Занятие на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова и Ю. Д. Коровина к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?»
(с детьми 6 лет)
Цель: продолжать знакомить детей'с творчеством А. Ф. Пахомова; учить эмоционально откликаться на художественный образ; закреплять представление о средствах художественной выразительности в иллюстрациях к детским книгам; научить сравнивать творческую манеру двух разных художников; побуждать использовать содержание иллюстраций к книге «Кем быть?» в играх.
Материал: книга «Кем быть?» В. Маяковского в разных изданиях — с иллюстрациями Пахомова и Коровина.
Предварительная работа. Чтение книги В.. Маяковского «Кем быть?».
Ход занятия
Воспитатель показывает книгу «Кем быть?» с иллюстрациями Пахомова, спрашивает, знаком ли детям этот художник. Подтверждает, что это издание оформлял Пахомов, подчеркивает, что его рисунки очень выразительны. Предлагает детям рассмотреть все иллюстрации, задает вопросы:
— Кто нарисован на картинке?
— Кем хочет быть мальчик, когда вырастет?
— Почему вы считаете, что мальчику нравятся все профессии?
Далее педагог показывает другое издание книги с рисунками.
Коровина (дети уже знакомы с работами этого художника). Предлагает рассмотреть иллюстрации, задает вопросы:
— О каких профессиях вы узнали из этих рисунков?
— Хотели ли бы вы быть похожими на героев этой книги?
После того как дошкольники рассмотрят иллюстрации, воспи
татель предлагает сравнить рисунки обоих художников:
— Дети, вы видите, что иллюстрации к одному и тому же про
изведению нарисовали два разных художника. Чем похожи рисунки
в обеих книгах?
При сравнении образов, созданных художниками, педагог подчеркивает, что на рисунках Коровина все герои взрослые люди:
. 121
пилоты, врачи, инженеры и т. д. На иллюстрациях Пахомова изображен маленький ребенок, который играет в любимую игру. Он еще мал и точно не знает, кем ему быть. Поэтому он попеременно воображает себя то строителем, то летчиком и т. д. А помогает ему в этом мама.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что мама у мальчика добрая и ласковая. Она очень любит своего сына, рада, что у него такая интересная игра, и принимает в ней участие.
Затем воспитатель помогает детям заметить, что рисунки Коровина цветные, выполнены акварелью, а Пахомова — черно-белые, выполнены карандашом. Подчеркивает, как ярко обоими художниками переданы позы, движения, жесты, мимика. Обращает внимание детей на сходство и различие колорита в работах художников.
После занятия воспитатель выставляет книги в книжном уголке. Предлагает всем, кто захочет, поиграть в игру по мотивам книги «Кем быть?» (игра-драматизация или сюжетно-ролевая игра).
Литература
Машафонов В. С.Алексей Федорович Пахомов.— М., 1981.
Маршак С.Рассказ о неизвестном'герое.— М., 1978.
Маршак С.Рассказ о неизвестном герое.— М., 1982.
Маяковский В.Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1965.
Маяковский В.Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1963.
Маяковский В.Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1977.
Маяковский В.Кем быть? —- М., 1953; М., 1963.
Маяковский В.Песня-молния.— М, 1982.
Осеева В. Волшебное слово.— М., 1982.
Осеева В. До первого дождя.— М., 1968.
Пахомов А.Про свою работу в детской книге.— М., 1982.
Развитие книжной графики для детской книги // Графики.— 1973.— № 6, 8.
Толстой Л. Н. Рассказы из азбуки.— М., 1970; М., 1971.
Толстой А. Детство Никиты.— М., 1970.
Заключение
Авторы надеются, что, прочитав эту книгу, вы получили представление о том, как можно осуществлять работу по знакомству детей с творчеством художников-иллюстраторов.
Отдавая на суд читателей свой опыт работы, авторы не претендуют на его универсальность и распространение, условно говоря, в «чистом» виде.
За каждым опытом работы всегда стоит личность педагога с определенным уровнем профессионального мастерства, индивидуальными интересами и симпатиями к тому или иному художнику.
Задача читателя состоит в том, чтобы, познакомившись с нашим опытом, не следовать ему буквально, а применять творчески, значительно обогащая и углубляя.
В нашей книге представлен опыт работы по знакомству детей с очень небольшой группой художников, иллюстрации которых являются классикой детской книги.
Однако приобщение детей к искусству иллюстрации не может быть ограничено творчеством классиков и должно иметь широкий диапазон. Важно, чтобы каждый воспитатель придерживался этого принципа и знакомил детей не только с творчеством выдающихся, признанных мастеров книжной графики, но и с работами наших талантливых современников.
В этой связи нельзя не назвать имя одного из самых популярных и любимых детьми художников — Владимира Григорьевича Сутеева. Следует подчеркнуть, что Владимир Григорьевич не только иллюстрирует книги для детей, но и выступает в них как автор текста.
С иллюстрациями этого замечательного художника родители и воспитатели начинают знакомить ребенка очень рано. Милые, забавные зверюшки — персонажи книг В. Сутеева — кажутся ребенку живыми, настоящими, и малыш играет с ними, кормит, гладит.
Кроме таких прекрасных и нужных детям иллюстрации В. Сутеева, нашими художниками создано очень много интересных работ. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить дошкольников с как можно более широким кругом мастеров-иллюстраторов, научить любить и понимать искусство книжной графики.
Так, незабываемым для многих детей может оказаться знакомство с творчеством Владимира Алексеевича Милашевского.
Иллюстрации этого художника к сказкам А. Пушкина, П. Ершова волновали еще бабушек и дедушек сегодняшних малышей. Но за прошедшие годы рисунки В. Милашевского не утратили своего очарования и продолжают нести в себе тот волнующий волшебный мир, который так неободим для ребенка-дошкольника в наш рациональный прагматический век.
Пятнадцать лет назад в детскую книгу пришли художники О. Кондакова, А. Кошкин, Г. Спирин и другие. В их лице детская литература обрела не только талантливых художников, но и добрых воспитателей души и вкуса ребенка.
Творчество Ольги Кондаковой отличают обращение к реалистическому наследию классического русского и западного искусства, любовь и уважение к детям.
Создавая иллюстрации к сборнику сказок братьев Гримм «Золотой гусь», О. Кондакова позаботилась даже о том, чтобы, сидя рядом со взрослым и слушая сказку, ребенок мог рассматривать удивительные миниатюры, которые художница расположила по периметру книжной страницы.
В своей заботе о ребенке О. Кондакова как бы преподает урок и взрослым, подсказывая, что читать детям книгу можно, собрав их вокруг себя в тесный уютный кружок. Это поможет создать теплую, доверительную атмосферу, облегчающую для малышей проникновение в мир литературных героев. Тогда и восприятие иллюстраций будет совсем иным. Ведь именно книжная графика дает ребенку глубоко интимное, индивидуальное соприкосновение с художественным образом, вызывает в нем такие чувства, какие он не испытывает при знакомстве с другими видами искусства.
К сожалению, в настоящее время работа по знакомству детей с искусством книжной графики нередко еще рассматривается как сумма методических приемов, а не как сложный творческий процесс, для полноценного осуществления которого необходимы не только специальные формы организации обучения, специфические методы и приемы, но и воспитание чувств, повышение культурного уровня самого воспитателя.
Художник В. Милашевский писал: «Обладать техникой, тонко воспринимающей радиоволны искусства, предполагает или особый строй души, или тренировку, навыки, упражнения в этом восприятии. И это трудно и долго, а для некоторых и безнадежно» (Милашевский В.Вчера, позавчера: Воспоминания художника.—М., 1989.—С. 313).
Очевидно, что, для того чтобы полноценно работать с детьми, каждому педагогу необходимо постоянно изучать не только методическую, но и специальную, искусствоведческую литературу.
Работы известного искусствоведа Э. 3. Панкиной долгое время являлись почти единственными трудами в области исследования искусства детской книги'.
Однако за последнее время появилось много новых и интересных работ, которые могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
В первую очередь к ним следует отнести антологию рассказов, статей, заметок мастеров детской книги «Художники детской книги о себе и своем искусстве» (М., 1987).
Подобное издание в нашей стране вышло впервые. Читая эту книгу, каждый воспитатель не только приоткроет для себя многие профессиональные тайны творчества художников-иллюстраторов, но и познакомится с принципами, лежащими в основе их работы.
1 См.: Ганкина Э.3. Русские художники детской книги.— М., 1963; Панкина Э. 3.Художник в современной детской книге: Очерки.— М., 1977
Большой интерес для педагогов представляет сборник статей и публикаций «Иллюстрация» (М., 1988). Ценность этого сборника состоит в том, что он знакомит читателя с работами, представленными на XVI выставке московских художников, рассказывает о разных направлениях в их работе. Читатель как бы привлекается к участию в ярком, остром, захватывающем разговоре об иллюстрации. Свою точку зрения на искусство оформления книги высказывают известные художники, писатели, искусствоведы.
Особый интерес для всех, кто работает с детьми дошкольного возраста, представляет серия книг, которую начало выпускать издательство «Советский художник».
Открыла эту серию книга «Художник Лев Токмаков» (сост. Н. А. Завадская), выпущенная в свет в 1989 г. В этом ярком красочном издании представлены выступления в печати известного иллюстратора детской книги Л. А. Токмакова, его работы; в монографической статье рассказывается о творчестве художника.
Знакомство с вышеназванной книгой не только способствует более глубокому пониманию характерных особенностей творчества Л. Токмакова — одного из лучших мастеров детской книги, но и положительно влияет на «строй души» педагога, помогает ему постичь сложный духовный мир ребенка.
Надо полагать, что издательство «Советский художник» продолжит выпуск этой серии, которая так необходима дошкольным учреждениям нашей страны.
Вместе с тем авторы надеются, что и сегодня многие воспитатели, заинтересовавшись искусством книжной иллюстрации, смогут творчески использовать уже изданную литературу (в том числе и нашу книгу), с тем чтобы обогатить свои знания в области искусства книжной графики и в значительной мере поднять уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.
Содержание
От редактора..................................... :.................................................... ,
Сказочный мир иллюстраций Ю. А. Васнецова. В. Т. Воробьева,
Н. П. Воробьева, А. Н. Митюшкина........................................................ 8
Друг ребят и зверят. Т. П. Дворниченко................................................... 27
Мастер светящихся акварелей. О. В. Каждан..................................... 41
Покажите детям сказку. Е. В. Косенко................................................ 54
За что дети любят рисунки В. В. Лебедева. Л. Н. Панова . 71
Сказка-то с хитринкой — на людей намекает. В. И. Козлова,
Н. В. Рычажкова ................................................................................... 95
Детям о детях. 3. Ф. Трушина, Н. А. Астафьева................................... 109
Заключение................................................................................................... (23
Дошкольникамо художниках детской книги: Кн. для вос-
Д71 питателя дет. сада: Из опыта работы / Н. А. Астафьева,
В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева и др.; Сост. Т. Н. Дороно-
ва.—М.: Просвещение, 1991.—126 с: ил.—15ВЫ 5-09-001632-1.
В книге обобщен опыт работы воспитателей детских садов Московской области по ознакомлению дошкольников с книжной графикой. Даются примерные конспекты занятий.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ