Petit Train de Montmatre / Маленький поезд Монмартра
Насладитесь живописной поездкой на мини-поезде по атмосферным улицам Монмартра и осмотрите романтические виды и достопримечательности этого оживленного района.
Petit Train de Montmatre выходит каждые 30 минут летом и каждые 45 зимой. Поезд работает позже (10.00 - 21.00) в июне, июле и августе.Отправляется от Place Blanche (напротив Moulin Rouge) или на вершине холма, Place de Tetre.Free Entry with the Paris Pass
Normal Entry Price: Adult: ?6.00 Child: ?4.00
На холме Монмартре три церкви:
· Базилика Сакре-Кёр;
· церковь Сен-Пьер-де-Монмартр;
· церковь Сен-Жан-де-Монмартр.
А также три религиозные общины:
· сестры из «Notre-Dame du Cénacle» (на Монмартре с 1890 года);
· кармелиты;
· бенедиктинцы из «Сакре-Кёр».
На rue Lucien-Gaulard находится кладбище Сен-Венсан, это бывшее деревенское кладбище, на котором похоронено немало знаменитых людей, живших на Монмартре, среди них Марсель Эме, Морис Утрилло и другие.
История:
Существуют несколько версий происхождения слова «Монмартр». По первой версии название происходит от лат. Mons Martis — Mарсов холм по располагавшемуся здесь в античные времена храма в честь этого божества, или даже Mons Mercori в честь другого римского храма.
По другой версии, название гораздо более позднее — Монмарт, возможно, происходит от Mons Martyrium — холм мученика, и он так назван в честь Дионисия Парижского. Он распространял христианство в Риме, Испании, Германии и Галлии и стал первым епископом Парижа.
Примерно в 272 году здесь были обезглавлены за проповедь христианства первый епископ Парижа св. Дионисий, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Согласно легенде, после обезглавливания Дионисий взял отрубленную голову в руки, омыл её в источнике и прошёл примерно 6 километров. На месте, где он упал замертво, основали место, которое впоследствии стали называть Сен-Дени. В Средние века Монмартр был местом паломничества верующих.
В галло-римскую эпоху на холме возвышались два храма в честь богов Марс и Меркурий. Благодаря месторождению гипса Монмартр стал одним из самых богатых районов в округе. В это время там были построены множество вилл и храмов. Позже каменоломни, где добывали гипс, послужили убежищем для первых христиан.
Возвышенность на берегу Сены, долина которой в каменном веке достигала более пяти километров в ширину, была сложена почти из чистых гипсовых отложений, пригодных для производства гипса. В галло-римскую эпоху этот незаменимый строительный материал сделал Монмартр одним из самых богатейших районов. В это время было сооружено множество церквей, часовен, храмов и как писал А. Доде: «Частица Монмартра есть в любой точке Парижа…».
Добыча гипса в 1840-х стала важнейшей экономической отраслью Монмартра. Одна из улиц у подножия была названа благодаря белому цвету гипса Белой площадью (Place Blanche). Были построены гипсовые мельницы.
В марте 1871 после окончания франко-прусской войны Монмартр стал пунктом зарождения Парижской коммуны. После кровавой расправы с членами коммуны в мае 1871 Национальное собрание Франции решило построить на монмартрском холме церковь в память об освобождении Парижа от коммуны. 3 года спустя началось строительство базилики Сакре-Кёр, которая сегодня является одним из символов Парижа.
В конце XIX века Монмартр привлекал многочисленных деятелей искусства своими невысокими (по сравнению с центром города) ценами. Здесь жили и творили Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Утрилло, Аполлинер, Таможенник Руссо; чуть позже — Пикассо, Брак, Модильяни. Бедные художники и поэты снимали комнатушки в ветхом бараке Бато-Лавуар, где не было света и газа и всего лишь один водопроводный кран на пять этажей.
Излюбленными местами встреч парижской богемы были бары и кабаре, такие как «Чёрный кот», «Мулен Руж» и «Проворный кролик».
Кабаре́ (фр. Cabaret) — небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой, которая состоит из пения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье.
Нюансы:
1. В 2001 году на большие экраны вышел фильм «Амели», местом действия которого стал Монмартр. Это привлекло сюда новую волну туристов.
2. На одном из ресторанов Монмартра висит мемориальная табличка, которая гласит: «30 марта 1814 здесь казаки впервые потребовали, чтобы их обслуживали быстрее, откуда и пошло название бистро (искажённое „Быстро!“)». Эта популярная во Франции легенда действительности не соответствует — слово бистро возникло лишь в 1880-е годы и с русским словом не связано.
3. Знаменитый абстрактный пейзаж «Закат над Адриатическим морем», написанный именно на Монмартре и вызвавший в свое время ужасный скандал. Пейзаж был выставлен в Салоне Независимых и имел там немалый успех ровно до тех пор, пока не стал известен автор, оказавшийся ослом по имени Лоло. Ролан Доржеле (владелец Кабаре «Ловкий кролик») решил пошутить над абстракционистами, поставив Лоло спиной к холсту, рядом с тазами с краской, и давая ему печенье, чтобы осел размахивал хвостом, попадая то в краску, то по холсту.
4. В 1872 году богатый англичанин Ричард Уоллес, проживающий в Париже, выступил с замечательной инициативой благоустроить город Он подарил столице пятьдесят красивых питьевых фонтанчиков, изготовленных из кованого зеленого чугуна.
Каждый из фонтанчиков был увенчан своеобразным миниатюрным храмом по проекту скульптора Шарля Огюста Лебура, который украшали четыре кариатиды, символизирующие Простоту, Умеренность, Милосердие и Добро.
В последующие годы к этим пятидесяти добавили еще несколько фонтанчиков, поэтому теперь их в городе насчитывается что-то около 65. Вы легко опознаете эти зеленые фонтанчики, однако теперь они отчасти утратили свою практическую ценность в первую очередь из-за отсутствия сосудов для питья, которые кода-то к ним прилагались.
Тем не менее выражение «фонтаны Уоллеса» les fontaines wallace (ле-фонтен-валлас) заняли прочное положение в Париже, став одним из главных символов этого прекрасного города.
Интересно также отметить, что это заимствованное из английского языка выражение – одно из тех редких французских слов, в которых пишется отсутствующая во французском алфавите буква w; другие слова такого рода – это, например, «виски» (le whishy) и «уикэнд» (le weekend).
Кладбище Монмартр / Cimetière de Montmartre
Координаты : 48°53′16″ с. ш. 2°19′49″ в. д.
Адрес / Месторасположение: 18 округ, Place D’estienne d’orves.
Часы работы:
* с 16 марта по 5 ноября:
с 8 до18 часов по будним дням,
с 8-30 до18 часов по субботам
с 9 до 18 часов по воскресеньям и праздникам;
* с 6 ноября по 15 марта: с 8 до17-30 часов по будним дням и с 9 до 17-30 по воскресеньям и праздникам; по субботам в зимний период закрыто.
Как добраться: Вход в него открыт с авеню Рашель, под улицей Клиньянкур
Суть достопримечательности:
На входе туристам предлагают бесплатный план, что весьма кстати, учитывая огромную территорию кладбища. Сегодня кладбище Монмартр насчитывает более 20 000 могил. Ежегодно проводятся около 500. захоронений.
Здесь нас ждет встреча со многими известными людьми. Это 11 гектаров и 33 участка
На кладбище Монмартра покоятся видные деятели самых разных искусств, так что сюда можно даже устраивать тематические экскурсии, посвященные, скажем, искусству танца, кинематографа, науке, политике...
1. (18-й участок) Далида многие годы прожила на Монмартре и, говорят, что ее могилу можно видеть из окон ее бывшей квартиры. У прекрасного и строго памятника всегда стоят корзины свежих цветов, принесенные певицы преданными поклонниками. Певица выросла в Египте. Ее отец был итальянцем, мать — француженкой. Настоящее имя Далиды — Иоланда Джильотти (Yolande Gigliotti). Этот памятник на кладбище выполнен в натуральную величину. Именем Далиды названа также площадь на Монмартре, где в 1997 году ей был установлен бюст.
Вообще могила Далиды — самая посещаемая на этом кладбище, и на ней всегда больше всего цветов. Среди знаменитых песен Далиды — Salma Ya Salama (эту песню Далида выпустила в 1977 году, сначала на арабском, затем на французском языке; часть текста базируется на египетской народной песне о человеке, который бродит по пустяне меж дюн и постоянно видит мираж — сад, похожий на рай) и Paroles, paroles (этот хит Далида исполнила вместе с Аленом Делоном).
В ночь со 2 на 3 мая 1987 (54 года) года Далида покончила жизнь самоубийством, приняв большую дозу снотворного и запив его виски. На столе осталась записка: «Жизнь для меня стала невыносимой. Простите меня». 7 мая отпевание в церкви Мадлен и похороны певицы на кладбище Монмартр приобрели поистине национальный масштаб — проститься с легендой пришёл практически весь Париж.
2. Здесь покоится Анри Луи Огюст Рикар де Моферран, родившийся 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа и почивший 28 июня 1858 года в Санкт-Петербурге – выдающийся зодчий, великий сын Франции, преумноживший красоту, славу и величие России.
Его искусство – яркий пример созидания, которое сближает страны, народы и людские сердца. Исаакиевский собор, Александрийский столп и другие шедевры архитектуры, воплощенные им на берегах Невы, обессмертили его имя в веках». Обратите внимание на масонские знаки, которыми щедро украшено надгробие.
Считается, что именно на Монмартре похоронен Огюст Монферран – архитектор, строитель знаменитого Санкт-Петербургского Исаакиевского собора. Монферрану хотелось обрести покой под сводами своего «детища», но император Александр II не мог допустить этого – архитектор был католиком. После отпевания траурный кортеж сделал три круга вокруг Исаакиевского «исполина», после чего тело Монферрана было доставлено во Францию.
3. И Ла Гулю – известная на Монмартре личность, звезда Мулен Ружа и изобретательница «канкана» (31 участок). Первоначально Луиза Вебер была похоронена на кладбище Пантен в пригороде Парижа, но в 1990 году ее останки торжественно перезахоронили здесь, на кладбище Монмартр.
4. Одно из наиболее интересных (но не особенно известных) — захоронение архитектора Пьера Лоресиска (Pierre Leonard Laurécisque) (1797-1860) (на схеме кладбища это 1-й участок (division №1)). Обратите внимание, как изображены три члена его семьи: они как бы стоят в гробах, а пальчики ног снизу у них торчат. Довольно забавно выглядит, хотя и мрачновато.
По проекту этого архитектора было создано здание французского посольства и церковь Сен-Луи в Константинополе (Стамбуле). Его первая жена и сын похоронены именно там, в Турции, а это захоронение служит для них лишь кенотафом, то есть это пустая, символическая могила, где «по-настоящему» похоронен лишь сам архитектор.
5. Могила Золя (Émile Zola) (1840-1902) (19-й участок). Золя умер в ночь на 29 сентября 1902 года от удушья вследствие отравления угарным газом, что предположительно произошло из-за неисправности дымохода. Жена почувствовала неладное и, переполошившись, предложила писателю поднять на ноги прислугу, но тот списал дурное самочувствие на пищевое отравление и успокоил ее: «Всё пройдет, завтра мы поправимся». Наутро, когда подоспела помощь, Золя уже невозможно было спасти; жена писателя выжила. До сих пор существует трагически-нелепая версия, что дымоход просто случайно, по недосмотру, заткнули двое рабочих; есть также данные, что некий трубочист сделал это сознательно, по политическим причинам.
4 июня 1908 года останки Золя после длительных парламентских дебатов были перенесены с этого кладбища в Пантеон, так что на сегодняшний день «могила» Золя на кладбище Монмартра — всего лишь кенотаф (но здесь действительно похоронена жена Золя и некоторые его родственники).
6. Могила легендарной балерины российского происхождения Людмилы Чериной (Ludmilla Tchérina) (1924-2004). Людмила Черина (Моник Чемерзин/Шамырзэ) скончалась в Париже в возрасте 79 лет. Уйдя со сцены, занималась живописью и скульптурой, писала романы. Ее художественные работы выставлены во многих галереях мира. Могила Чериной находится на участке 21 (division 21) (по другим сведениям, участке 29, а кто-то указывает вообще 22-й).
Красавица Черина родилась во Франции в семье русского аристократа черкесского происхождения (князя Чемерзина, бывшего царского полковника), бежавшего из России от большевистской революции и террора. Матерью ее была француженка Стефани Финетт. Людмила Черина получила известность после того, как Серж Лифарь пригласил ее в парижскую Grand Opera и дал ей имя Людмила Черина. Очень быстро балерина стала солисткой Grand Opera, снималась в кино, в том числе в таких популярных фильмах как «Красные башмачки» (1948), получившем несколько Оскаров, и «Сказки Гофмана» (1951). Черина является автором официальной символики Евросоюза: ее монументальная 12-метровая скульптура «Сердце Европы»/«Европа в сердце» (Europe à Coeur), была в 1991 году выбрана в качестве символа объединенной Европы и в 1994-м установлена в Страсбурге. Собственно, небольшая копия этой знаменитой ныне скульптуры и украшает могилу этой яркой женщины. На могиле также указано, что Черина награждена офицерским орденом Почетного Легиона.
7. Что касается искусства танца, похоронены Вацлав Нижинский (1890–1950) (22-й участок) и знаменитая итальянская балерина Мария Тальони (1804-1884) (также 22-й участок) (истинная могила Тальони находится на кладбище Пер-Лашез; здесь, на Монмартре, похоронена только ее мать, София Тальони (Sophie Taglioni), тем не менее, администрация кладбища никак не стремится развеять это заблуждение, и среди молодых танцовщиков установился обычай оставлять свои первые пуанты именно на этой «псевдомогиле» их знаменитой предшественницы; на ее истинной могиле на Пер-Лашез люди тоже оставляют туфельки, но не в таком количестве, просто не сравнить: на монмартрской могиле просто целая груда пуантов, со временем они разлагаются, теряют цвет и со стороны уже походят, скорее, на современную скульптурную композицию):
8. Из представителей музыкального искусства здесь нашли последний приют композиторы Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) (1803–1869) (20-й участок), Жак Оффенбах (Jacques Offenbach) (1819–1880) (9-й участок).
Кроме того, на монмартрском кладбище покоится изобретатель саксофона бельгиец Адольф Сакс(Adolphe Sax) (1814–1894) (5-й участок), друг Берлиоза и преподаватель игры на саксофоне в Консерватории.
9. Из деятелей науки отметим знаменитых физиков Андре-Мари Ампера (Andre Marie Ampere) (1775 —1836) (30-й участок) и Жана Бернара Леона Фуко (JeanBernard LéonFoucault) (1819–1868) (7-й участок).
На монмартрском кладбище также похоронены такие знаменитые художники, как импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) (1834–1917) (4-й участок) и символист Гюстав Моро (Gustave Moreau) (1826–1898) (22-й участок).
10. Автор сотен оперетт Жака Оффенбаха (Jacques Offenbach) (1819–1880) (настоящее имя — Якоб Эбершт). Именно он написал мелодию, которая у нас сегодня ассоциируется с канканом. На самом деле это адский галоп (Galop Infernal) из второго действия оперетты «Орфей в аду» (Orphée aux enfers).
11. На кладбище Монмартра похоронены также известные писатели: Стендаль(Stendhal) (он же Анри-Мари Бейль) (1783–1842) (30-й участок) (на его могиле итальянская надпись: «Арриго Бейль. Миланец. Жил. Писал. Любил»; эту эпитафию он выбрал себе сам, в завещании; Александр Дюма-сын (Alexandre Dumas, fils) (1824–1895) (21-й участок) и его возлюбленная, знаменитая французская куртизанка Мари Дюплесси (Marie Duplessis) (1824—1847) (15-й участок), ставшая прототипом главной героини его романа «Дама с камелиями» Маргариты Готье.
12. Копия знаменитого «Моисея» Микеланджело (в 1505 году папа Юлий II заказал мастеру эту скульптуру в качестве надгробия для своей могилы). Как впоследствии выяснилось, это могила Даниэля Ифлы (Daniel Iffla) (1828–1907), известного как Осирис. Могила находится на участке № 3, division 3, отведенном под старинные еврейские захоронения. В нескольких шагах от могилы Осириса покоится его любимая жена, Леони Карлье (Léonie Carlier) (она была католичкой). Теперь их могилы, еврейская и христианская, уже не разделены стеной, как было раньше. Даниэль Ифла был банкиром и финансистом. Жена умерла при родах двойни. Всю жизнь занимался благотворительностью.
13. На 21-м участке, находится могила, также привлекающая внимание многих фотографов, даже не знающих, чье это захоронение. Их привлекает красивая статуя плачущей полуобнаженной девушки. Это могила Анри Мельяка (Henry Meilhac) (1831–1897)
Анри Мельяк — французский драматург и либреттист, работавший с Людовиком Галеви (Ludovic Halévy). Большой юморист, шутник, острослов. Вместе с Галеви он создал, в частности, либретто к опере Жоржа Бизе «Кармен».
14. Следующая примечательная могила — захоронение Виктора Браунера (Victor Brauner) (1903-1966) (3-й участок). Виктор Браунер был румынским (еврейским) живописцем и графиком, заметным участником группы сюрреалистов. Кроме того, увлекался мистикой и эзотерикой; в юности участвовал в спиритических сеансах своего отца.
15. Могила Вацлава Нижинского (1890–1950) — российского танцора и хореографа, одного из ведущих участников Русского балета Дягилева. Скульптуру подарил Серж Лифарь, она изображает Нижинского в образе Петрушки
Драматический балет «Петрушка» на музыку Стравинского с декорациями и костюмами Александра Бенуа был главной новинкой сезона 1911 года (самого удачного и плодотворного) и привел парижскую публику в восторг. Ведущая партия ярмарочного шута, погибающего в финале, принадлежала Нижинскому. Сара Бернар, увидев Нижинского в роли Петрушки, воскликнула: «Мне страшно, я вижу величайшего актера в мире!»
Возможности Нижинского были поразительны — исключительная выразительность, феноменальная техника. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. Легендарным стала его потрясающая элевация — «воздушный» прыжок, который он мог совершать даже из сидячего положения, словно зависая в воздухе (после смерти Нижинского врачи пытались объяснить этот феномен необычным анатомическим строением ног, но ничего не обнаружили; правда, его жена Ромола в своей книге пишет, что рентген, который сделали, когда Нижинский вывихнул лодыжку, якобы показал, что «анатомически нога Вацлава не такая, как у обычного человека, своим строением она напоминает конечность и человека и птицы»). Когда самого Нижинского опросили раскрыть технику такого прыжка, он ответил, что никакого секрета тут нет — просто надо прыгнуть и на минуту задержаться в воздухе.
Ему в 29 лет ставят диагноз шизофрения. В психиатрической больнице в Швейцарии Нижинский провел большую часть своих последних тридцати лет. Последние годы жизни Нижинский провел в Англии. Тридцать из 59 лет своей жизни он провел в собственном мире грез и фантазий. Загадка личности Нижинского притягивает многих деятелей искусства, историков балета, психиатров и простых людей.
Сохранилось довольно много снимков Нижинского. А вот видеозаписей, увы, не существует. Дягилев никогда не позволял записывать выступления Русского балета на видеопленку. Он считал, что уровень видеосъемки того времени не позволяет адекватно запечатлеть искусство его танцовщиков,
История:
Другое название этого кладбища – Северное. После закрытия в 1786 году кладбища Невинных (Cimetière des Innocents) старые парижские кладбища были заменены новыми, которые (из санитарно-гигиенических соображений) выносились за границы города. Так были основаны кладбище Монмартр на севере (открылось 1 января 1825 года), Пер-Лашез на востоке и кладбище Монпарнас на юге и кладбище Пасси на западе (все эти районы тогда административно не входили в состав Парижа).
Кладбище было открыто в 1795 г.,на месте карьера, где добывался гипс. Затем, во времена Великой французской революции – братская могила жертв революционного террора.
Нюансы:
По улице Ронсар, где за нависающей зеленью прячется ныне закрытый вход в карьеры. Когда-то тут добывался натуральный гипс для сооружения зданий в городе, а участники Революции 1848 года использовали эти пещеры в качестве убежища.
Отзывы:
1. На кладбище было довольно неуютно из-за обилия черных (преимущественно) котов. Первый раз такое вижу. Очень много толстых таких, упитанных кошек. Мистика прямо какая-то. Загадочные животные, посредники между двумя мирами, мирно медитирующие на могильных плитах и у входа в склепы.
Кстати сказать, в средние века черных кошек Инквизиция считала орудием дьявола, и их пытали, сжигали, сбрасывали с башен; спасением для черной кошки мог быть только «перст божий»: белое пятнышко на груди.
На Пер-Лашез и Монпарнасе представители породы кошачьих тоже встречаются, но далеко не в таких количествах.
Сакре-Кёр / Basilique du Sacré Cœur
Сайт: http://www.sacre-coeur-montmartre.com/
Координаты : 48°53′12″ с. ш. 2°20′34″ в. д.
Адрес / Месторасположение: 18 округ
35 Rue du Chevalier de la Barre, Paris 75018
Стоимость : Вход в собор бесплатный, в крипту и купол — около 8 EUR.
Вход в ослепительно белую базилику бесплатный, а вот подняться по ступеням на смотровую площадку, находящуюся на куполе базилики, обойдется в 5 евро. Эта сумма будет потрачена не впустую: вид, открывающийся с купола, способен ввести своим великолепием в немой шок даже повидавшего много на своем веку бывалого путешественника. Со смотровой площадки виден весь Париж и не только.
Часы работы: Базилика открыт для всех, для визита и молитвы, каждый день года с 6 утра до 22:30,
крипта и купол:
летом пн-вс 9:00-18:45,
зимой пн-вс 10:00-17:45.
Вы можете услышать колокола за 15 минут до:
15ч в пятницу,
В 11ч и 18ч в воскресенье,
В 16 часов вечерни в воскресенье.
Вы все еще можете услышать орган:
– в 15ч до 11ч в пятницу,
– 18h и 22h до 16h и вечерни в воскресенье.
Внимание: для подъема на купол 300 шагов, без лифта!
Купольные Часы работы: ежедневно с 9:30 утра до 20 часов (с мая по сентябрь) и с 9:30 утра до 17 часов (с октября по апрель).
(Часы являются предметом конкретных модификаций, а также может изменяться в зависимости от погодных условий).
Расписание склепа: теперь склеп закрыт для посетителей.
Существуют различные тарифы для доступа.
Как добраться: Метро: Château Rouge
Суть достопримечательности:
Начало строительства: 1875 год
Окончание строительства: 1914 год
Архитектор: Поль Абади
Высота колокольни: 94 м.
Материал: травертин.
Базили́ка Сакре́-Кёр (фр. Basilique du Sacré Cœur или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1875—1914 гг. по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города. Потребовалось немало сил и времени что бы укрепить почву под будущем строением. Для укрепления фундамента было вырыто 83 шахты, глубина некоторых составляла 33 метра.
Форма куполов повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон (фр.)русск. в Перигё на юге Франции.
Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м.
Один из колоколов базилики — «Савояр» (la Savoyarde) — весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г., самый большой колокол Парижа. Назван он так неслучайно, его отлили не за деньги парижан, а за средства, пожертвованные жителями Савойи.
Особенно прекрасно любоваться базиликой у подножья лестницы из 237 ступеней ведущей на вершину холма к главному входу собора, который украшают бронзовые фигуры святого Людовика (слева от входа) и Жанны д’Арк (справа). С вершины Монмартра, куда ведёт широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км. Высота у собора почти такая же, как у Эйфелевой башни, поэтому сверку город виден как на ладони, окруженный холмами, с высотными домами в юго-восточной части, на высотах пригорода Бельвиль и на западе в квартале Дефанс. Возвышающееся в самом центре города сооружение – это башня Монпарнас, а позади нее, на некотором расстоянии, видны высотные дома южных пригородов.
Когда над Парижем восходит солнце, у всех без исключения появляется твердая уверенность в том, что Базилика Сакре-Кёр частично прозрачна и подсвечивается при помощи ультрасовременных технологий изнутри. Естественно, это мнение ошибочно, точно так же она «светилась» и в конце 19-го века, когда и речи ни о какой подсветке быть не могло. Материал хорошо сопротивляется выхлопным газам и кислотным дождям, главным врагам памятников в мегаполисах. Белоснежную базилику прозвали «сахарной головой Парижа» за удивительный цвет и возвышение. Собор виден из многих районов города.
Над базиликой возвышается статуя архангела Михаила, отлитая в бронзе. Скульптура установлена на колонне. Архангел, облаченный в доспехи, держит в правой руке копье с развевающимся на ветру стягом. Он попирает ногой змея, издающего предсмертный вопль. Змей пронзен насквозь мечом архангела.
На фасаде, внешних стенах, базилики можно заметить скульптуры разнообразных горгулий, символизирующих то злое начало, от которого хранит Сакре-Кёр архангел Михаил. Эти мифические существа – обязательный элемент католических храмов. Они всегда изображены устрашающе. На базилике встречаются как «классические» – безобразные, страшные – горгульи, так и абсолютно новаторские для того времени – горгульи, предстающие в образе животных.
Выделяется среди них горгулья в облике свиньи. Горгульи изгнаны за стены храма. Их расположение отражает ту темную сторону личности человека, его дьявольское начало, от которого его спас и очистил Христос. В этих существах, населяющих внешние стены Сакре-Кёр, нашли свое отражение демоны, восставшие против Божьей воли, а в противовес им внутри базилики расположены многочисленные скульптуры и изображения ангелов, посланников Бога.
Можно также приметить на фасаде скульптуру курицы. Птица, сидя в гнезде, раскинула крылья в знак защиты своих цыплят. Курица символизирует материнскую опеку Бога над верующими в него, которые каждый день сталкиваются с опасными соблазнами.
Внутренние стены базилики почти на всем протяжении покрыты мозаиками.
Одни из них изображают ангелов: например, мозаика «Ангел-хранитель», на которой ангел с опаленными красными крыльям оберегает человека от опасностей на его жизненном пути.
Среди них выделяется мозаика, изображающая пеликана, кормящего своих детенышей. Это метафора Иисуса Христа, который отдает свое тело и кровь в форме хлеба и вина во время таинства Евхаристии. Согласно древнему сказанию, пеликаны могли кормить своих детей собственной плотью.
Внимания также заслуживают мозаики, рисующие петуха, который отсылает одновременно к отречению Петра и утренней вести о воскресении Христа, и купающихся в фонтане оленей. Олени символизируют просьбы к Богу в молитвах.
В апсиде, дальней части базилики, под куполом расположена огромная золотая мозаика «Величие Господне». По своему размаху и исполнению она уникальна во всем мире. Она изображает сцену воскресения Христа.
В центре мозаики – фигура Иисуса, облаченного в белые одежды. Он развел руки в стороны, обнажив сердце. Контуры сердца запечатлены золотом на белой одежде. Это отсылает к названию базилики – Сакре-Кёр, «святое сердце». Окружают фигуру Христа образы практически всех людей и святых. Все они варьируются в размере, но не превышают размеры изображения Иисуса.
Справа от фигуры Христа – группа изображений, демонстрирующая важные события в истории Франции и Церкви Святого сердца. Эти сцены рисуют преклоненных в молитве колена прихожан во время разных исторических потрясений: чумы 1720 года, казни Людовика XVI и всей королевской семьи и других. Главной среди них является персонифицированный образ Франции. Она протягивает корону Иисусу, что символизирует благословление всего французского народа.
Два верхних ряда состоят из ликов святых. Левый ряд представлен святыми, наиболее почитаемыми в Церкви Святого сердца, а правый – мучениками Франции. Они расположены параллельно друг другу и смыкаются над головой Христа. В точке их соединения, в самом центре купола, изображена Святая Троица: Святой Дух предстает в форме голубя.
Композицию поддерживают самостоятельные фигуры большого размера: Дева Мария справа и Святая Жанна Д’Арк слева. Это придает мозаике объемность изображения.
Великий орган Сакре-Кёр поистине ошеломляющего размера. Это один из самых больших органов в мире. Пульт органа состоит из 4 мануалов, клавиатур для ручной игры, и одной педальной клавиатуры. Спроектировал орган Аристид Кавайе-Коль.
За время своей службы в базилике он перенес несколько реставраций. Самая последняя из них, к сожалению, так и не была закончена. В ходе нее были полностью заменены пневматические части только с серьезными повреждениями. Нетронутые части продолжают разрушаться. Трубы органа покрыты толстым слоем пыли, а это отрицательно сказывается на высоте и тембре звучания. Тем не менее, на великом органе постоянно играют во время литургических служб, проходящих в базилике.
Орган Сакре-Кёр уступает по популярности только органу Собора Парижской Богоматери.
Крипта находится под алтарной частью базилики. Она представляет собой подземный сводчатый зал, в котором находятся захоронения, мощи святых и мучеников.
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.
Перед алтарем в брусчатку пола гармонично вписан камень основания Сакре-Кёр.
Крипта Сакре-Кёр состоит из 7 восточных и 7 западных погребальных залов.
Сами надгробия порой являются шедевром пластического искусства. Наиболее примечательны среди них надгробные плиты кардиналов Гильберта и Ричарда, украшенные рельефными портретами усопших. Там же находится урна с сердцем Александра Лежантиля, инициатора национального обета, в честь которого и была построена базилика.
Именно в крипте можно поклониться огромной статуе Спасителя человечества с пылающим сердцем.
История:
Строительство Сакре-Кёр было начато в 1876 году, на холме Монмартр, самой высокой точке Парижа (130 метров), однако вскоре оно было приостановлено из-за нестабильности почвы. Дело в том, что в эпоху средневековья там располагались каменоломни, и как следствие грунт на холме оказался непригодным для сооружения такого массивного строения.
Строительство Сакре-Кер началось в 1875-м году, и было связано с религиозными взглядами Юбера де Флери и Александра Лежанти. Эти два ревностных католика, глядя на бедственное положение в котором находилась Франция в те годы, дали обет построить в столице страны великолепный храм, посвященный «Сердцу Христову». В Париже, как и в других городах Франции, после поражения во франко-прусской войне все приходило в упадок, жители бедствовали, в некогда великой и могущественной стране невозможно было найти работу, а преступность росла с каждым годом.
Юбер де Флери и Александр Лежанти обратились к французам с пламенной речью, в которой основной акцент делался на том, что такое затруднительное положение связано с тем, что бог отвернулся от Парижа. Они призвали своих соотечественников сдать деньги на строительство великолепного храма, который бы стал началом новой Франции – богатой и процветающей. «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!», - говорилось в обращении к народу.
Предложение о сооружении нового храма в память о жертвах франко-прусской войны, сделанное в 1871 г., подверглось сильной критике, но получило поддержку депутатов, давших согласие в 1873 г. Парижане попросту не понимали, почему они должны просить у бога прощения за свержение власти и «восстановление справедливости», которая подразумевала собой разграбление всех памятников истории и архитектуры.
Противники строительства церкви, к которым относился и Клемансо, взяли реванш, присвоив расположенному у подножия монументальной лестницы скверу – скверу Вилетт – имя местного художника, который во время освящения церкви стал кричать «Да здравствует дьявол!».
Строительство осуществлялось на собранные в окрестностях Парижа средства.
При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кёр.
Главный архитектор проекта, Поль Абади, так не увидел полностью законченным своё творения,он умер в 1884 году. Достраивать базилику по очереди брались ещё пять архитекторов, и каждый из них вносил в строение какие-то свои нововведения. Так, например, была увеличена высота куполов храма, из-за чего они приняли, немного странную яйцеобразную форму и колокольня, которая по стилю задумывалась Абади как южно-французская стала выглядеть скорее как византийская. Полностью строительство базилики было завершено только к 1923 году, а оформление интерьера ещё позже.
Надо сказать, что парижане довольно долго выступали против строительства собора. Оспаривалось сначала место постройки, холм Монмартр. По свидетельствам очевидцев того времени, многие, даже незнакомые с планом люди, называли будущее сооружение не иначе, как «вульгарный праздничный торт».
Как известно именно в этом районе Парижа начинались печальные события Парижской коммуны. И многие поняли возведение собора как антинародный памятник разгрому народного движения. Отрицательно воспринимался и сам образ храма, в котором переплетались элементы романской, готической, византийской и ренессансной архитектуры якобы, совершенно чуждой привычному облику Парижа. Жители города ехидно подшучивали, называя базилику Сакре кёр «национальный торт».
Увы, как только закончилась разработка плана базилики Сакре-Кер, Абади умер. Его проект воплощали в жизнь еще пять архитекторов, каждый из которых вносил в архитектуру свои собственные элементы. Поэтому говорить о том, что Сакре-Кёр построена по плану Поля Абади, было бы не совсем верно. Однако Абади успел сделать главное, что и прославило новую базилику на весь мир: он удачно выбрал для нее строительный материал. Базилика, посвященная памяти погибших в франко-прусской войне и символизирующая молитву об искуплении грехов французской коммуны, была возведена из редчайшего минерала, который добывается только в небольшом поселении Шато-Ландон. Этот минерал уникален тем, что при соприкосновении с водой он становится ослепительно-белым. Дожди сделали свое дело: в настоящий момент Базилика Сакре-Кер будто светится изнутри.
Окончание строительства: 1914 год . Правда, эта дата лишь считается официальной, все работы над зданием были полностью завершен