Прямое действие цвета на психику: «за» и «против»
Аргументы в пользу того, что цвет действует прямо на психику, минуя ассоциации | Аргументы в пользу того, что цвет действует на психику человека только благодаря ассоциациям |
Цвет оказывает воздействие на психику всех людей | Эмоции, которые вызывают одни и те же цвета у разных народов, могут различаться |
Известно множество данных о прямом воздействии цвета на психику | Известно не меньше данных о действии на психику цветовых ассоциаций |
В исследованиях множество испытуемых показывают сходные эмоциональные реакции | Все испытуемые, показавшие сходные реакции, относятся к одной (евроамериканской) цивилизации |
Зрительные проводящие пути находятся в анатомической близости от гипоталамуса, обеспечивающего интеграцию вегетативной нервной системы | Анатомическая близость ничего не говорит о том, как именно эти структуры взаимодействуют. Так, например, расположенные по соседству участки первичной зрительной коры не взаимодействуют между собой |
Красный и желтый цвета вызывают активацию симпатической нервной системы, эволюционно обеспечивающей функцию борьбы или бегства | Красный цвет ассоциируется с кровью, огнем, что вызывает стремление к борьбе или бегству. Желтый цвет ассоциируется с солнцем и побуждает к активности |
Синий и зеленый цвета вызывают возбуждение парасимпатической нервной системы, эволюционно связанной с поддержанием гомеостаза | Зеленый и синий цвета ассоциируются с растительностью, водой и небом, что соответствует положению покоя и создает возможность для восстановления внутренней среды организма |
Белый цвет вызывает возбуждение симпатической нервной системы, а черный – возбуждение парасимпатической нервной системы | Белый цвет соответствует ощущению дневного цвета, при котором симпатическая система более активна; черный цвет соответствует ночной темноте, а парасимпатическая система более активна ночью |
Возбуждение симпатической и парасимпатической системы меняют чувствительность к красному/желтому и синему/зеленому цветам | Чувствительность к разным цветам может меняться и по другим причинам, например, вследствие тренировки. Следовательно, она может зависеть от ассоциаций |
Восприятие цвета необходимо для нормального функционирования вегетативной нервной системы | У животных, не имеющих цветового зрения, вегетативная нервная системы функционирует совершенно нормально |
«Цветовое голодание» приводит к упадку жизненных сил, к астенизации и даже к умственной отсталости | Лица с дефектами цветового восприятия (дальтоники) могут жить десятилетиями, не испытывая неудобств от отсутствия видимых цветов, потому что не имеют цветовых ассоциаций |
Положение о том, что цвет якобы не имеет собственного прямого действия, выбивает почву из-под ног у цветовой психодиагностики | Если психологическое воздействие цвета связано только с ассоциациями, то цветовую психодиагностику вполне можно проводить в среде, где эти ассоциации схожи (в пределах одной цивилизации). |
Иначе говоря, для того, чтобы доказать прямое действие цвета на психику, нам необходимо определять действие цвета на таких испытуемых, которые, будучи в состоянии различать цвета, не имеют при этом никаких цветовых ассоциаций. При этом речь идет не только о собственном опыте каждого человека, связанного с цветами окружающего мира, но и о том коллективном накопленном опыте, который мы получаем в ходе обучения и воспитания. Таких людей, «стерильных» в отношении цветовых ассоциаций, но умеющих при этом различать цвета, к сожалению, не бывает.
Что же касается изменений чувствительности к тому или иному цвету, то это функциональная величина может зависеть от многих внешних причин. И хотя, благодаря равновесным (реципрокным) отношениям между симпатической и парасимпатической нервной системой, цветовая чувствительность зависит от тонуса этих систем, она точно так же может меняться под влиянием многих других факторов. Короче говоря, избирательная чувствительность к тому или иному цвету и прямое психологическое действие того или иного цвета – это не один, а два совершенно разных вопроса.
Так, глаз человека способен по цветовому тону различать до 128 (по другим авторам - до 150) цветовых переходов. В условиях, позволяющих систематически тренировать глаз в различении цветов, чувствительность к различению цветовых оттенков значительно повышается. Например, красильщики могут различать до 360 тонов[3, С. 111].
Но если предположить, что цвета имеют-таки прямое действие на центральную нервную систему человека, то от этого наше понимание отношений цвета и фабулы изображения нисколько не изменится. И в этом случае цвет будет передавать ту информацию, которая доступна вербальной (словесной) передаче; следовательно, цвет по-прежнему будет расцениваться как наиболее глубокий слой фабулы изображения, неизбежно связанный к тому же с цветовыми ассоциациями, которые все равно существуют и оказывают влияние на цветовые эмоциональные реакции.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как, вследствие явления Пуркинье, изменяется цветовая чувствительность в сумерках?
2. Какие цвета возбуждают симпатическую нервную систему, какие функции организма при этом усиливаются?
3. Какие цвета возбуждают парасимпатическую нервную систему, и каким функциям организма они при этом способствуют?
4. Как влияют на цветовосприятие стрессовые нагрузки?
5. Как влияют на вегетативную нервную систему белый и черный цвета?
6. Как зависит чувствительность к тому или иному цвету от функционального состояния вегетативной нервной системы?
7. Можно ли считать безоговорочно доказанным, что цвета действуют на центральную нервную систему прямо и независимо от ассоциаций?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, нам удалось рассмотреть данные, касающиеся теоретического и практического значения цвета в жизни и в изобразительном искусстве. Нельзя сказать, что в этом вопросе среди художников и психологов царит полное единомыслие. Напротив, нам пришлось разбираться в огромном количестве противоречивых мнений. Тем важнее было для нас выработать собственную позицию, соответствующую, насколько это возможно, реальному положению дел. Положение это таково.
Цвет, несомненно, имеет огромное влияние на эмоциональные и даже на физиологические состояния человека. Это влияние, конечно же, не исчерпывается действием цвета на изображениях. Реальный мир, с его цветовым богатством, постоянно оказывает на нас свое влияние посредством цветовой визуальной среды. Это заставляет нас особенно внимательно относиться к роли цвета в изобразительном искусстве. При этом мы должны помнить, что изобразительное искусство, живопись вовсе не является монополистом на использование цвета в художественных целях. Цвет, как уже говорилось выше, применяется в огромном количестве разнообразных искусств - от цветной фотографии до дизайна, от декоративно-прикладного искусства до телеискусства и кинематографа. Тем большего внимания он заслуживает.
Говоря о влиянии цвета на человека, невозможно упустить из виду те закономерности, согласно которым информация о цвете внешнего мира обрабатывается в центральной нервной системе человека. Выявленные при этом объективные закономерности позволяют сделать вывод о реальном месте цвета в изобразительном искусстве.
Вывод уместно сделать такой: цвет в изображении может нести в себе информацию, которую человек воспринял при жизни от окружающих людей и из собственного опыта. Цветовыми реакциями мы обязаны нашей апперцепции, во-первых, и переданному через поколения опыту – во-вторых. Это бессловесная информация, которая, однако, с большей или меньшей достоверностью может быть передана словами, а иной раз и совершенно точно передается в словах. А все, что может быть описано в изображении словами - суть часть фабулы. И поскольку цвет передает не только знания, незыблемые и строгие, но и ощущения, зыбкие и текучие - то он составляет глубинный слой фабулы - как внешней, так и внутренней. А раз фабула, подобно цвету, составляет общее достояние не одного только изобразительного искусства, но очень многих искусств, то цвет служит одним из ее выражений. Фабула в искусстве может существовать без цвета, но цвет, примененный для целей изображения, всегда представляет собой составную часть фабулы.
ГЛОССАРИЙ
Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
Альбедо (от позднелат. albedo - белизна) - величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на нее поток электромагнитного излучения или частиц. Альбедо равно отношению отраженного потока к падающему.
Анализатор – нервный аппарат‚ осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта‚ от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
Ассоциация – группировка элементов по признаку общих особенностей.
Ахроматические цвета - цвета черный, белый и все серые - от самого темного до самого светлого. К ахроматическим цветам относятся лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. Цвет, имеющий самый незначительный, с трудом улавливаемый красноватый, синеватый или какой-либо другой оттенок, уже будет являться хроматическим цветом. Свет, излучаемый солнцем и воспринимаемый нами как белый, состоит из ряда хроматических лучей. Чтобы убедиться в этом, достаточно пропустить солнечный луч через призму, разлагающую белый свет в цветовой спектр. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте. [3, С. 108].
Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи, требующий словесных операций и знаний.
Восприятие -целостное отражение предметов‚ ситуаций и событий‚ возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств.
Колорит —это совокупность цветов живописного произведения, тонально объединенных между собой[3, С.122].
Коммуникации – контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
Другими словами, насыщенность - это показатель выраженности конкретного цветового тона. Насыщенность цвета находится в зависимости от соотношения количества лучей, характеризующих цвет конкретной поверхности, со всем количеством световых лучей, отражаемых этой поверхностью[3, С. 111].
Образ – субъективная картина мира или его фрагментов‚ включающая самого субъекта‚ других людей‚ пространственное окружение и временную последовательность событий.
Образ художественный – это всегда новое сочетание того, что художник видел и слышал в разное время и в разных местах, концентрированное выражение характерного и типичного в действительности. Глубина раскрытия определяет реализм художественного образа.
Оптическая смесь цветов –расположение маленьких разноцветных мазков на небольшом расстоянии друг от друга, вследствие чего издали они выглядят как единый окрашенный фон.
Ощущения – отражение отдельных свойств предметов объективного мира‚ возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. По своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом‚ объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.
Порог ощущения – величина раздражителя‚ вызывающего или меняющего ощущение.
Представление – образы предметов, сцен и событий, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее. П. – это образы памяти, они возникают на основе припоминания или же продуктивного воображения. Индивидуальное, обоснованное личным опытом, знание о предмете. В отличие от восприятия может носить обобщенный характер, относится и к прошлому, и к возможному будущему.
Последовательный образ – зрительные ощущения‚ сохраняющиеся после прекращения действия оптического раздражителя.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом внешнего мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психология– наука о закономерностях развития и психики как особой формы жизнедеятельности.
Пуркинье явление – заключается в том, что в сумерках наблюдаются изменения чувствительности глаза к лучам разной длины; наиболее ярким при этом кажется зеленый цвет, имеющий длину волны 527 мм. То есть максимум чувствительности в условиях сумерек сдвигается в сторону сравнительно коротких волн. Поэтому с наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют.
Раздражитель– любой материальный агент (внешний или внутренний‚ осознаваемый или неосознаваемый) выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Синонимы – стимул‚ сигнал.
Рецептивное поле –участок сетчатки глаза, снабжающий информацией определенную нервную клетку при помощи своих рецепторов.
Рецептор – периферическая специализированная часть анализатора‚ посредством которого определенный вид энергии трансформируется в энергию нервного возбуждения.
Светлота цветахарактеризует эффект действия раздражителя на зрительный анализатор по интенсивности. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, другие светлее. Светлота цвета обусловливается яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза. Если иметь в виду поверхность, которая отражает свет, то в этом случае светлота цвета определяется коэффициентом отражения лучей, падающих на данную поверхность. Чем больше света отражается поверхностью, т.е. чем выше коэффициент отражения, тем большей светлотой отличается эта поверхность[3, С. 111].
Стресс(от англ. stress давление, напряжение) – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Тональностьюназывают соподчиненность всех цветов живописного произведения, т.е. когда ни один из цветов нельзя ни изменить по яркости или насыщенности, ни увеличить или уменьшить по размерам для сохранения целостности и согласованности произведения, ее колорита. Средний, или общий, тон группы цветов представляет собой тот оттенок цвета, который имеется во всех цветах группы или доминирует в ней. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается их качественное изменение, проявляющееся в особой их звучности. Тот цвет, который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется чуждым, разрушает целостность живописного произведения[3, C. 122].
Хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых, т.е. красный, оранжевый, синий, голубой, зеленый, желтый и т.п. В характеристике хроматических цветов важное значение имеют три основных свойства — светлота, цветовой тон и насыщенность. Например, ультрамарин синий темнее кадмия красного, кадмий красный светлее краплака красного, а краплак красный светлее краплака темного. [3, С. 108-111].
Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и обусловлен тем составом лучей, которые действуют на глаз, т.е. определяется той или иной длиной волн световых лучей. Цветовой тон составляет то качество хроматического цвета, определяя которое, мы называем цвет красным, желтым, синим, голубым и т.д. Если на глаз действует цвет какой-нибудь поверхности, то в этом случае цветовой тон определяется преобладающим отражением лучей определенной длины волны. [3, С.111].
Чувства– сложившиеся отношения человека к определенным объектам, жизненным ситуациям (реальным или воображаемым).
Чувствительность – 1) общая способность к ощущению; 2) величина обратно пропорциональная порогу ощущения; 3) повышенная готовность к аффективным реакциям.
Эмоции – форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций в их смысловой значимости для организма, личности.
Яркость цвета - величина, характеризующая плотность светового потока, отраженного окрашенным предметом в направлении наблюдателя.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика/ Б.А. Базыма. – СПб.: Речь, 2005. – 205 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология/Ж Годфруа. – Т.1 - М.: Мир, 2003. - 496с.
3. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов/В.С. Кузин - 4-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2005. – 304 с.
4. Люшер М. Цветовой тест Люшера/М. Люшер. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. – 192 с.
5. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов/Л. Салямон// Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. – С. 215-253.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6. Альберти Л.-Б. Три книги о живописи/Л.–Б. Альберти// Мастера искусства об искусстве. – Т. 2. – М.: Искусство, 1966. – С. 18-58.
7. Андреев О.А. Техника тренировки памяти/ О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – Техника тренировки памяти. – Екатеринбург: НЕССИ-Пресс, 1992. – 192 с.
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с.
9. Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый. – М.: Республика, 1994. – 528 с.
10. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих/Дж. Вазари. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 480 с.
11. Васнецов А.М. Художество /А.М. Васнецов// Мастера искусства об искусстве. – Т. 7. – М.: Искусство, 1970. – С.123-136.
12. Волков Н.Н. Цвет в живописи/Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1984. – С. 24-110.
13. Гоген П. Синтетические записки/П. Гоген// Мастера искусства об искусстве. – Т. 5-1. – М.: Искусство, 1969. – С.162-164.
14. Гюйо М. Современная эстетика/М. Гюйо. – СПб.: Пантеон литературы, 1890. – С. 1-110.
15. Декарт Р. Правила для руководства ума/Р. Декарт. – Собр. соч. в 2х т. – Т.1. - М.: Мысль, 1989.– С. 114-132.
16. Делакруа Э. Из дневника/Э. Делакруа// Мастера искусства об искусстве. – Т. 4. – М.: Искусство, 1967. – С. 142.
17. Делакруа Э. Письмо Леону Пейсу, Шанрозе, 15 июля 1849 г. /Э.Делакруа// Мастера искусства об искусстве. – Т. 4. – М.: Искусство, 1967. – С. 134.
18. Дидро Д. Мои незначительные мысли о цвете/Д. Дидро//Собр. соч. в 10 т. – т. 6. – М.: ОГИЗ ГИХЛ, 1946. – С. 218.
19. Доменикино. Письмо Франческо Анджелони (1632) /Доменикино// Мастера искусства об искусстве. – Т. 3. – М.: Искусство, 1967. – С. 37.
20. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и механизмы/К.Н. Дудкин.– Л. : Наука, 1985.– 208 с.
21. Икинс Т. Из высказываний/Т. Икинс//Мастера искусства об искусстве. – Т. 5-2. – М.: Искусство, 1969. – С. 418-419.
22. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств/И.И. Иоффе. – Л.: ОГИЗ ЛЕНИЗОГИЗ, 1933. – 570 с.
23. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) /М.С. Каган. – М.: Издательство политической литературы, 1974. – 328 с.
24. Кандинский В.В. О духовном в искусстве/ В.В. Кандинский// Мастера искусства об искусстве. – Т. 5-2. – М.: Искусство, 1969. – С. 116-130.
25. Кандинский В.В. О духовном в искусстве(живопись) /В.В. Кандинский//Творчество. – 1988. - №10. – С. 18-23.
26. Ларионов М.Ф. Лучизм /М.Ф. Ларионов//Мастера искусства об искусстве. – Т. 7. – М.: Искусство, 1967. – С. 336-337.
27. Лебрен Ш. Из речей, произнесенных на заседаниях Академии/Ш. Лебрен //Мастера искусства об искусстве. – Т. 3. – М.: Искусство, 1967. – С. 283-284.
28. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика/А.Ф. Лосев. – М.: Ладомир, 1994. – 540 с.
29. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. /А.Ф. Лосев. – М.: Ладомир, 1994. – 716 с.
30. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство/А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
31. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы/М. Люшер. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 160 с.
32. Люшер М. Цвет вашего характера/М. Люшер. – М.: АСТ, 1996. – С. 11-244.
33. Матисс А. Заметки живописца/А. Матисс// Мастера искусства об искусстве. – Т. 5-1. – М.: Искусство, 1969. – С. 238-239.
34. Маца И.Л. Творческий метод и художественное наследство. – М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1933. – 336 с.
35. Ольянда Ф. Четыре диалога о живописи/Ф. Ольянда// Мастера искусства об искусстве. – Т. 2. – М.: Искусство, 1966. – С. 195.
36. Пикассо П. Высказывания Пикассо, переданные Элен Пармелен/П. Пикассо//Мастера искусства об искусстве. – Т. 5-1. – М.: Искусство, 1969. – С. 312-314.
37. Прошанский Г.М. Проективное использование цвета/Г.М. Прошанский// Проективная психология.– М.: Апрель Пресс, 2000 – С.377-406.
38. Рунге Ф.О. Письмо к Гете. Волгаст, 3 июля 1806 г./Ф.О. Рунге //Мастера искусств об искусстве. – Т.4. - М.: Искусство, 1967. – С. 393-397.
39. Сера Ж. Письма, дневники, литературное наследие, воспоминания современников/Ж. Сера, П. Синьяк – М.: Искусство, 1976. – С.17-48.
40. Синьяк П. От Делакруа к импрессионизму/П. Синьяк// Мастера искусства об искусстве. – Т.5-1. – М.: Искусство, 1969. – С. 204-213.
41. Смирнов А.А. Детские рисунки/А.А. Смирнов// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова и В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Московского университета, 1980. - С. 60.
42. Солсо Р.Л. Когнитивная психология/Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 1996. – 600 с.
43. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу)/В.У. Тернер//Семиотика и искусствометрия. – М.: Мир, 1972. – С. 72.
44. Тресиддер Дж. Словарь символов/Дж.Трисиддер. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 448 с.
45. Труш И.И. Из мастерской живописца/И.И. Труш//Мастера искусства об искусстве. – Т.7. – М.: Искусство, 1970. – С. 521-524.
46. Успенский Л. Имя дома твоего/Л. Успенский. – Л.: Лениздат, 1974. – С. 643-644.
47. Фрилинг Г. Человек, цвет, пространство/Г. Фрилинг, К. Ауэр. – М.: Стройиздат, 1973. – 118 с.
48. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления/М. Хайдеггер. – М.: Республика, 1993. – 447 с.
49. Ходлер Ф. Об искусстве/Ф. Ходлер// Мастера искусства об искусстве. – Т.5-2. – М.: Искусство, 1969. – С. 131-140.
50. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение/Д. Хьюбел – М.: Мир, 1990.– 239 с.
51. Энгр Ж.О.Д. Из дневников и записей/ Ж.О.Д. Энгр// Мастера искусства об искусстве. – Т.4. – М.: Искусство, 1967. – С.62-63.
Рис. I. Цвета в радуге переходят друг в друга постепенно. (Стр. 9).
Рис. II. Последовательный образ. Посмотрите на синий квадрат в течение 30 секунд одним глазом, а затем переведите взгляд на серый прямоугольник. Вы увидите оранжевый квадрат. (Стр. 13).
Рис. III. Коричневый цвет. Посмотрите на этот коричневый прямоугольник через трубку, свернутую из бумажного листа. Вы увидите оранжевый цвет. (Стр. 18).
Рис. IV. Графика. Цвет был бы тут совершенно лишним. (Стр. 20).
Рис. V. Фриез. Искушение. Цветная и черно-белая репродукция. Мы нормально воспринимаем изображение в черно-белом варианте. (Стр. 21).
Рис. VI. Тест на дальтонизм. Цветная и черно-белая репродукции одного и того же изображения. (Стр. 21).
Рис. VII. Схема рецептивный полей наружного коленчатого тела. (Стр. 31).
Рис. VIII. «Подсолнухи» Винсента Ван Гога (вверху) и Клода Моне (внизу). Здесь различия не только в цвете, но и в характере движений художника при создании картины. (Стр. 34).
Рис. IX. Клод Моне. Дворец дожей. Импрессионисты – художники впечатления. (Стр. 36).
Рис. Х. Движения цвета по Василию Кандинскому. (Стр. 47).
Рис. XI. Цветовые стимулы для теста Люшера. (Стр. 55).
Рис. XII. Явление краевого контраста. Край серого поля, отделенный чертой, кажется зеленоватым. (Стр. 66).
Рис. XIII. В картинах экспрессиониста Павла Филонова применяется условный цвет.
Рис. XIV. Красный и желтый цвета вызывают активацию симпатической нервной системы, ответственную за реакцию борьбы и бегства.
Рис. XV. Синий и зеленый цвета вызывают активацию парасимпатической нервной системы, ответственной за поддержание внутренней среды организма.