Бережливая жена-бережливый муж

Занимательная творческая игра, в которой большое значение придается разнообразным гипотезам - 45 минут -

1. Начните игру с короткого объяснения: «Зачастую людям, легко справ­ляющимся с проблемами, нравится придумывать множество теорий, объясняющих действительность. Например, анализируя поведение человека, они не ограничиваются только одним возможным мотивом, который мог бы объяснить те или иные поступки».

2. Участники разбиваются на подгруппы по четыре человека. Каждой команде выдается фломастер и пластиковая доска.

3. Сообщите участникам задание: «Одна бережливая женщина с большим состоянием однажды изменила своим привычкам и растратила много денег. Сколько причин вы можете найти для такого поведения? Запи­шите все идеи, которые появятся у вас в течение четверти часа».

4. Если участники захотят, вдобавок к бережливой жене они могут при­думать еще и бережливого мужа.

5. Через четверть часа подгруппы собираются вместе и приносят с со­бой список идей.

6. Кратко оцените работу команд, предложив игрокам ответить на сле­дующие вопросы:

■ Каким было настроение в подгруппе?

• Что способствовало появлению новых идей?

• Что препятствовало этому процессу?

• Какая команда выдвинула максимальное количество идей?

• Какие идеи оказались особенно плодотворными?

• Какой вы человек — бережливый или, скорее, расточительный?

• Почему проблемы, связанные с деньгами, почти всегда интересны людям?

Переправа

Эта древняя игра, известная еще римским легионерам, очаровывает всех

- 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Проведите на полу мелом или с помощью клейкой ленты две линии на расстоянии 10 м друг от друга.

1. Объявите участникам, что данная игра является проверкой их умения сотрудничать друг с другом и в ней нужно найти решение одной «древ­ней» проблемы.

2. Попросите участников разбиться на подгруппы по семь человек.

3. Задание состоит в следующем: команда из семи участников должна преодолеть дистанцию в 10 м. При этом только четыре части тела всех семи участников могут одновременно касаться пола.

4. Во время выполнения задания должны строго соблюдаться следую­щие правила:

• к началу соревнования все игроки должны стоять за стартовой чер­той, а в конце — за финишной;

• нельзя применять никаких вспомогательных средств;

• во время перехода все семь участников должны так или иначе дер­жаться друг за друга;

• переход можно начинать после того, как команда составит план дей­ствий;

• необходимо принимать во внимание безопасность всех участников.

5. Особо подчеркните, что команда должна сделать все возможное, что­бы во время перехода никто не упал и не поранился.

6. Когда все команды осуществили переход, обсудите игру: насколько она была интересной, сложной и т. п.

Замечания |

В этой игре не надо устраивать соревнования между командами, так что нужно дать каждой подгруппе столько времени на подготовку, сколько ей потребуется. Если участники не ограничены во времени, игра доставляет больше удовольствия и приводит к осознанию того, что такое настоящая команда. Часто первоначально выбранная стра­тегия оказывается не самой правильной. Но команды все же хватаются за первое решение, чтобы осталось больше времени на сам переход.

Сочиняем вместе

Занимательная игра, в которой все зависит от фантазии игроков и ихумения сотрудничать - 20 минут -

1. Участники становятся в круг. Если в группе больше шестнадцати че­ловек, лучше разбить ее на подгруппы.

2. Задание состоит в том, чтобы вместе придумать некую инструкцию. Один за другим участники произносят по одному слову, пока инструк­ция не будет закончена. Конец каждой фразы игроки отмечают пони­жением голоса.

3. Тема инструкции может относиться к области межличностных отно­шений и содержать юмористический оттенок, например:

• как сделать, чтобы тебя не полюбили в группе;

• как рассердить своего шефа;

• как восстановить против себя партнера;

• как сделать из своих детей маленьких разбойников.

С другой стороны, игроки с удовольствием работают, если сформули­рованная тема актуальна для многих и заставляет задуматься. Это мо­гут быть следующие темы:

• что можно сделать, чтобы «спасти» свой брак;

• как сделать так, чтобы в тебя влюбились;

• как держать себя в хорошей форме.

Еще проще составить инструкцию для следующих процедур:

■ как почистить зубы;

■ как съесть омара;

• как почувствовать вкус старого вина.

4. Члены команд должны договориться о том, в каком направлении — по часовой стрелке или против нее — они будут передавать друг другу слово. Доброволец начинает игру, его сосед присоединяет следующее слово.

Проследите за тем, чтобы каждый новый игрок называл лишь одно слово. Совместное творчество удается лучше всего, когда никто не строит больших планов, а ориентируется на то, что уже было сказано до него, и лишь добавляет новый элемент в мозаику...

Замечания |

В любом случае играйте вместе с группой!

Что ты делаешь?

Это упражнение учит мыслить быстро и нетривиально - 1 5 минут -

1. Поговорите с группой о том, что каше тело и наш образ мыслей связа­ны воедино. Если мы проголодались, то едим, если видим красный свет светофора — тормозим. Но есть ситуации, в которых эта связь разры­вается: мы приходим в ярость — но не вступаем в драку; устали, но продолжаем работать; испуганы, но доставляем трясущийся автомо­биль на безопасную стоянку. Данное задание учит отменять автома­тический (привычный) образ действий. Это расширяет нашу свободу действий (в разумных пределах).

2. Участники становятся в круг. Попросите двух участников выйти в се­редину круга и договориться, кто из них будет игроком № 1, а кто — игроком № 2.

3. Первый игрок демонстрирует какое-то повседневное действие, напри­мер пьет кофе. Тогда второй игрок спрашивает: «Что ты делаешь?» Игрок № 1 произносит заведомо абсурдную фразу. Например, гово­рит: «Я мою свой автомобиль». Услышав это, игрок № 2 «также» начи­нает мыть машину (выполняет соответствующие действия). Первый игрок берет инициативу в свои руки и спрашивает: «Что ты делаешь?» Игрок № 2 со спокойной душой продолжает «мыть автомобиль», но, отвечая на вопрос, называет совсем другое занятие: «Я читаю книгу». Действие развивается дальше в том же духе. Обычно игроки без труда придумывают подобные алогичные ответы на вопрос «Что ты дела­ешь?».

Замечания |

Конечно же, отрицая вполне очевидные факты, мы можем чувствовать легкое внутреннее сопротивление. Но именно поэтому игра дает ре­зультат. Отвечать надо как можно быстрее и без колебаний. Игрок, который промедлил более 3 секунд, запинается, лепечет что-то не­внятное, повторяет сказанное ранее или — о ужас! — говорит прав­ду. В таком случае он меняется местами с новым претендентом.

(" Варианты ^

Ход игры можно изменить следующим образом. Каждый участник, на­ходящийся в центре круга, может в какой-то момент выкрикнуть: «Петя (имярек), выходи!» После этого он занимает место смещенного игро­ка. Участник, вставший в середину круга, становится игроком № 1 и начинает новый раунд.

Подарок Микеланджело

Настоящий художник работает молча - 20 минут -

1. Объясните группе, что в этой игре важна хорошая работа в команде.

2. Участники разбиваются на группы по три человека. Каждая тройка образует мастерскую скульптора. Игроки решают, кто станет моде­лью, кто скульптором, а кто — «глиной» для скульптуры.

3. Скульптор и «глина» становятся друг против друга, а за «глиной» вста­ет модель. Таким образом, игрок, из которого будут «лепить» модель, не видит ее.

4. Модель придает своему телу какое-то необычное положение, которое нужно удерживать в течение нескольких минут. Чем экстравагантнее поза модели, тем большее напряжение требуется от скульптора.

5. Скульптор должен, не говоря ни слова и не касаясь «глины», «выле­пить» из нее подобие модели. Можно использовать только жесты. «Глине» разрешено менять свое положение, когда получен соответ­ствующий сигнал от скульптора. Последний ни в коем случае не должен прямо показывать позу модели. Такие правила придают игре изысканность и действенность, стимулируют более тесное сотрудни­чество и невербальный диалог между игроками.

6. Когда скульптор останется доволен своей работой, он может попро­сить модель и «глину», не изменяя позы, повернуться друг к другу.

7. Если времени достаточно, упражнение можно повторить еще два раза, чтобы в результате каждый попробовал себя во всех трех ролях.

8. В заключение предложите командам следующие вопросы:

• Насколько отчетливы, понятны были сигналы скульптора?

• Насколько послушно откликалась «глина» на сигналы скульптора?

• Каким было настроение в команде?

• Получили ли вы удовольствие от игры?

• Удалось ли скульптору создать точную копию модели?

Спасатель и преследователь

Эта игра разогревает и бодрит. Пусть повеселится ребенок, живущий в каждом из нас!

- 10 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Объясните участникам специфику игры: «Сейчас нам очень пригодят­ся способности к визуальному восприятию пространства, поскольку надо будет одновременно наблюдать за двумя движущимися точками. При этом двигаться придется и нам самим».

2. Участники расходятся по комнате.

3. Каждый выбирает того члена группы, которого боится (только в рам­ках данной игры!).

4. Все участники ходят по комнате, пытаясь держаться как можно даль­ше от персоны, перед которой испытывают страх. Однако никто, кро­ме самого участника, не должен знать о том, кого именно он боится.

5. Через 1-2 минуты каждый мысленно выбирает себе кого-нибудь в за­щитники. Этот человек тоже не должен знать, что его кто-то выбрал.

6. Теперь каждый старается идти так, чтобы защитник всегда находился между ним и тем, кого он боится. На выполнение данного этапа игры отводится 4 минуты.

7. По сигналу «Стоп!» все должны замереть на месте. В этом положении каждый может сказать, от кого он держался на расстоянии и кто был его защитником. Конечно же, интересен вопрос, насколько каждому удавалось следовать инструкции.

Гордиев узел

Наши рекомендации