Принципы построения экзерсиса народно-сценического танца

Экзерсис народно-сценического танца – это комплекс упражнений, который отличается логикой, целесообразностью построения и подбора движений. Будущему руководителю коллектива народно-сценического танца необходимо знать, что в процессе преподавания данной учебной дисциплины экзерсис преследует следующие цели:

- развитие двигательного аппарата, эластичности связок и определенных групп мышц, недостаточно занятых в классическом танце;

- тренировка нервной системы, играющей ведущую роль в регулировании всей деятельности двигательного аппарата;

- повышение технического уровня танца, работа над координацией, музыкальностью, ловкостью, точностью движений;

- физическая и эмоциональная подготовка к восприятию на середине зала движений различных народно-сценических танцев;

- развитие танцевальной выразительности, формирование манеры исполнения танцев различных национальностей, воспитание танцевальной культуры.

Одной из целей экзерсиса народно-сценического танца является подготовка исполнителей к освоению богатой палитрой танцевальной лексики, представляющей для обучающихся немало трудностей. В первую очередь это связано с тем, что движения народно-сценического танца значительно отличаются от движений классического танца, освоение которого является необходимым условием для обучения народно-сценическому танцу.

В экзерсисе народно-сценического танца часто применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов.

Изучения движений экзерсиса у палки опирается на принцип системности их исполнения. Системность характеризуется тем, что экзерсис является частью целостного учебного процесса, структурным элементом каждого урока. Упражнения составляются соответственно целям и задачам экзерсиса и в тоже время с учетом содержания урока и всей учебной деятельности. Важно и осознание того, что освоение комплекса упражнений способствует формированию последовательному развитию профессионально важных навыков, умений и качеств.

Принцип качества исполнения движения связан со знанием методики их исполнения, с завершённостью в амплитуде, музыкальной раскладке, координации, эмоциональной выразительности. Уровень усвоения упражнения характеризуется способностью исполнять их в различных формах и видах как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

В учебном процессе важно правильно выстроить порядок упражнений у палки, применяя принцип чередования движений, тренирующих различные группы мышц и суставов.

Принцип непрерывности обучения во взаимосвязи задач образования, воспитания и развития. При выборе задач, содержания, методов и форм обучения преподаватель вырабатывает не только знания, умения и навыки, но и развивает, и воспитывает своих учеников. Познание элементов народно-сценического танца происходит на уроке одновременно через выполнение различных упражнений, происходит развитие физических данных, необходимых для выразительного исполнения танцевальных движений. Без качеств, а именно – воли, упорства, памяти, выработать нужные знания, умения и навыки невозможно, а без музыкального воспитания ученика не достичь нужного эмоционально-пластического, образного выражения в движениях.

Принцип сознательности и активности предполагает сознательное усвоение знаний и осмысление их путем интенсивной деятельности. Этот принцип зависит от целого ряда факторов: мотивов обучения, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной активности учащихся, применения методов и средств обучения.

Принцип научности обучения опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Использование на практике принципа научности предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ.

Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Принцип систематичности при проведении занятий по народно-сценическому танцу во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении техники.

Принцип доступности обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях. Доступность не означает отсутствие трудностей в учебном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены.

Принцип наглядности говорит о привлечении к восприятию всех органов чувств человека, что способствует формированию мысленных понятий. Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебного занятия главное – создать правильное представление, образ отдельного элемента или комбинации в целом. Непосредственная наглядность в хореографии – это показ движения самим преподавателем или наиболее подготовленным учащимся. Но она дополняется пособиями, иллюстрациями, образным выражениями.

Принцип индивидуального подхода учитывает возможности каждого обучающегося и его используют, чтобы определить дополнительные доступные задания для самостоятельный занятий, либо для того, чтобы освоить упущенный материал.

Принцип развивающегося обучения характеризуется проблемностью и подталкивает к самостоятельному добыванию знаний. Главное – дать понять учащимся, что действия станут болен эффективны, если они будут завершать их продуманно, постоянно анализируя свое исполнение.

Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приемы, которые делают уроки интересными, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьезным в обучении. Занятия должны быть разнообразными как по содержанию, так и по набору применяемых методов и принципов.

На уроке следует закреплять все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения, фигуры, уточнить освоенное не до конца.

Наши рекомендации