Периоды смены. Алгоритмы работы вожатого в разные периоды смены.
Жизнедеятельность детей и педагогов в загородном центре осуществляется в трех периодах смены: организационный (оргпериод), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задач, стоящих перед ним.
Динамика развития смены
1. оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.
2. основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на:
§ отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.),
§ межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше)
§ лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия
3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.
При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. у каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.
Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях: !!!!
1. что происходит с отдельным ребенком;
2. какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка);
3. каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.
Организационный период
Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.
Задачи:
§ Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
§ Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
§ Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
§ Определение места (статуса) в коллективе;
§ Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
§ Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
§ Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Предлагаемые формы работы:
§ Игры на знакомство;
§ Экскурсия по лагерю;
§ Игра на территории «Шифровка»;
§ КТД;
§ Формы работы с группами переменного состава;
§ Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;
§ Установление традиций в отряде.
Уровень отряд-ребенок:
§ преодоление стресса от смены обстановки
§ организация группировок, распределение в них ролей
§ принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)
§ вхождение в состояние успеха
§ сплочение отряда, осознание коллективом себя
§ срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
§ преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)
Уровень вожатый:
§ формулирование задач и методов их решений
§ формулирование этических норм существования в отряде и лагере
§ подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха
§ позиционирование вожатого
§ оценка приехавших детей
§ анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
§ формулирование законов существования в отряде и этических норм
§ ввод отряда в состояние успеха
§ подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
§ отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
§ преодоление срыва отряда
Советы вожатому:
§ до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
§ лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
§ индивидуальные беседы проводите только наедине;
§ больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
§ больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
§ трудную работу — лучшим;
§ название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
§ дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.
Основной вид деятельности вожатого:
§ Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря
Оргпериод - это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью.
Оргпериод– это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. В этот период только формируется актив отряда, происходит выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом.
В оргпериод необходимо ориентироваться на отрядную (внутриотрядную) деятельность, формирование отряда, как сплоченного коллектива, готового и способного эффективно работать.
Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.
Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.
Показатели успешной работы.
1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.
2. Все знают имена друг друга.
3. Знают территорию.
4. Обеспечена узнаваемость отряда.
5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
Результатомпрохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто- что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, Лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.
Основной период смены
Задачи:
§ Моделирование ситуации успеха;
§ Предоставление свободы выбора;
§ Создание положительного эмоционального настроя;
§ Создание условий для активности ребенка;
§ Поддержание положительного эмоционального настроя;
§ Организация взаимодействия;
§ Поддержание групповых норм.
Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора (середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.
Задачи первого этапа основного периода:
§ создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
§ развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
§ создать условия для работы органов соуправления;
§ корректировать нормы общения, поведения, отношений.
На втором этапе основного периода задачи следующие:
§ организовать коллективно-творческую деятельность;
§ создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления;
§ показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
§ корректируются межличностные и коллективные отношения.
!Основной вид деятельности вожатого:
§ Отрядные, межотрядные и общие дела. Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период
Пик трудности:
§ На 13–14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю
Отрядная работа:
§ Вечерние мероприятия, спортивные, ролевые, деловые игры, прогулки в лес, творческие конкурсы...
На уровне лагеря возможно использование пятидневок.
Логика пятидневки
§ 1 день – организационный (постановка задач, составление плана конкретных дел, отбор участников и организаторов, диагностика мотивов и способностей детей).
§ 2 день – учебный (беседы, комплексные практические работы, детские игры, работа мастерских, секций, кружков, отрядные дела).
§ 3 день – развитие творчества (конкурсы, работа площадок, сюжетно-ролевые игры, отрядные дела, диагностика уровня полученных знаний и т.д.).
§ 4 день – подготовка и проведение ключевого дела.
§ 5 день – итоги: конкурсы, смотры.
Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на
§ отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.),
§ межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и
§ лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.).
В середине периода (экваторе) когда дети вроде как уже привыкли ко всему, нужна маленькая "встряска" –какое-нибудь шумное общелагерное мероприятие.
Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты.
На этом этапе можно переходить к межотрядным и общелагерным мероприятиям (не забывая, конечно, о своем отряде надолго). В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.