Перун Даждьбог Велес Стрибог Ярило Белбог Радегаст
(молния, гром) (солнце) (скотий бог) (ветры) (любовь, веселье) (удача, добро) (бранная слава, война)
Магура Симаргл Зевана Лада
(защитница (земной огонь) (звери, охота) (любовь, красота)
богатырей, и Лель (страсть)
воинов)
атакже Царица-Вода (не богиня, а живой источник жизни), низшие духи и демоны: леший, водяной, ведьмы, русалки, кикимора и многие другие.
Искусство Киевской Руси.
Русь- государственное образование восточных славян на среднем Днепре; центры: Киев, Чернигов, Переяславль-Южный.
Киевская Русь – раннефеодальное государство 9 – нач.12 в.в.
Особенности культуры Киевской Руси:
культура славянских племен + византийская культура
(язычество) (христианство)
I.Архитектура – живописность, связь с ландшафтом.
1. Деревянное зодчество (мастера Миронег и Ждан-Никола).
а) Город: крепость на холме (кремль, детинец) – резиденция князя и убежище для горожан укрепления (земляной вал, стена, ров) посад – место поселения горожан (мазанки, бревенчатые срубы).
б) Храмы: языческие (капища) и христианские (базилики или крестообразные в плане).
2. Каменное зодчество.
а) Княжеские храмы – грандиозность, пирамидальность, богатый декор; «полосатая кладка» (камень + плоский кирпич-плинфа).
* Десятинная церковь в Киеве (первая каменная на Руси, не сохр.)
* Софийский собор в Киеве, заложен Ярославом Мудрым – главный храм госудрства, образ божественного космоса (см. храм Софии Константинопольской
* Софийский собор в Новгороде – проще, строже.
* Спасо-Преображенский в Чернигове
б) Монастырские соборы – мощь, простота форм.
* Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом
Классический тип крестово-купольного храма.
II.Скульптура – монолитность, лаконизм.
1. Деревянные идолы (живые, выразительные, раскрашенные).
III.Живопись – византийские традиции + языческое народное искусство
(торжественность, суровость, (массивн. фигуры, крупн. лица,
каноны, архетип) плоская композиция)
1. Мозаики и фрески соборов – канон, сочный цвет, золотой фон.
а) Софийский собор в Киеве (библейские персонажи + конкретные исторические портреты + сцены придворной жизни + орнамент).
2. Иконопись – духовность, тонкий колорит.
а) Икона «Владимирская богоматерь» Подарок из Византии.
3. Миниатюра – плоское изображение, яркие краски, орнамент.
а) Церковные книги (изборник, евангелие, псалтырь).
IV.Художественные ремесла («узорочье») – оригинальность, самобытность; мастера-универсалы.
1. Резьба по дереву, камню.
2. Металлопластика (ковка, литье, чернение,гравировка, чеканка).
3. Ювелирное дело (филигрань или скань – тонкая крученая проволока).
4. Эмали (перегородчатая, выемчатая).
Искусство 12 – сер.13 в.в.(ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ)
Рост городов, подъем ремесел, развитие экономических связей,
но междуусобные споры, войны.
Образование удельных княжеств: Киевского, Новгородского, Псковского, Владимиро-Суздальского и др.
Церковь – сила, призывающая к единению, к борьбе с завоевателями-кочевниками.
В искусстве - приближение к повседневной жизни, камерный стиль, вкусы княжеско-боярской среды и городских кругов.
I.Архитектура – разнообразие архитектурных школ.
1. Киевская – статичность, строгость, мощь; кирпич-плинфа (вытянутый), дополнительный декор (аркатурные пояски, полуколонны и прочее)
Церковь Параскевы Пятницы Церковь Петра и Павла в Смоленске
в Чернигове, арх. Милонег (?)
.
2. Новгородская – простота, скромность, монументальность; плита из известняка, скромный декор; вкусы бояр, купцов, горожан, т.е. демократизм в культуре.
Никольский собор в Новгороде. Церковь Иоанна Предтечи на Опоках
3. Псковская – суровая простота, лаконичность, скупой декор; почти необработанный камень.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
4. Владимиро-Суздальская – утонченность, четкие формы, богатый декор (резьба по камню); белокаменное строительство.
Дмитриевский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли
(парадность, величавость). (изящество,гармония;церковь-скульптура)
.
Георгиевский собор в Юрьеве-
Польском (обилие резного декора).
Общие черты архитектурных школ: 4-х столпный однокупольный храм, единство внешнего и внутреннего облика, богатый декор фасада.
Отличия: строительный материал, детали декора (зависимы от материала), композиционные приемы.
II.Скульптура – белокаменная резьба (ажурность, мягкие формы, народные мотивы).
1. Владимиро-Суздальская школа скульптурной резьбы: пластичность, широта худож. замысла (представление о мире, о жизни), символизм; языческая культура (звериные мотивы, растительный орнамент) + христианские образы (Христос, крест, рыба, лоза).
а) Соборы г.Владимира
б) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (летопись Древней Руси).
III.Живопись–самобытность;
влияние церквивлияние народной культуры
(строгость, суровость, (славянский тип лица, яркие
плоский контур) чистые краски);
Живописная техника – мозаика
имитация мозаичной техники
(блеск, цветовая гамма)
имитация эмальерной техники
(золотая штриховка – ассист)
темперная живопись
1. Новгородская – суровость образов, обобщенность линий, укрупненность форм
а) Икона «Спас Нерукотворный» (византийские традиции).
б) Икона «Святой Георгий» (независимость, сила + жертвенность).
в) Икона «Успение» (сложная многофигурная композиция).
2. Псковская – разнообразие живописных приемов.
а) «Пророк Илья» - житийная икона (покой, мягкие линии, гармония цвета)
б) Фрески Мирожского монастыря (экспрессия, звучный цвет).
3. Владимиро-Суздальская – византийские + русские традиции, новые иконографические типы.
а) Икона «Дмитрий Солунский» (русский воинский идеал, судья и защитник)
б) Икона «Архангел Михаил» (образ воина-защитника).
в) Икона «Святые Глеб и Борис»
г) Икона «Христос-Пантократор» (грозный, величественный)
икона «Спас-Вседержитель» (добрый, милостивый)
образы Андрея Рублева, мягкие, гармоничные
IV.Художественные ремесла – разделение ремесленников по социальному признаку (княжеский двор, горожане, селяне) по профессиям (чеканка, эмаль, резьба).
1. Металлопластика.
а) Медные врата Рождественского собора в Суздале («жженое золото»: медная пластина покрытие черным лаком травление кислотой процарапанного рисунка золотая крошка нагрев соединение металлов).
б) Большой Сион - церковная утварь для хранения освященного хлеба в форме христианской церкви.
в) Кратиры – сосуды строгой формы с фигурной ручкой, украшенные чеканкой.