Тема: особенности восприятия и методика ознакомления

ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика жанров живописи.

2. Особенности восприятия дошкольниками пейзажа и натюрморта, сюжетно-тематической картины и портрета.

3. Уровни восприятия детьми младшего и старшего дошкольного возраста разных жанров живописи.

4. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с жанрами живописи.

Литература:

1. Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии.-1965. - №5.-С.50-58.

2. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С.24-42, 71-93.

3. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., 1996. – 112 с.

4. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 96 с.

5. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.

6. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. – 1985. - №3. – С.52.

7. Чернышова А.М. Некоторые особенности эстетической оценки произведений портретной живописи детьми дошкольного возраста // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1974. – С.86-94.

8. Чернышова А.М. Особенности выбора детьми 4-6 лет живописного портрета. // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. – С.63-68.

9. Чернышева А.М. Задачи и пути обучения детей 5 лет восприятию произведений портретной живописи. //Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. – С.41-47.

10. Чумичева Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи // Дошкольное воспитание. – 1987. – С. 44.

11. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.–126 с.

12. Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.Г. Казакова. - М.: МГПИ, 1984. – С.137-145.

Задание:

1. Познакомившись с литературой, заполнить таблицы:

Таблица 1

Особенности восприятия дошкольниками пейзажа и натюрморта

Показатели Пейзаж Натюрморт
Характер процесса восприятия    
Понимание содержания: - сюжета, - настроения    
Понимание средств выразительности: рисунок; цвет; композиция    

Таблица 2

Методика ознакомления дошкольниками с пейзажем и натюрмортом

Автор, цель исследования Цель обучения Программа обучения Методы, Приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя
Зубарева Н.М.          
Чумичева Р.М.          

Таблица 3

Особенности восприятия дошкольниками портрета

Характер процесса восприятия Понимание содержания: -сюжета; - настроения. Понимание средств выразительности: - рисунка; цвета; композиции.
     

Таблица 4

Методика ознакомления дошкольников с портретом

Цель исследования Цель обучения Программа обучения Методические приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя.
           

Таблица 5

Особенности восприятия дошкольниками сюжетно-тематических картин

Характер процесса восприятия Понимание содержания: -сюжета; - настроения. Понимание средств выразительности: - рисунка; цвета; композиции.
     

Таблица 6

Методика ознакомления дошкольников с сюжетно-тематическими картинами

Цель исследования Цель обучения Программа обучения Методические приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя.
           

Направление Педагогическое образование

Профиль Дошкольное образование

2017 – 2018уч.год

Курс ЗФО, 7 семестр

Занятие № 1 (практическое)

ТЕМА: СЕНСОРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Цель: Формирование у студентов умений грамотно применять методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Материал: предметы для последующего сенсорного обследования (игрушки, комнатные растения, листья деревьев, вазы и пр.).

Ход занятия:

Теоретическая часть.

1. Специфика методов обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.

2. Роль сенсорного обследования в развитии детского изобразительного творчества.

3. Структура сенсорного обследования.

Практическая часть.

1. Дать характеристику принесенных предметов, определить возрастную группу, в которой возможно организовывать занятия по изображению этих видов предметов.

2. Провести сенсорное обследование принесенного предмета.

3. Проанализировать грамотность проведения другими студентами сенсорного обследования предмета как метода обучения изобразительной деятельности дошкольников.

Задание:

1. Повторить тему лекции «Сенсорное обследование предметов как наглядный метод обучения на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Подобрать предмет для обследования, обосновать его выбор.

3. Подготовить текстовый материал (письменно) сенсорного обследования.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.

3. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969.

Занятие № 2 (практическое)

Наши рекомендации