Постмодернизм и трансавангард

Компьютерное искусство



Историческая обстановка: чудовищные мировые войны, тоталитарные режимы, гонка вооружений, абсолютная потеря «истин» эпохи Возрождения и Просвещения. Человек остался наедине с новым грозным непонятным миром как в первобытные времена.

Художественные тенденции: стирание национальных и государственных рамок, огромное разнообразие направлений, особенно авангардных (франц. avant-garde – «передний край»). Переосмысление отношений «действительность-художник-зритель»: от поиска новых форм старых ценностей – до полного отрицания каких либо форм знакомой эстетики.

Искусство России: рацвет стиля модерн (нач ХХв. – 30гг.), «советский период»(30 – 80гг.), сочетания разных стилей в разных формах, заново открыта иконопись, городская, народная культура(лубок, вывеска, афиша). В начале 10гг. – первые проявление абстракционизма (беспредметного искусства), СОЦАРТ(соц.реализм). С 1932 г.- гос. системы творческих союзов: Союз художников, Союз архитекторов,…) . Все, что кроме СОЦАРТА в подполье.

I.Архитектура -

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА

1. «Баухауз»- «дом строительства»(Германия) - первая школа дизайна и архитектуры, основ. – Вальтер Гропиус- ассистент Беренса (AEG)

а) Обувная фабрика «Фагус» - принцип функционализма – главенства практических функций и человеческих потребностей.

б) Создание училища «Баухауз» и строительство здания для него. Идея – воссоединение искусства, техники и науки

в) Здание «Баухауз» в Дессау – Гропиус и фон Мейер

г) Одноэтажное здание в Импингтон-Вилледж (Англия)

д) постройки в Америке

2. Людвиг Мис ван дер Роэ – (Германия, США)

а) Появление международного стиля: стальные несущие конструкции, «навесные стены», отсутствие декора.

б) идея «свободного плана» и «непрерывного пространства» (павильон Германии на Межд. выставке в Барселоне, 1929г., вилла Тугендхат)

в) Комплекс зданий Иллинойского технологического института

г) Американские небоскребы (единый «монолит» из стекла), жилые дома на Лейк-Шор-драйв

3. Ле Корбюзье – не получил специального образования, разрабатывал принципы строительства современного города и жилища.

а) «Дом-Ино»

б) «Пять пунктов» архитектуры (Вилла Савой)

в) Здание Центросоюза в Москве.

г) Изменение отношения к ДОМУ, больше лиричности, теплоты, народности форм

* Дом Эррасурис в Чили

д) Литературные труды, исследование возможностей современных пропорций: МОДУЛОР- средние размеры человеческого тела + «золотой ряд»(а, а, а+а, а+а+а, а+а+а + а+а, ….)

* Большой жилой дом в Марселе

* Капелла в Роншане

* Монастырь Ля-Туретт у Лиона

* Национальный музей западного искусства в Токио

* Центр искусств в Кембридже

4. Френк Ллойд Райт (США) начало тв-ва еще в 19 веке

а) «Стиль прерий» - нависающие карнизы, низкие террасы, сады за оградами

«органичная» * собственный дом Райта в Оукпарке

архитектура: *дом Уинслоу в Ривер Форест

включ. в ландшафт, *дом Уиллитса в Хайленд-парке

природн. материал *дом Роби в Чикаго

б) Ларкин-билдинг в Буффало(матер.–бетон, примен. один из перв.)

в) Церковь в Оук-парке

Неприятие на родине, но овации в Европе, активное проектирование с новыми материалами: стекло – «застывший воздух», «город широкого простора» благодаря развитию транспорта – утопия

г) здание компании «Джонсон и сын» - неземной простор

д) Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»)

е) Здание музея Гугенхейма (огромная спираль)

ж) Проект небоскреба «Иллинойс» - неосуществлен по финанс. пр.

Вторая половина ХХ века.

Переход права архитектурного авангарда от Центральной Европы к США, Мексике, Бразилии, Японии и к окружным евр странам:Италии, Скандинавии.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО (2мир война – много разрушений). «Афинская хартия»1943г. – регламент городской застройки: разгранич. жилых, промышл., обществ.-культ. районов, равновесие трансп. и жилого сектор.

революция стройит. техники – тонкостенный бетон, аллюминий пластмассы, синтетич. пленка

5. Брутализм

а) Эллисон и Питер Смитсоны

* Здание редакции журнала «Экономист»

6. Новое барокко(выразит., криволинейные формы и конструкции из мира живой природы – биоморфизм)

а) Аэропорт компании TWA – форма огромного ската.

7. Постмодернизм – оппонент функционализма.

а) Малый дворец спорта в Риме (Нерви и Вителоци)

б) Город Бразилиа,1960г . – столица с нуля, план – огромная птица.

8. Метаболисты – преобразование ассоциаций.

а) Центр СМИ в Кофу, Кендзо Тенгэ

б) Оперный театр в Сиднее (Йорн Уотсон)

в) Район Дефанс в Париже.

Архитектура России и СССР – монополия на архит. заказы – у государства, вначале периода – подъем творчества в широком поле вариантов (без существенных ограничений) – «строительство нового мира»

9. «Революционный стиль» - популяризация мотивов Востока

а) Памятник борцам революции на Марсовом поле (С-П)

б) Мавзолей В.И.Ленина – Щусев

в) Шуховская башня (радиобашня, арх. – Шухов) – использование гиперболоидных конструкций

10. АСНОВА(ассоциация новых архитекторов) – ведущий – Ладовский, Мельников

11. ОСА(Объединение современных архитекторов) – братья Веснены, Гинсбург, Леонидов, Голосов – ближе к конструктивизму

Спор УРБАНИСТОВ и ДЕЗУРБАНИСТОВ

12. 1932г. – учреждена Академия Архитектуры СССР, линия: наследие Античности и Возрождения

а) Жилой дом на Моховой ул., 1932г., Жолтовский

Но! в основном - эклектика

б) Главный павильон ВСВ(ныне ВВЦ)

13. Реконструкция Москвы - центра (группа Семенова): транспорт, зоны отдыха, мосты.

а) «Дворец Советов» на месте хр.Христа Спасителя (неосуществлен)

б) Серия высотных зданий – дорогих по материаллам – «Сталинский ампир»

* МГУ на Воробьевых горах

Вторая половина ХХ века.

Указ, осуждавший архитектурные излишества и украшательство. Массовое жилое строительство (расселение коммуналок) – «хрущевки». Озелененные микрорайоны вокруг обществ. и культурн. зданий – массовость, но однотипность жилья

* Искл.: Кинотеатр «Россия» 1961г.

* Дом нового быта в Новых Черемушках 1969 (общежитие МГУ)

Эталон – бетонная призма с лентами окон

* Государственный Кремлевский Дворец

* Новый Арбат

* Новое здание театра драмы и комедии на Таганке

* Останкинская башня

90-е – бум строительства:

* Восстановлен Храм Христа Спасителя

* Подземный Манеж

14. ХАЙ-ТЕК + исторические стили

* Гостинный двор

* МОСКВА-СИТИ

II.Скульптура

1. Экспрессионизм классический традиционный авангард

а) Эрнст Барлах (Германия)

* «Памятник павшим»

* «Мститель»

б) Альберто Джакомети (Швейцария)

* Шагающий человек

2. Виталисты (vitalis-жизненный) символизм и абстрактные образы идеи.

а) Генри Мур (Англия) – «органические формы»

* «Полулежащая»

* «Струнные мать и дитя»

* «Семейная группа»

* «Лежащая фигура» - все меньше узнавания

б) Константин Брынкиуши (Бранкузи) (Румыния)

* «Уснувшая муза»

* «Стол молчания»

3. Кубисты - выходцы из России

а) Александр Порфирьевич Архипенко

* «Женщина, расчесывающая волосы»

б) Осип Цадкин

* «Разрушенный город»

в) Ж.Х.Я. Липшиц

4. Футуристы

а) Умберто Боччони- «взрыв формы»

5. Конструктивизм

а) Певзнер Антон и Наум(Кабо)

* «Феникс», «Линейная конструкция №8»

б) Александр Колдер

* «Мобили», бесполезные машины

в) Шоффер

* «Монохронодинамические композиции»

6. Дадаизм, поп арт, концептуализм «ассамбляжи», случайные конструкции, китч.

7. LANDART – земляное творчество.

а) Смитсон

* «Комплекс-I»

Скульптура России. Советская пропаганда – снятие памятников царям и их слуг замена монументами революционерам.

8. Классика

а) Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)

* Булыжник - оружие пролетариата

б) Александр Терентьевич Матвеев

* «Октябрь. Рабочий , крестьянин и красноармеец»

в) Вера Мухина

* «Крестьянка»

* «Рабочий и колхозница»

9. Волна монументализма .

a) Памятники Чапаеву в Кишеневе и Т. Шевченко в Харькове

10. Декоративная скульптура

а) Кардашов и Ефимов

* фонтаны Северного Речного вокзала Москвы

11. Военная скульптура

официальная человечно-чуткая

«Воин освободитель» Вучетич. «Портрет Юсупова» Мухина

12. «Украшательство»

а) Памятник Ю. Долгорукому - Орлов

тяга к ясным образам

б) Памятник Маяковскому - Кибельников

скульптура приравнивается к ландшафту

в) Зеленый пояс славы под Ленинградом

г) Памятник освоению космоса, Москва

13. Проявления авангардизма

а) Эрнст Неизвестный

* Дафна

* Сердце Христа

* Атомный взрыв

14. Новейшее искуство

а) Зураб Церетели

* Яблоко

* Жанровые работы

* Петр 1

б) Бурганов

III. Живопись – множественность форм и проявлений, от нового витка реализма до полного отрицания эстетики.

1. Фовизм –(fauve – «дикие», фр.)- течение во франц.(вначале) живописи нач. ХХ века, характериз. предельно интенсивным звучанием открытых цветов применением контрастов, упрощением локального цвета, отказом от светотени и линейной перспективы.

а) Анри Матисс

* «Мадам Матисс»

* «Радость жизни»

* «Танец»

* «Музыка»

* «Красные рыбки»

* «Натюрморт с раковиной»

* Капелла чёток в Вансе

б) Андре Дерен

* Виды Коллиура

* «Автопортрет»

в) Морис де Вламинк

* «Баржи на Сене»

г) Жорж Руо – трагизм, слабость и беззащитность

* «Святой лик»

д) Кес ван Донген (Т.М.Корнель)

* Портреты «жителей дна»

е) Альбер Марке – поэтическая простота

* пейзажи

2. Экспрессионизм (широкий круг явлений), (expressio – выражение, латин.) – течение в искусстве нач.ХХ в Германии и Австрии, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, и выражение этого мира – единственной целью художника. Объединение «Мост»

а) Эрнст Людвиг Кирхнер

* Улица

* Красная башня в Халле

* Встреча Шлемиля с тенью

б) Эмиль Нольде Ханзен

* религиозная тематика

* пейзажи

* 1500 маленьких акварелей

в) Франтишек Купка

* Этюд к языку вертикалей

* Размещение графических мотивов

г) Оскар Кокошка

* Супруга ветра

д) Эгон Шиле

* Автопортрет

3. Парижская школа- разновременная и разнородная группа художников из разных стран мира, нашедших свой стиль в Париже

а) Пит Мондриан

б) Диего Ривера

в) Хуан Гриз

г) Хаим Сутин

* Портрет

д) Амедео Модильяни

* Портреты

4. Пауль Клее- экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм.

* графическое начало

* открытие цвета после Туниса

* «Полная Луна», «Вращающийся дом», «Вспышка страха», «Смерть и Пламя».

5. Кубизм – приведение всех форм к упрощению фигур и объемов, рассматривание со всех точек одновременно.

а) Жорж Брак

* Дома в Эстане

* натюрморт со скрипкой и кувшином

* композиция с трефовым тузом

б) Хуан Грис

в) Робер и Соше Делоне- переход к чистому абстракционизму

г) Фернан Леже

д) Луи Маркуси

6. Пабло Пикассо- кубизм, экспрессионизм, Художник вне стиля, сюрреализм, абстракция

а) «Голубой период» (1901-04)- выразительность линий

* Девушка на шаре

* Девушка с голубем

* Двое

* Завтрак слепого

б) «Розовый период»

* бродячие артисты, циркачи

* мотивы античной классики(«Водопой»)

в) кубизм

* «Авиньонские девицы» - появление кубизма

* «Девушка с веером» - аналитический кубизм

* «Портрет А. Воллара»

* коллажи – синтетический кубизм

* «Герника» - память о гибели города 1936 г. (8х3,5 м) сознательный ахроматизм

* ансамбль произведений замка Гримальди в Антибе

* графика: офорты «Метаморфозы», «Сюита Воллара», «Мечты и ложь генерала Франко»

* росписи капеллы в Валлорисе

* керамика

7. Футуризм (лат. future- будущее)- основатель поэт Ф.Т. Маринетти (Италия)- больше манифесты , чем произведения, символ будущего- движение.

а) Умберто Боччони

б) Джакомо Балла

в) Кармо Карра

г) Джино Северини

д) Луиджи Руссоло

8. Метафизическая живопись(дословно - сверх физика)

а) Джорджо Де Кирико - вечный покой

* пейзажи

* «Ум ребенка»

б) Альберто Савиньо (Андреа де Кирико)

в) Луиджи Де Писис

г) Джорджо Моранди

* натюрморт

д) Кармо Карра

9. Неоклассицизм: к,с,ж- черные линии, перпендикуляры + белый, черный, серый, плоскость!!!

а) Пит Мондриан(Голландия) художник, промышленный архитектор

* ранние пейзажи

* кубические опыты

* абстрактные композиции: серия «Море», «Композиции»

10. Дадаизм (dada-франц. – лошадка) нет конкретных значений, цветоразрушение какой бы то ни было эстетики, игра, насмешка

а) Тристан Туаре – основатель дадаизма

б) Рихард Хюльденбек

в) Софи Тауберг

г) Марсель Дюшан - редимэйд

* Мона Лиза с усами

* Фонтан

д) Франсис Пикабио

е) Курт Швиттерс

ж) Макс Эрнст

11. Сюрреализм (франц. сверхреальность) 30-е года, последователи дадаизма, психоанализ Фрейда- источник искусства - сфера подсознания (инстинкты, сны, галлюцинации), метод разрыва логических связей, замена субъекта «обманками», ассоциации.

а) Андре Масон – графика авторисование и фроттаж

б) Макс Эрнст

* Обманки

* Дева наказание

в) Ив Танги – тревога

г) Рене Магритт – обескураживающая идея промежуточности

* Черная могила

д) Сальвадор Дали (Испания) художник скандала и эпатажа, испробовал все от реализма до до кубизма и футуризма. Жена-муза, Гала.

* Фильм совместно с Бюньюэлем «Андалузский пес»

* «Постоянство памяти»

* «Мягкая конструкция»

* «Атомная Леда»

* «Пылающий жираф»

* религиозная тема «Мадонна»

* театр-музей в Фигерасе

е) Хоан Миро – поиск себя, автописьмо, сюрреализм

* вспаханное поле

* Каталонский пейзаж. Охотник

* Собака, лающая на луну

* Полет птицы вокруг женщины с 3-мя волосами

12. Абстрактный экспрессионизм – нью-йоркская школа

а) Аршил Горки – автоматизм «гибриды»

* агония

б) Джексон Поллак метод спонтанного автоматизма дриппинг холст на полу набрызг

* без названия

в) Марк Ротко – малярство

г) Барнетт Ньюман

Френк Стелла

Ташизм – (tache- франц. пятно) абстрактный экспрессионизм резкие мазки и брызги красок

Оп-арт (optical art англ. оптическое искусство) 50-60-е гг. 20 в.

а) Виктор Вазарелли(Арктур)

13. Поп - арт (pop art англ. доступность, попса) 50-60-е гг. 20 в. символ американского искусства, простые объекты стали искусством, фактор музеификации

а) Энди Уорхолл

* 200 банок супа «Кэмпбелл»

* Мэрилин

б) Рой Лихтенштейн

14. Новый реализм –мир предметов, но вне утилитарной функции, порой и вне своей изначальной формы.

а) Арман «Венера из кисточек для бритья»

б) Блоки Сезара (из пресованых авто)

15. Процессуальное искусство– ХЕППЕНИНГ (анг. happening – «происходящее»). Действо, разыгрываемое на публике без определенного сценария с участием зрителей и прохожих. Напр. – студенты, облизывающие кузов автомобиля.

а) Аллан Капроу (1959г – первый хеппенинг)

16. Гиперреализм(фотореализм) – картины\скульптуры -подобия очень резких фотографий или объектов большого формата случайной кадрировки, где все планы одинаково четкие и подробные.

а) Ричард Эстес – «Телефонные кабины»

б) Чак Клоуз – «Линда»

17. Постмодернизм и трансавангард (70 - 90-е гг.ХХ века) – направление в общественной и культурной жизни соврем. индустриальных стран, характеризуется эклектикой с широким диапазоном источников.

а) Энцо Кукки

б) Георг Базелитц

в) А.Р. Пэнк……

18. Боди-арт (англ. body art - «искусство тела») – худож. практика, у которой материалом служит тело человека.

а) Ив Кляйн – люди как штампы

б) Пьетро Мандзони. Живая скульптура

19. Кинетическое искусство( греч. «кинетикос» - «приводящий в движение»)

а) Наум Габо

б) Ласло Мохой-Надь

в) Жан Тенгие

20. Концептуализм(лат. conceptus – «мысль», «представление»).Возник в 60-е года. Направление в искусстве авангарда, характеризуется отказом от воплощения идеи в материале(«искусство в голове»)

а) Джозеф Кошут. «Искуссство как идея как идея», «Один и три стула»

21. Перфоманс– современное продолжение хеппенинга, но уже срежиссированное с ожидаемым результатом, где зрители – сами творцы.

Пример: огромный белый шар, наполненный воздухом, плывуший по спокойной излучине реки среди полей.

22. Компьютерная графика – самый современный вид искусства, может совмещать образы других направлений.

Русская живопись ХХ века.

ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН – первые русские школы дизайна.

1. Кузьма Петров-Водкин – стилистика древнерусских икон, итальянского Возрождения, модерна и фовизма.

а) «Сон»

б) «Купание красного коня»

в) «Мать», «Петроградская мадонна»

г) «Смерть комиссара»

2. «Бубновый валет» - название выставки и общества художников, образовавшейся после нее. Балаганный характер экспозиций и произведений. «наследники» Поля Сезана

а) Петр Кончаловский

б) Михаил Ларионов

в) Наталья Гончарова

г) Илья Машков

д) Аристарх Лентулов

е) Роберт Фальк

ж) Александр Куприн

з) Натан Альтман – не входил в группу, но близок ей

3. «Ослиный хвост» -выставка и недолгое объединение художников. Направление примитивизма.

а) Ларионов - идея лучизма – первый вариант абстрактного искусства.

б) Гончарова

4. Нико Пиросманашвили(Пиросмани) – грузинский художник-примитивист.

а) жанровые сцены из народной среды

5. Марк Шагал – переплетение традиций примитивизма, кубизма, фовизма

а) «Я и деревня», «Скрипач»

б) «Прогулка», «Над городом»

в) «Святое семейство»

г) Плафон парижского театра Гранд-опера

д) витражи

6. Василий Кандинский – первый художник абстракционизма, принял судьбу художника в 30 лет. Возглавлял группы «Фаланга», «Новое мюнхенское худ.объединение», «Синий всадник». Вначале как и все пробовал разные существующие направления.

а) «Дома в Мурнау..»

б) «Дамы в кринолинах»

в) Цикл гравюр «Стихи без слов»

г) Книга «О духовном в искусстве» Главенство линии и цветового пятна – исток абстракционизма. Импресии(впечатление извне), импровизации (бессознательные внутренние впечатления) и композиции (сознательная форма абстракции)

д) «Импровизация Кламмм», «Композиция VI», «Композиция VIII»

е) классический период, более линейные светлые композиции.

7. Павел Филонов – «аналитическое искусство» - идея органического роста образов в картине + мельчайшие «атомы и молекулы» формы

а) «Крестьянская семья (Святое семейство)»

б) «Формула империализма»

8. Казимир Малевич – супрематизм – конценрация масштабного образа в простой геометрической форме, кубофутуризм.

а) «Дама на остановке трамвая»

б) «Авиатор»

в) крестьянская серия

г) «Супрематизм», «Черный квадрат»

д) вторая крестьянская серия

9. Владимир Татлин – авангардист: конструктивизм.

а) цветы – импрессионистическая манера

б) «Флотские формы», «Рыбное дело»

в) театральное творчество в форме авангардной живописи.

г) Контррельефы – объемные композиции – прообраз конструктивизма.

д) Проект памятника 3 Интернационалу

е) «Летатлин»

10. Политический плакат начала страны советов. Окна РОСТА, окна ТАСС. «Кукрыниксы».

а) «Родина-мать зовет!»

б) «Помоги!»

11. Художественные течения 20-30 годов.

а) «Станковисты» ОСТ

* А.А. Дейнека

* Ю.И. Пименов

* Д.Штеренберг

б) «Производственники»(дизайнеры-конструктивисты) ОБМОХУ, ВХУТЕМАС ВХУТЕИН

* Эль Лисицкий – «проуны», «Клином красным бей белых»

в) АХРР – Ассоциация художников революционной России – наследники передвижников – реалисты

* А.Е. Архипов

* Н.А.Касаткин

* С.В. Малютин

* А.М.Герасимов

* Б.В.Йогансон

* М.Б. Греков

* И.И. Бродский

г) «Маковец» - классическая живопись и графика

* В.Н. Чекрыгин

* Л.Ф. Жегин

* А.В. Фонвизин

12. после 30-х годов, союзы художников, архитекторов с госзаказами.

а) А. М.Герасимов

б) Б.В. Йогансон

Станковое искусство Второй половины ХХ века.

Академия художеств СССР 1947г. с жесткой системой образования: худ.школа\училище – институт - академия

13. «Суровый стиль» - направление живописи художников МОСХа (Московское отделение Союза художников), тема: жизнь простых советских людей в возвышенно-поэтическом духе.

а) П.Ф.Никонов

б) Н.И. Андронов

в) В. Попков

г) Д.Жилинский

14. «Шестидесятники» - авторское неформальное творчество

15. «Лианозовская группа»

16. Западные течения –«нонконформисты»

17. СОЦ-АРТ (как и поп-арт, но в сторону жизни, а не искусства)

18. С 80-х годов развитие русского искусства параллельно западному.

IV.Декоративно-прикладное искусство. Дизайн.

1. Сферы быта. Мебель, одежда, утварь, инструменты и оборудование – область дизайна. Продукции «от кутюр»(ради искусства) и «прет-а-порте»(для применения)

2. Восстановление (в России) утраченных народных промыслов:

а) Роспись по дереву

* Пермогорская

* Мезенская

* Северодвинская

* Полхов-Майданская

* Сергиевопосадская матрешка

* Хохломская

б) Керамика и роспись по керамике

* Гжель

* Скопинская

в) Народная глиняная игрушка

* Дымково

* Филимоново

* Каргополь

* Вятка

г) Обработка дерева

* Богородская резьба

* Хотьковская резьба

д) Текстиль

* Павлопосадский платок

* Кружевоплетение

* Вышивка

* Ткачество

* Золотое шитье

е) Металлопластика и роспись

* Кубачи

* Художественная ковка

* Тульские самовары

* Жостовские подносы

* Чеканка

ж) Резьба по камню, кости

з) Ювелирное искусство

и) Русская лаковая миниатюра

* Федоскино

* Мстера

* Холуй

3. Батик

4. Гобелен

5. Валяние

6. Декупаж

7. Декор

8. Бисероплетение.

9. Художественная пластика.

10. Ювелирное искусство.

Наши рекомендации