Формирование у детей творческих способностей при проведении игр

Игра для детей - это важный процесс, с помощью которого ребенок учится общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, уважать других. Игры позволяют всесторонне (интеллектуально и физически) развиться ребенку. Это могут быть спортивные игры, танцы, игра на гитаре, рисование, пение, вышивание, лепка. Помимо этого в процессе игры у ребенка зарождаются и начинают формироваться черты характера и, конечно же, чувство юмора. К таким играм можно отнести игры-представления, шутки, фокусы, игры интеллектуальные, психологические, физические и эмоциональные. Ребенок в этих играх познает себя и свои способности, а также дает возможность узнать о своих способностях родителям, воспитателю, учителю или руководителю. Игры позволяют подготовить детей к восприятию информации, а также воспринимать информацию во время игры.

Немаловажный смысл несут в себе игры с активной деятельностью. Их значение очень велико: они не только развивают внимательность, реакцию, активность, лидерские качества, интеллект человека, но и улучшают его физическое состояние и здоровье. Обычно в таких играх люди учатся взаимопомощи, взаимовыручке, общению в коллективе, а также умению управлять своими мыслями, чувствами, эмоциями.

В результате исследований ученых выявлено, что возникновение игр связано с ранним включением детей в производительный труд. Целью первых игр было скорейшее включение детей в производственный процесс и быстрая передача им накопленного опыта.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Некоторые психологи связывают способности к творческой деятельности прежде всего с особенностями мышления, которые формируются в процессе занятий, игр, общения. В творческом мышлении, которое находится в основе любой игры, лежит дивергентный (дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп) способ мышления,характеризующийся умением:

• высказывать в процессе игры максимальное количество идей (быстрота и гибкость мышления). В данном случае важно их количество, а не качество;

• порождать новые нестандартные идеи. Это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми стандартами (оригинальность мышления);

• совершенствовать и придавать игре законченный вид;

• видеть проблему там, где ее не видят другие;

• применять навыки, приобретенные при решении различных

задач;

• воспринимать действительность целиком, не дробя ее на

части;

• легко ассоциировать отдаленные понятия и выдавать нужную информацию в нужную минуту.

Развивать и формировать творческие способности детей необходимо последовательно и поэтапно. Развитие может достичь наибольшей высоты, т. е. ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако если способности не используются, не развиваются, не функционируют, они начинают утрачиваться, деградировать и угасать. Игра является благоприятным моментом для развития творческих способностей, потому что через игру дети удовлетворяют свою любознательность, огромное желание познавать окружающий мир, получают жизненный опыт. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами. Оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является физическое развитие: плавание, гимнастика, проведение спортивных соревнований, игр.

Критерии выбора игры:

Возраст играющих. При подборе игр аниматору надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Самые простые игры, доступные первоклассникам, - это групповые подвижные игры. С них и следует начинать. Но постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки. Аниматор должен знать любимые игры детей.

Многолетний опыт показал, что есть игры, которые вообще нельзя отнести к определенному возрасту. Например, такие игры, как «Удочка», «Второй лишний», «Белки, орехи, шишки», можно с одинаковым успехом проводить со школьниками и даже со взрослыми людьми.

Помещение для игр. При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или на спортивной площадке, никаких ограничений для выбора той или иной подвижной игры нет. Можно организовать игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнования между ними.

В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т. п. Подвижные игры тоже можно проводить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети - зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять. Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.

Игры на воздухе. Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие - на осенний или зимний. В хорошую, теплую погоду во дворе, на площадке, в сквере, на опушке леса можно организовать те игры, которые в плохую погоду приходится проводить в помещении, и те, что только на воздухе и возможны. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают пребывание на воздухе приятным. В дождливую погоду игры можно проводить только под навесом.

Зимой, когда выпал снег и залит каток, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на коньках, лыжах, санках.

Но предпочтение следует отдавать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из них не замерз. Надо строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали снег. Мороз до -10°С без ветра - наиболее благоприятная погода для игр на воздухе. При морозе свыше -12°С и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.

Число участников. Нередки случаи, когда часть участников игры занята какой-либо работой или приготовлением уроков, а другая часть свободна и ее надо занять. В этих случаях хороши игры настольные, с конструктором, строительными материалами и т. п. Но могут быть и веселые, шумные игры для небольшого числа участников. Они должны проводиться не в том помещении, где занимаются остальные ребята.

Инвентарь для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, кегли, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел и т. п. Составляя программу игр, необходимо учитывать, какой для них понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимое.

В некоторых играх отдельным участникам приходится завязывать глаза. Для этого обычно используют колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы закрывали лицо. Если же в играх используют повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее надо подкладывать чистый лист бумаги.

Если дети долго сидели, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием, ловлей мяча или другими движениями. После занятий физическим трудом детям лучше поиграть в спокойные, малоподвижные игры, игры на проверку внимания, сообразительности и т. п.

Анимационные мероприятия для детей:

День творчества - имеет главной целью создание наиболее благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей детей. Стиль отношений детей и взрослых, занятых творчеством, отличается демократизмом, раскованностью, мажором. В коллективе царит атмосфера творческого содружества взрослых и детей.

День творчества лучше проводить в отеле, доме отдыха, кемпинге, на турбазе, когда дети уже познакомились, так как в знакомом коллективе ребенку легче раскрыться. Возможны меж-

возрастные конкурсы детей, с участием родителей, приглашением интересных людей.

Дети могут сочинять стихи, сказки, рассказы; изготавливать оригинальные поделки из природных материалов, чеканку по металлу; вязать, шить; печь пироги; делать игрушки, приборы, модели, приспособления; рисовать картины, лепить, фотографировать; сочинять и исполнять музыку, танцевать, петь; принимать участие в спектакле, интермедии, миниатюре, концерте; загадывать и отгадывать загадки, шарады, кроссворды.

В День творчества можно провести: занятие клуба «Почемучек», путешествие в страну неразгаданных тайн, работу города мастеров, выставку любимых игр и игрушек, снежную фантазию, испытание творчеством, спектакли, конкурс творчества, творческий калейдоскоп, поэтический турнир, защиту профессий, фантастического проекта, творческий трудовой десант, аукцион знаний, творческий марафон, рыцарский турнир, устный журнал, занятие клуба путешественников и др.

Праздник фантазии и фантастики. Творческий потенциал ребенка хорошо развивается через удовлетворение его потребностей в необычном, сказочном, в попытке подняться над обыденной серостью жизни. Праздник фантазии и фантастики обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет интерес к познавательной деятельности. Дети склонны к придумыванию, фантазированию, романтике и мечтанию. В процессе работы дети лучше узнают друг друга, сплачиваются, совершенствуют межличностные отношения, укрепляют дружбу. Создается обстановка общей увлеченности творчеством.

4.2. Методика проведения игр с детьми

Использование театрализованной игры в работе с детьми и подростками осуществляется по определенной системе с постепенным усложнением по мере овладения ими знаниями и игровыми умениями.

Работа аниматора делится на два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе осуществляется развитие у детей предпосылок разных видов деятельности (предметной, изобразительной, игровой, конструктивной), предполагается формирование их мотивационного компонента. .

При этом решаются следующие задачи:

• создание благоприятных эмоциональных условий;

• установление доверительного контакта между аниматором и ребенком при их взаимодействии в разных видах деятельности;

• развитие у детей положительного отношения к аниматорам и сверстникам.

На подготовительном этапе дети приобщаются к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений с использованием различных видов театра, создания положительной эмоциональной обстановки в группе.

В ходе данного этапа особое внимание необходимо уделять организации ситуативно-делового и ситуативно-познавательного общения детей с аниматором и со сверстниками.

Переодевание в театральные костюмы (перевоплощение аниматора в игровой персонаж) может использоваться как способ косвенного руководства в организации встречи и знакомства детей, активизации их внимания на занятиях, создания игровой мотивации. Театральная кукла бибабо на руке аниматора предлагается детям в качестве субъекта общения, который сообщает информацию, оценивает, организует их действия и поведение. Привлечение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывается более эффективным, чем ситуация прямого общения. Таинство «волшебства» позволяет привлекать внимание детей к инструкциям аниматора.

В конце занятия кукла-персонаж хвалит детей за конкретные поступки, действия во время занятия. Детям предлагается также от имени персонажа поблагодарить своих сверстников за активное участие в совместной игре, например за «путешествие» в «сказочную страну», «на необитаемый остров», «в волшебное царство», «в поисках сокровищ пиратов».

Детей следует учить обращаться друг к другу, хвалить, знакомить с адекватными невербальными знаками привлечения внимания партнера и выражения заинтересованности в нем. Необычность куклы, нестандартное партнерское, иногда парадоксально-шутливое обращение к ребенку, обязательно доброжелательное поведение аниматора способствуют изменению реакции детей на незнакомых взрослых - их отстраненность, настороженность, плачь, агрессия сменяются доброжелательностью.

В ходе подготовительного этапа у детей формируется умение воспринимать новое. Для этого необходимо, чтобы аниматор

вызвал у них чувство удивления, улыбку, смех, интерес, восторг, радость, желание творить и созидать.

На основном этапе коррекционную работу с использованием театрализованной игры условно можно разделить на девять ступеней, имеющих операционную и содержательную специфику: игра с реальными предметами, режиссерская игра с предметами-заместителями, игры образная, ролевая, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, сюжетная игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра на высшей ступени. Каждый вид театрализованной игры может рассматриваться как средство активизации ребенка.

В рамках основного этапа воспитательная работа с детьми ведется по следующим направлениям:

в ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира;

• формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве;

» обучение принятию игрового образа, роли;

• взаимодействие персонажей в режиссерских играх и иг-рах-драматизациях;

• обучение использованию различных средств межличност---ного общения, развитие функций речи, освоение модулирования

и интонирования речи в образных играх.

Переход от одной ступени обучения к следующей происходит только тогда, когда решаются задачи предыдущего этапа и ребенок овладевает в процессе игры предполагаемым кругом знаний, умений, отношений. Образы одного художественного произведения служат сюжетной основой для переноса знаний, умений, навыков в различные виды практической деятельности детей.

Можно посетить зоопарк, понаблюдать за животными. На занятиях и во время прогулок целесообразно проводить наблюдения за насекомыми, растениями, воспитывая у детей доброе отношение к природному миру.

Беседуя о животных, аниматору желательно эмоционально, образно, ярко рассказывать о реальных условиях жизни животных (месте обитания, образе жизни, повадках, их семье, «друзьях» и врагах).

Для ознакомления детей с жизнью животных других природных зон в естественных условиях целесообразно использовать небольшие фрагменты телепередач и кинофильмов, диафильмы и мультипликационные фильмы о животных.

Широкое использование дидактических игр, основанных на действиях с натуральными предметами, обеспечивает закрепление формируемых знаний и умений, способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и пантомимических навыков.

Значение игры для детей состоит в том, что она:

• дает свободу действия, добровольное принятие решений, раскрепощенность, полет творческой фантазии. Подчиняясь правилам игры, ребенок освобождает эмоции, чувства, энергетику. Игра снимает психологическое напряжение, в котором пребывает подросток в реальной жизни, дает радостную мобилизацию духовных и физических сил;

« создает гармонию, формирует стремление к совершенству, активизирует способности ребенка, ум, раскрывает его таланты, развивает мыслительные способности, интуицию;

• предполагает физическое совершенствование ребенка (поскольку в активных формах она обучает смелости, мужеству, стойкости), развивает воображение (поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры), стойкий интерес к хорошей литературе (поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования), остроумие (поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, анекдотов) и психологическую пластичность.

Вопросы для самопроверки

1. Какие черты характера развивают игры у ребенка?

2. Каковы критерии выбора игры?

3. Какие факторы необходимо учитывать при проведении игр с детьми?

4. Что входит в методику проведения игр с детьми?

5. В чем состоит значение игры для детей?

5—2705

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРЕЛИЩНО-ИГРОВЫХ И КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ТУРИСТОВ

л 5.1. Цели и задачи

туристских игровых программ

Существует много различных функций игры (см. раздел 1). Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели-развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.

В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, развлекательные, научные, экспериментальные, воспитательные, педагогические, психологические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди молодых людей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т. п.

Игра дает человеку:

• перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни;

• порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от меркантильных условностей. Игра снимает жесткое напряжение, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Это качество очень ценно в нашем нестабильном и беспорядочном мире;

• возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;

• элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;

• понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее несущественно, кто именно победит, но важно, чтобы i юбеда была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;

• компенсацию. Игра нейтрализует недостатки действительности, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир, романтизм;

• физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности;

• возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании игровой атрибутики: оружия, доспехов, одежды, различных амулетов и др., развить воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

• стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир, нужно прочитать предварительно о других мирах;

• возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить и реализовать интригу, остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций и анекдотов, психологическую пластичность, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца;

• умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно, психологическую устойчивость. Игра снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, создает гармонию, формирует стремление к совершенству.

В обязанности аниматоравходит обязательное знание большого количества разнообразных игр, викторин и конкурсов. Аниматор должен обладать обширными знаниями в области психологии, социологии, педагогики и других наук; быть коммуникабельным, веселым, энергичным; иметь организаторские и артистические способности, высокую культуру общения, творческую фантазию; уметь решать конфликтные ситуации, сдерживать свои эмоции в нужный момент.

Аниматору необходимо создать свою картотеку игр; индивидуально подходить не только к каждой группе, но и к каждому отдыхающему; видеть, какая «атмосфера» в коллективе; суметь разглядеть лидера или особых активистов из группы отдыхающих. В соответствии с анализом этих данных необходимо проработать индивидуальную программу для каждой группы, а также подобрать соответствующую анимационную программу для достижения максимального результата.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что работа аниматора на туристском маршруте требует внимательного изучения создавшейся ситуации и быстрого реагирования на нее. Если эти условия будут соблюдаться аниматором, то они обеспечат успех анимационной деятельности. ^ Методика организации игры заключаются в следующем:

• определяется художественное решение игры;

• проводится предварительная работа с аудиторией;

• выделяются ведущие (лидеры) и участники игры из числа туристов;

• определяется система награждения победителей;

• объясняются правила игры.

Затем аниматор следит за ходом игры и соблюдением ее правил. При этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности - возможности и проигрыша, и выигрыша.

Важно создать такие условия для туристов, при которых они могли бы сами организовать отдельные элементы игры. Например, дать возможность им самим выбрать место проведения игры. Это может быть специальное помещение в отеле. Возможно, туристам захочется провести развлекательное мероприятие в баре, саду, на туристской площадке, дискотеке, пляже, у костра, бассейна и т. п. Предложение отдыхающим самостоятельно выбрать художественное решение игры поможет налаживанию контактов и сближению туристов в группе. После того как игра будет подобрана и составлена, необходимо создать

дополнительную, запасную программу на случай непредвиденных обстоятельств. После проведения игры менеджер-аниматор должен сделать анализ игровой программы, который позволит дать объективную оценку условиям ее проведения, выявить все положительные, отрицательные моменты, а также недостатки, что в дальнейшем даст возможность не делать подобных ошибок.

Игра в анимационных программах туристских маршрутов -это важная их часть, от которой в значительной мере зависят приятные или неприятные воспоминания о развлекательной стороне путешествия, поэтому так важно, чтобы анимационная программа была тщательно продумана и разработана опытным аниматором, знающим все разновидности игр: спортивные, интеллектуальные, народные.

Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности - интеллектуальной, физической, нравственной, эстетической, этической, духовной. Игра учит соотносить свою позицию с позицией другого ее участника и доставляет радость творчества, победы. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования.

Наибольшая роль принадлежит играм, наполненным роман-тико-героическим содержанием, связанным с туристскими походами.

Оформление игровой задачи имеет важное значение для подвижных игр с правилами. Во многих из них игровая задача оформляется в виде ролей. Разнообразные дидактические и подвижные игры способствуют развитию восприятия отдельных качеств вещей, наблюдательности; формированию обобщений и других сторон интеллектуальной деятельности; совершенствованию координации движений; увеличению скорости, силы, меткости, ловкости.

Почти все игры имеют существенное значение для воспитания воли, умения подчинять свои действия общей задаче, поскольку они являются коллективными и требуют выполнения определенных правил поведения.

Туристские игровые программыкак особая форма организации и проведения отдыха туристов в отелях, кемпингах, на туристских базах, как метод стимулирования коллектива, нацеленный на решение творческих задач.

В классическом варианте туристские игровые программы применяются в качестве развлекательных мероприятий, направленных на создание хорошего настроения отдыхающих.

Игровая деятельность представляет собой комплекс взаимосвязанных методик (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических, культурно-досуговых, культурно-развлекательных и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой деятельности и нацеленных на создание игры: разработку сценария, установление определенных правил и условий проведения игры.

Процедуры игр синхронизируют и координируют творческую деятельность аниматоров, являющихся ее участниками. Таким образом, во время игры возникает своеобразный творческий коллектив, общий интеллектуальный потенциал которого значительно превосходит потенциал любого отдельно взятого аниматора.

Подготовку и проведение туристских игровых программ осуществляет группа аниматоров, сочетающих знания в области, задаваемой темой игры, а также в области методологии, ту-ристики, практической психологии, педагогики.

Выделим следующие этапы подготовки туристских игровых программ:

1. Работа руководителей игры -деятельность координаторов, аниматоров.

2. Оперативное управление игрой - составление организационного проекта, планирование временных норм каждого игрового действия, воздействие на команды и отдельных игроков с помощью социально-психологических методов управления.

3. Организация коллективной деятельности участников игры - предварительная разработка средств и приемов сплочения туристской группы, создания атмосферы, способствующей продуктивной творческой деятельности, а также разработка методов стимулирования творческого процесса.

4. Разработка программы релаксации - отбор средств и форм компенсации энергетических затрат, снятия утомления и нервно-психического напряжения, формирования мажорного, приподнятого настроения.

5. Решение проблемы - предварительный анализ проблемы, проектирование различных вариантов развертывания проблемы во время игры, выдвижение альтернативных вариантов ее решения, выбор оптимального решения.

В рамках игры, являющейся многофункциональным коллективным действием, одновременно происходит многоцелевая деятельность: поиск решения проблем, интенсивное обучение, консультирование, внедренческая деятельность, развитие твор-

ческих способностей участников, коррекция их психического состояния и установок.

Задача аниматора- расширить поиск путей раскрытия темы игроками, поддержать творческий процесс, сформировать индивидуальный стиль деятельности.

Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, сущность которой состоит в противоречии как объективно-содержательного, так и субъективно-смыслового характера. Активизация участников игры достигается путем постановки их перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается человеком как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс мобилизации игрока.

Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно втягивания их в решение реальной, значимой для них проблемы. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой. Благодаря специальной работе аниматоров жизненные ситуации становятся столь реальными, что участники ведут себя так, будто игра является самой жизнью.

Таким образом, игра обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями; предполагает совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра занимает определенное место в социальных процессах. Она может служить стартовым устройством для запуска различного рода социальных механизмов (создания команды, коллектива и т. д.), вехой, ориентиром в ходе некоторого социального процесса, подводить его итоги, намечать перспективы, задавать упорядоченные серии других активных методов, сопровождающих реальную деятельность.

Аниматору необходимо знать, в какие группы следует объединять людей при проведении различных игр:

I. Коллективная деятельность - пленарные заседания, конференции, релаксационные сеансы, рекреационные паузы. Пленарные заседания и конференции, в которых принимают участие играющие, преследуют определенные цели:

а) обмен информацией между командами;

б) координацию конструктивной поисковой работы;

в) отслеживание основных этапов движения к общей цели;

г) стимулирование творческого процесса путем сопоставления степени обострения конфронтации команд;

д) синтезирование идей и решений;

е) коллективную рефлексию этапов, общих итогов игры и др. Используется метод дискуссии: одна из команд выступает

в качестве докладчика, а все остальные - в роли конструктивной оппозиции.

2. Групповая деятельность - основная форма игровой деятельности. Микрогруппы имеют оптимальный состав из 7-12 человек и комплектуются в зависимости от целей игры на основе самоопределения по формальным признакам или случайным образом. Человек, вынужденный тесно сотрудничать с незнакомыми людьми и в нестандартной обстановке, освобождается от многих стереотипов, актуализирует свой творческий потенциал.

В группе усилиями руководителя-аниматора создается особая атмосфера психологического комфорта, раскрепощенной творческой деятельности, защищенности личного достоинства игрока. Каждый выступает в качестве главного носителя творческого процесса и является реактором, в котором генерируются идеи и проекты.

3. Временные группы смешанного состава - группы, которые комплектуются на определенных этапах игры по принципу делегирования представителя от туристов. Цель их создания -расширение поля общения, интенсификация (напряжение, усиление, увеличение) информационного обмена, что способствует взаимному обогащению, стимулирует творческие процессы.

А. Дубль-группы - соединение парами для взаимного оппонирования с целью улучшения качества разработок или совместного завершения их на основе слияния наиболее удачных и проработанных вариантов.

5. Подгруппы - локальные группы, выделенные из мини-групп по тем или иным признакам с целью поиска альтернативных вариантов решения проблемы, взаимного оппонирования.

6. Группа экспертов - лучшие аналитики, делегируемые из мини-групп для отслеживания конструктивных идей в ходе дискуссии, оценки действий команд и выступающих лидеров, экспертизы предлагаемых проектов, составления и редактирования текста сценария.

При организационном обеспечении игры необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Тщательная предварительная подготовка: создание хорошо' продуманного организационного проекта, подбор профессиональной команды игроков и аниматоров.

2. Наличие необходимого материального^ обеспечения: подготовка аудиторий, технических средств, театрального реквизита; решение вопросов питания, проживания и цр.

3. Четкая работа ведущих (аниматоров), обеспечивающих синхронизацию действий команд в целом и отдельных игроков.

4. Высокая игровая дисциплина, которую добровольно соблюдают участники.

Планирование вечера отдыха

Вечер отдыха туристов планируется организационным комитетом аниматоров до приезда туристской группы. Для этого организаторам необходимо ответить на вопросы, связанные с контингентом, временем и местом проведения вечера, определением темы, условиями, средствами и затратами.

1. Контингент:

• Сколько человек приглашается на вечер отдыха?

• Будет ли количество женщин и мужчин одинаковым?

• Знакомы ли эти люди друг с другом?

• Существуют ли какие-то ограничения или предварительные условия, которые необходимо принять во внимание?

2. Время и место проведения:

• На какое время планируется назначение встречи?

• Совпадает ли вечер с каким-нибудь праздником?

• Как будут одеты приглашенные?

• Где устраивается пикник (или вечеринка) - на озере, в ресторане, уютном кафе, на туристской площадке?

3. Темы:

• Будут ли запланированы танцы, концертная программа, иг-ры, конкурсы?

• Есть ли какая-нибудь идея, которую можно включить в программу встречи для создания особенного настроения, неожиданного сюрприза?

• Какой именно вид вечеринки задуман?

4. Условия и средства для проведения встречи. Имеются ли в наличии необходимое пространство, вешалки для одежды,

достаточное количество столов и стульев, танцевальная площадка, фортепьяно, музыкальная аппаратура?

5. Затраты. Будут ли приобретение прохладительных напитков, фруктов, кондитерских изделий, призов, памятных подарков, сюрпризов, украшений для оформления помещения или площадки, раздача приглашений, организация специальных развлечений?

Если вечеринка планируется в офисе, ответ на поставленные вопросы также можно использовать для распределения обязанностей между организаторами.

Приглашения, сделанные изобретательно, с тонким намеком на тему вечеринки, - лучший способ показать человеку, что он кому-то действительно небезразличен. Для составления приглашения можно использовать поделочную бумагу - ее легко нарезать в виде фигур, напоминающих о теме вечера. Вот некоторые из примеров того, как можно использовать тематические изображения для приглашений:

• мороженое в рожке с фруктами, сиропом, орехами - для «Вечеринки с мороженым»;

• запеченная картошка - для «Фестиваля картошки»;

• силуэты чайных чашек для - старомодного «Чайного вечера»;

• очертание футбольного мяча (с эмблемой команды) - для вечеринки «Суперкубок»;

• маски Арлекино - для проведения «Карнавала»;

• большие билеты со штампом «Пропуск»;

• ковбойские сапожки или шляпы - для «Игорной вечеринки»;

• пакетик семян, на котором там, где обычно пишутся инструкции по посадке, размещены точные указания, как пройти на собрание, время его проведения и прочие детали - для вечера «Сбор садоводов»;

• тщательно написанное каллиграфическим почерком приглашение в виде свитка - на «Средневековый обед».

Для тех, кто является компьютерным фанатом, имеется множество различных программ с широким выбором шрифтов и графики, которые можно использовать для создания приглашений.

Есть множество прикладных книг по искусству, с которых можно скопировать или отсканировать разнообразные картинки. Например, там можно найти изображения различных блюд и напитков, наброски для праздников и все виды силуэтов и окантовок.

На приглашении обязательно должна быть следующая информация: дата, время, место, форма одежды и аб<

Наши рекомендации