Работа кружка по изобразительному искусству в школе на материале художественной культуры родного края
Младший школьный возраст — время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Это период включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей.
На основе методических рекомендаций Копцевой Т. А., мы сделали обновления в кружковую деятельности Маресевской ОШ и разработали образовательную программу внешкольных и внеклассных занятий «Юный художник», которая рассчитана на проведение универсальной учебной деятельности учащихся 2 классов.
Планирование занятий изобразительной деятельностью строится по принципу планирования уроков изобразительного искусства (см. например урок «Красота родного края» в Приложении 1). Это дает возможность продолжить работу по наиболее интересным темам, осуществлять межпредметные связи с уроками по истории родного края.
Цель занятий – создать благоприятные условия для развития природной любознательности детей, выявление и развитие творческих способностей, сделать увлекательным и интересным процесс познания мира на основе межпредметных связей изобразительного искусства и истории родного края.
Задачи курса:
1. вести через самостоятельное творчество к углубленным знаниям;
2. формировать духовные качества личности;
3. расширять общекультурный кругозор через личностный опыт;
4. научить основам работы в различных техниках.
Программное содержание представлено блоками.
I блок «Золотая осень» — обобщает детские впечатления об осеннем лесе, прививает любовь к родному краю, к родной природе, синтезирует знания, наблюдения с детским изобразительным творчеством. Основа работа – внешкольные занятия, экскурсии.
II блок «В мастерской Деда Мороза» предусматривает коллективную подготовку к своему любимому новогоднему празднику.
Занятия III блока «Любовь к животным и доброта вырастают из одного корня» направлена на развитие духовных и нравственных качеств личности, способствуют формированию чувства ответственности, желания приносить радость. Применяются новые формы работы (лепка, моделирование, рисование пластилином).
IV блок «Весна – красна» включает такие формы работы, как плетение из полосок бумаги, использование ткани, ниток.
«Праздник искусства» — это своеобразный отчет о том, что дети нового открыли для себя в мире прекрасного.
Формы внеклассной работы самые разнообразные: это экскурсии, праздники искусства, выполнения коллективной работы, разовой работы.
Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. В таблице 2 представлены основные темы кружка для 2-го класса:
Таблица 2. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Материал | Кол-во часов |
I четверть «Золотая осень» | |||
1. | Экскурсия в природу. Соберем букет из осенних листьев. | ||
2. | Аппликация «Пейзажи родного города» | Цветной картон, сухие листья | |
3. | «Готовим поделки для выставки «День города»» — узоры на пластилиновой основе | Семена арбуза, дыни, тыквы, подсолнуха | |
4. | Декоративная композиция «Осень в моем городе». Коллективная работа | Семена, листья, цветы, бабочки, стрекозы | |
5. | «Подарок для детей детского сада» — рисование книжки – картинки «Осенняя сказка в городе» | Акварель, герань, цветные мелки | |
II четверть «В мастерской Деда Мороза» | |||
6. | Лепка «Баба – Яга в ступе» | Щепки, веточки, пластилин, ткань | |
7. | Экскурсия на природу | ||
8. | Рисование «Зимний лес». Коллективная работа | Ватман, краски, гуашь | |
9. | «Украсим деревья школьной площадки» Игрушки изо льда. «Украшаем класс к новогодней елке» | Цветная вода, тесьма, форма | |
10. | Гофрированные новогодние подвески | Цветная бумага, тесьма | |
11. | «Новогодние снежинки» | Цветная бумага, картон, салфетки белые | |
12. | Пригласительный билет на елку | Цветная бумага, картон, блески | |
13. | «Новогодний шарик» | Вата, нитки, гуашь | |
III четверть «Любовь с животным и доброта вырастают из одного корня» | |||
14. | «Минуты доброты» — цветы на снегу | Цветная манная крупа | |
15. | «Делаем сувениры малышам» — лепка мышки и кошки | Пластилин | |
16. | «Наши меньшие друзья» — обрывные аппликации | Цветная бумага | |
17. | «Мой верный друг» — моделирование игрушечной собачки | Цветная бумага, спичечные коробки | |
18. | Театрализованное представление «Ярмарка» по мотивам народных традиций города | Стихи, песни и игрушки, рисунки | |
19. | «Подарок маме, бабушке, сестренке» — аппликация из мятой бумаги, ветки рябины, смородины | Цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага | |
20. | Рассказываем в рисунках о лесной дружбе (коллективная работа – создаем книгу «Веселые зайчата: рыжие лисята, новоселье у белочки, трудолюбивый ежик») | Альбомные листы, акварель, гуашь | |
21. | Рисуем композицию «История родного города» | Цветные мелки, фломастеры | |
22. | «Сказочная птица» — рисование пластилином | Картон, пластилин | |
IV четверть «Весна – красна» | |||
23. | Готовим мозаичные панно «Здравствуй, весна» | Цветная бумага | |
24. | Лепим грибочки и птички, расписываем их. | Пластилин, гуашь, клей ПВА | |
25. | Экскурсия в природу. Рисуем цветы на сыром песке. | Карандаш — палочка | |
26. | «Порадуем маму» — открытка бабочка | Цветная бумага | |
27. | «Плетение из полосок бумаги» — аппликация «Мухомор» | Цветная бумага, цветной картон | |
28. | «В этом городе я живу» — аппликация из ткани | Ткань, картон, иллюстрации | |
29. | «Ветка сирени» — цветная композиция из ниток | Нитки, мешковина | |
30. | Праздник искусства «Здравствуй, лето» |
Итак, на занятиях ребята знакомится со следующими видами работ: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, художественное моделирование, плетение из бумаги, беседы, работа с тканью, нитками.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление в каждом ребенке веры в себя, в свои возможности познавать и преобразовывать мир;
- Развитие у детей чувства красоты, радости от чего – либо сделанного ими самими для близких, друзей и других людей.
- Развивать умения работать в коллективе и чувствовать ответственность; умение работать самостоятельно.
- Лучшие работы использовать для выставок в школе, на общешкольных родительских собраниях, использовать для подарков близким и детскому саду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белецкий П.А. Язык изобразительного искусства. К.: Просвещение, 1975. – 240 с.
2. Багова Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «окружающий мир» // Концепт . - 2015. - №S25. - С.6-10.
3. Булатова Л.А. Эстетическая направленность обучения в начальной школе // Вестник ВУиТ . - 2010. - №6. - С.106-112.
4. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. - 230 с.
5. Волкова Д.В. История мировой культуры. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.
6. Воробей Н. Формирование эстетических чувств у молодых школьников средствами искусств. Народная вышивка в семейном воспитании детей. // Начальная школа, 1999. № 11.- С.-46-49.
7. Головко О.В. Реализация успешности дошкольников средствами художественно эстетического воспитания // Вестник ЧГПУ . - 2010. - №07. - С.77-83.
8. Демченко А.И. Мировая художественная культура как системное целое. – М.: Высшая школа, 2010. – 528 с.
9. Донцов А.О. Особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . - 2013. - №2. - С.6-8.
10. Дорогова Л.Н. История западноевропейской культуры Нового времени (XVI-XIX вв.). – М.: КноРус, 2013. – 216 с.
11. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2012. – 576 с.
12. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства.- М .: Искусство, 1997.- 320 с.
13. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 304 с.
14. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования . - 2014. - №3. - С.174-197.
15. Каган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно -социологического исследования. -М .: Мысль, 1966. -213 с.
16. Копцева Т. А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 152 с.
17. Кочарян Л. Б. Роль и функции внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников // МНКО . - 2013. - №5 (42). - С.121-123.
18. Костюк Т.С. Способности и их развитие у детей. - М .: Тов-во «3нання», 1963.
19. Кошаев В.Б. Онтология художественной культуры // Вестник УдмГУ . - 2007. - №12. - С.123-128.
20. Красников В.В., Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии // Современное образование. - 2014. - № 3. - С. 19-48.
21. Кущетерова Ф.Т. Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . - 2009. - №113.
22. История Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. Режим доступа: нижнийновгород.рф
23. Лабунская В. Изобразительное творчество детей. - М .; Просвещение, 1965. -207 с.
24. Мейлах В. С. Психология художественного творчества: Предметы пути исследования // Психология процесов художественного творчества / Под ред .. В.С.Мейлаха. - М .: Наука, 1980. - С. 5-23.
25. Мкртычева Н.М., Икоева И.Т. Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . - 2012. - №3. - С.4-7.
26. Мойсеюк М.Е. Педагогика. - М .: Просвещение, 2001. - 446 с.
27. Назарова Н.М., Моргачева Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
28. Новиков С. Н., Сурнова С. Н. Социально-педагогические условия формирования основ художественноэстетической культуры сельских школьников // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки . - 2011. - №1. - С. 297-301.
29. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика. – М.: КноРус, 2012. – 496 с.
30. Пазников О.И. ДЕятельностные основы процесса художественного воспитания: сущность и значение // Вестник БГУ . - 2013. - №1. - С.194-199.
31. Погодаев С. М. Развитие художественнотворческих способностей учащихся в системе учреждений образования и досуга // МНКО . - 2009. - №3. С.278-282.
32. Подласый И.П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика (комплект из 2 книг). – М.: Юрайт, 2013. – 1576 с.
33. Пономарев Я.А. Психология системно-комплексных исследований творчества // Психология процессов художественного творчества / Под ред. В.С.Мейлаха. - М: Наука, 1980. - С. 24-32.
34. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 2012. – 640 с.
35. Руденко К. А. Образовательные учреждения и трансляция художественного культурного наследия // Вестник КазГУКИ . - 2012. - №1. - С.61-63.
36. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов педагогических факультетов. - М .: Генезис, 1999. - 368 с.
37. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 496 с.
38. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М.: КноРус, 2012. – 480 с.
39. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.
40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: В 3-х томах. - М .: Педагогика, 1979. - Т.1 - С.558.
41. Тимошенко Л.Г. Этнокультурное образование детей в условиях современного общества // Вестник ТГПУ . - 2013. - №4 (132). - С.95-98.
42. Хмель В. Внеклассная воспитательная работа на основе жизнедеятельности объединения-игры // Нач. школа. - 2004. - №12. - С. 39-40.
43. Художественно-эстетическое цикл. Программы для ОУЗ 5-11 классы.
44. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продленном дня. -М .: Просвещение, 1991. - 158 с.
45. Шматко Т.В. Формирование творческого воображения обучающихся в процессе изобразительной деятельности // МНИЖ . - 2015. - №8-5 (39). - С.35-36.
46. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М .: МС-во, 1964. - 86 с.
Приложение 1. Урок по изобразительному искусству «Красота родного края» (2 класс)
Задачи урока:
- расширение представлений о красоте родной земли, о ее людях;
- знакомство учащихся с творчеством художника И.И.Жукова,
- развитие фантазии, творческого воображения;
- формирование умения составлять композиции;
- воспитание чувства гордости за свою Родину.
Оборудование:
для учителя:
1. Портрет художника И.И.Жукова, фотографии его живописных работ, стихи.
2. Методические рисунки учащихся.
3. Методическая таблица поэтапного выполнения эскиза пейзажа.
4. Табличка «барельеф» (фигуры, выступающие над плоскостью меньше чем на половину своей толщины).
для учащихся:художественные материалы, лист бумаги, кисти, баночка для воды.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, цели урока.
3. Беседа о творчестве художника И.И.Жукова, о красоте родной природы.
4. Постановка учебной задачи.
Работа по методической таблице.
5. Самостоятельная работа учащихся над выполнением эскиза по
теме урока.
Фронтально-индивидуальная работа учителя.
6. Закрепление нового материала.
Выставка работ учащихся.
Итоги урока.
Литература к уроку:
1. Н.Родин. Касимов — Городец Мещерский. Узорочье. 1997.
2. Народный учебник Касимов: город и человек. МИРОС. Касимов.1999.
Ход урока:
Учитель:Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хочется посвятить памяти замечательного человека.
Это Иван Иванович Жуков (1921 — 1997гг.)
Детские годы, до 5 лет, Ваня Белов (так звали в детстве художника) провел в детском приюте, который располагался в бывшем доме купца Кастрова. Из приюта его забрали будущие родители — Жуковы. Мальчику посчастливилось - у него был замечательный учитель рисования, который и привил ему любовь к рисованию. В то время достать краски и кисти для занятий живописью было очень трудно, а тяга к рисованию у Вани была большая. Тогда он брал у отца зубило и из известкового камня высекал барильефы (обращаю внимание на слово «барильеф) Пушкина, Горького.
После 7 классов Ваня поехал поступать в Рязанское художественное училище на скульптурное отделение. Экзамены по специальности сдал прекрасно, а вот по математике не прошел.
Пришлось ему вернуться домой в Касимов, но искусство он не бросил.
Очень часто с томиком стихов Пушкина, шел Ваня в лес, любоваться природой и без устали писал акварели. А природа удивительно красива.
В 1939 году Иван Жуков вновь сдает экзамены в Рязанское художественное училище и поступает. Проучившись 2 курса, летом 1941 года приезжает в Касимов на каникулы, где его застает война. Иван Иванович уходит служит в Армию. Был разведчиком. Демобилизовался Иван Иванович 3 сентября 1945 года и сразу же, не заезжая домой, приехал в Рязань, чтобы продолжить учебу, но директор училища ему отказал, сославшись на то, что Жуков отсутствовал 4 года. К счастью, за него вступились старые учителя, и директору пришлось его принять, но только без стипендии и места в общежитии. После окончания Иван Иванович работал в Касимове учителем рисования сначала 6 лет во 2-ой школе, а затем в школе №1. В этой школе ему отвели отдельный класс рисования и черчения. В кабинете на стенах висели работы учителя. К Ивану Ивановичу ходили на практику студенты Касимовского педагогического училища. Кроме уроков рисования, он вел еще кружок. В школе №1 И.И.Жуков проработал 20 лет и еще 3 года в вечерней школе.
Сейчас в школе №1 — музей имени И.И.Жукова — педагога и художника.
Что же писал Иван Иванович? Все его работы были посвящены красоте родной природы. Пейзажи Жукова то грустные,то радостные, то тревожные, говорят не только о красоте природы, но и о чувствах самого художника. Посмотрите на работы Ивана Ивановича(показ работ).
Названия картин И.И.Жукова самые простые: «На Оке», «Весна», Лесные дали», «Паром», «Весна на Оке».
А какие замечательные стихи писал Иван Иванович. Послушайте, ребята.
Царица Поляна.
Царица Поляна, царица Поляна,
Царица Поляна — зеленый ковер.
Здесь пестрое стадо пастух прогоняет,
А детям играть здесь простор.
И звонкое эхо, как песня кружиться,
И в лес улетает стремглав,
Солнце с улыбкой и долго лучится,
И запах сбегает с трав.
Теперь, когда славная осень приходит,
Туманом покрыт горизонт,
Художник здесь кистью мотив свой набросит,
Поэт свою песнь пропоет.
Думаю, что вам, ребята, понравились и картины и стихи Ивана Ивановича Жукова.
Предлагаю вам выполнить творческое задание. Нарисуйте, обращаясь к своим эстетическим впечатлениям, красоту нашего края. Расскажите в своих работах о самом хорошем, самом запомнившемся дне. Только не словами, а красками расскажите. А красок у нас много. Основной задачей при выполнении вашей работы должна стать передача различных состояний природы.
Учитель:кто из вас уже представил свою композицию?
Сюжетами ваших работ могут быть поляна с цветами и дорожка, убегающая вдаль, наша река, березка около вашего дома.
Обсуждение композиций рисунков.
В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа.
Я надеюсь, что под воздействием рассказанного у вас возникнут зрительные образы по теме «Красота родной природы».
Работа учителя по методической таблице (объяснение поэтапного выполнения композиции).
Самостоятельная работа учащихся.
Задание.Сначала определите всю композицию, не задерживайтесьна деталях. Надеюсь, что у вас получатся интересные композиции.
Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение изученного материала.
Учитель: Природа нашего края на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные наполненные разными чувствами рисунки получились у ... (фамилия, имя ученика). А вот у ... (фамилия, имя ученика) творческое воображение очень развито, посмотрите на его интересный рисунок. Я довольна вашим творчеством.
- А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили и состояние вашей души, вашего чувства и настроения.
- Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить, поблагодарить их создателей?
- Думаю, что вы запомнили имя, отчество и фамилию художника и название его работ. Спасибо за урок.