Такое сочетание использования линий продолжается вплоть до 4-5 класса.
Каких-либо конкретных рекомендаций по развитию овладения линией дать нельзя. Это целый комплекс методических мероприятий по различным видам деятельности на занятиях изобразительным искусством. Мы говорим о необходимости проведения осевых и вспомогательных линий и предлагаем детям проводить их осторожно, чуть нажимая. Мы предлагаем детям представить общий строй изображения – композицию, и приводим их к необходимости рассчитывать направление каждой линии . Особую пользу приносит непосредственное рисование с натуры, когда нужно с определенной точностью нарисовать тот или иной объект.
Нащупывающая линия – наиболее распространенный тип линий , используемый в практике работы художника. Чем опытнее художник, чем совершеннее его действия, тем характер нащупывания свертывается в едва заметный строй линий . Начинающий художник в своих действиях нащупывающую линию иногда допускает выстраивать в пределах 0,5 сантиметра, и затем выправляет ее с помощью ластика.
Линейный рисунок основа изобразительной деятельности ребенка. Всякое изображение начинается с его линейного воспроизведения. Сначала ребенок рисует, а затем раскрашивает. Искусство линейного рисунка высоко ценилось в древности, в эпоху Возрождения, в академической системе художественного образования.
Линия обозначает контур предмета, наполняет его деталями, делает изображение этого предмета узнаваемым. Проведение линий разного направления для ребенка вызывает определенные трудности. Так, исследования В.И.Киреенко (1959) показали, что проведение горизонтальных линий для ребенка значительно труднее, чем проведение вертикальных. Чтобы избежать подобных трудностей ребенок часто поворачивает лист на 90˚. Большие трудности ребенок испытывает и при проведении наклонных линий .
Совершенствование двигательных навыков быстрее происходит в дошкольном детстве. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легко подражают взрослым, которые показываются упражнения в развития двигательных навыков. А известный исследователь изобразительной деятельности дошкольников Н.П.Сакулина (1965) указывала, что воспитатель должен показывать рисуя. Дети прекрасно наблюдают за движениями, в результате которых возникает линия и контур изображения предмета. Впоследствии они пытаются воспроизводить подобные действия.
Совершенствование в проведении линий особенно закрепляется на уроках чистописания. Выполняя упражнения в изображении линий различных направлений, кругов, полукругов, дети осваивают написание букв, которые также являются элементами изображения.
Среди разнообразия линий , используемых как детьми, так и художниками есть штриховая линия .
Появление штриховой линий у детей обнаруживается в работе с цветными карандашами, когда они пытаются раскрасить свой рисунок . Отдельные участки рисунка могут быть заштрихованы и обычным черным графическим карандашом.
Штриховая линияпризвана придать изображению большую материальность, силуэтность, а в профессиональной деятельности объемную моделировку предмета. Здесь можно говорить о различной степени аккуратности в использовании штриховой линии . Очень трудно детям бывает ровно заштриховать какой-либо контур. Линии штриховки распределяются неровно с просветами, выходят за пределы обозначенного контура. К концу младшего школьного возраста двигательные навыки могут быть вполне сформированы, и у отдельных детей мы видим вполне аккуратно заштрихованные изображения. Индивидуальные особенности изобразительной деятельности будут заметны в применении штриховых линий .
Школьной программой «Изобразительное искусство» предусмотрены задания на объемное воспроизведение гипсовых предметов – геометрических тел, орнаментов, где необходимо выразительное использование штриха. Движение штриха должно следовать движению поверхности формы предмета и быть различной силы нажима. Это очень трудно для школьников . Настоящее обучение в этом направлении возможно в условиях руководства художника-педагога.
В современной методике преподавания изобразительного искусства есть целый ряд заданий-упражнений на освоение приемов различного заполнения контура предмета с использованием штрихов различных направлений . Эти упражнения великолепно интерпретируются в самостоятельной творческой работе детей.
Наивысшим достижением в изобразительной деятельности считается владение валерной линией .
Валерная линия отличается удивительной пластичностью благодаря переменному нажиму графического материала – грифеля карандаша, сангины, угля и т.п. Совершенство двигательных навыков здесь самого высокого уровня. Наиболее ярким примером подобного изображения можно назвать автопортрет Леонард да Винчи (Леонардо-да-Винчи – автопортрет). Спадающие кудри волос, нарисованные валерной линией , с удивительной легкостью обрамляют умудренное жизненным опытом лицо художника.