I. глава народно-сценический танец

КУРСОВАЯ РАБОТА

УРОК КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Выполнила:

Студентка 3 курса

Специальности 51.02.01

«Народное художественное

творчество» Астафьева А.М.

(дата, подпись)

Научный руководитель

преподаватель Онофрийчук О.В.

(дата, подпись)

Защита состоялась

на кафедре «Социально-культурных

дисциплин» Несмелая А.С.

(оценка, дата, подпись)

г. Салехард

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

I. ГЛАВА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ………...………………… 6

1.1 История возникновения народно-сценического танца………….………… 6

1.2 Принципы построения экзерсиса народно-сценического танца………… 10

II. ГЛАВА ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ УРОКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА………...…………………………………….......................................... 15

2.1 Экзерсис у станка…………………………………………………………... 15

2.2 Упражнения на середине зала……………………………………………... 21

2.3 Работа над этюдами и танцами………………………………………….… 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….…… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 24

ВВЕДЕНИЕ

История хореографического искусства является мировой культурой. Танец - одно из наиболее древних и глобальных для мировой культуры искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах и условиях различных форм идейно художественного сознания.

Народный танец на многих этапах истории человечества начиная с древних времен был основой хореографической культуры общества. В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологических особенностях, преобладающих видах трудовой деятельности, нормах поведения и взаимодействия между различными половозрастными и социальными группами.

Тысячи танцевальных коллективов от небольших кружков до ансамблей танца успешно демонстрируют многонациональное танцевальное искусство. «Художественная самодеятельность приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой художественного коллективного творчества народа. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионами участников в них. Многочисленные смотры художественной самодеятельности, олимпиада народного творчества, охватившие всю страну вплоть до самых отдаленных ее уголков, выявляют народные таланты, знакомят советскую общественность со всеми местными разновидностями русского народного танца».

От поколения к поколению передавались наиболее красочные движения, которые определяли своеобразие народного танца. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, искусствоведов, хореографов и т.д. Русский танцевальный фольклор собирался, изучался и обрабатывался такими мастерами народной хореографии, как И.А. Моисеевым, Н.С. Надеждиной, Т.Д. Устиновой, Н.И. Заикиным, Г.Я. Власенко, А.А. Климовым и многими другими.

Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Особенности изучения народно-сценического танца заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. Учащихся знакомят с наиболее важными событиями из жизни народа, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также с истоками танца.

Таким образом, актуальность для курсовой работы темы: «Урок как форма обучения народно-сценическому танцу» очевидна.

Цель: на основе изучения специальной литературы по народному танцу определить особенности построения урок народного танца.

Объект исследования: определить урок как форму обучения народно-сценическому танцу.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную и педагогическую литературу по истории, видам, элементам народных танцев.

2. На основе специальной литературы определить принципы построения экзерсиса народно-сценического танца

3. Выявить основные части урока народно-сценического танца.

В ходе работы данной курсовой использовались следующие методы исследования: описательный, и аналитического анализа.

Теоретико-методологическая база основывается на работах таких авторов как Аникеева Н.П., Богданов Г., Борзов А.А., Бриске И.Э., Гусев Г.П и других.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Экзерсис у станка

Экзерсис у станка вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Он помогает исправлению природных физических недостатков. Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи, плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.

В условиях не специального танцевального образования в задачу которого не входит воспитание профессионального танцовщика, объем освоения танцевального экзерсиса может быть ограничен его основными простейшими элементами. Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов.

Основные элементы экзерсиса народно-сценического танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – это логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединенных в определенный музыкальный отрезок и имеющее четко поставленную точку. Комбинации экзерсиса у станка в народно-сценическом танце имеют две степени сложности:

1. Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперед, в сторону, назад или только в сторону.

2. Танцевальные комбинации – строятся на основе программных элементов экзерсиса народно-сценического танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы.

Порядок движений у станка строится по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Движения на вытянутых ногах чередуются с движениями на вытянутых ногах. Резкое чередуется с плавным, медленное с быстрым. Важно, чтобы не было перенапряжения мышц, это делается для того, чтобы не утомлять и не перегружать суставно-мышечный аппарат.

Упражнения у станка строятся от простого к сложному, некоторые могут объединяться в одно упражнение или комбинацию. Перед каждым упражнением исполняется вступление или preporation. Оно подготавливает учащихся к темпу, ритму, характеру исполняемого движения. Упражнения поочередно исполняются с правой и левой ноги.

Позиции ног. В народно-сценическом танце применяются все выворотные позиции классического танца: I, II, III, IV, V.

Закрытые позиции: I, II позиции. Естественное положение ног: пятки вместе, носки слегка врозь.

Следует отметить, что экзерсис народно-сценического танца включает упражнения, исполняемые по разным позициям. Более того, в рамках одного упражнения встречается сочетание движений, предполагающих как выворотные, так и невыворотные позиции ног, а порой и закрытую их форму.

Позиции и положения рук. В народно-сценическом танце используются все позиции рук классического танца, а также характерные положения, свойственные различным национальным танцам, например:

- руки скрещены перед грудью (в украинском, белорусском, венгерском, польском танцах);

- рука заложена на затылок, как бы поддерживая шапочку или венок (в украинском, венгерском, польском танцах);

- руки подняты в стороны и согнуты в локтях, кисти на уровне глаз, пальцы собраны, как бы придерживая концы платка.

Положения и позиции рук всегда связаны с положением и движением корпуса, придают им законченность, этническую и художественную выразительность. В экзерсисе у станка ряд движений изучается с обязательным движением руки.

Положение кисти рук. Важно с первых уроков обращать внимание на роль кистей рук. Они в свою очередь придают завершенность положениям и движениям рук. В тоже время кисти рук играют функциональную роль: точное расположение кисти опорной руки на палке. Основные положения:

- кисть собирается в кулак (в русском, украинском, белорусском танцах);

- кисть с широко растопыренными пальцами (в цыганском, башкирском);

- кисть с повернутой ладонью «от себя» и «к себе»: округлая или вытянутая (в танцах народа Средней Азии, арагонской хоте, татарском танце);

- заложенная на талию с боку или сзади тыльной стороной (в итальянском и башкирском танцах).

Положение стоп. Положение стоп в народно-сценическом танце связано с разнообразием движений ног и различных в них положением и состоянием стопы. Основные положения:

- натянутая стопа – напряженная стопа с предельно вытянутым подъемом и пальцами;

- сокращенная стопа – напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами;

- свободная стопа – нога расслаблена от голеностопного сустава до пальцев.

Последовательность упражнений у станка:

Demi и grand plies. Они способствуют развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности, укрепления коленного сустава, подготавливают к исполнению прыжков. Они бывают как плавные, мягкие, так и резкие, отрывистые. Некоторые из них включают перегибы корпуса, различные переводы стоп из позиции в позицию, а также в рамках одного упражнения могут чередоваться по выворотным, невыворотным и закрытым позициям ног.

Battements tendus. Упражнения развивают подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах, укрепляют ахиллово сухожилие, икроножную мышцу и мышцы стопы. В экзерсисе народно-сценического танца battements tendus имеет несколько разновидностей:

- battements tendus с переводом стопы с носка на ребро каблука;

- battements tendus с ударом (подъемом) пятки опорной ноги);

- battements tendus в сторону с поворотом рабочей ноги в закрытое положение;

- battements tendus с выносом ноги на каблук (каблучный);

- battements tendus с tombe;

- battements tendus с поворотом бедра;

- battements tendus с мазком полупальцев по полу.

Battements tendus jetes. Развивают мышцы голени и стопы, способствуют развитию коленного и тазобедренного суставов, повышают способность четко выполнять мелкие и сильные движения. Первоначально в экзерсисе урока народно-сценического танца battement tendu jete исполняется аналогично упражнению урока классического танца. Battements tendus jetes имеют различные формы исполнения. Резкие броски могут исполняться на высоту 15, 35, 45 градусов в рамках одного упражнения. В экзерсисе народно-сценического танца battements tendus jetes имеет несколько разновидностей:

- battements tendus jetes с ударом пятки опорной ноги;

- battements tendus jetes с demi plie;

- battements tendus jetes с «сокращением стопы» рабочей ноги;

- battements tendus jetes с одним ударом стопой по V позиции;

- battements tendus jetes с двумя ударами стопой по V позиции;

- battements tendus jetes с tombe;

- battements tendus jetes с короткими ударами по полу носком или ребром каблука;

- battements tendus jetes balansoir;

- battements tendus jetes с проскоком.

Ronds de jambe. Круговые движения ногой – развивают подвижность тазобедренного, коленного, голеностопного суставов как рабочей, так и опорной ноги. Круг ноги может быть, как по полу, так и по воздуху. В экзерсисе народно-сценического танца ronds de jambe имеет несколько разновидностей:

- ronds de jambe par terre;

- ronds de jambe и ronds de pied на demi plie;

- ronds de jambe и ronds de pie den l’air – на 45 градусов;

- ronds de jambe и ronds de pied с подворотом стопы опорной ноги;

- ronds de jambe со скачком;

- ronds de jambe и ronds de pied «восьмеркой»;

- grandes ronds de jambe.

Flic-flac. Упражнения для свободной стопы – развивают подвижность коленного сустава, тренирует способность голеностопного сустава расслабляться и сокращаться. В экзерсисе народно-сценического танца flic-flac имеет несколько разновидностей:

- flic-flac;

- flic-flac со скачком на опорной ноге;

- flic-flac со скачком и переступанием;

- flic-flac с tombe;

- double flic;

- веер.

Упражнения на выстукивания. Эта группа упражнений исполняется с напряженной стопой, развивает силу и подвижность стопы, готовит к дробным движениям. В основе выстукивания лежат удары всей стопой, каблуком, полупальцами. Удары бывают короткие, четкие, сильные, припечатывающие. В экзерсисе народно-сценического танца упражнения на выстукивания имеют несколько разновидностей:

- упражнений на выстукивания с шагом;

- упражнения на выстукивания с переносом стопы;

- упражнения на выстукивания с разворотом стопы;

- чередование ударов полупальцами и каблуками;

- «прямая дробь» и «обратная дробь».

Pas tortille. Данное упражнение представляет одинарные и двойные развороты стопы, развивающие подвижность голеностопного и тазобедренного суставов, эластичность икроножной мышцы, подготавливает к исполнению движений с мелкой техникой стопы. В экзерсисе народно-сценического танца pas tortille имеет несколько разновидностей:

- pas tortille с одинарным разворотом;

- pas tortille с двойным разворотом;

- pas tortille с ударами.Веревочка. Это движение является элементом венгерского, русского, украинского и других танцев. У палки изучается для детального проучивания основных его моментов и перенесения в этюды на середине зала. Можно выделить несколько подготовительных упражнений:

- подготовка к «веревочке»;

- подготовка к «веревочке» с demi plie на опорной ноге;

- подготовка к «веревочке» с подъемом на полупальцы опорной ноги;

- подготовка к «веревочке» с поворотом стопы опорной ноги в невыворотное положение;

- подготовка к «веревочке» со скачком или прыжком на опорной ноге;

- подготовка к «веревочке» с проскоком.

Упражнение для бедра. Упражнение представляет собой поворот рабочей ноги из выворотного положения в невыворотное и из невыворотного в выворотное. Развивает подвижность тазобедренного сустава и активизирует мышцы спины, живота.

Battements fondus. Упражнение представляет из себя полуприседание на опорной ноге с поворотом рабочей из закрытого положения в выворотное. Развивает эластичность ахиллово сухожилия, подвижность коленного и тазобедренного суставов, активизирует работу мышц спины. В экзерсисе народно-сценического танца battements fondus имеет несколько разновидностей:

- battements fondus;

- battements fondus на 90 градусов;

- battements fondus tirbouchon.

Battements developpes. Упражнение развивает шаг, укрепляет мышцы ног и живота, повышает подвижность в тазобедренном и коленном суставах. В экзерсисе народно-сценического танца battements developpes имеет несколько разновидностей:

- battements developpes плавные;

- battements developpes отрывистые;

- battements developpes с одним или двумя ударами пятки опорной ноги;

- battements developpes с проскоком вперед или назад;

- battements developpes с прыжком.

Grands battements jetes. Большие резкие броски – развивают шаг, укрепляют мышцы ног, живота и спины, активизируют работу корпуса. Помимо варианта grands battements jetes на целой стопе, в экзерсисе народно-сценического танца есть ряд других вариантов:

- grands battements jetes с demi plie;

- grands battements jetes с подъемом на полупальцы;

- grands battements jetes с увеличенным размахом;

- grands battements jetes с tombe;

- grands battements jetes с опусканием на колено.

Упражнения на середине зала

Данный раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

Исполнение как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народно-сценический танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, спортивно-физического, эстетического и художественного развития.

Освоение народно-сценического танца, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах народно-сценического танца.

Систематические занятия хореографии соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению физических недостатков, вырабатывают правильную осанку.

Народно-сценический танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия народной хореографией органически связаны с усвоением норм этики, помогают воспитывать характер человека.

Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищем, умение считаться с их интересами.

Сложив все выше перечисленные качества, можно с уверенностью сказать, что благодаря им поднимается значение преподавания народной хореографии в системе воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение 2011 – 144 с. (Психологическая наука - школа)

2. Богданов Г. Урок русского народного танца. -М.: Всероссийское музыкальное общество. 1995

3. Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М.: ВНМЦНТ и КПР. 1986

4. Бриске И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания. 2013 – 115с.

5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца, танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.: Владос. 2004

6. Иноземцева Г.В. Народный танец. – М.: Знание. 1971

7. Степанова Л.Г. Народные танцы. – М.: Современная Россия. 1968

КУРСОВАЯ РАБОТА

УРОК КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Выполнила:

Студентка 3 курса

Специальности 51.02.01

«Народное художественное

творчество» Астафьева А.М.

(дата, подпись)

Научный руководитель

преподаватель Онофрийчук О.В.

(дата, подпись)

Защита состоялась

на кафедре «Социально-культурных

дисциплин» Несмелая А.С.

(оценка, дата, подпись)

г. Салехард

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

I. ГЛАВА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ………...………………… 6

1.1 История возникновения народно-сценического танца………….………… 6

1.2 Принципы построения экзерсиса народно-сценического танца………… 10

II. ГЛАВА ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ УРОКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА………...…………………………………….......................................... 15

2.1 Экзерсис у станка…………………………………………………………... 15

2.2 Упражнения на середине зала……………………………………………... 21

2.3 Работа над этюдами и танцами………………………………………….… 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….…… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 24

ВВЕДЕНИЕ

История хореографического искусства является мировой культурой. Танец - одно из наиболее древних и глобальных для мировой культуры искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах и условиях различных форм идейно художественного сознания.

Народный танец на многих этапах истории человечества начиная с древних времен был основой хореографической культуры общества. В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологических особенностях, преобладающих видах трудовой деятельности, нормах поведения и взаимодействия между различными половозрастными и социальными группами.

Тысячи танцевальных коллективов от небольших кружков до ансамблей танца успешно демонстрируют многонациональное танцевальное искусство. «Художественная самодеятельность приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой художественного коллективного творчества народа. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионами участников в них. Многочисленные смотры художественной самодеятельности, олимпиада народного творчества, охватившие всю страну вплоть до самых отдаленных ее уголков, выявляют народные таланты, знакомят советскую общественность со всеми местными разновидностями русского народного танца».

От поколения к поколению передавались наиболее красочные движения, которые определяли своеобразие народного танца. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, искусствоведов, хореографов и т.д. Русский танцевальный фольклор собирался, изучался и обрабатывался такими мастерами народной хореографии, как И.А. Моисеевым, Н.С. Надеждиной, Т.Д. Устиновой, Н.И. Заикиным, Г.Я. Власенко, А.А. Климовым и многими другими.

Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Особенности изучения народно-сценического танца заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. Учащихся знакомят с наиболее важными событиями из жизни народа, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также с истоками танца.

Таким образом, актуальность для курсовой работы темы: «Урок как форма обучения народно-сценическому танцу» очевидна.

Цель: на основе изучения специальной литературы по народному танцу определить особенности построения урок народного танца.

Объект исследования: определить урок как форму обучения народно-сценическому танцу.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную и педагогическую литературу по истории, видам, элементам народных танцев.

2. На основе специальной литературы определить принципы построения экзерсиса народно-сценического танца

3. Выявить основные части урока народно-сценического танца.

В ходе работы данной курсовой использовались следующие методы исследования: описательный, и аналитического анализа.

Теоретико-методологическая база основывается на работах таких авторов как Аникеева Н.П., Богданов Г., Борзов А.А., Бриске И.Э., Гусев Г.П и других.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

I. ГЛАВА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

1.1 История возникновения народно-сценического танца

Искусство танца развивалось и продолжает развиваться уже на протяжении долгих времен, происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его техника. Среди данного многообразия, народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства. В истории русского народа можно выделить несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища. На игрищах веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ-богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, приуроченные к календарным языческим праздникам.

Введение христианства в качестве официальной государственной религии повлекло за собой изменение характера жеста в танце, появляются новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

Для X-XI в., периода расцвета среднерусского феодального государства, его культуры и искусства, характерен большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок и песен, являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве, а также в рисунках и фресках.

Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Они не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы. Их преподавали в учебных заведениях, частных школах и они были обязательны к изучению.

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев – танцмейстеры.

Русское государство в XIX в. Проходит процесс своего развития. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп – ремесленников, мещан, мелких служащих, городского прислуги и т.д. – нарушение патриархального семейного быта – все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характеры, жесты, мимику, свою манеру исполнения.

В советскую эпоху происходит расцвет народного танца. Уже первые фестивали и смотры, в которых участвуют представители всех республик и национальных округов страны, демонстрируют огромные художественные богатства, выдвигают одаренных исполнителей, энтузиастов народного танца. Тысячи самодеятельных коллективов пробуют свои силы в создании новых танцев, в возрождении забытых национальных композиций.

У некоторых народов в результате нищеты и религиозного гнета национальные танцы были совершенно утеряны. Народное танцевальное искусство Киргизии, Казахстана, Туркмении возродилось только в советскую эпоху. Но и в тех республиках где танец сохранился, необходимо было очистить его от чужеродных напластований и наслоений, восстановить забытые формы. Жизнь требовала создания новых народных танцев, отражающих характер и деяния советского человека, его радостный труд и современные этические нормы его жизни.

Сложные проблемы народной хореографии начали успешно решаться в конце 40-х годов. Эти годы ознаменовались созданием нового жанра танцевального искусства, контуры которого были подсказаны самой жизнью, небывалым расцветом народного творчества. Он получил название «ансамбль народного танца». Оказавшись самым массовым и любимым видом искусства, он сразу снискал популярность и любовь самого широкого зрителя.

В результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца как самостоятельного вида хореографической деятельности, появляется термин «народно-сценический танец». Являясь приемником характерного танца, народно-сценическая хореография впитала все лучшее из эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культурой и находясь в тесном взаимодействии с другими видами танца и музыкой.

У народно-сценического танца можно выделить два определения:

1) в целостном понимании это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия.

2) в структурном плане термин отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный, с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический по координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца.

Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь. Его можно определить, как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.

В настоящее время народно-сценический танец занимает свою, отдельную нишу в хореографическом искусстве. Программы ансамблей народного танца восторженно приветствуют зрители как нашей страны, так и зарубежных стран. Этот вид хореографического искусства наиболее близок самым широким массам зрителей.

Можно отметить три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле:

1. Сценическая обработка фольклорного танца.

2. Создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций, рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения.

3. Использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.

Народно сценический танец прошел длинный путь, в процессе своего формирования, начиная с древних времен и дошел до нашего времени как целостный, выразительный, показывающий особенности народной культуры танец. Народно-сценический танец перешел в профессиональные и любительские сферы хореографии, стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов, хореографов, а также одной из основных учебных дисциплин в подготовке различного уровня и видов деятельности, начиная от исполнителей и заканчивая педагогами и балетмейстерами.

Наши рекомендации