Глава 4. цветовые впечатления

Уделив внимание экспрессивной роли цвета вообще, любого цвета – обратимся теперь к выразительным свойствам каждого цвета.

Дадим вначале слово человеку, выступающему с чисто эмоциональных позиций - патриарху отечественного авангарда Василию Кандинскому:

«Если попробовать желтое (эту типично теплую краску) сделать холоднее, то оно впадает в зеленоватый тон и немедленно теряет в обоих своих движениях (горизонтальном и центробежном). Оно приобретет в этом случае несколько болезненный и сверхчувственный характер, как человек, полный стремления и энергии, которому внешними условиями ставятся препятствия в осуществлении его энергии и стремления.

Синее, как движение совершенно противоположное, тормозит желтое, что и продолжается до той поры, пока при дальнейшем движении синего оба движения уничтожают друг друга взаимно и возникает полная неподвижность и покой. Возникает зеленое».

«Красное, как мы его мыслим, как, ничем не ограниченный характерно-теплый цвет, воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска, не имеющая, однако, легкомысленного характера во все стороны швыряющегося желтого, но при всей энергии и интенсивности обнаруживающая определенную ноту почти планомерной необыкновенной силы.

В этом кипении и пылании, главным образом в себе и очень мало в стороны сказывается как бы мужественная зрелость» (Рис. X)[25, С. 22-26].

Теперь сопоставим эмоциональное описание цвета, представленное Кандинским, с объяснением эмоционального цветового воздействия, предложенным Максом Люшером.

Люшер, как известно, сопоставлял (больше того - идентифицировал) те или иные типы человеческого поведения с теми или иными цветами.

«Целью красного типа поведения является покорение, желание иметь успех и чувствовать, сколького он может добиться».

«Целью синего типа является удовлетворение и успокаивающее довольство. В данном случае речь идет об исполненной любви сопринадлежности, единстве и тесной гармонической связи, гармоническом единении».

«Целью зеленого типа является уверенность Он хочет удержаться и быть уверенным, что он, как личность, обладает значимость, что с ним, как с личностью, считаются».

«Целью желтого типа является беззаботная свобода. Он ожидает от всего нового лучших возможностей, которыеосвободят его от ограничений, препятствий, помех или забот»[31, С.20-21].

Чтобы еще нагляднее представить эмоциональные характеристики цветов (по Люшеру), воспользуемся другим источником, где Люшер уже просто перечисляет нужные качества:

«1. Синий цвет означает глубину чувства. Он олицетворяет:

сосредоточенное внимание к своим делам

пассивность

вовлеченность

чувствительность

восприимчивость

стремление достичь цельности.

Его психологические проявления:

спокойствие

удовлетворенность

нежность

любовь и привязанность.

2. Зеленый цвет означает гибкость ума. Онолицетворяет:

сосредоточенное внимание к своим делам

пассивность

умение защищаться

цепкость

независимость

оригинальность суждений.

Его психологические проявления:

упорство

самоуверенность

упрямство

самоуважение

3. Красный цвет означает силу воли. Он олицетворяет

интерес к окружающему миру

активность

агрессивность

независимость

стремление к постоянному движению

стремление к соревнованию

подвижность.

Его психологические проявления:

жизнелюбие

возбудимость

стремление к господству

сексуальность.

4. Желтый цвет означает:

самопроизвольность

непосредственность.

Он олицетворяет:

интерес к окружающему миру

активность

прожектерство

экспансивность

целеустремленность

любознательность.

Его психологические проявления:

непостоянство

оптимизм

оригинальность характера

веселая натура»[32, С. 33-34].

Кандинский выступает скорее в качестве человека, который сам испытывает обозначенные им эмоции. Все, что он описывает, может вернее всего трактоваться как результат воздействия цвета на него самого. Но мы не можем то же сказать про Люшера. Тест Люшера, основанный на эмоциональном толковании выбранных испытуемым цветовых пар, создавался на фактических результатах обследования 36892 человек, то есть тут мы можем говорить о статистически выверенных закономерностях. Примечательно в этом случае совпадение оценок Люшера и Кандинского. Так, относительно эмоционального воздействия желтого цвета мы находим у Кандинского следующее: «Желтое нельзя особенно углубить. Через охлаждение синим оно получает, как было уже указано, болезненный тон. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, но не ипохондрии, меланхолии, а как припадка яркого безумия, слепого бешенства. Больной бросается на людей, ломает все, что подвернется под руку, расходует силы без плана и предела, пока не истощит их совершенно»[25]. Люшеровская «беззаботная свобода» или «экспансивность» применительно к желтому цвету является, конечно, лишь бледным подобием описания Кандинского. Но не следует забывать, что у Люшера эмоциональные оценки статистически усреднены. Крайние позиции в них могли бы оказаться не менее выразительными. Во всяком случае, сходство здесь проглядывает несомненное. Это только лишний раз подтверждает достоверность проведенных Люшером исследований. Кандинского в такой ситуации можно рассматривать как 36893-го испытуемого, хотя он и жил раньше Люшера. Такое же сходство мы обнаружим и при оценке обоими авторами красного цвета, и при желании галерея сравнений могла бы быть продолжена. Фердинанд Ходлер (1853-1918), выдающийся швейцарский живописец, дает такие толкования цвета: «Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло и страдание. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой — неясные переживания, фиолетовый – печаль[49, С.136-137].

Итак, эмоциональное воздействие тех или иных цветов на человека - вещь установленная. Конечно, в таком деле, касающемся эмоциональных оценок, не избежать неточностей. Здесь ведь важны не только факты, но и их эмоциональная трактовка, снижающая достоверность всякой статистики. Но несмотря на это оговорки, приведенное Люшером определение эмоциональных воздействий цветов может считаться достаточно точным. Дело еще в том, что такого рода воздействия проверялись неоднократно опытным путем при формировании окружающей человека цветовой среды. Это широко практикуется в дизайне. Вот какие данные приводят Фрилинг и Ауэр применительно к эмоциональному эффекту от различной окраски помещений.

Оранжевый цвет:

- на потолке - оберегает, концентрирует внимание,

- на стенах - согревает, обволакивает,

- на полу - обжигает.

Коричневый цвет:

- на потолке - прикрывает, тяжелит,

- на стенах - производит впечатление землистости, вещественности,

- на полу - вселяет уверенность.

Голубой цвет:

- на потолке создает впечатление легкости, дружественности, неба;

- на стенах - охлаждает, отчуждает,

- на полу - создает удобство для хождения.

Желтый цвет, в свою очередь:

- на потолке - облегчает, веселит,

- на стенах - возбуждает,

- на полу - приподнимает [47, С.17].

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое впечатление создает желтый цвет? Синий? Зеленый? Красный?

2. Какие цвета являются центробежными и центростремительными?

3. На чем основан тест Люшера?

4. Какой эффект имеет желтая окраска стен в помещении?

5. Какое настроение создает голубая окраска потолка?

Наши рекомендации