Методы и приемы развития восприятия цвета у учащихся и обучение их живописи
Для успешного усвоения элементарных знаний по цветоведению и выработке навыков работы красками необходимо научить первоклассников правильно организовать свое рабочее место, познакомить их с приемами работы художественными материалами и принадлежностями и научить ухаживать за ними. Учителю в связи с этим нужно раскрыть для учащихся следующие положения: как нужно сидеть за партой на уроке, какие художественные материалы и принадлежности нужно приготовить к уроку для работы красками; в каком порядке они должны быть разложены на парте; как пользоваться кистью, ухаживать за ней; как пользоваться красками и палитрой; как использовать лист бумаги
«пробник»; когда использовать тряпочку; как пользоваться водой в баночке, когда ее нужно менять.
Вслед за этим во фронтальной работе дети называют художественные материалы и принадлежности. Учитель предлагает разложить их на определенные места (рис. 1) и запомнить этот порядок размещения. При этом нужно убедить детей в целесообразности такого порядка. Далее изучаются свойства кисти, красок и уход за ними. Учитель показывает детям кисти большого или маленького номера (№№18—20, 8—6) и анализирует их конструкцию. Учитель выделяет в волосистой части кисти корпус и кончик и демонстрирует ряд приемов работы: сначала кисть нужна смочить в воде, затем провести ею, легко прижимая, несколько раз по краске в одном направлении (слева направо), набрав краску в кисть, легко и мягко провести ею в одном направлении, работая корпусом кисти (получится широкая линия), набрав поменьше краски, мягко провести ею в одном направлении, работая кончиком кисти (получится тонкая линия).
Полезно на этом занятии показать детям, в каких случаях работают корпусом и кончиком кисти (рис. 28). Для этого следует познакомить детей с палитрой и объяснить ее назначение: «Палитра нужна для того, чтобы на ней разводить краски. Краска должна быть не очень густая и не очень жидкая —вот такая. (Учитель демонстрирует способ использования палитры.) Краску разводят^ чтобы покрыть большую поверхность ровным, одинаковым цветом, большую поверхность раскрашивают корпусом кисти, край рисунка (контуры рисунка), его детали прорисовывают кончиком кисти».
Потом демонстрируются способы разведения гуаши и акварели: гуашь накладывается кистью в углубления или ванночки палитры и затем добавляется вода, пока не будет найдена нужная? консистенция краски, для разведения акварели в углубление палитры сначала наливается нужное количество воды, затем в этой: воде путем ополаскивания кисти растворяется определенное количество краски до получения раствора нужной насыщенности.
Учащимся необходимо показать приемы работы кистью, красками и объяснить, почему нельзя кистью, смоченной в краске одного цвета, набирать краску другого цвета: при этом происходит смешение цветов и, для того чтобы снова получить «чистый» цвет, краски приходится долго мыть чистой водой.
Детей нужно научить следить за кистью: для того чтобы она долго служила, ее нужно после окончания работы ополаскивать в чистой воде, осушать мягкой хлопчатобумажной тряпочкой, не сильно сжимая, чтобы не выдернуть волоски; чистую кисточку
нужно ставить в стакан волосистой частью вверх, а уже высохшую кисточку можно класть в пенал достаточной длины, чтобы не сжималась ее волосистая часть.
При демонстрации приемов разведения гуаши и акварели можно показать использование листочка бумаги для проверки получаемого цвета, его насыщенности (пробника).
После того как учитель познакомит детей с особенностями и некоторыми приемами работы красками, целесообразно предложить им выполнить практическую работу: сразу кистью нарисовать разноцветную радугу, солнышко, цветы, листья, ежика в колючках и др.—по желанию учащихся. В этой работе учащиеся должны использовать полученные знания и умения.
На всех последующих уроках живописи учитель постоянно уделяет внимание организации рабочего места учащихся, правилам работы с художественными материалами, принадлежностями и ухода за ними.
Работа над развитием ц в ет о в о с п р и я т и я учащихся начинается с первых уроков изобразительного искусства. На первых порах при рассматривании предметов дети учатся различать и словесно обозначать основные и смешанные цвета цветового спектра, некоторые их оттенки, подбирают и составляют их на палитре.
Вариант работ ы. Составление аппликаций «Букет цветов» и «Листья в вазе» с последующей их зарисовкой и раскрашиванием.
На доску-кассу учитель выкладывает изображения ваз, цветов, листьев, окрашенные в хроматические и ахроматические цвета, и предлагает учащимся назвать эти цвета (рис. 29). Под изображение предмета, окраску которого учащийся назвал правильно, кладется табличка с ее словесным обозначением. Работа проводится фронтально. После того как окраска всех изображений обозначена словом, учитель собирает таблички. Дальше детям предлагается другое задание: найти цвет. по словесному обозначению. Для этого учитель раздает детям те же таблички, которые они раскладывают под изображением с соответствующей окраской. Таким образом, в первом случае учитель проверяет, название каких цветов дети не знают или знают неточно, в каких словах у них закрепилось неправильное произношение, во втором случае закрепляется правильное название цветов и отрабатывается произношение. Потом дети составляют аппликацию «Букет в вазе», которую затем зарисовывают и раскрашивают гуашью. Перед началом работы с красками учитель показывает, как нужно «смотреть» цвет, делая мазки на листочке бумаги — «пробнике», показывает приемы получения некоторых оттенков цвета (розового, голубого).
Закрепление умений работать красками, правильно называть цвета можно провести на материале декоративно-прикладной деятельности. Учитель предлагает учащимся окрасить симметричные изделия (бабочку, стрекозу, жука и т. п.), выполненные при помощи складывания бумаги и последующего вырезания.
Дети используют при окраске вырезанного изображения чистые цвета. Работа выполняется гуашью. Учитель показывает последовательность окрашивания изображения: сверху вниз и слева направо.
На уроках, где приемы работы гуашью закрепляются в декоративно-прикладной деятельности по мотивам народного творчества, у детей нужно воспитывать любовь к народному искусству, развивать эстетические чувства, понимание красоты.
Учащихся нужно познакомить с отдельными работами народных мастеров в натуре или в репродукции: образцами гуцульской (косовской) керамики (кувшины, вазы, миски или тарелки), токарной утварью Полх-Майдана (сахарницы, чаши-пиалы, солонки, вазочки), деревянными изделиями Городца (детская мебель, кухонные расписные принадлежности). При этом детям нужно рассказать, что народные мастера украшают свои изделия узором, состоящим из разнообразных частей — мотивов, которые они заимствуют из растительного и животного мира и творчески их преобразуют.
Учитель предлагает детям освоить приемы изображения некоторых мотивов, характерных для росписи Городца. После их показа учащиеся тренируются в изображении цветных кругов, обработанных темными и белыми дужками, точками, штрихами (так называемой «оживкой»), изображают розаны, купавки и легким ударом кисти по бумаге (тычком) рисуют ягоды. В своей работе учитель использует для демонстраций популярные детские книжки и книжки-раскраски, знакомящие детей с работами мастеров народного творчества, национальных промыслов.
После этого упражнения учащиеся выполняют эскиз росписи кухонной доски в стиле Городца. Учащимся, которые быстро овладевают техникой работы, можно предложить использовать ш росписи более сложные мотивы, придумать композицию на современный лад, детям слабоуспевающим рекомендуется повторить несложный узор.
При выполнений данной работы, учащихся нужно познакомить с правильными приемами работы акварелью. Внимание учащихся обращается на два момента: 1) окрашиваемое изделие или лист бумаги нужно держать наклонно, чтобы краска постепенно стекала вниз, 2) в процессе окрашивания на кисточку нужно брать достаточное количество краски, чтобы на поверхности бумаги образовывался валик из этого раствора. Для того чтобы дети осознанно выполняли эти указания, им нужно продемонстрировать, как несоблюдение этих правил ведет к тому, что без валика граница окрашиваемой поверхности быстро засыхает и вместо ровной окраски образуются нежелательные полосы. Приемы работы акварелью целесообразно затем закрепить при раскрашивании изображений с несложными очертаниями, средних размеров и ровной окраской.