Социально-психологическая адаптация ребенка к школьному обучению. Факторы, влияющие на процесс психологической адаптации учащегося. Нейрофизиологические основы процесса адаптации.
Основные показатели успешной школьной адаптации учащегося. Причины школьной дезадаптации учащегося.
- первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно;
-учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;
-решает усложнённые задачи;
-прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя;
- выполняет поручения без лишнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной работе;
- готовится ко всем урокам;
-занимает в классе благоприятное статусное положение, общественные поручения выполняет добросовестно;
- дружит со многими одноклассниками.
Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.
Основные причины школьной дезадаптации:
· Общий уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья, развитие психических функций. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто не готов к обучению в школе.
· Особенности семейного воспитания. Это и отвержение ребенка родителями и гиперопека ребенка. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе – неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, непринятие режимных моментов.
· Специфика организации учебного процесса, не учитывающего индивидуальные различия детей и авторитарный стиль современной педагогики.
· Интенсивность учебных нагрузок и сложность современных образовательных программ.
· Самооценка младшего школьника и стиль взаимоотношений с близкими значимыми взрослыми.
Портрет одаренного ребенка
1.Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2.Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3.Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4.Склонен к рискованным действиям.
5.Обладает богатой фантазией, воображением.
6.Обладает хорошо развитым чувством юмора.
7.Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8.Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, к творческому использованию предметов.
Развитие интеллектуальных способностей и креативности средствами художественного творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др. Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Социально-психологическая адаптация ребенка к школьному обучению. Факторы, влияющие на процесс психологической адаптации учащегося. Нейрофизиологические основы процесса адаптации.
Различают 2 аспекта адаптации детей при поступлении в школу: физиологическая адаптация — комплекс сдвигов в организме, характеризующих переход системы на новый более высокий и устойчиво сохраняющийся уровень функционирования. Эти изменения касаются, главным образом, высшей нервной деятельности, обеспечивающей успешность работы; социально-психологическая адаптация заключается в усвоении школьных норм поведения, налаживании социальных контактов с учителем, одноклассниками.
Возраст 6–7 лет - кризисный. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребенок стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.
Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.
В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.
В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.
Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.
Для того чтобы процесс приспособления к школьным занятиям протекал легко, быстро и носил устойчивый характер, следует учитывать факторы, влияющие на успешность адаптации:
1. Уровень функциональной готовности детского организма к обучению в школе.
Чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он к моменту поступления в школу должен достигать определенного уровня физического и психического развития, «школьной зрелости». Так называемая недостаточная готовность определяется чаще всего не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью или недостаточным развитием некоторых функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью.
Это, прежде всего, относится к развитию психики и моторики ребенка, к его умению сосредотачиваться, тормозить на определенное время свою двигательную активность, без лишнего напряжения сохранять рабочую позу. Для письма и рисования необходимо также достаточное развитие мелких мышц кисти, согласованность движения пальцев. В целом развитие психики, моторики и речи определяют уровень функциональной готовности ребенка к школе.
Для определения степени «школьной зрелости» у 5 —7-летних детей с успехом используется психофизиологический тест Керна—Ирасека, состоящий из 3 заданий и проводимый врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники.
По некоторым данным последних лет, более 60 % детей до 7 лет, проживающих в России, относятся к группе риска школьной соматической и психофизиологической дезадаптации. Очень важно отметить, что среди школьно-незрелых детей 7-го года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек.
Причиной школьной незрелости ребенка часто является комплекс неблагоприятных биологических и социальных факторов.
2. Соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка.
Установлено, что дети, имеющие замедленный темп развития, длительно адаптируются к занятиям и имеют сниженную успеваемость на первом году обучения. Поэтому при решении вопроса о готовности к систематическому обучению с 6-летнего возраста биологическое созревание организма является одним из основных медицинских критериев. Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития, у которых отмечается рост ниже среднего (М-1а по местным стандартам физического развития), прибавка в росте за последний год составила менее 4 см и отсутствуют постоянные зубы.
Согласно действующим санитарным правилам, в первые классы школ должны приниматься дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Обязательным условием для приема в школу детей 7-го года жизни является достижение ими к 1 сентября (т. е. началу учебного года) возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
3. Состояние здоровья ребенка.
Показано, что наилучшим образом адаптация осуществляется у детей, относящихся к I группе здоровья, наихудшие результаты отмечаются у детей III группы здоровья, у которых наблюдаются нервно-психические отклонения, снижение содержания гемоглобина, у многих из них в этот период ухудшается состояние здоровья и они могут быть отнесены к IV группе (частые обострения основного заболевания). У детей с заболеваниями нервно-психической сферы хорошая адаптация вообще явление очень редкое (8%), у 42 % отмечается затрудненная адаптация, у 50 % — не наступает вовсе.
- Микросоциальные семейные условия.
- Имеет значение также предварительное пребывание детей вдетском саду, поскольку преподавание в 1 -м классе сохраняет так называемый «игровой» метод, а в подготовительных группах дет сада используются элементы школьного обучения, т.е. имеет место «взаимопроникновение детского сада и школы», способствующее более быстрому приспособлению детей к занятиям.
- Содержание обучения и методика преподавания (особая, приближенная к методике преподавания в детских дошкольных учреждениях).