Игра настраивает на командную работу и учит подходить к решению проблем творчески
- 45 минут -
1. При желании Вы можете предварить это упражнение рассказом о различии между вертикальным и латеральным мышлением (по Эдварду де Боносу). Вертикальное — это традиционное логическое мышление, благодаря которому мы шаг за шагом продвигаемся в решении проблемы: если я не могу заснуть, то надо принять снотворное. Латеральное мышление делает «прыжок», пытаясь атаковать проблему с неожиданной стороны: если я не могу заснуть, я отмываю душевую и кухню до тех пор, пока не предпочту заснуть, нежели продолжать заниматься уборкой.
2. Попросите участников разбиться на подгруппы по четыре-пять человек. В каждой подгруппе должны быть собраны разные участники, которые могут образовать творческую команду.
3. Прочтите группе вслух или перескажите историю «Ревность», представленную ниже.
Рассказ ^)
Жила-была на свете королева. Ее муж умер. Вдова жила одна со своей прекрасной дочерью в роскошном, но пустынном замке. В один прекрасный день в замке появился путешествующий принц. Он влюбился в принцессу, она ответила на его чувства, и принц попросил у королевы руку ее дочери.
Но королева была эгоистичной, ревнивой женщиной. К тому же ей самой понравился молодой человек, и она хотела оставить его для себя. Королева была очень богата (даже дорожки ее сада были вымощены алмазами и рубинами), и она была готова отдать все свои богатства принцу, если он согласится жениться на ней. Однако принц отказался от заманчивого предложения, объяснив, что его самое заветное желание — провести свою жизнь с принцессой. Однажды все трое гуляли по королевскому саду. Королева сказала: «Пусть сама судьба все решит за нас». Она сказала молодым людям, что положит в пустую шкатулку для драгоценностей алмаз и рубин. Затем принцесса, закрыв глаза, вынет один из драгоценных камней. Если это окажется рубин, принц женится на королеве. Если же принцесса вынет алмаз, то сможет выйти замуж за принца. Посомневавшись, принц и принцесса все-таки решили принять предложение королевы. Королева нагнулась, чтобы поднять камни. Однако принцесса заметила, что вместо алмаза и рубина мать взяла два рубина и положила одинаковые камни в шкатулку. Затем она предложила дочери, не глядя, вынуть один из камней и тем самым решить их судьбу.
4. Представь себя на месте несчастной принцессы, стоящей на тропинке в саду королевы и заметившей этот обман. Что ты сделаешь? Какой совет можно дать принцессе, которая страстно хочет выйти замуж за принца?
5. Каждая команда должна за 20 минут найти как можно больше вариантов того, как принцессе выйти из затруднительного положения. На выполнение этого задания дается 10 минут.
(Одно из возможных решений: принцесса достает камень из шкатулки, но тотчас же роняет его на тропинку, причем никто не успевает разглядеть, что за камень упал. Тогда она говорит: «Давайте посмотрим, какой камень остался в шкатулке. Так мы узнаем, вытащила я алмаз или рубин».)
6. Команды представляют на общем обсуждении найденные решения, и группа пытается оценить каждое:
• Насколько перспективно данное предложение?
• Можно ли сказать, что данный совет — пример вертикального мышления?
• Можно ли сказать, что данный совет — пример латерального мышления?
• Какое предложение было самым оригинальным или элегантным?
Спрятанные учебники
Если Вы хотите в игровой форме познакомить членов группы с новыми мотивационными теориями, используйте эту игру - 30 минут -
1. Расскажите членам группы об итальянском педагоге Марии Монтес-сори. Обратите внимание участников на то, что госпожа Монтессори видела чуть ли не оскорбление в том, что кого-то хвалят за успехи в учебе. По ее мнению, учение само по себе является наградой. Сегодня психологи подтверждают, что рассуждения Марии Монтессори имели рациональное зерно. Во время экспериментов психологи вознаграждали испытуемых за то, что они и так охотно делали сами. В результате они теряли всякий интерес к работе.
2. Попросите участников разбиться на подгруппы из трех-четырех человек.
3. Как только будут образованы команды, прочитайте или перескажите историю «Спрятанные учебники», представленную ниже.
Q Рассказ ^
У одной маленькой девочки возникла досадная проблема. Трое одноклассников стали каждый день прятать ее учебники, считая свой поступок веселой шуткой. Девочка просила мальчиков прекратить это делать. Но просьбы никак не действовали на шалунов. Тогда девочка попробовала полностью игнорировать проказы мальчишек. Но они все равно продолжали прятать ее учебники. Девочке была очень неприятна вся эта история, но она не хотела решать проблему с помощью учительницы. Наконец школьница сама нашла неожиданное решение.
4. Сформулируйте перед игроками их задачу: «Подумайте, какая идея могла появиться у девочки? Разработайте вместе стратегию, с помощью которой можно корректно и эффективно разрешить описанную дилемму». На выполнение задания отводится 20 минут. Затем расскажите историю до конца.
5. Подгруппы должны работать независимо друг от друга. Когда все команды найдут решения, они представляют их на обсуждение всей группе. Участники сравнивают и комментируют различные решения.
( Ответ
Оригинальное решение проблемы — девочка сказала мальчикам: «Мне даже нравится, что вы прячете мои учебники. Теперь у меня есть отличный повод не делать домашние задания. К сожалению, мне все-таки приходится выполнять письменные упражнения. Было бы очень мило с вашей стороны прятать также мои тетради. За это я буду ежедневно платить каждому из вас по рублю». Мальчики начали прятать и тетради, и книги, а девочка оплачивала их «труд». Через неделю девочка сказала, что теперь она сможет платить только по пятьдесят копеек в день, так как у нее кончаются карманные деньги. На девятый день она сказала, что будет теперь платить только по десять копеек.
Мальчишки презрительно посмотрели на девочку и сказали: «Об этом не может быть и речи. Забудь! Ты думаешь, мы будем возиться с этим за десять копеек? Ты сошла с ума!» И они решительно отказались прятать школьные принадлежности девочки.
Измени себя
Это непростое упражнение можно выполнить, только призвав на помощь латеральное мышление - 1 5 минут -
1. Два участника встают спиной друг к другу, не зная о том, какое им предстоит соревнование. Затем они выслушивают задание: внести пять доступных наблюдению изменений в свой внешний облик. Кто-то из участников, уже имеющий опыт работы в группе, может вспомнить, что однажды нашел решение подобной задачи практически без проблем,
2. Через 3 минуты, необходимые для подготовки, игроки поворачиваются на 180° и говорят друг другу, что именно партнер изменил в своей внешности. Справившись с заданием, оба игрока испытывают облегчение.
3. Но оказывается, это еще не все. Партнеры снова встают спиной друг к другу. На этот раз надо изменить десять параметров во внешнем облике. Это уже явная эскалация сложности. На выполнение этого задания отводится 5 минут.
4. Опять поворот на 180°. Игроки пытаются выяснить, что изменилось во внешнем облике партнера. Большинство членов группы с грехом пополам осиливают этот этап игры.
5. Партнеров опять ставят спиной друг к другу, и они слышат, к своему ужасу, что им надо опять внести десять изменений в свой внешний облик...
Замечания |
В этом упражнении основной трудностью для участников является количество изменений во внешности. Часто игроки застревают на уровне вертикального мышления и пробуют изменить что-то в одежде: неправильно надеть очки, закрепить часы на запястье другой руки, развязать шнурки и т. д.
Латеральное мышление открывает новые возможности. Когда эксперимент будет закончен, покажите группе, как в мгновение ока можно произвести десять изменений в своем внешнем облике: загните один за другим десять пальцев руки, пока перед глазами членов группы не окажутся два кулака — вот и десять изменений! Также без особо сложных манипуляций можно показать изменения с помощью языка тела: различные жесты, другая осанка, другое выражение лица.
При необходимости количество требуемых изменений можно увеличить.
Это не веревка
Легкое соревнование, проверяющее творческий потенциал участников - 1 5 минут -
Материал-------------------------------------------------------------------
Вам понадобится веревка, но с тем же успехом можно воспользоваться другим реквизитом. Вполне подходят картон, мяч.
1. Сообщите игрокам, что в этом упражнении речь идет об умении видеть вещи с новой точки зрения и превращать известные предметы в нечто совсем другое.
2. Группа садится в круг. Встаньте в середину круга и скажите участникам следующее: «Один за другим каждый из вас может, как я, выйти в середину круга и, подняв веревку вверх, сказать: «Это не веревка, это...» и назвать какой-то объект. Я говорю: «Это не веревка, это змея». Чтобы сделать свое заявление вполне наглядным, я продемонстрирую вам эту змею». (Покажите, как «змея» ползет по полу.)
3. Веревка может превращаться не только в змею, ной во множество других предметов (например, в раму для картины, галстук, «летающую тарелку», ствол бамбука, скоростную трассу и т. д.). Каждый, кто продемонстрировал превращение веревки во что-то другое, возвращается на свое место в круге, и его сменяет следующий участник.
4. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не поучаствуют в ней трижды. Если в середину захотят выйти одновременно два участника, предпочтение следует отдать тому, кто до этого еще не работал в кругу.
5. Если какой-то участник «застрял» и не может придумать ничего нового, он может повертеть веревку в руках, разложить ее на полу и т. п. Иногда это приводит к спонтанному рождению новой идеи.
6. Заранее составьте список различных предметов, которые можно изобразить с помощью веревки.