Особенности изобразительной деятельности учащихся ii класса
Ко второму году обучения глухие и слабослышащие учащиеся в какой-то мере успевают овладеть способами работы некоторыми художественными материалами, познакомиться с приемами наблюдения и этапами изображения натуры. Второклассникам уже известно, что при обследовании предмета с целью изображения в нем нужно увидеть то главное, что позволит передать сходство в рисунке: общую форму, главные детали, пропорции, конструкцию. Однако умение рассматривать натуру, последовательно выделяя нужные признаки, и затем изображать, следуя этапам наблюдения, находится еще в стадии формирования. Это проявляется в том, что учащиеся II класса успешно изображают с натуры предметы несложной, малорасчлененной формы (например, лист сирени, яблоко, грушу). Из объектов со сложнорасчлененной формой дети усвоили способы обследования и изображения лишь конкретных предметов. Обобщения полученных знаний и умений у них еще нет. Это означает, что, научившись рисовать лист сирени, они испытывают трудности в изображении листьев более сложного строения (дуба, клена и др.)> научившись рисовать ослика-игрушку, затрудняются при изображении зайчика-игрушки. Изображения дерева, человека у одних учащихся еще остаются примитивными, напоминают схему, у других эти рисунки уже наполняются почерпнутыми в наблюдении характерными признаками (уточняются строение и пропорции, с большим сходством передается форма частей и признаки их соединения в единое целое).
Композиция рисунков второклассников заметно совершенствуется и усложняется. При изображении одного предмета с натуры или по представлению они стремятся использовать полученные знания о взаимодействии изобразительной плоскости и изображения. Рисунок укрупняется, хотя и не всегда до нужного размера, соответствующего изобразительной плоскости. Иногда дети еще забывают поставить перед собой задачу выбора протяженности изобразительной плоскости в соответствии с изображением, однако достаточно одного напоминания, чтобы они самостоятельно нашли правильное решение.
Рисование на тему и сюжетное рисование имеют определенные различия: в тематическом рисовании содержание изображения хотя и ограничено темой (например, «Весна»), но оно все же весьма произвольно, в сюжетном — замкнуто конкретными словесно оформленными условиями текста (например, заданный сюжет из сказки «Колобок»).
В работе над композицией тематического или сюжетного рисунка у учащихся II класса сохраняются трудности установления смысловых связей между объектами и их графического воспроизведения. Содержание раскрывается слабо, малоаспектно.
В понятие «графический образ» входит отчетливое, точное, полное представление о предмете и способе его изображения. Большим тормозом в совершенствовании сюжетной композиции являются неотчетливые графические образы отдельных объектов и явлений. Например, многие дети отказываются обогатить свою композицию изображением того или иного животного, так как не знают, как его нарисовать, они имеют желание передать вечернее освещение в городе, в лесу, но изменяют свой замысел, поскольку не владеют приемами живописи, позволяющими реалистично отображать состояние природы при разной освещенности и т. д.
Сюжетная и тематическая композиция второклассников много- предметна. Фризовое построение на нижнем основании листа уже не встречается, однако у многих учащихся большая часть объектов выстраивается в фризовом порядке на середине или чуть ниже середины листа, в рисунках некоторых учащихся появляется узкая полосочка неба, отграниченная от земли линией горизонта. Загораживание одних объектов другими используется редко. Все это не позволяет учащимся передать иллюзорное впечатление глубины пространства, почему и выглядят их рисунки декоративно, плоскостно.
Работа над композицией в декоративной деятельности проходит у второклассников довольно успешно. Ко II классу учащиеся уже осваивают приемы составления простейших узоров в полосе и прямоугольнике с учетом ритмического построения (повторения и чередования элементов). Можно отметить, что в аппликации работа над композицией узора осуществляется заметно легче, чем в графическом исполнении. Это можно объяснить тем обстоятельством, что дети не освоили прием поэтапной работы над композицией узора как единого целого ритмического содержания.
Цветовые решения и техника исполнения работ учащихся первого и второго года обучения заметно различаются в пользу последних. Раскрашивая рисунки гуашью или акварелью в сочетании с гуашью, дети используют не только локальные цвета, но и составляют некоторые их оттенки (например, желто-зеленый, красно-оранжевый, голубой). Техника работы красками по сравнению с первым годом обучения улучшилась, но находится еще на начальной стадии формирования. Так еще не всем учащимся удается ровно и четко окрасить раствором краски силуэты изображений; в рисунках некоторых детей после окраски появляются полосы или остаются характерные подтеки, краска выходит за пределы обозначенных карандашом контуров.
Дети предпочитают не покрывать фон краской. Это объясняется не только трудностью окрашивания большой площади бумаги, а также и тем, что у детей не хватает терпения дождаться, пока высохнут уже покрытые краской силуэты, изображений, и, начиная окраску фона, они, как правило, портят свои рисунки, потому что происходит слияние красок фона и изображений. Если все же I в тематическом рисунке дети и окрашивают фон (например, поле, I лужок между деревьями), то при этом они не полностью покрывают его краской, оставляя большие неокрашенные промежутки, что делает работу пестрой, лишает изображение целостности.
Приступая к работе во II классе, учителю необходимо учитывать сформировавшиеся у детей знания и умения, а также те трудности, которые у них остались в овладении приемами восприятия и изображения натуры, в сюжетном рисовании, в работе красками. Для развития восприятия учащихся (выработки у них умения видеть объект то целостно, то аналитически, выделять в нем существенные детали, устанавливать пропорциональные отношения и т. д.) учитель совершенствует у них приемы обследования предметов. С этой целью в процессе обучения применяются такие наглядные средства, как схема последовательности наблюдения и изображения объекта, правильные и ошибочные изображения объекта. Используется метод сравнения при изображении рядом поставленных объектов, имеющих сходные и различные признаки, а также прием последовательного изображения предмета сначала в объеме (лепка), затем на изобразительной плоскости (аппликация и рисунок).
При объяснении сложного материала и во II классе допускается совместное с учителем поэтапное выполнение задания (учитель рисует на доске, учащиеся—этап за этапом —в альбоме или на листе бумаги).
В композиционной деятельности для детей, испытывающих определенные трудности в обучении, используется аппликация с достаточным выбором деталей, из которых строится целостное изображение. Работа с аппликацией позволяет планировать расположение объектов на изобразительной плоскости: учащийся не мысленно, а реально передвигает изображения по листу бумаги, добиваясь успешной композиции.
В изобразительной деятельности важная роль принадлежит словесному сопровождению. По речевым конструкциям педагога и самоинструкциям детей осуществляется руководство процессом восприятия объекта, составление композиции и выбор изобразительных средств. Учитель также уделяет внимание работе над правильностью произношения речевого материала, относящегося к изобразительной деятельности.