История развития художественной керамики

Становление художественного фарфора и фаянса в истории керамики

Зарождение культуры керамики произошло в Китае еще на заре нашей эры. Примерно в IV—V вв китайцы изготовили материал, очень похожий на фарфор. Из него делали бледно-зеленые, слегка просвечивающие чаши и пиалы - селадоны. Фарфоровые изделия в Китае появились уже ближе к VI в.

В Европе долгое время не знали секрет изготовления изделий из фарфоровых масс. Первый фарфоровый завод заработал в в Саксонии лишь к 1710 г. Первооткрывателем секрета изготовления фарфора стал алхимик Иоганн Бётгер. И только после нескольких десятилетий после смерти Бётгера продукция Мейсенского завода дошла до истинного улучшения. Формам и изяществу мейсенского фарфора придерживались и европейские заводы.

Первым открывателем русского фаянса стал купец Афанасий Гребенщиков.

Гребенщикову не удалось запустить производство, т.к. его фабрика, находящийся в Москве, внезапно сгорела. В 40-х гг. XVIII в. ученому-химику Дмитрию Виноградову удалось узнать с помощью огромного количества испытаний требуемые составы материала, температуру (около 1300°), выяснить режим обжига и медленное остывание горнов. Таким образом он получил фарфор - изделия с белым, тонким, полупрозрачным черепком.

Первый в России фарфоровый завод был основан в Петербурге 1744 г. —«Невская порцелиновая мануфактура», где Виноградов заполучил первые приемлемые образцы фарфора.

После этого развитие производства фарфора стало стремительным. Далее за Императорским заводом (именуемым ранее «Невская мануфактура») появились фарфоровые фабрики А. Попова Ф., Юсупова Н., М Гарднера, С. Батенина. Большинством заводов к концу XIX в. владел капиталист-промышленник М. С. Кузнецов, который создал «фарфоровую империю». Он изготовлял посуду на самые разные вкусы и поставлял ее повсюду, от ямских придорожных трактиров до царского двора. В настоящее время работают как давно возникшие заводы — Дулевский, Ломоносовский (прежде Императорский), Дмитровский, , так и вновь построенные — Ташкентский, , Владивостокский и др. Они производят около 1 млрд. изделий в год. Если раньше фарфоровая посуда была роскошью, то сейчас это обыденные предметы быта. Но фарфор так же остается высоким искусством.

Фаянс делают из тех же белых глин, что и фарфор, но обжиг проходит при низшей температуре (около 1000°). Поэтому фаянсовый черепок мелкозернистый, хрупче. Он не обладает светопроницаемостью и толщина его в разы больше, чем у фарфора. Роспись фаянса выполняется крупными мазками, в отличие от тонких линий, написанных по фарфору.

В XV—XVI вв. фаянс мало отличался от керамических изделий, политых глазурью или эмалью. Использовались серо-белые глины, белая эмаль, распись производилась чистыми, яркими, красками. Производство фаянса развивалось в небольших итальянских городах Деруте, Урбино , Фаэнце. Слово «фаянс» произошло именно из названия последнего города.

Довольно большая коллекция старых итальянских фаянсов присутствует в ленинградском Эрмитаже. На большинстве тарелок изображены молодые женщины. Некоторые фаянсовые тарелки украшены копиями с картин или портретов великих итальянских художников, в частности Рафаэля. 3

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

Искусство воплощения изделий из природной глины образовалось еще в древние времена. Свидетельством являются археологические находки и памятники архитектуры не только нашей страны, но и мира в целом. Этапы исторического становления художественной керамики с учетом данных Захарова А.И. [1] представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Вид художественной керамики  
Первые керамические изделия Более 24 тыс. лет до н.э.
Изготовление гончарных изделий 10 тыс. лет до н.э.
Первые глазурованные IX тыс. лет до н.э.
Первые люстрированные изделия IX век н.э.
Майолика:  
Итальянская XV век н.э.
Майолика российская XVII…XVIII век н.э
Фаянс:  
Египетский XV век до н.э.
Персидский X век н.э.
Надглазурная и подглазурная роспись фаянса XIIIвек н.э.
Мягкий европейский фаянс XVI век н.э.
Фарфор:  
первые изделия в Китае I век до н.э.
Китайский IV…VI век н.э.
Европейский 1710 г.
Российский 1744 г.
     

Гончарное дело принадлежит к числу наиболее древних на земле. Керамика – популярный материал и применяется человеком более 26000-летий. Нахождение в природе легкодобываемого материала - глины - обусловило раннее и фактически повсеместное формирование глиняного ремесла.

Изначально главным видом керамических изделий были массивные сосуды с пористым черепком, круглым дном, который придавал хорошую фиксацию при установке на землю. Формирование происходило методом наращивания отдельных жгутов глины. Древние глиняные сосуды лепились женщинами, что было установлено учеными благодаря нахождению на изделиях многочисленных отпечатков пальцев. В глиняное тесто добавлялись измельченные раковины и толченый гранит, чтобы предотвратить растрескивание при обжиге.

Обжиг происходил сперва на кострах (примерная температура обжига 800-900°С), а через некоторое время появились специальные обжигательные печи.

Во время медного века появляются скульптуры людей и животных. Плоское дно сосудов свидетельствует о том, что уже было наличие плоского стола и плоского печного пода, а это указывало на преобладание сидячего образа жизни. Глиняные изделия начинают украшать как простым, так и сложным орнаментом, который состоял из ритмически чередовавшихся завитков, волнообразных линий, сетчатых рисунков и т.д. Чаще всего узоры были разноцветными.

В качестве орнамента использовались природные стихии, наделенные магическими свойствами, но со временем превратившиеся в декоративные мотивы.

Именно с керамикой связана начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве. Построение ритмически упорядоченной композиции прослеживалось в узорах, которыми покрывали керамические сосуды нового каменного и медного веков, что привело к возникновению прикладного искусства.

Период сложения рабовладельческих государств на Древнем Востоке -следующий этап развития керамического производства, который относится к. 4 тысячелетию до н. э. Древние египтяне уже умели изготавливать керамических изделия, покрытые глазурью, а в конце того же тысячелетия шумеры овладели приемами изготовления объемных изделий на гончарном круге. Изготовление изделий на гончарном круге улучшило качество изделий и повысило производительность труда. В основном мужчины занимались гончарным делом.

Керамика стран древнего Востока (Ассирия) применялось больше всего для создания архитектурной среды. Дворцовые и религиозные постройки оформляли облицовочной плиткой и цветным глазурованным кирпичом. Сюжетом служили бытовые и военные сцены. Большое востребование получали изображения фантастических животных.

Высокое качество керамических изделий наблюдалось во времена крито-микенской культуры (конец III - середина II тысячелетия до н.э.), предшествующая античной культуре. Примером является «Ваза с осьминогом» (Гурния).

Керамика, как главный вид художественного ремесла, появляется в Древней Греции. Для греческой керамики свойственны такие черты как: устойчивая форма, функциональность и назначение, ясность конструкции, реальность сюжета. Греческие изделия оказывали большое влияние на продукцию за границей. Сосуды занимали ведущее место среди греческой керамики, превращавшиеся в подлинные произведения искусства. В зависимости от функций разрабатывались отдельные виды сосудов.

Чаще всего изготавливали амфору - вазу с двумя высокими ручками, которая предназначалась для хранения вина и масла. Каждый тип вазы указывал на жизненную потребность. Формы и орнамент продумывались, учитывая все свойства глины. Масса при изготовлении греческих ваз впоследствии становится более тонкой и твёрдой, желтоватого или красного цветов.

Художники-вазописцы пытались показать значимость человека с помощью воспроизведения сцен из реальной жизни и мифологии.

Наивысшее развитие керамика достигла в Китае. Китайская керамика отличалась изысканностью форм и особенным разнообразием, самодостаточностью форм. Ассортимент был велик: кувшины чаши, фляги вазы, курительницы блюд , чайники , которые были украшены расписными и рельефными узорами. Китайское производство было засекречено, за его разглашение полагалось строгое наказание.

В эпоху средних веков особенно значительным было развитие керамики в странах Арабского Халифата, Средней Азии, Персии. Мусульманская религия возлагала запрет на использование в бытовых условиях посуду из дорогостоящих металлов, чем оказала хорошее влияние на работу керамистов. Долгое время мастерам не удавалось создать специальные керамические покрытия - люстры. Их наносили на поверхность, покрытую глазурью, придавая изделиям радужный металлический блеск с перламутровым отливом после обжига. Наибольший подъем производство изделий достигло в Испании в XIV-XV вв.

Украшение керамики производилось преимущественно орнаментальной росписью. Орнамент мусульманских стран характеризовался богатым разнообразием художественных форм.

Возобновление керамического производства в Западной Европе начинается с XV в. в Италии. В период итальянского Ренессанса расцветает художественная керамика. Изделия итальянских керамистов имели отличие в точности и ясности рисунка, композиционном совершенстве и цветовой гармонии.

В ряду Европейских стран развитие приобрел «каменный товар» - гончарные изделия с плотными спекшимися стенками черепка. В Германии в конце XV-XVI вв. распространялось производство кружек, печных изразцов, сосудов с рельефным рисунком, которые были покрыты соляной глазурью. Наибольшего прогресса этот тип керамики приобрел в XVIII в. в Англии.

В России гончарное дело развивается с давних времен. Об этом свидетельствуют обнаруженные остатки печей для обжига керамики рядом с городом Керчь. Печи были построены еще в IV в. В Киевской Руси. В эпоху раннего средневековья в X в. уже был изобретен гончарный круг, на котором воспроизводились гончарные изделия: блюда, миски, ковши, фонари светильники. В XI в. изготавливались обжиговые печи, температура обжига которых доходила до 1200°С. В изображениях изделий в основном использовались зеленые и синие цвета, которые накладывались на желтоватый фон.

С XIV в. берет начало новое продвижение керамического производства. Ассортимент изделий увеличивается, техника изготовления совершенствуется, формы и пропорции становятся выразительнее, красота и четкость узорного рисунка возрастает, а развитое композиционное мастерство позволяет внедрить любое изображение в круглую форму вещи.

XVIII в. становится наиболее значительным временем в истории развития русской керамики. Это век интересных изобретений и находок. Отличие росписи, наносимой по сырой эмали, наблюдалось в лаконизме и чёткости.

(Несмотря на то, что керамика известна человечеству не одно тысячелетие, этот материал постоянно совершенствуется и находит применение в нашей повседневной жизни. Архитекторы и дизайнеры охотно используют ее как в интерьере, так и в экстерьере. И дело здесь, видимо, не только в пластических возможностях керамики, относительно невысокой стоимости самого материала и его долговечности. Рожденная землей и огнем, керамика органично сочетается как с живой природой, так и с большинством строительных материалов).без изменений( 1)

На сегодняшний день керамика остается так же востребованной и продолжает многовековые традиции, получая новое звучание. Мастера часто обращаются к традиционной керамике, что служит поводом для размышления многих художников и направляющей точкой для создания нового произведения.

В 60-е годы ХХ века в искусстве появляются новые возможности, которые позволяют отойти от традиций и по-другому организовать окружающее пространство.

Керамический предмет становится объектом художественного творчества.(2)

Наши рекомендации