его компоновке сочетают контрасты в различных признаках (величины, цвета, фактуры и др.): рядом с высоким ставят низкого, с толстым—худого, с одетым в бархат-—фигурку в шелку. Так, в картине В. Васнецова «Богатыри» противопоставление огромных фигур богатырей маленьким деревцам переднего плана помогает художнику выразить их силу, заставить поверить в их могущество.
Существенную роль играют контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологический контраст). На контрасте положений построена картина Н. Ярошенко «Всюду жизнь», в которой люди в арестантском вагоне противопоставляются вольным голубям на перроне.
Примером психологического контраста, с помощью которого художник осуждает бессмысленность злодейских преступлений фашистов, может служить картина А. Пластова «Фашист пролетел» (на живописном фоне осени изображен расстрелянный с немецкого самолета деревенский пастушок, несколько убитых коров, овец).
Четвертый закон композиции заключает в себе проблему новизны. Каждое подлинное произведение искусства — пример открытия прекрасного в обыденном. Эстетическое открытие мира мы видим, например, в пейзажах «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Московский дворик» В. Поленова.
* * *
Создавая свое произведение, художник реализует известные законы композиции, используя определенные изобразительные правила, приемы и средства. Так, из средств достижения целостности композиции на первом плане стоит создание центра внимания (композиционного центра), которому подчиняется все второстепенное. Сюжетно-композиционный центр объединяет основные действующие лица, являясь сюжетной завязкой в художественном произведении.
В работе над эскизом задуманной картины, определяя ее конструкцию, художник использует прием соотнесения выделенного композиционного центра с размером и форматом изобразительной плоскости, а также с положением, величиной и формой второстепенных объектов композиции.
Размер изобразительной плоскости, скульптуры определяется значимостью ее содержания, условиями ее нормального восприятия зрителем.
Форматом картины, картинной плоскости называют ее форму. Он бывает в виде квадрата, вытянутого по вертикали или по горизонтали прямоугольника, треугольника, овала, круга. Формат помогает выделить самое существенное в содержании изображаемого, определить главную мысль, которую художник хотел выразить в своем произведении.
Квадратную форму (или близкую к ней), имеющую четко выраженный зрительный центр, используют тогда, когда нужно изобразить событие или явление, в котором раскрывается борьба двух противоположных сил, идей, мнений (см. картину П. Федотова «Свежий кавалер»).
Если художник стремится показать просторы Родины, историческое событие с массой людей, он использует вытянутые форматы (см. картины И. Левитана «Березовая роща», П. Корина «Русь»). .
Для выделения композиционного центра используется прием светотеневых эффектов, различные приемы передачи движения и статики, симметрии и асимметрии, ритма и др.
Симметричная организация картинной плоскости характеризуется уравновешенностью ее правой и левой частей по изображаемой массе, яркости, цвету и даже форме. Левая часть картины может быть очень похожа на правую. Примером симметричного решения композиции являются картины «Богатыри» В. Васнецова, «Жнецы» А. Венецианова, «Спящие дети», «Охотники на привале» В. Перова.
При асимметричном построении композиции хотя и нет большого сходства левой и правой ее сторон по отмеченным выше параметрам, однако выдерживается равновесие обеих частей за счет использования приемов ритмического построения композиции, показа сильного движения (действия) или состояния покоя. При нарушении симметричного равновесия возникает ощущение напряженности, динамики, развития действия. Примерами асимметричного решения композиции могут служить картины «Юный живописец» И. Фирсова, «Петр I» В. Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки.