Закон типизации в изобразительном искусстве.
Теоретико-методологический учебный блок
Закон типизации в изобразительном искусстве.
Закон типизации, или, как называет его Кибрик, закон жизненности, характеризуется тремя основными чертами.
1. Типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. Таким образом, первоосновой закона является создание художественных образов, наличие их в композиции. «Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном.
В таких пейзажах, как «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. И. Куинджи, «В голубом просторе» А. А. Рылова, перед нами не только интересные мотивы, но и типические образы русской природы.
Примером создания художественного образа в портрете может служить одно из крупных произведений И. Е. Репина «Протодьякон». Когда мы смотрим на эту картину, нам не приходит в голову мысль о том, похож или не похож протодьякон на чугуевского дьякона, с которого был написан. Силой своего таланта художник создал портрет целого сословия, хотя, вероятно, провинциальный дьякон обладал некоторыми характерными чертами (свирепое плотоядное лицо, размашистый, как удар, жест).
2. Второй чертой закона типизации принято считать движение, так как без движения нет жизни. Поскольку особенностью изобразительного искусства, в отличие от театра, литературы, кино, где есть возможность показать весь процесс развития сюжета, формирования характеров, является передача только одного момента, то важной чертой закона типизации является передача в одном кульминационном моменте движения признаков предыдущего и последующего состояний. Только таким путем возможна передача движения, жизни в изобразительном искусстве. Это в одинаковой степени относится и к трактовке сюжета, и к трактовке каждой отдельной фигуры в композиции. Несоблюдение этого закона непременно ведет к застылости композиции.
Приведем примеры. Все фигуры в «Не ждали» и общая концепция картины трактуется таким образом, что зритель присутствует не только при изображенном моменте - ему понятны занятия и состояние каждого из персонажей этого семейного кружка и до того, как неожиданно открылась дверь перед вошедшим. В то же время захватившая дух неожиданность встречи сейчас, немедленно должна разрешиться взрывом чувств, шумом расспросов, может быть, слезами
Очень динамична трактовка сюжета в картине „Свадьба на завтрашней улице“. Здесь изменяется и город с улицей, еще достраивающейся, и судьбы героев, очевидно только поселившихся в недавно выстроенных домах... вся процессия не только передвигается в пространстве, но неуклонно движется к будущему и зримо лучшему. Вся неустроенность окружающего - строительная грязь и беспорядок - только подчеркивает праздничное состояние людей, уверенно идущих в завтрашний день.
3. Реалистическое искусство не просто правдиво отражает действительность. Каждое подлинное произведение искусства - это эстетическое открытие мира художником, восторг мастера перед внезапно открывшимся ему новым и удивительным в обыденной жизни. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой - неожиданностью впервые созданного. Кибрик выделяет эту черту закона типизации в самостоятельный закон и называет его законом новизны. Эстетическое открытие мира мы видим в бессмертных творениях Микеланджело, Тициана, Рембрандта, а также в лучших произведениях советских художников - А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова, Г. Н. Нисского и многих других. Их произведения новы и по темам, и по художественным средствам, и по своим композиционным решениям.
Только тот художник сможет найти новое, будет настоящим новатором, который способен воспринимать новое в жизни, стремится отобразить это новое, утвердить его и показать людям. Поскольку художник отражает действительность, в которой живут люди, он своим произведением оказывает влияние на их умы. Это влияние будет действенным, если у художника имеется твердая идейная направленность и убежденность в своих взглядах.
Контраст холодного и теплого
Теоретико-методологический учебный блок
Закон типизации в изобразительном искусстве.
Закон типизации, или, как называет его Кибрик, закон жизненности, характеризуется тремя основными чертами.
1. Типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. Таким образом, первоосновой закона является создание художественных образов, наличие их в композиции. «Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном.
В таких пейзажах, как «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. И. Куинджи, «В голубом просторе» А. А. Рылова, перед нами не только интересные мотивы, но и типические образы русской природы.
Примером создания художественного образа в портрете может служить одно из крупных произведений И. Е. Репина «Протодьякон». Когда мы смотрим на эту картину, нам не приходит в голову мысль о том, похож или не похож протодьякон на чугуевского дьякона, с которого был написан. Силой своего таланта художник создал портрет целого сословия, хотя, вероятно, провинциальный дьякон обладал некоторыми характерными чертами (свирепое плотоядное лицо, размашистый, как удар, жест).
2. Второй чертой закона типизации принято считать движение, так как без движения нет жизни. Поскольку особенностью изобразительного искусства, в отличие от театра, литературы, кино, где есть возможность показать весь процесс развития сюжета, формирования характеров, является передача только одного момента, то важной чертой закона типизации является передача в одном кульминационном моменте движения признаков предыдущего и последующего состояний. Только таким путем возможна передача движения, жизни в изобразительном искусстве. Это в одинаковой степени относится и к трактовке сюжета, и к трактовке каждой отдельной фигуры в композиции. Несоблюдение этого закона непременно ведет к застылости композиции.
Приведем примеры. Все фигуры в «Не ждали» и общая концепция картины трактуется таким образом, что зритель присутствует не только при изображенном моменте - ему понятны занятия и состояние каждого из персонажей этого семейного кружка и до того, как неожиданно открылась дверь перед вошедшим. В то же время захватившая дух неожиданность встречи сейчас, немедленно должна разрешиться взрывом чувств, шумом расспросов, может быть, слезами
Очень динамична трактовка сюжета в картине „Свадьба на завтрашней улице“. Здесь изменяется и город с улицей, еще достраивающейся, и судьбы героев, очевидно только поселившихся в недавно выстроенных домах... вся процессия не только передвигается в пространстве, но неуклонно движется к будущему и зримо лучшему. Вся неустроенность окружающего - строительная грязь и беспорядок - только подчеркивает праздничное состояние людей, уверенно идущих в завтрашний день.
3. Реалистическое искусство не просто правдиво отражает действительность. Каждое подлинное произведение искусства - это эстетическое открытие мира художником, восторг мастера перед внезапно открывшимся ему новым и удивительным в обыденной жизни. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой - неожиданностью впервые созданного. Кибрик выделяет эту черту закона типизации в самостоятельный закон и называет его законом новизны. Эстетическое открытие мира мы видим в бессмертных творениях Микеланджело, Тициана, Рембрандта, а также в лучших произведениях советских художников - А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова, Г. Н. Нисского и многих других. Их произведения новы и по темам, и по художественным средствам, и по своим композиционным решениям.
Только тот художник сможет найти новое, будет настоящим новатором, который способен воспринимать новое в жизни, стремится отобразить это новое, утвердить его и показать людям. Поскольку художник отражает действительность, в которой живут люди, он своим произведением оказывает влияние на их умы. Это влияние будет действенным, если у художника имеется твердая идейная направленность и убежденность в своих взглядах.