Постмодернизм и трансавангард
Компьютерное искусство
Историческая обстановка: чудовищные мировые войны, тоталитарные режимы, гонка вооружений, абсолютная потеря «истин» эпохи Возрождения и Просвещения. Человек остался наедине с новым грозным непонятным миром как в первобытные времена.
Художественные тенденции: стирание национальных и государственных рамок, огромное разнообразие направлений, особенно авангардных (франц. avant-garde – «передний край»). Переосмысление отношений «действительность-художник-зритель»: от поиска новых форм старых ценностей – до полного отрицания каких либо форм знакомой эстетики.
Искусство России: рацвет стиля модерн (нач ХХв. – 30гг.), «советский период»(30 – 80гг.), сочетания разных стилей в разных формах, заново открыта иконопись, городская, народная культура(лубок, вывеска, афиша). В начале 10гг. – первые проявление абстракционизма (беспредметного искусства), СОЦАРТ(соц.реализм). С 1932 г.- гос. системы творческих союзов: Союз художников, Союз архитекторов,…) . Все, что кроме СОЦАРТА в подполье.
I.Архитектура -
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА
1. «Баухауз»- «дом строительства»(Германия) - первая школа дизайна и архитектуры, основ. – Вальтер Гропиус- ассистент Беренса (AEG)
а) Обувная фабрика «Фагус» - принцип функционализма – главенства практических функций и человеческих потребностей.
б) Создание училища «Баухауз» и строительство здания для него. Идея – воссоединение искусства, техники и науки
в) Здание «Баухауз» в Дессау – Гропиус и фон Мейер
г) Одноэтажное здание в Импингтон-Вилледж (Англия)
д) постройки в Америке
2. Людвиг Мис ван дер Роэ – (Германия, США)
а) Появление международного стиля: стальные несущие конструкции, «навесные стены», отсутствие декора.
б) идея «свободного плана» и «непрерывного пространства» (павильон Германии на Межд. выставке в Барселоне, 1929г., вилла Тугендхат)
в) Комплекс зданий Иллинойского технологического института
г) Американские небоскребы (единый «монолит» из стекла), жилые дома на Лейк-Шор-драйв
3. Ле Корбюзье – не получил специального образования, разрабатывал принципы строительства современного города и жилища.
а) «Дом-Ино»
б) «Пять пунктов» архитектуры (Вилла Савой)
в) Здание Центросоюза в Москве.
г) Изменение отношения к ДОМУ, больше лиричности, теплоты, народности форм
* Дом Эррасурис в Чили
д) Литературные труды, исследование возможностей современных пропорций: МОДУЛОР- средние размеры человеческого тела + «золотой ряд»(а, а, а+а, а+а+а, а+а+а + а+а, ….)
* Большой жилой дом в Марселе
* Капелла в Роншане
* Монастырь Ля-Туретт у Лиона
* Национальный музей западного искусства в Токио
* Центр искусств в Кембридже
4. Френк Ллойд Райт (США) начало тв-ва еще в 19 веке
а) «Стиль прерий» - нависающие карнизы, низкие террасы, сады за оградами
«органичная» * собственный дом Райта в Оукпарке
архитектура: *дом Уинслоу в Ривер Форест
включ. в ландшафт, *дом Уиллитса в Хайленд-парке
природн. материал *дом Роби в Чикаго
б) Ларкин-билдинг в Буффало(матер.–бетон, примен. один из перв.)
в) Церковь в Оук-парке
Неприятие на родине, но овации в Европе, активное проектирование с новыми материалами: стекло – «застывший воздух», «город широкого простора» благодаря развитию транспорта – утопия
г) здание компании «Джонсон и сын» - неземной простор
д) Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»)
е) Здание музея Гугенхейма (огромная спираль)
ж) Проект небоскреба «Иллинойс» - неосуществлен по финанс. пр.
Вторая половина ХХ века.
Переход права архитектурного авангарда от Центральной Европы к США, Мексике, Бразилии, Японии и к окружным евр странам:Италии, Скандинавии.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО (2мир война – много разрушений). «Афинская хартия»1943г. – регламент городской застройки: разгранич. жилых, промышл., обществ.-культ. районов, равновесие трансп. и жилого сектор.
революция стройит. техники – тонкостенный бетон, аллюминий пластмассы, синтетич. пленка
5. Брутализм
а) Эллисон и Питер Смитсоны
* Здание редакции журнала «Экономист»
6. Новое барокко(выразит., криволинейные формы и конструкции из мира живой природы – биоморфизм)
а) Аэропорт компании TWA – форма огромного ската.
7. Постмодернизм – оппонент функционализма.
а) Малый дворец спорта в Риме (Нерви и Вителоци)
б) Город Бразилиа,1960г . – столица с нуля, план – огромная птица.
8. Метаболисты – преобразование ассоциаций.
а) Центр СМИ в Кофу, Кендзо Тенгэ
б) Оперный театр в Сиднее (Йорн Уотсон)
в) Район Дефанс в Париже.
Архитектура России и СССР – монополия на архит. заказы – у государства, вначале периода – подъем творчества в широком поле вариантов (без существенных ограничений) – «строительство нового мира»
9. «Революционный стиль» - популяризация мотивов Востока
а) Памятник борцам революции на Марсовом поле (С-П)
б) Мавзолей В.И.Ленина – Щусев
в) Шуховская башня (радиобашня, арх. – Шухов) – использование гиперболоидных конструкций
10. АСНОВА(ассоциация новых архитекторов) – ведущий – Ладовский, Мельников
11. ОСА(Объединение современных архитекторов) – братья Веснены, Гинсбург, Леонидов, Голосов – ближе к конструктивизму
Спор УРБАНИСТОВ и ДЕЗУРБАНИСТОВ
12. 1932г. – учреждена Академия Архитектуры СССР, линия: наследие Античности и Возрождения
а) Жилой дом на Моховой ул., 1932г., Жолтовский
Но! в основном - эклектика
б) Главный павильон ВСВ(ныне ВВЦ)
13. Реконструкция Москвы - центра (группа Семенова): транспорт, зоны отдыха, мосты.
а) «Дворец Советов» на месте хр.Христа Спасителя (неосуществлен)
б) Серия высотных зданий – дорогих по материаллам – «Сталинский ампир»
* МГУ на Воробьевых горах
Вторая половина ХХ века.
Указ, осуждавший архитектурные излишества и украшательство. Массовое жилое строительство (расселение коммуналок) – «хрущевки». Озелененные микрорайоны вокруг обществ. и культурн. зданий – массовость, но однотипность жилья
* Искл.: Кинотеатр «Россия» 1961г.
* Дом нового быта в Новых Черемушках 1969 (общежитие МГУ)
Эталон – бетонная призма с лентами окон
* Государственный Кремлевский Дворец
* Новый Арбат
* Новое здание театра драмы и комедии на Таганке
* Останкинская башня
90-е – бум строительства:
* Восстановлен Храм Христа Спасителя
* Подземный Манеж
14. ХАЙ-ТЕК + исторические стили
* Гостинный двор
* МОСКВА-СИТИ
II.Скульптура
1. Экспрессионизм классический традиционный авангард
а) Эрнст Барлах (Германия)
* «Памятник павшим»
* «Мститель»
б) Альберто Джакомети (Швейцария)
* Шагающий человек
2. Виталисты (vitalis-жизненный) символизм и абстрактные образы идеи.
а) Генри Мур (Англия) – «органические формы»
* «Полулежащая»
* «Струнные мать и дитя»
* «Семейная группа»
* «Лежащая фигура» - все меньше узнавания
б) Константин Брынкиуши (Бранкузи) (Румыния)
* «Уснувшая муза»
* «Стол молчания»
3. Кубисты - выходцы из России
а) Александр Порфирьевич Архипенко
* «Женщина, расчесывающая волосы»
б) Осип Цадкин
* «Разрушенный город»
в) Ж.Х.Я. Липшиц
4. Футуристы
а) Умберто Боччони- «взрыв формы»
5. Конструктивизм
а) Певзнер Антон и Наум(Кабо)
* «Феникс», «Линейная конструкция №8»
б) Александр Колдер
* «Мобили», бесполезные машины
в) Шоффер
* «Монохронодинамические композиции»
6. Дадаизм, поп арт, концептуализм «ассамбляжи», случайные конструкции, китч.
7. LANDART – земляное творчество.
а) Смитсон
* «Комплекс-I»
Скульптура России. Советская пропаганда – снятие памятников царям и их слуг замена монументами революционерам.
8. Классика
а) Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)
* Булыжник - оружие пролетариата
б) Александр Терентьевич Матвеев
* «Октябрь. Рабочий , крестьянин и красноармеец»
в) Вера Мухина
* «Крестьянка»
* «Рабочий и колхозница»
9. Волна монументализма .
a) Памятники Чапаеву в Кишеневе и Т. Шевченко в Харькове
10. Декоративная скульптура
а) Кардашов и Ефимов
* фонтаны Северного Речного вокзала Москвы
11. Военная скульптура
официальная человечно-чуткая
«Воин освободитель» Вучетич. «Портрет Юсупова» Мухина
12. «Украшательство»
а) Памятник Ю. Долгорукому - Орлов
тяга к ясным образам
б) Памятник Маяковскому - Кибельников
скульптура приравнивается к ландшафту
в) Зеленый пояс славы под Ленинградом
г) Памятник освоению космоса, Москва
13. Проявления авангардизма
а) Эрнст Неизвестный
* Дафна
* Сердце Христа
* Атомный взрыв
14. Новейшее искуство
а) Зураб Церетели
* Яблоко
* Жанровые работы
* Петр 1
б) Бурганов
III. Живопись – множественность форм и проявлений, от нового витка реализма до полного отрицания эстетики.
1. Фовизм –(fauve – «дикие», фр.)- течение во франц.(вначале) живописи нач. ХХ века, характериз. предельно интенсивным звучанием открытых цветов применением контрастов, упрощением локального цвета, отказом от светотени и линейной перспективы.
а) Анри Матисс
* «Мадам Матисс»
* «Радость жизни»
* «Танец»
* «Музыка»
* «Красные рыбки»
* «Натюрморт с раковиной»
* Капелла чёток в Вансе
б) Андре Дерен
* Виды Коллиура
* «Автопортрет»
в) Морис де Вламинк
* «Баржи на Сене»
г) Жорж Руо – трагизм, слабость и беззащитность
* «Святой лик»
д) Кес ван Донген (Т.М.Корнель)
* Портреты «жителей дна»
е) Альбер Марке – поэтическая простота
* пейзажи
2. Экспрессионизм (широкий круг явлений), (expressio – выражение, латин.) – течение в искусстве нач.ХХ в Германии и Австрии, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, и выражение этого мира – единственной целью художника. Объединение «Мост»
а) Эрнст Людвиг Кирхнер
* Улица
* Красная башня в Халле
* Встреча Шлемиля с тенью
б) Эмиль Нольде Ханзен
* религиозная тематика
* пейзажи
* 1500 маленьких акварелей
в) Франтишек Купка
* Этюд к языку вертикалей
* Размещение графических мотивов
г) Оскар Кокошка
* Супруга ветра
д) Эгон Шиле
* Автопортрет
3. Парижская школа- разновременная и разнородная группа художников из разных стран мира, нашедших свой стиль в Париже
а) Пит Мондриан
б) Диего Ривера
в) Хуан Гриз
г) Хаим Сутин
* Портрет
д) Амедео Модильяни
* Портреты
4. Пауль Клее- экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм.
* графическое начало
* открытие цвета после Туниса
* «Полная Луна», «Вращающийся дом», «Вспышка страха», «Смерть и Пламя».
5. Кубизм – приведение всех форм к упрощению фигур и объемов, рассматривание со всех точек одновременно.
а) Жорж Брак
* Дома в Эстане
* натюрморт со скрипкой и кувшином
* композиция с трефовым тузом
б) Хуан Грис
в) Робер и Соше Делоне- переход к чистому абстракционизму
г) Фернан Леже
д) Луи Маркуси
6. Пабло Пикассо- кубизм, экспрессионизм, Художник вне стиля, сюрреализм, абстракция
а) «Голубой период» (1901-04)- выразительность линий
* Девушка на шаре
* Девушка с голубем
* Двое
* Завтрак слепого
б) «Розовый период»
* бродячие артисты, циркачи
* мотивы античной классики(«Водопой»)
в) кубизм
* «Авиньонские девицы» - появление кубизма
* «Девушка с веером» - аналитический кубизм
* «Портрет А. Воллара»
* коллажи – синтетический кубизм
* «Герника» - память о гибели города 1936 г. (8х3,5 м) сознательный ахроматизм
* ансамбль произведений замка Гримальди в Антибе
* графика: офорты «Метаморфозы», «Сюита Воллара», «Мечты и ложь генерала Франко»
* росписи капеллы в Валлорисе
* керамика
7. Футуризм (лат. future- будущее)- основатель поэт Ф.Т. Маринетти (Италия)- больше манифесты , чем произведения, символ будущего- движение.
а) Умберто Боччони
б) Джакомо Балла
в) Кармо Карра
г) Джино Северини
д) Луиджи Руссоло
8. Метафизическая живопись(дословно - сверх физика)
а) Джорджо Де Кирико - вечный покой
* пейзажи
* «Ум ребенка»
б) Альберто Савиньо (Андреа де Кирико)
в) Луиджи Де Писис
г) Джорджо Моранди
* натюрморт
д) Кармо Карра
9. Неоклассицизм: к,с,ж- черные линии, перпендикуляры + белый, черный, серый, плоскость!!!
а) Пит Мондриан(Голландия) художник, промышленный архитектор
* ранние пейзажи
* кубические опыты
* абстрактные композиции: серия «Море», «Композиции»
10. Дадаизм (dada-франц. – лошадка) нет конкретных значений, цветоразрушение какой бы то ни было эстетики, игра, насмешка
а) Тристан Туаре – основатель дадаизма
б) Рихард Хюльденбек
в) Софи Тауберг
г) Марсель Дюшан - редимэйд
* Мона Лиза с усами
* Фонтан
д) Франсис Пикабио
е) Курт Швиттерс
ж) Макс Эрнст
11. Сюрреализм (франц. сверхреальность) 30-е года, последователи дадаизма, психоанализ Фрейда- источник искусства - сфера подсознания (инстинкты, сны, галлюцинации), метод разрыва логических связей, замена субъекта «обманками», ассоциации.
а) Андре Масон – графика авторисование и фроттаж
б) Макс Эрнст
* Обманки
* Дева наказание
в) Ив Танги – тревога
г) Рене Магритт – обескураживающая идея промежуточности
* Черная могила
д) Сальвадор Дали (Испания) художник скандала и эпатажа, испробовал все от реализма до до кубизма и футуризма. Жена-муза, Гала.
* Фильм совместно с Бюньюэлем «Андалузский пес»
* «Постоянство памяти»
* «Мягкая конструкция»
* «Атомная Леда»
* «Пылающий жираф»
* религиозная тема «Мадонна»
* театр-музей в Фигерасе
е) Хоан Миро – поиск себя, автописьмо, сюрреализм
* вспаханное поле
* Каталонский пейзаж. Охотник
* Собака, лающая на луну
* Полет птицы вокруг женщины с 3-мя волосами
12. Абстрактный экспрессионизм – нью-йоркская школа
а) Аршил Горки – автоматизм «гибриды»
* агония
б) Джексон Поллак метод спонтанного автоматизма дриппинг холст на полу набрызг
* без названия
в) Марк Ротко – малярство
г) Барнетт Ньюман
Френк Стелла
Ташизм – (tache- франц. пятно) абстрактный экспрессионизм резкие мазки и брызги красок
Оп-арт (optical art англ. оптическое искусство) 50-60-е гг. 20 в.
а) Виктор Вазарелли(Арктур)
13. Поп - арт (pop art англ. доступность, попса) 50-60-е гг. 20 в. символ американского искусства, простые объекты стали искусством, фактор музеификации
а) Энди Уорхолл
* 200 банок супа «Кэмпбелл»
* Мэрилин
б) Рой Лихтенштейн
14. Новый реализм –мир предметов, но вне утилитарной функции, порой и вне своей изначальной формы.
а) Арман «Венера из кисточек для бритья»
б) Блоки Сезара (из пресованых авто)
15. Процессуальное искусство– ХЕППЕНИНГ (анг. happening – «происходящее»). Действо, разыгрываемое на публике без определенного сценария с участием зрителей и прохожих. Напр. – студенты, облизывающие кузов автомобиля.
а) Аллан Капроу (1959г – первый хеппенинг)
16. Гиперреализм(фотореализм) – картины\скульптуры -подобия очень резких фотографий или объектов большого формата случайной кадрировки, где все планы одинаково четкие и подробные.
а) Ричард Эстес – «Телефонные кабины»
б) Чак Клоуз – «Линда»
17. Постмодернизм и трансавангард (70 - 90-е гг.ХХ века) – направление в общественной и культурной жизни соврем. индустриальных стран, характеризуется эклектикой с широким диапазоном источников.
а) Энцо Кукки
б) Георг Базелитц
в) А.Р. Пэнк……
18. Боди-арт (англ. body art - «искусство тела») – худож. практика, у которой материалом служит тело человека.
а) Ив Кляйн – люди как штампы
б) Пьетро Мандзони. Живая скульптура
19. Кинетическое искусство( греч. «кинетикос» - «приводящий в движение»)
а) Наум Габо
б) Ласло Мохой-Надь
в) Жан Тенгие
20. Концептуализм(лат. conceptus – «мысль», «представление»).Возник в 60-е года. Направление в искусстве авангарда, характеризуется отказом от воплощения идеи в материале(«искусство в голове»)
а) Джозеф Кошут. «Искуссство как идея как идея», «Один и три стула»
21. Перфоманс– современное продолжение хеппенинга, но уже срежиссированное с ожидаемым результатом, где зрители – сами творцы.
Пример: огромный белый шар, наполненный воздухом, плывуший по спокойной излучине реки среди полей.
22. Компьютерная графика – самый современный вид искусства, может совмещать образы других направлений.
Русская живопись ХХ века.
ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН – первые русские школы дизайна.
1. Кузьма Петров-Водкин – стилистика древнерусских икон, итальянского Возрождения, модерна и фовизма.
а) «Сон»
б) «Купание красного коня»
в) «Мать», «Петроградская мадонна»
г) «Смерть комиссара»
2. «Бубновый валет» - название выставки и общества художников, образовавшейся после нее. Балаганный характер экспозиций и произведений. «наследники» Поля Сезана
а) Петр Кончаловский
б) Михаил Ларионов
в) Наталья Гончарова
г) Илья Машков
д) Аристарх Лентулов
е) Роберт Фальк
ж) Александр Куприн
з) Натан Альтман – не входил в группу, но близок ей
3. «Ослиный хвост» -выставка и недолгое объединение художников. Направление примитивизма.
а) Ларионов - идея лучизма – первый вариант абстрактного искусства.
б) Гончарова
4. Нико Пиросманашвили(Пиросмани) – грузинский художник-примитивист.
а) жанровые сцены из народной среды
5. Марк Шагал – переплетение традиций примитивизма, кубизма, фовизма
а) «Я и деревня», «Скрипач»
б) «Прогулка», «Над городом»
в) «Святое семейство»
г) Плафон парижского театра Гранд-опера
д) витражи
6. Василий Кандинский – первый художник абстракционизма, принял судьбу художника в 30 лет. Возглавлял группы «Фаланга», «Новое мюнхенское худ.объединение», «Синий всадник». Вначале как и все пробовал разные существующие направления.
а) «Дома в Мурнау..»
б) «Дамы в кринолинах»
в) Цикл гравюр «Стихи без слов»
г) Книга «О духовном в искусстве» Главенство линии и цветового пятна – исток абстракционизма. Импресии(впечатление извне), импровизации (бессознательные внутренние впечатления) и композиции (сознательная форма абстракции)
д) «Импровизация Кламмм», «Композиция VI», «Композиция VIII»
е) классический период, более линейные светлые композиции.
7. Павел Филонов – «аналитическое искусство» - идея органического роста образов в картине + мельчайшие «атомы и молекулы» формы
а) «Крестьянская семья (Святое семейство)»
б) «Формула империализма»
8. Казимир Малевич – супрематизм – конценрация масштабного образа в простой геометрической форме, кубофутуризм.
а) «Дама на остановке трамвая»
б) «Авиатор»
в) крестьянская серия
г) «Супрематизм», «Черный квадрат»
д) вторая крестьянская серия
9. Владимир Татлин – авангардист: конструктивизм.
а) цветы – импрессионистическая манера
б) «Флотские формы», «Рыбное дело»
в) театральное творчество в форме авангардной живописи.
г) Контррельефы – объемные композиции – прообраз конструктивизма.
д) Проект памятника 3 Интернационалу
е) «Летатлин»
10. Политический плакат начала страны советов. Окна РОСТА, окна ТАСС. «Кукрыниксы».
а) «Родина-мать зовет!»
б) «Помоги!»
11. Художественные течения 20-30 годов.
а) «Станковисты» ОСТ
* А.А. Дейнека
* Ю.И. Пименов
* Д.Штеренберг
б) «Производственники»(дизайнеры-конструктивисты) ОБМОХУ, ВХУТЕМАС ВХУТЕИН
* Эль Лисицкий – «проуны», «Клином красным бей белых»
в) АХРР – Ассоциация художников революционной России – наследники передвижников – реалисты
* А.Е. Архипов
* Н.А.Касаткин
* С.В. Малютин
* А.М.Герасимов
* Б.В.Йогансон
* М.Б. Греков
* И.И. Бродский
г) «Маковец» - классическая живопись и графика
* В.Н. Чекрыгин
* Л.Ф. Жегин
* А.В. Фонвизин
12. после 30-х годов, союзы художников, архитекторов с госзаказами.
а) А. М.Герасимов
б) Б.В. Йогансон
Станковое искусство Второй половины ХХ века.
Академия художеств СССР 1947г. с жесткой системой образования: худ.школа\училище – институт - академия
13. «Суровый стиль» - направление живописи художников МОСХа (Московское отделение Союза художников), тема: жизнь простых советских людей в возвышенно-поэтическом духе.
а) П.Ф.Никонов
б) Н.И. Андронов
в) В. Попков
г) Д.Жилинский
14. «Шестидесятники» - авторское неформальное творчество
15. «Лианозовская группа»
16. Западные течения –«нонконформисты»
17. СОЦ-АРТ (как и поп-арт, но в сторону жизни, а не искусства)
18. С 80-х годов развитие русского искусства параллельно западному.
IV.Декоративно-прикладное искусство. Дизайн.
1. Сферы быта. Мебель, одежда, утварь, инструменты и оборудование – область дизайна. Продукции «от кутюр»(ради искусства) и «прет-а-порте»(для применения)
2. Восстановление (в России) утраченных народных промыслов:
а) Роспись по дереву
* Пермогорская
* Мезенская
* Северодвинская
* Полхов-Майданская
* Сергиевопосадская матрешка
* Хохломская
б) Керамика и роспись по керамике
* Гжель
* Скопинская
в) Народная глиняная игрушка
* Дымково
* Филимоново
* Каргополь
* Вятка
г) Обработка дерева
* Богородская резьба
* Хотьковская резьба
д) Текстиль
* Павлопосадский платок
* Кружевоплетение
* Вышивка
* Ткачество
* Золотое шитье
е) Металлопластика и роспись
* Кубачи
* Художественная ковка
* Тульские самовары
* Жостовские подносы
* Чеканка
ж) Резьба по камню, кости
з) Ювелирное искусство
и) Русская лаковая миниатюра
* Федоскино
* Мстера
* Холуй
3. Батик
4. Гобелен
5. Валяние
6. Декупаж
7. Декор
8. Бисероплетение.
9. Художественная пластика.
10. Ювелирное искусство.