ШИЗО-КИТАЙ (или «Шизофренический Китай»)
— акустический эффект «многовековой традиции», создаваемый НОМОЙ с помощью опыта шизофренических «расширений сознания», которым обладают ее участники. Я. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г.
ШЛЮЗОВАНИЕ
— а) метод неосознанного создания в экспозиционном пространстве механизмов выхода, не предусмотренных автором;
б) метод регулирования параллельных процессов за счет их перетекания из одного в другой (в моем случае это относится к деятельности архивной, издательской, художественной, коллекционной). В. Захаров. Серия работ начала 90-х годов.
Э
ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ЗНАКОВОЕ ПОЛЕ
— система элементов пространственно-временного континуума, не задействованная сознательно авторами в построение текста конкретного произведения, но влияющая на текст в качестве его скрытых мотивационных контекстов. Актуализируется как член коррелятивной пары «демонстрационное знаковое поле — экспозиционное знаковое поле» через дискурс «пустого действия» в эстетической практике КД (см. «Инспираторы»). А. Монастырский. Земляные работы, 1987.
ЭКСПОНЕМА
— единица экспозиционного знакового поля, соотносимая с соответствующим ей элементом демонстрационного знакового поля в парадигматическом ряду (т.е. в системе единиц заданного дискурса). А. Монастырский. Экспонемы концептуализма, 1989.
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОЭЗИЯ
— терминологическое название серии текстов и объектов А. Монастырского (1975-1983), которая имеет отношение к разработкам эстетического дискурса КД.
ЭП — эмоциональное пространство (сознания зрителя). В демонстрационном поле акций КД — временной вектор чувственного восприятия действия (дособытийного, событийного и послесобытий-ного). Эмоциональная вовлеченность зрителя в происходящее. Н. Панитков. О типах восприятия, возможных на демонстрационном поле акций КД, 1985.
ЭСТЕТИКА РЕАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
— понятие, предложенное в качестве методологической основы немиметического акционного искусства (в противоположность традиционному драматическому искусству и значительной части хэппенингов). С. Ромашка. Эстетика реального действия, 1980. ПЗГ, с. 109.
ЭСТОНИЯ
— наименование круга, который в некотором смысле пришел на смену HOME и сосуществует с ней, дополняя ее. Круг ЭСТОНИЯ включает в себя группы: МГ, Инспекционная Коллегия МГ, Облачная Комиссия, Фензо, ССВ, Четвертая высота, Россия, Тарту, Пярну, КЦС, Диско и др. Круг сформировался в период после второго путча в 1993 г. П. Пепперштейн. Круг Тарту и круг Эстония, 1998.
«ЭТИЧЕСКИЙ» КОНЦЕПТУАЛИЗМ
— тактическое акцентирование (в концептуальной практике) «отношения сохранности», «техницизмов» и предпочтение работать в оппозиции «человек и реальность», в отличие от практик новых эстетических номад, работающих в оппозиции «человек и культура». (В данном случае под «этическим» (англ. «etic») подразумевается «не эмическое» (англ. «emic» в значении «единица структуры языка»), т. е. то, что не обладает семиологической релевантностью (в лингвистике — то, что относится к физическим свойствам языковой материи). А. Монастырский, И. Бакштейн. ТСО или черные дыры концептуализма - 1986, в сб. МАНИ № 1 «Ding an Sich», 1986. А. Монастырский. Замечание об этических границах художественного произведения, 1988.
Я
ЯСНОСТЬ И ПОКОЙ
— термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено.
КАРТИНЫ
Сто сорок четыре конверта, сшитые из цветной и белой бумаги, были вложены один в другой и составили 12 комплектов, в каждом из которых находилось по 12 конвертов (самый большой конверт - 40 х 42 см, самый маленький - 13 х 8 см). На всех конвертах были написаны варианты имеющих формообразующее значение моментов события по следующим двенадцати парадигмам: 1 - указание для зрителей, 2 - время действия всей акции, 3 - место действия, 4 - погода, 5 - цвет конвертов, 6 - звук, 7 - объект восприятия, 8 - время окончания жеста (действия), 9 - реакция зрителей, 10 - значение жеста (действия), 11 - интерпретация, указание, 12 - фактография. Эти комплекты были розданы на поле приехавшим по приглашениям зрителям (30 человек, двенадцать из них получили комплекты). В то время как зрители вскрывали конверты и раскладывали их на снегу в линию (около 50 м) перед собой, трое участников, отделившись от зрителей, пересекли поле и скрылись в лесу. После прочтения надписей на всех конвертах, зрители сложили и склеили каждый комплект конвертов таким образом, что получилось 12 цветных картин -"рам": в основании - самый большой конверт, затем на нем - меньше и т.д. Все надписи, за исключением текста фактографии (т.е. указания места действия, время действия и списка фамилий участников), оказались скрыты под конвертами. Затем эти картины были розданы зрителям как фактографический документ акции.
Моск.обл., Павелецкая ж-д., ст. "Расторгуево", парк "Суханово"
11 февраля 1979 г.
А. Монастырский, Н. Алексеев, Н. Панитков, И. Яворский
И. Кабаков, М. Митурич-Хлебников, Р. Арутюнян, Р. Герловина, В. Сохранский, В. Некрасов, Э. Гороховский, И. Пивоварова, В. Добросельский, В. Мочалова, И. Бакштейн, Б. Гройс, Н. Никитина, Л. Соков, И. Чуйков, И. Головинская, + 12-15 человек.