Проблема признания классической литературы.

Проблема разрушения языка.

Я глубоко убеждена, что совершенствование языка должно вести к его обогащению, а не деградации.

Вечны слова И. С. Тургенева, великого мастера литературы: «Берегите чистоту языка, как святыню». Наш язык богат и красив , поэтому к нему нужно относиться трепетно, как к живому существу.

Мы должны учиться любви к своему родному языку, умению воспринимать его как бесценный дар у великих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя.

И хочется верить, что деградации русского языка воспрепятствует наша грамотность, умение с любовью читать и воспринимать лучшие произведения мировой классики.

Проблема сбережения семьи.

Я считаю, что главная функция семьи – продолжение человеческого рода, основанного на правильном воспитании.

Очень точно выразился по этому поводу А. С. Макаренко: « Если вы родили ребёнка, - это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю».

Я восхищаюсь семейными отношениями Ростовых, героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Родители и дети здесь - единое целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях Наташе, Николаю Ростовым, стать полезными обществу, Родине.

По моему глубокому убеждению, развитие человечества начинается с полноценной семьи.

Проблема признания классической литературы.

Для признания классической литературы необходима определённая читательская культура.

Максим Горький писал: « Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать её изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в свое деятельности».

Мировая классика прошла тернистый путь признания. И настоящему читателю приятно, что произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, Д. Дефо, Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, А. Дюма, М. Твена, М. А. Шолохова, Хемингуэя и многих других писателей составляют «Золотой фонд» мировой литературы.

Таким образом, всем нам необходимо стремиться к воспитанию в себе читательской культуры.

Проблема создания детской литературы.

На мой взгляд, детская литература становится понятной лишь тогда, если её создал настоящий мастер.

Максим Горький писал: « Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора». Это верно, потому что с детской литературы начинается воспитание человека.

Неизгладимый след в жизни каждого человека оставляет детская литература. Произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина, А. Линдгрен, Р. Киплинга заставляли радоваться, волноваться, восхищаться каждого из нас.

Таким образом, детская литература – это первый этап соприкосновения с русским языком.

Проблема сохранения книги.

Для духовно развитой личности важна сама суть чтения, в каком бы виде оно не присутствовало.

Такова точка зрения и академика Д.С. Лихачёва: « …постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить…»

Значение книги не утратится, если её преподносить в электронном варианте, как это делают современные писатели. Это позволяет экономить время и делает доступным множеству людей любое произведение.

Таким образом, каждому из нас необходимо научиться правильно читать и научиться пользоваться книгой.

Проблема отношения к учителю.

Нужно быть внимательным к учителям не только, когда учимся в школе, но и когда вступаем во взрослую жизнь.

Бессмертны строки Андрея Дементьева:

Не смейте забывать учителей!

Они о вас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут ваших возвращений и вестей.

Для Алтынай, героини повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», Дюйшен был тем учителем, перед которым «…в самые тяжёлые минуты жизни» она держала ответ и «… не смела отступать» перед трудностями.

Проблема воспитания веры.

Я считаю, что вера в человеке должна воспитываться с детства.

Меня глубоко тронули слова учёного, духовного деятеля Александра Меня, который говорил, что человеку необходима вера «…в Высшее, в Идеал».

Верить в добро мы начинаем с самого детства. Сколько света, тепла, позитива дарят нам сказки А. С. Пушкина, Бажова, Ершова. Пушкинская Царевна –Лебедь, славный Конёк-Горбунок, милая Дарёнка из сказки Бажова «Серебряное копытце» вызывают восхищение и остаются с нами на всю жизнь.

Прочитанный текст заставил меня думать о том, что ростки веры, появившиеся в детстве, значительно приумножаются во взрослой жизни и помогают быть увереннее каждому из нас.

Проблема единства с природой.

Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба.

Поэт Василий Фёдоров писал:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый

Культ природы.

Известный русский писатель В. П. Астафьев в своём произведении « Царь – Рыба» противопоставляет двух героев: Акима, бескорыстно любящего природу, и Гогу Герцева, хищнически её истребляющего. И природа мстит: Гога нелепо кончает свою жизнь. Астафьев убеждает читателя в том, что расплата за безнравственное отношение к природе неминуема.

Закончить хочется словами Р. Тагора: « Я пришёл на твой берег, как чужестранец; я жил в твоём доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя».

Чему нас учит своя беда?

Сострадание, сочувствие – это результат осознания своих несчастий.

Неизгладимое впечатление производят на меня слова Эдуарда Асадова:

А коль грянет где-нибудь беда,

Я прошу вас: сердцем никогда,

Никогда не превращаться в камень…

Беда, постигшая Андрея Соколова, героя повести М. А. Шолохова «Судьба человека», не убила в нём лучшие человеческие качества. После потери всех своих близких на суровой войне он не остался безучастным к судьбе маленького сироты Ванюшки.

Текст М. М. Пришвина заставил меня глубоко задуматься о том, что любая беда не бывает чужой.

Проблема отношения к книге.

Я считаю, что каждая книга интересна по-своему.

« Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», - сказал Максим Горький.

Очень интересны эпизоды из биографии Василия Макаровича Шукшина. Из-за сложных жизненных условий лишь только в юности во время поступления во ВГИК он смог познакомиться с творениями великих классиков. Именно книга помогла ему стать замечательным писателем, талантливым актёром, режиссёром, сценаристом.

Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, что же сделать для того, чтобы книга стала для людей жизненной необходимостью..

Проблема влияния СМИ.

Я глубоко убеждена, что современные СМИ должны прививать людям нравственное и эстетическое чутьё.

Об этом писал Д. С. Лихачёв: « Надо развивать в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного ценного».

Недавно я прочла в одной из газет, что в 60-70 годы в популярных журналах «Москва»,

« Знамя», « Роман-газета» печатались самые лучшие произведения молодых писателей, поэтов. Эти журналы были любимы для многих, потому что помогали жить по-настоящему, поддерживать друг друга.

Так давайте же научимся выбирать полезные газеты и журналы, из которых можно извлечь только полезное.

Проблема общения.

На мой взгляд, каждый человек должен стремиться к искреннему общению.

Очень хорошо сказал об этом поэт Андрей Вознесенский:

Чем больше мы от сердца отрываем,

Тем больше нам на сердце остаётся.

Суть настоящего общения состоит в том, чтобы отдавать тепло своей души людям.

Матрёна, героиня повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор», живёт по законам добра, всепрощения, любви. Она « есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же важно для каждого из нас понять другого.

Проблема смысла жизни.

Я глубоко убеждена, что человек, занимаясь любым видом деятельности, должен осознавать, для чего он это делает.

А. П.Чехов писал: « Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель».

Примером человека, стремившегося прожить свой век с пользой, является Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно его ярко характеризуют слова Толстого: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, метаться. Ошибаться. Начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость».

Таким образом, Ю. М. Лотман помог мне ещё глубже осознать, что у каждого из нас должна быть главная цель в жизни.

Проблема чинопочитания.

На мой взгляд, угодливость, лесть имеют место в нашем обществе.

В произведении А. П. Чехова «Хамелеон» полицмейстер менял своё поведение в зависимости от того, с кем он общался: он преклонялся перед чиновником и унижал рабочего.

В произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» вся элита вместе с городничим старается угодить ревизору, но когда выясняется, что Хлестаков не тот, за кого себя выдаёт, все знатные люди застывают в немой сцене.

Всё же более приятно, когда люди не заискивают друг перед другом.

Проблема чести.

На мой взгляд, слово «честь» не утратило своего значения и в наши дни.

Д. С. Лихачёв писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно».

История героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринёва – подтверждение тому, что человеку дают силы правильно жить выполнение своего долга, умение беречь свои честь и достоинство, уважать себя и других, сохранение своих духовных человеческих качеств.

Таким образом, честь – немаловажное и значимое человеческое качество.

Проблема предназначения искусства.

Я считаю, что искусство должно иметь эстетическое предназначение.

В. В. Набоков говорил: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь её улавливать, вот и всё».

Великие творения настоящих художников находят признание во всём мире. Недаром картины русских художников Левитана и Куинджи выставлены в парижском музее искусства Лувре.

Таким образом, мы должны воспитывать в себе умение ценить искусство.

Проблема совести.

Я считаю, что самое главное украшение человека – это чистая совесть.

«Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно», - писал Д. С. Лихачёв.

У Василия Макаровича Шукшина есть киноповесть «Калина красная». Главный герой Егор Прокудин, бывший уголовник, в душе не может себя простить, что очень много горя принёс своей маме. При встрече с пожилой женщиной он не может признаться в том, что он её сын.

Прочитанный текст заставил меня глубоко задуматься над тем, что в каких бы мы ситуациях не оказывались, нельзя терять своего человеческого лица и своего достоинства.

Проблема патриотизма.

Я убеждена, без любви к Родине нет смысла в жизни.

Подвиги старшего поколения в годы Великой Отечественной войны подтверждают, что Родина в жизни человека – самое святое. Нельзя остаться равнодушным, читая повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие..» о юных девушках-зенитчицах, которые погибли, защищая родную землю от врага.

Настоящий солдат, самоотверженно любящий свою родину, - это Николай Плужников, герой повести Бориса Васильева « В списках не значился». До последней минуты жизни он защищал Брестскую крепость от фашистов.

« Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - писал К. Г. Паустовский.

Проблема выбора профессии.

По моему мнению, правильный выбор профессии имеет огромное значение в жизни каждого из нас.

В. Г. Белинский является автором строк: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделается собой».

Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь( особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их».

Прочитанный текст ещё раз заставил меня задуматься над тем, получиться ли у меня выбрать профессию по душе.

Проблема дружбы.

Я уверена , нет ничего дороже истинной дружбы.

В. П. Некрасов писал: «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать».

А. С. Пушкин характеризовал настоящую дружбу так: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».

Проблема ревности.

Ревность – это чувство, неконтролируемое разумом, заставляющее совершать бездумные поступки.

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Степан жестоко избивает свою жену Аксинью, впервые по-настоящему полюбившую Григория Мелехова.

В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» ревность мужа приводит Анну к самоубийству.

Я думаю, каждый должен стремиться к умению понять близкого человека и найти в себе мужество простить его.

Что есть настоящая любовь?

Без любви нет счастливой жизни.

Замечательные строки стихотворения Марины Цветаевой:

Как правая и левая рука –

Твоя душа моей душе близка.

У К. Д. Рылеева есть историческая дума о Наталье Борисовне Долгорукой, дочери фельдмаршала Шереметьева. Она не оставила своего жениха, потерявшего волю, титулы, состояние и поехала за ним в ссылку. После гибели мужа двадцативосьмилетняя красавица постриглась в монахини. Она говорила: «В любви есть тайное, святое, ей нет конца».

Прочитан текст, отложен в сторону. А я всё продолжаю размышлять о таинстве любви.

Проблема интеллигентности.

По моему мнению, интеллигентность-это и врождённая черта, и результат воспитания.

Д. С. Лихачёв писал: «… интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго не только физическое, но и умственное».

Подлинно интеллигентным человеком я считаю великого писателя А. И. Солженицына. Он прожил трудную жизнь, но до конца дней своих оставался физически и нравственно здоровым.

Проблема благородства.

Я убеждена, благородный человек заслуживает настоящего уважения.

Булат Окуджава написал:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем ,

Но зато умрешь, как человек.

Величие нравственности и благородства – это составные подвига. В произведении Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» Николай Плужников остаётся человеком в любых ситуациях: в отношениях с любимой женщиной, под непрерывной бомбёжкой немцев. Благородство рождает истинный героизм.

Прочитанный текст помог мне осознать истинное величие благородства.

Проблема красоты.

По моему мнению ,понятие о красоте у каждого разное.

Николай Заболоцкий размышляет о красоте в своём стихотворении «Некрасивая девочка»: «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?».

Истинная красота – это красота духовная. В этом нас убеждает Л. Н. Толстой, рисуя в романе «Война и мир» образы Наташи Ростовой Марьи Болконской.

Таким образом, красота внешняя истинна при сочетании с красотой духовной.

Проблема счастья.

Я уверена, каждый из нас мечтает быть счастливым.

Замечательные строки о счастье у поэта Эдуарда Асадова:

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в будни быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

Проблема взросления.

Когда человек начинает осознавать свою причастность к решению важных жизненных проблем, он начинает взрослеть.

Правдивы слова, принадлежащие К. Д. Ушинскому: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».

А поэт Эдуард Асадов сказал так:

Уж коль расти, то с юности настии,

Ведь не годами, а делами зреешь.

И всё, что не успел до тридцати,

Потом ,всего скорее не успеешь.

Таким образом ,мы должны стремиться с юных лет добиваться поставленной цели.

Проблема воспитания.

По моему мнению, воспитывать необходимо человека с детства.

А. С. Макаренко писал: «Вся наша система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку. О внимании не только к его интересам, его нуждам, но и к его долгу».

У С. Я. Маршака есть строки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».

Воспитатель, сделавший своё «сердце умным» по отношению к воспитаннику, добьётся желаемого результата.

Проблема сомоограничения.

Я уверена в том, что потребности человека должны быть ограничены. Человек должен уметь управлять собой.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха потеряла всё, что ей помогла приобрести Золотая рыбка, потому что её желания превысили необходимый предел.

Справедлива русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небеса».

Проблема равнодушия.

К сожалению, многие люди живут по пословице : «Моя хата с краю – ничего не знаю».

Это неверно. Человеческое участие необходимо каждому и в горе, и в радости.

Правоту автора подтверждает знаменитое высказывание Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Хочется верить, что люди осознают то, что мимо нуждающихся в помощи проходить нельзя.

Проблема разрушения языка.

Я глубоко убеждена, что совершенствование языка должно вести к его обогащению, а не деградации.

Вечны слова И. С. Тургенева, великого мастера литературы: «Берегите чистоту языка, как святыню». Наш язык богат и красив , поэтому к нему нужно относиться трепетно, как к живому существу.

Мы должны учиться любви к своему родному языку, умению воспринимать его как бесценный дар у великих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя.

И хочется верить, что деградации русского языка воспрепятствует наша грамотность, умение с любовью читать и воспринимать лучшие произведения мировой классики.

Проблема сбережения семьи.

Я считаю, что главная функция семьи – продолжение человеческого рода, основанного на правильном воспитании.

Очень точно выразился по этому поводу А. С. Макаренко: « Если вы родили ребёнка, - это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю».

Я восхищаюсь семейными отношениями Ростовых, героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Родители и дети здесь - единое целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях Наташе, Николаю Ростовым, стать полезными обществу, Родине.

По моему глубокому убеждению, развитие человечества начинается с полноценной семьи.

Проблема признания классической литературы.

Для признания классической литературы необходима определённая читательская культура.

Максим Горький писал: « Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать её изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в свое деятельности».

Мировая классика прошла тернистый путь признания. И настоящему читателю приятно, что произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, Д. Дефо, Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, А. Дюма, М. Твена, М. А. Шолохова, Хемингуэя и многих других писателей составляют «Золотой фонд» мировой литературы.

Таким образом, всем нам необходимо стремиться к воспитанию в себе читательской культуры.

Наши рекомендации