Теоретические сведения об основных законах и выразительных средствах композиции (I, II, IV)

Слово композиция (происходит от лат. corapositio) обозначает «сочинение, составление, сопоставление, сложение, соединение ча­стей в единое целое в определенном порядке».

Применительно к изобразительному искусству под композицией донимается создание художественного произведения, в котором идейный замысел, сочиненное художником содержание выражает­ся в виде рисунка, картины, скульптуры как единое, реально су­ществующее целое, составленное из частей во взаимосвязи друг с другом.

В определении художника П. Кончаловского, композиция — это начало и конец художественного произведения. Натюрморт, порт­рет, пейзаж и самый сложный сюжет одинаково требуют компо­зиции. Композиция—это равновесие частей, масс, расположенных на картине: планы в пейзаже, изображения предметов на натюр­морте, лицо, руки в портрете, человеческие группы в тематических картинах — все имеет целью создать гармоническое целое».

В работе над композицией художественного произведения учи­тываются объективно существующие законы композиции, исполь­зуется своеобразный комплекс средств раскрытия содержания и замысла. Основные законы композиций сформулированы академи­ком Е.Кибриком. Он выделяет закон целостности изображения, закон жизненности (или типизации), закон изображения в контра­стах, сочетании противоположностей и закон новизны.

Закон целостности изображения является общим и важ­нейшим законом не только для композиции, но и для всякого ху­дожественного отображения вообще. Если этот закон не выдержи­вается, в изображении предмета трудно найти сходство с натурой вследствие несогласованности отдельных частей и деталей; карти­на распадается на отдельные фрагменты, на отдельные вырази­тельные фигуры и по этой причине трудно понять, что автор хотел передать в своем произведении.

Закон целостности изображения основывается на особенности нашего восприятия. В процессе восприятия, как известно, опера­ции анализа и синтеза сменяют друг друга, однако исследования­ми установлено, что на первом этапе восприятия стоит операция синтеза — целостное схватывание воспринимаемого объекта в не­делимом единстве его признаков.

Поэтому неделимость композиции — это главное требование первого, важнейшего ее закона. «Ни форма, ни цвет не существу­ют сами по себе, а только в отношении к целому, как части це­лого» (Е. Кибрик, 1966). В основе композиции поэтому лежит простая конструктивная идея, которая вытекает из природы за­мысла художника и является как бы скелетом композиции. Так, художник начинает разработку основных групп, масс и затем де­талей только после того, как найдено единое целое. Например, знаменитая «Тачанка» М. Грекова в первой компоновке худож­ника представляла собою перспективно сокращенный прямоуголь­ник. Его особое расположение в рамке эскиза создавало чувство стремительного движения. Только найдя выразительную связь это­го пятна с пространством изобразительной плоскости, художник приступил к разработке темы — начал рисовать коней, тачанку, пулеметчиков.

Другими компонентами, из которых складывается закон цель­ности в композиции, являются взаимная согласованность и не­повторимость элементов композиции. Например, в картине «Крест­ный ход в Курской губернии» И. Репина изображена многолюдная толпа, в которой каждая фигура индивидуализируется не только как характерный, но и как социальный тип (в картине представ­лены все классы и сословия).

В соответствии со вторым законом — жизненности —ху­дожник, создавая художественные образы в композиции, выявляет в жизни типичные характеры и помещает их в типичные обстоя­тельства действия. Так, в пейзажах «Золотая осень» И. Левитана,

«Грачи прилетели» А. Саврасова, «Березовая роща» А. Куинджи, в сюжетной картине «Опять двойка» Ф. Решетникова перед нами типичные образы русской природы в одном случае и типичные жизненные обстоятельства — в другом.

Другой чертой закона типизации считают движение, поскольку оно присуще всему живому. В изобразительном искусстве (в от­личие от других выразительных видов искусства, таких, как кино, театр, литература, где можно показать весь процесс развития сю­жета, формирования характера) важно суметь передать в 'одном кульминационном моменте движения признаки предыдущего и последующего состояний. Например, полны движения жизни кар­тины «Не ждали» И. Репина, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Взятие снежного городка» В. Сурикова.

Важнейшим среди законов композиции, определяющим ее воз­действующую силу и выразительность, является закон контра­стов, который так же, как и закон цельности, основывается на особенностях нашего восприятия.

Восприятие человеком объектов окружающей среды происходит благодаря имеющимся в природе контрастам. В искусстве соотно­шение величин, цветовых пятен, света и тени помогает художнику выделить не только форму и силуэт, но и передать главную мысль произведения, выделить характерное, индивидуальное.

Для достижения выразительности произведения при его ком­поновке сочетают контрасты в различных признаках (величины, цвета, фактуры и др.): рядом с высоким ставят низкого, с тол­стым—худого, с одетым в бархат-—фигурку в шелку. Так, в кар­тине В. Васнецова «Богатыри» противопоставление огромных фи­гур богатырей маленьким деревцам переднего плана помогает ху­дожнику выразить их силу, заставить поверить в их могущество.

Существенную роль играют контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологический контраст). На контрасте положений построена картина Н. Ярошенко «Всюду жизнь», в ко­торой люди в арестантском вагоне противопоставляются вольным голубям на перроне.

Примером психологического контраста, с помощью которого художник осуждает бессмысленность злодейских преступлений фа­шистов, может служить картина А. Пластова «Фашист пролетел» (на живописном фоне осени изображен расстрелянный с немец­кого самолета деревенский пастушок, несколько убитых коров, овец).

Четвертый закон композиции заключает в себе проблему но­визны. Каждое подлинное произведение искусства — пример открытия прекрасного в обыденном. Эстетическое открытие мира мы видим, например, в пейзажах «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Московский дворик» В. По­ленова.

* * *

Создавая свое произведение, художник реализует известные законы композиции, используя определенные изобразительные правила, приемы и средства. Так, из средств достижения целостности композиции на первом плане стоит создание центра внимания (композиционного центра), которому подчиняется все второсте­пенное. Сюжетно-композиционный центр объединяет основные дей­ствующие лица, являясь сюжетной завязкой в художественном произведении.

В работе над эскизом задуманной картины, определяя ее кон­струкцию, художник использует прием соотнесения выделенного композиционного центра с размером и форматом изобразительной плоскости, а также с положением, величиной и формой второсте­пенных объектов композиции.

Размер изобразительной плоскости, скульптуры определяется значимостью ее содержания, условиями ее нормального восприя­тия зрителем.

Форматом картины, картинной плоскости называют ее форму. Он бывает в виде квадрата, вытянутого по вертикали или по го­ризонтали прямоугольника, треугольника, овала, круга. Формат помогает выделить самое существенное в содержании изображае­мого, определить главную мысль, которую художник хотел вы­разить в своем произведении.

Квадратную форму (или близкую к ней), имеющую четко вы­раженный зрительный центр, используют тогда, когда нужно изобразить событие или явление, в котором раскрывается борьба двух противоположных сил, идей, мнений (см. картину П. Федото­ва «Свежий кавалер»).

Если художник стремится показать просторы Родины, исто­рическое событие с массой людей, он использует вытянутые фор­маты (см. картины И. Левитана «Березовая роща», П. Корина «Русь»). .

Для выделения композиционного центра используется прием светотеневых эффектов, различные приемы передачи движения и статики, симметрии и асимметрии, ритма и др.

Симметричная организация картинной плоскости характеризу­ется уравновешенностью ее правой и левой частей по изображае­мой массе, яркости, цвету и даже форме. Левая часть картины может быть очень похожа на правую. Примером симметричного решения композиции являются картины «Богатыри» В. Васнецова, «Жнецы» А. Венецианова, «Спящие дети», «Охотники на привале» В. Перова.

При асимметричном построении композиции хотя и нет боль­шого сходства левой и правой ее сторон по отмеченным выше па­раметрам, однако выдерживается равновесие обеих частей за счет использования приемов ритмического построения композиции, по­каза сильного движения (действия) или состояния покоя. При нарушении симметричного равновесия возникает ощущение напря­женности, динамики, развития действия. Примерами асимметрич­ного решения композиции могут служить картины «Юный живопи­сец» И. Фирсова, «Петр I» В. Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки.

Наши рекомендации