Рисунки учащихся 3 класса на тему «Хоровод»
На рис. 1 — 10 приведены наиболее характерные композиционные построения по теме «Хоровод». Идея подобного задания и его описание хорошо известны по исследованиям А.В. Бакушинского (А.В. Бакушинский, 1925). Реализация такого задания требует от детей определенного понимания пространственных построений. На приведенных рисунках можно видеть крайне разнообразные пространственные построения — от примитивных до вполне грамотных.
Хорошо известное условие, при котором фигурки людей должны быть изображены держащимися за руки, в целом у всех детей нашло свое решение. В рисунке Ромы человечки неопределенного пола и возраста изображены одинаково и крайне схематично. Их положение соответствует правильному кругу. Хорошо прослеживается последовательность выполнения рисунка. Для изображения каждой группы человечков лист бумаги занимал свое соответствующее повороту положение.
В рисунке Кирилла тот же способ изображения, но люди очень разные и достаточно выразительны. Пространственное решение в рисунке Маши аналогично предыдущим рисункам, но своеобразной точкой отсчета стала ближняя фигура, повернутая к зрителю спиной. Следуя изображению этой фигуры, все остальные нарисованы по ее образцу — затылками к зрителю. У Вики хоровод выстроился в линию и представляет собой своеобразную фризовую композицию. Ее образы очень разнообразны и хорошо детализированы.
Рис. 4. Вика Н. Карандаш
В рисунках Антона и Ильи мы видим человечков неопределенного пола. У Антона каждая фигурка нарисована отдельно, все обращены к зрителю, их расположение образует своеобразный крут. Несмотря на всю примитивность рисунка Ильи, в нем есть некое пространственное решение, отвечающее поставленной задаче. Фигуры держатся за руки, и угадывается положение фигур ближних, обращенных спиной к зрителю, и дальних, обращенных к зрителю лицом, а также боковая фигура справа.
Рисунки Пети и Вани отличаются правильными пространственными построениями, в которых заметную выразительную роль играют масштабные соотношения ближних и дальних фигур. В рисунке Вани использован также прием загораживания.
Рис. 7. Петя В. Рис. 8. Ваня Л.
Карандаш Фломастеры
Рисунок Наташи — один из немногих — выполнен в цвете. Пространство обозначено горизонтальной поверхностью травы и голубым небом. Имеет место горизонт. Фигуры людей изображены по отдельности, но каждая из них своеобразна — четыре фигуры девочек и мальчик. И изображение фигур соответствует их пространственному положению — в фас, в профиль, со спины. Цветовое решение, хоть и наполнено яркими отношениями красного, зеленого, желтого, синего, взятых без смешения из палитры красок, в тоне совершенно не выдержано. Фигуры теряются на фоне зеленого цвета, соответственно теряется их выразительность. Ребенок не умеет правильно вести работу акварельными красками. Работа в цвете начинается с главных персонажей, а затем заполняется пространство земли и неба.
Отсюда хорошо видны проблемы, связанные с техникой акварельной живописи, — очень трудно аккуратно «закрасить» все изображение. Отсюда и многочисленные просветы вокруг фигур.
Наиболее совершенный рисунок получился у Ани. Это действительно хоровод. Женские фигурки держатся за руки, ближние загораживают дальних, а дальние изображены чуть меньше ближних. Хорошо передано движение фигур, которое отмечено разными положениями ступней ног. Хоровод размеренно движется по часовой стрелке, а в изображениях лиц угадывается негромкое звучание песни.
Рис. 10. Наташа Н. Рис. 9. Аня Б.
Акварель Карандаш
Столь различные проявления пространственных построений и художественно-образных решений у учащихся 3 класса подтверждают известные высказывания некоторых специалистов о так называемом «угасании» интереса и творческой активности в изобразительной деятельности детей этого возраста. На самом деле налицо отсутствие какой-либо педагогической работы с детьми на уроках изобразительного искусства. Детей не учили правильно рисовать фигуру человека, они не знают, что такое линия горизонта, что такое загораживание, как работать с художественными материалами и т. д. Отсюда и столь разительные индивидуальные проявления в изобразительной деятельности. Лишь единицы, наиболее способные, следуя еще спонтанным проявлениям, выполнили интересные рисунки.
В программе «Изобразительное искусство. 1 —9 классы» (рук. B.C. Кузин, 2001) указано на необходимость освоения приемов загораживания. Об этом также пишет и Е.В. Шорохов (1974, 1979, 1986). Наиболее доступный прием освоения загораживания в школьной практике — это рисование с натуры. На конкретной постановке можно говорить о том, как один предмет перекрывает другой и как одна и та же постановка различно воспринимается с разных сторон.
Освоение приемов загораживания формирует у детей сознательные, логические действия, столь необходимые для этого возраста, и позволяют в значительной мере обогатить выразительные возможности детских рисунков.
В процессе изобразительной деятельности наблюдается заметная положительная динамика. Прием загораживания от единичных проявлений в рисунках дошкольников постепенно все больше и больше обнаруживается у учащихся 3 — 4 классов и почти повсеместно используется школьниками средних классов («Натюрморт с керосиновой лампой»[см. с. 60]).
Спонтанные проявления действий хорошо известны в так называемых «прозрачных» изображениях. Ребенок рисует дом и изображает мебель и людей как бы за прозрачной стеной. Эти проявления хорошо описал Корадо Риччи. Он обратил внимание на то, что, изображая лодку, дети полностью рисуют то, что скрыто ее боковой поверхностью. Или, изображая всадника, дети рисуют ту его ногу, которая скрыта туловищем лошади (К. Риччи. Прозрачные рисунки).Безусловно, это хорошие показатели проявлений в рисунке на определенном этапе развития ребенка. Особенно это хорошо для дошкольников, но здесь важно не обольщаться действиями ребенка, а помогать ему двигаться дальше (Кирилл П. «Курочка Ряба»).
Рисунки дошкольников по книге К. Риччи «Дети-художники». Маленькие дети рисуют не так, как видят, а как знают. Поэтому возникают «прозрачные» рисунки. Человек, плывущий в лодке, изображен полностью, хотя боковая поверхность лодки почти наполовину его скрывает.
Человек, сидящий на лошади, должен быть частично скрыт ее корпусом, но ребенок изображает человека полностью.
«Курочка Ряба». Кирилл П. 7 лет. Акварель
Композиция внешне ничем не примечательная. Фризовая, на полосе. Фасад домика квадратной формы с одним окном и дверью с левой стороны. Треугольник крыши с окном, основание которой украшено свисающими вниз треугольниками с кружочками. В правом верхнем углу— солнце. Небо в виде узкой голубой полоски. Рисунок практически не раскрашен.
Примечательным является изображение за фасадом домика — прозрачное решение. Можно видеть сидящую в корзиночке курочку, стол, стул и миску на столе. Горизонтальных поверхностей юный художник еще изображать не умеет. Но стул совершенно сознательно задвинут под стол, и передняя ножка стола закрывает часть стула.
Подобного рода изображения еще раз подтверждают наблюдения многих специалистов о том, что дети рисуют не так, как они видят, а так, как они знают. Они еще не умеют целенаправленно наблюдать и изучать предметы, и поэтому процесс рисования для них очень важен в освоении окружающей действительности.
В изобразительной деятельности детей наблюдается постепенное исчезновение подобных изображений. То, что хорошо для маленьких детей, совершенно очевидно указывает на отставание в развитии у школьников.
Рисунки детей постепенно заполняются явными признаками пространственных построений, направленными на воспроизведение объектов окружающей действительности так, как они есть на самом деле. Среди них передача масштаба предметов. Выше уже отмечалось, что эти проявления обнаруживаются в многоярусных композициях, которые встречаются достаточно редко в практике изобразительной деятельности детей. Предметы более близкие в рисунках изображаются больше чем дальние. Тем не менее в рисунках младших школьников от возраста к возрасту все заметнее тенденции отмечать эти признаки пространственных построений. Даже во фризовой композиции появляются, например, деревья большие и маленькие, о которых ребенок говорит, что это дерево расположено ближе, а это дальше, особенно, когда используется примем загораживания (КатяШ. «Теремок»;Валерий Ш. «Человек, дерево, дом»).
«Теремок». «Человек, дерево, дом»
На рисунках представлены примеры трехъярусных (фризовых) композиций. Подобные композиции встречаются в основном в работах учащихся 1 — 2 классов и знаменуют собой переходный этап к пространственному построению.
Подобные композиции выстраивались с изображения главных объектов — теремка и избы на нижнем ярусе. В дальнейшем попытки углубить пространство вылились в изображение среднего и верхнего ярусов, на которых появились персонажи, деревья. Все объекты изображения — плоские. Примечательным моментом является появление приема загораживания. Теремок как бы перекрывает средний и верхний ярусы, а домик — изображение среднего яруса. Прием этот использован еще спонтанно, неосознанно. Формальных связующих элементов между ярусами нет, и эту роль берут на себя центральные объекты.
Композиция с теремком намного богаче художественными образами, чем композиция с избой. На рисунке с теремком можно видеть необычное сооружение с островерхой центральной частью и петушком на шпиле, крыльцом, воротами; ежика, лягушку, мышку, зайку; елки (разные), деревья двух видов; солнышко с человеческими чертами. Композиция немного асимметричная, но вполне уравновешена — теремок сдвинут влево, а количество художественных образов преобладает в правой части. Решение композиции линейное, графическое.
В композиции с избой — правильно нарисованный фасад избы с флюгером, трубой, флагом, ступеньками; одинаковые деревья, маленькая схематичная фигурка человека. Флаг развевается в одну сторону, а дым стелется в другую. Композиция симметричная, цветовое решение частичное.
Преимущество рисунка с теремком очевидно в силу самой установки на выполнение задания. Сюжет прибаутки наполнен яркими, сказочными, впечатляющими образами.
Опытные учителя целенаправленно обращают внимание детей на этот прием и демонстрируют его на примере произведений художников, а также с помощью так называемого фланелеграфа (ворсистая поверхность фланели легко удерживает соприкосновение аналогичной поверхности в виде различных силуэтов предметов, позволяет быстро менять их положение). На нем удобно прикреплять разномасштабные силуэты предметов, например деревьев, и размещать их в разных положениях: ближе — дальше. Подобные действия можно легко демонстрировать с помощью графопроектора и, наконец, мелом на доске.
От класса к классу все заметнее использование признаков масштабности для композиционно-пространственных построений.
Другой признак передачи пространства — это отображение планов. Эти признаки появляются в детских рисунках весьма хаотично, вырастая из фризовых композиций в виде отдельных изображений, оторванных от горизонтали («Человек, дерево, дом». Рисунки детей старшей группы дошкольного возраста [см. с. 99]).Такие объекты изображаются как бы висящими в пространстве. Но тем не менее это своеобразная попытка ребенка показать удаленность предмета. Более реалистичный подход мы обнаруживаем в так называемых развернуто-плановых композициях.
Другим показателем развития пространственного видения специалисты называют рост глубинного видения. Психологические исследования А.А. Дубинской показывают, что «именно на младший и средний школьный возрасты приходятся основные приобретения глубинного зрения. С 7 до 15 лет происходит быстрое нарастание объема, точности и скорости этих зрительно-пространственных функций. Это совпадает с периодом младшего школьного возраста. Однако особые трудности и замедленность освоения правил чтения и построения рисунка детьми в 1 классе свидетельствует о том, что эффекты роста глубинного зрения сказываются не сразу, спустя один-два года после начала обучения» (цит. по книге Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, с. 138-139).
Этот момент отчасти учитывается в методике преподавания изобразительного искусства. В основном следует наглядный показ и рекомендации изображать объекты, расположенные ближе к зрителю, на более низком горизонтальном уровне, чем объекты, расположенные дальше. При этом рекомендуется удаленные объекты изображать меньшими по величине, чем ближние. Но действительно, эти способности формируются не сразу, и имеют большое значение те методические приемы, которые учитывали фактор латентного периода их развития.
Наилучшие результаты в формировании глубинного видения пространства и его воспроизведения в рисунках детей дают занятия рисования с натуры. Несложные натюрмортные постановки являются хорошим объектом, на котором преподаватель в наглядной форме может объяснить пространственное соотношение предметов. На первых порах вполне достаточно разноуровневое расположение предметов, но впоследствии обязательно следует требовать передачи границы горизонтальной плоскости стола и вертикальной плоскости фона.
В школьных программах по изобразительному искусству уже для первого класса имеется требование формировать у детей этого возраста умений передавать в своих рисунках основания предметов более удаленных выше от нижнего края листа, чем ближних. Опять же эти умения наиболее успешно формируются при рисовании с натуры.
В истории мирового искусства известно, что прошло достаточно много времени, пока не появились композиции, показывающие переход от чисто ярусных построений к пространственным через изображение отдельных объектов, размещенных выше других. Известный греческий живописец V в. до н. э. Полигнот (Древня Греция. Вазопись)создал новую систему расположения многофигурной сцены, разместив фигуры одну выше другой на плоскости картины как бы на склоне горы. (А.П. Чубова и др., 1986, с. 26).
Заметная динамика здесь наблюдается и в процессе обучения младших школьников. От класса к классу все заметнее использование признаков планового построения для пространственных решений композиций.
В иллюстративном рисовании. Например, иллюстрирование басни Крылова «Ворона и лисица» может разнообразно раскрывать сюжет произведения. Так, композиция может быть выстроена через изображение на первом плане вороны, и тогда она смотрится намного крупнее, чем лиса. Подобное мы можем наблюдать в иллюстрировании сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес», сказки «Гуси-лебеди».
■ . ■
Полигнот создал новую систему расположения многофигурной сцены, разместив фигуры одну выше другой на плоскости картины как бы на склоне горы. Пример, приведенный выше, иллюстрирует пространственное решение композиции, что было новым шагом в развитии мирового изобразительного искусства.
В наглядном показе на так называемом «фланелеграфе», когда предъявляются одни и те же изображения, но разных размеров, и предлагается сделать выбор выразительного построения композиции.
Закономерные тенденции в изобразительной деятельности детей проявляются в том, чтобы нарисовать «как в жизни», и приводят к тому, что в пейзажных композициях начинает появляться горизонт (Наташа Ш. «В лесу»[см. с. 58]; Оля П. «Человек, дерево, дом»).
Наивные изображения, в которых раскрашиваются конкретные объекты, а также небольшая голубая полоска в верхней части листа, обозначающая небо, типичны для дошкольников, а также встречаются и у младших школьников. На вопрос, почему не закрашивается средняя часть листа, ребенок говорит: «Это воздух, он прозрачный». По-своему очень верно, но в дальнейшем такое изображение ребенка уже не устраивает, он старается полностью заполнить лист бумаги цветом, и здесь возникает необходимость обозначения границы земли и неба.
Высокий уровень решения композиции для ребенка 8 лет. Последовательность построения изображения —домик, дерево, девочка. Плановая передача пространства (фигура девочки и дерево на одном уровне, чуть повыше — основание домика). Имеет место четкое изображение горизонта. Дерево изображено на фоне травы и неба, фигурка девочки — на фоне травы. Трехмерное изображение домика с типичным решением кровли — совмещение треугольника фронтона с прямой вертикалью правой части домика. Очень выразительное дерево с мощными корнями и ветвями, с массой зелени листвы.
Линия в рисунке жесткая, проволочная.
Лист бумаги полностью заполнен цветом, хотя это весьма трудно сделать фломастерами. Черный цвет, который впоследствии под влиянием взрослых дети избегают использовать в рисовании, вполне гармонирует с общей цветовой организацией композиции, решенной в холодном колорите. Солнышко изображено без характерных лучиков, что упрощает его изображение на голубом фоне неба.
Зелень травы и зелень листвы дерева не различаются, что также является характерным в стереотипном восприятии окружающей действительности. Окна изображены светлыми на черном фоне стены домика. Ребенок чаще воспринимает окно изнутри здания и знает, что оно пропускает свет и что оно светлое. В данном случает ребенок изображает то, что знает, а не то, что видит.
Достаточно выразительное тональное решение рисунка — светлый силуэт ствола дерева на темном фоне травы, темный силуэт кроны дерева на светлом фоне неба и темный силуэт здания. Фигурка девочки так же выразительно решена в силу активного цветового контраста — фиолетовый цвет на фоне зеленого (тональный контраст отсутствует), лицо светлое, а прическа темная к фону зелени травы.
Опять же, это часто возникает спонтанно, но учитель в значительной мере может стимулировать процесс. Показывая произведения художников, анализируя конкретную ситуацию на природе, можно в доступной форме сформировать у детей умение передавать этот важный аспект построения реалистического изображения.
В пейзажных композициях это достаточно очевидно, но в таких изображениях, как интерьер, натюрморт, на первых порах важно, чтобы дети отображали границу пола и стены, стены и потолка, в натюрморте — границу горизонтальной и вертикальной поверхности.
От класса к классу все заметнее присутствие горизонта в рисунках детей.
Изображение горизонта, планов, масштабности — все это составляющие пространственной организации композиции, необходимые элементы перспективы изображения.
Мы выделяем также такой признак передачи пространства, как воздушная перспектива. В самостоятельной, спонтанной деятельности он не проявляется, но в результате целенаправленных действий легко усваивается детьми в изображениях пейзажа — дальний план (лес) может быть синим, голубым, розовым, фиолетовым и т. д. Это усвоение происходит в результате изучения свойств цвета, когда детям показывают, как можно получить цвета светлые и темные (светлота цвета) или глухие и звонкие (насыщенность цвета).
Воздушную перспективу можно уже обнаруживать и в живописных изображениях натюрмортов, когда фон и дальние предметы решаются сдержаннее и приглушеннее. В рисунках выразительность линии на дальних планах и на поверхностях, уходящих в глубину, теряет свою интенсивность, становится сдержаннее и мягче.
И наконец, в рисунках детей появляются такие признаки пространственного построения, о которых мы говорим, что они выполнены в системе перспективы. Наиболее доступный способ — построение в центральной перспективе.
У наиболее способных детей младшего школьного возраста появляются изображения дорог, рек, сужающихся к горизонту; изображения домов, крыши которых имеют явное сужение в глубину. Но целостной системы перспективного построения в силу своих возрастных особенностей они еще выполнить не могут.
Как показывает практика, навыки перспективных построений удается сформировать у детей только в результате специальных занятий под руководством художника-педагога на уроках изобразительного искусства в средних классах и на занятиях в системе дополнительного образования (студии, художественные школы).
Элементарные навыки дети получают при рисовании улицы в системе центральной перспективы. Здесь же закрепляются знания о линии горизонта, точке схода. Другим типичным заданием в школьной практике является изображение интерьера в системе центральной перспективы, но часто в таких рисунках линейное построение перспективы настолько осложняет задачу школьника, что сюжет теряет свою выразительность — мебель и люди слабо вписываются в пространственную ситуацию.
В начальных классах в единичных рисунках обнаруживаются отдельные признаки использования перспективных сокращений в изображениях отдельных объектов — дорога, река. В 5 — 6 классах этот показатель несколько улучшается, но явные признаки системы перспективных построений наблюдается у детей, специально занимающихся изобразительной деятельностью.
Освоение угловой перспективы — это результат целенаправленных занятий под руководством художника-педагога. В школьной практике это изображение с натуры гипсовых кубиков и параллелепипедов. Другие возможности раскрываются лишь в результате специальных занятий.
Динамика проявлений этого способа пространственного построения в рисунке в школьной практике очень незначительная. Отдельные объекты композиций как бы претендуют на решение в угловой перспективе, но целостные построения в угловой перспективе появляются только в результате специального обучения.
ДРУГОЙ ВАРИАНТ
Неосознанные действия ребенка в начальный период его жизни направлены на ознакомление с окружающей обстановкой. Все органы чувств здесь играют огромную роль. Зрительные ощущения вместе с кинестетическими включаются в освоение окружающего пространства.
По мере накопления опыта, связанного с развитием мышечно-суставных ощущений, а также опыта ориентации в пространстве, у ребенка формируется фиксированная установка глаз, на которую оказывает влияние отличительные внешние свойства объектов, такие как наличие светлотного и цветового контраста поверхностей, а также способности объекта перемещаться в пространстве.
возрастающее перемещение человека в пространстве, Все это имеет значение в формировании вестибулярного аппарата, что непосредственно сказывается в совершенствовании аппарата пространственной ориентации.
Восприятие пространства младшим дошкольником сопровождается соотнесением вертикального положения собственного тела с теми предметами, которые его окружают. На этот факт указывают выводы, которые сделала в результате наблюдения за изобразительной деятельностью Н.П.Сакулина. Так, дети сравнительно быстро научаются делать пусть примитивные, но достаточно узнаваемые изображения фигур людей. В тоже время при изображении фигур животных они испытывают достаточные затруднения, связанные с необходимостью ориентации частей тела по горизонтали. В связи с этим в детских рисунках часто можно видеть стоящих на задних лапах котов, собак и др) Таким образом, переход из одной системы отсчета – вертикальной к горизонтальной требует определенной перестройки, которая легко преодолевается путем организации специальных упражнений.
Другим фактором нормального развития ребенка является в результате развития и обучения роль слова
Все эти категории в трактовке пространства мы можем видеть на примере изобразительной деятельности ребенка. Действительно, чем быстрее ребенок освоит такие словесные обозначения расположения объектов в пространстве и между собой, как «над», «под», «сзади», « «низко», и т.д., тем скорее он научается соответствующим образом строить свои изображения.
Композиционно-пространственные проявления в изобразительной деятельности детей, мы рассматриваем по следующим параметрам:
· "Свободное" изображение на листе.
· Фризовые построения:
1. Одно фризовое на кромке листа;
2. Одно фризовое на полосе;
3. Двух, трех фризовое.
Развернуто-плановые построения:
Совмещение вида сверху с фронтальным изображением
"Египетский вариант"
Наличие загораживания
Элементы пространственного построения:
§ Передача масштаба
§ Передача планов
§ Наличие горизонта
§ Воздушная перспектива
Перспективное построение изображения:
§ В системе центральной перспективы
§ В системе угловой перспективы
«Свободное» изображение на листе детей дошкольного возраста. Они появляются в раннем детстве, после периода так называемых каракуль, и представляют собой единичные изображение предметов окружающей действительности – человек, животное, цветок, дерево и т.д. Такие изображения чаще располагаются в центре листа. Ребенок апеллирует еще единичными понятиями и вполне довольствуется тем, что он нарисовал. Качество изображений может быть весьма различным, что будет рассмотрено ниже, а по композиционным признакам оно может быть решено по следующим признакам: очень крупное, мелкое и соразмерно формату листа.
Совершенно очевидно сокращение подобных композиционных построений уже в дошкольном возрасте и почти полное отсутствие у младших школьников. Нормальное развитие ребенка подготавливает переход на новые ступени освоения композиционно-пространственных построений.
В процессе освоения окружающей действительности намечается переход к фризовому или развернуто-плановому построению композиций.
Фризовыекомпозиции наиболее типичны для старших дошкольников и младших школьников. В них складывается определенная система координат - привязка тех или иных изображений к основанию листа (нижней кромке листа). Дети достаточно логично объясняют подобные построения тем, что нижний край листа – это земля. (
В старшем дошкольном возрасте педагоги пользуются достаточно простым приемом, предлагая детям отступить от края листа на величину двух-трех пальчиков и провести линию, на которой уже можно рисовать предметы. Такой подход закрепляется требованием придать отмеченной полосе то или иное цветовое состояние: зеленая трава, коричневая земля, желтый песок (Фриз – пространство.
Таким образом, появляются фризовые композиции на полосе, которые знаменуют более высокий уровень композиционно-пространственных построений.
Фризовые композиции могут наблюдаются в работах младших школьников вплоть до 4-го класса. Естественно, то, что это хорошо для дошкольника, будет недостатком для более старших детей. В процессе изобразительной деятельности наблюдается заметная, положительная динамика - от возраста к возрасту подобные построения все заметнее сокращаются.
Удивительной выразительностью отличаются двух, трех фризовые композиции. Это невольное, спонтанное желание ребенка показать в рисунке пространство. Такие рисунки встречаются не очень часто и характерны для наиболее способных детей. Изображение, выполненное на нижнем фризе – ярусе дополняется еще одним ярусом, на котором появляются изображения логично связанные с нижним. Примечательно, что объекты верхнего яруса выдерживаются в более мелком масштабе, чем нижнего. Во многом такие рисунки устраивают детей до тех пор, пока не ставится задача полностью заполнить лист бумаги цветом. И тогда обнаруживается несуразность в цветовом объединении ярусов.
Многоярусные композиции проявляются в изобразительной деятельности наиболее способных детей и совершенно исчезают по мере освоения более сложных композиционных построений.
В зависимости от поставленных перед ребенком задач на выполнение того или иного задания могут появляться как фризовые, так и развернуто-плановые композици. Особенно это становится очевидным, когда ребенок пытается показать на рисунке большие пространства, или действия, которые еще не укладываются в единую систему перспективных построений. Особенно примечательны задания, связанные с изображением леса или батальной сцены - сражения, когда нужно изобразить воинов так, чтобы они не загораживали друг друга и в тоже время производили впечатление многофигурной композиции. Там, где есть необходимость показать множество объектов, например, лес, появляются развернуто-плановые композиции, а там, где решается конкретный сюжет – фризовые композиции.
Развернуто-плановые плановые композиции характерны для рисунков старших дошкольников и младших школьников. Наиболее распространенный тип таких рисунков это совмещение вида сверху с фронтальным изображением. Ребенок заполняет почти весь лист изображениями – деревьями, цветами, людьми и т.д. Когда дело доходит до раскрашивания, обнаруживается, что нет места для неба и солнышка. И тогда эти изображения «врезаются» в ранее обозначенный рисунок. Отличительной стороной таких композиций является фронтальное изображение объектов на фоне поверхности земли, которая пронизывается диагональю изображения реки или дороги.
Здесь просматривается также спонтанная потребность ребенка отразить в рисунке пространственные построения. Основания нижних изображений представляются более близкими, чем верхних. Однако удаленность предметов не поддерживается в изображении изменением их масштаба.
Композиционные изображения подобного рода почти повсеместно встречаются у старших дошкольников и постепенно исчезают к 4-5 классу.
Так называемый "Египетский вариант" представляет собой как бы изображение-чертеж. Пример подобного композиционно-пространственного построения восходит к Древнему Египту. Этот удивительный примем изображения описывается в как в искусствоведческой литературе (М.В.Алпатов, 1940), так и психологической (Н.Н.Волков, 1950, Р.Арнхейм, 1974).
В таких композициях с определенной очевидностью можно наблюдать изображение плоскости земли - вид сверху, в сочетании с фронтальными изображениями отдельных объектов (дома, люди, деревья), но так, что каждое из этих изображений привязывается к своей системе координат. Такие рисунки, не очень часто, можно видеть у старших дошкольников и младших школьников. Характерным элементом таких композиций обычно бывает дорога (или река), пруд, вдоль которых (или вокруг) ребенок выстраивает свои изображения. Эти изображения, как своеобразный рассыпавшийся карточный домик, своими основаниями привязаны к тому или иному участку дороги (пруда и т.д.).
Здесь четко наблюдается попытка ребенка дать наибольшую пространственную информацию в своем рисунке. Поскольку у таких детей еще очень слабо развита система зрительных фиксаций объектов окружающей действительности, их восприятие крайне фрагментарно. Они как бы фиксируют свое положение в тот или иной момент действия, не умея еще связать их в определенную систему.
Наиболее примечательным моментом в построении таких композиций является вращение листа бумаги в соответствии с необходимой привязкой того или иного изображения, так, что оно всегда расположено прямо перед взглядом ребенка.
А.В.Бакушинский такие рисунки называл геометрально-плановыми. В своей книге “Художественное творчество и воспитание” он приводит целый ряд примеров пространственного построения композиции “Хоровод” у детей разного возраста и у взрослых. Самые ранние рисунки на эту тему действительно представляют геометрально-плановое построение, но с возрастом и в условиях обучения, они трансформируются вполне реалистические. В ранневозрастных рисунках каждая фигура человека изображена фронтально, схематично и занимает свободное место по внешней стороне круга. В дальнейшем появляются профильные изображения фигур людей и элементы загораживания.
Интересны сопоставления этих композиций с рисунками нигде не обучавшихся взрослых. Действительно, очень много общего с рисунками детей. Но если дети, особенно маленькие, создают свои изображения опираясь на неосознанные действия, то у взрослых эта простата - единственная возможность схематично отобразить данный сюжет.
Примеры таких композиций встречается в детском творчестве достаточно редко и их присутствие, именно в этом возрасте, показывают очевидные способности детей в поисках пространственных построений. В педагогической работе такие построения могут быть «спровоцированы» таким заданием, как «Нарисуй улицу» или задание «Хоровод». Незнание перспективных построений и способа загораживания старшими дошкольниками и младшими школьниками приводит к необходимости поворачивать лист бумаги и делать соответствующие изображения то с одной стороны, то с другой.
. Единичные изображения сродни рисункам первобытного человека, фризовые - соответствуют искусству Древнего Египта.
Загораживание в пространственных построениях рисунков очень важный элемент целостной организации композиции. В рисунках дошкольников этот прием в силу их психологического развития почти не встречается. В рисунках младших школьников он сначала появляется как случайный элемент. Рисунки этих детей все больше и больше наполняются содержанием и, соответственно, различными изображениями, которые, часто не планировались заранее. Развитие сюжета в процессе рисования часто приводит детей к изображениям, которые как бы накладывающихся одно на другое. От этих первоначально случайных построений и в силу накопления жизненных наблюдений осуществляется переход к сознательным изображениям, где одни предметы загораживаю другие. Например, дерево, растущее перед домом, или, человек стоящий перед машиной и т.д. (Фризовая с загораживанием.
Опытные учителя придают этому приему важное значение и целенаправленными действиями помогают детям сформировать такие понятия, как впереди – позади, ближе – дальше. Сформировать эти понятия возможно уже у дошкольников, когда в игровой форме им предлагают нарисовать сюжетные композиции, требующие размещения одних предметов позади и впереди других.
Об этом, также пишет и Е.В.Шорохов (1974, 1979, 1986). Наиболее доступный приемосвоения загораживания в школьной практике – это рисования с натуры. На конкретной постановке можно говорить о том, как один предмет перекрывает другой, и как одна и та же постановка различно воспринимается с разных сторон.
Освоение приемов загораживания формируют у детей сознательные, логические действия столь необходимые для этого во