Организационный период в лагере

Организационный период (первые 3-4 дня при смене 21 и более дней или первые 2-3 дня при смене 10-14 дней)

Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК:
* Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности
* Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере
* Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива
* Ускорить первичные процессы формирования коллектива
* Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе
Задачи оргпериода
* познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;
* предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
* узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
* познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях: !!!!
I – что происходит с отдельным ребенком;
II – какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка);
III – каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.

Особенности организационного периода
I. Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:
- ребенок приезжает из другого климатического пояса, места
- из другого круга общения, другой ролевой структуры
- другого событийного ряда.

Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

II. С другой стороны, это 1я стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является вожатый, педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности вожатого, педагога.

Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый.
• для эффективного развития в дальнейшем процесса лидерства и руководства в орг.период важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства);
• для принятия и дальнейшего выполнения групповых решений в орг.период особенно важно научиться принимать решения определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом;
• процесс нормообразования (формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается в орг.период: происходит выработка совместных норм и требований. Детям нужно задать образец, например, через законы и традиции лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее. Основные задачи вожатого, педагога на этом этапе развития группы: 1 – организовать деятельность, выдвигающую лидеров, 2 – обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива;
• для формирования функционально-ролевой структуры группы самоуправления – запуска самоуправления, как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в оргпериод должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», так как говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности;
• разбивка коллектива на группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того чтобы регулировать этот процесс, в орг.период нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям, как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.

III. Рассматривая организационный период с точки зрения реализации содержательных задач, нужно учесть, что это первый этап запуска смены.
Условием принятия программы является формирование у каждого ребенка собственного мотива, так как только при этом условии возникает психологическая готовность к самореализации личности.

Механизм формирования мотива:
• формирование желаний («хочу»)
• определение предмета желаний на основе интересов («чего хочу»)
• определение средств на основе способностей («с помощью чего удовлетворить свои желания»)
• определение плана действий
• осуществление самой деятельности

В орг.период детям вместе с вожатыми нужно:
• адаптироваться к природно-климатическим условиям;
• познакомиться друг с другом;
• познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;
• выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования);
• составить представление о перспективах деятельности;
• заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

Действия вожатого в организационный период:

1. Подготовка к заезду детей
1.1. Подготовить таблички для списков детей
Ф.И. ребенка Число, месяц, год рождения Дом.адрес, телефон Ф.И.О. родителей Место работы, телеф. родит. Увлечения ребенка Особые отметки
Лучше всего сделать отдельные таблички для мальчиков и девочек
1.2. Подготовить табличку с номером отряда, именами вожатых
1.3. Подготовить корпус к заезду (чистота, порядок, приятные сюрпризы)
1.4. Подготовить одежду, в которой будете встречать детей (полуофициальная чистая выглаженная одежда, бойцовка, выглаженный галстук)
1.5. Выспаться
1.6. Утром привести себя в порядок, девушкам – легкая косметика

2. Заезд
2.1. Прием детей
Если вожатые едут за детьми в город, необходимо организовать распределение по автобусам. При посадке, обязательно пересчитать детей. При сопровождении в автобусе – предварительное знакомство, игры в автобусе (игры с залом, кричалки, «как зовут водителя?», песни). При сопровождении соблюдать технику перевозки детей:
• Все сидят на своих местах
• Следить за состоянием детей (если ребенка тошнит, посадить ближе к водителю, при необходимости выйти в туалет или при приступе тошноты – останавливать автобус, контролировать детей при высадке во время пути)
• Мусор в окна не кидать
2.2. Распределение по отрядам (КТД «Сливки» - уравновешивание количества детей в каждом отряде). Дети чаще всего распределяются по возрастам. Необходимо добиться того, чтобы количество детей в каждом отряде было одинаковым.
2.3. Заполнение списков (лучше всего это сделать в первый сончас)
- списки в полной форме: себе, директору, Старшему вожатому (далее СтВ)
- списки в сокращенной форме (только Ф.И. ребенка): мед.пункт, КПП
- списки именинников сдаются СтВ на первой планерке
2.4. Расселение по комнатам
• Не селить мальчиков с девочками в одном крыле;
• Не переселять;
• «Буйных» мальчиков – ближе к вожатской комнате;
• Учитывать симпатии детей.
2.5. Рассказать об основных правилах поведения в лагере:
поведение в корпусе, в столовой, режимные моменты.
2.6. Походы в столовую только строем, после приема пищи никто не уходит в корпус, а ждет весь отряд.
2.7. Первый сончас должен быть строгим, но не жестким. Не стоит в первый же день перегибать палку и становиться «цербером» во время сончаса.
2.8. После полдника необходимо провести экскурсию по лагерю, совмещая её с играми на знакомство и взаимодействие.
2.9. Провести детям тренинг на взаимодействие (игры на знакомство, на общение, групповое взаимодействие, на сплочение, на выявление лидера). В конце тренинга должны быть игры, поднимающие настроение.
2.10. Вечером можно провести интересное КТД на знакомство
2.11. Огонек знакомства: традиции огонька, чего ожидаете от сезона, ещё раз напомнить о традициях и законах лагеря, бутылка желаний и пр.
2.12. строгий отбой

2-3 день оргпериода
3.1. Строгий сончас и отбой. Необходимо приучить детей спать в сончас и вовремя ложиться спать во время отбоя.
3.2. Соблюдение режимных моментов
3.3. Инструктаж по технике безопасности, санитарные правила и нормы в лагере
3.4. Игры, игры, игры;
3.5. К вечеру второго дня должны быть придуманы название и девиз отряда , выбран командир
3.6. Рисуем уголок
3.7. РВС
3.8. Вожатский концерт
3.9. готовим номер на концерт открытия

В орг. период вожатый постоянно проводит время с детьми, работает на создание формирование благоприятных условий жизнедеятельности и взаимодействия детей, работает на создание команды.
Существует такое поверье у вожатых: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и весь сезон!»

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Закончился организационный период и, кажется, самое сложное уже позади: сделано всё, чтобы обеспечить успех последующей работы. Но это только начало, теперь-то придётся действительно постараться. Собственно, основной период – это и есть настоящая работа и настоящая жизнь отряда.
Как и организационный, основной период ставит перед тобой свои задачи:
• Сформировать дружный временный коллектив
• Создать благоприятный психологический климат в отряде
• Создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой
• Реализовать запланированную на сезон программу
• Способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.
От этих задач и следует отталкиваться, планируя сезон. И в соответствии с ними подбирать методы и формы проводимой работы. Они могут быть самыми разнообразными, направленными в большей или меньшей мере на решение тех или иных задач:
• Коллективные Творческие Дела
• Ролевые игры
• Психологические тренинги, игры и диагностики
• Спортивные игры
• Беседы
• Огоньки
• Дежурства
• Походы
• Тематические дни
• Лагерное самоуправление.
Каждая форма работы имеет свою методику проведения, и более подробное их рассмотрение последует отдельно. Важно помнить, что необходимо не только правильно организовать отдельное мероприятие, но и заранее спланировать их логическую последовательность и необходимость в соответствии с задачами и особенностями коллектива.
Приложение 1. Что важно для ребёнка и вожатого в основной период.

Для ребенка важно
Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
Бодро пересечь 'экватор смены'.
Участие в межотрядных и дружинных делах.
Реализация собственных идей.
Самореализоваться, как личность.
Чему-то научиться.
Отдых.
Дышать свежим воздухом.
Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
Проявление своей самостоятельности.
Возможность проявить себя лидером. Мотивация детей на активное участие в смене.

Для вожатого важно:

Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
Сплоченный отряд.
Не переутомлять детей.
Обсуждение проведенных дел с детьми.
Анализ прожитого дня.
Заложить основы самоуправления.
Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
Больше времени на природе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Вот и подошел к концу наш сезон. До его закрытия остается несколько дней (обычно – 3 дня). Сейчас, когда так хочется отдохнуть, начинается самое главное. Ведь вы должны не только сохранить у ребят ощущение радости от пребывания в лагере, но и параллельно начать готовиться к заезду новой смены.
В этот период вожатому необходимо сосредоточиться на следующих задачах:
• Осуществить подведение итогов жизни отряда и оценку личностного роста его членов;
• Проанализировать результаты деятельности отрядных органов самоуправления;
• Оформить совместно с ребятами отрядные ритуалы;
• Оказать детям индивидуальную помощь в преодолении кризиса расставания и предстоящего возвращения домой;
• Проанализировать с различных позиций свою работу: отметить лучшее; выявить сложности; определить пути их устранения в будущем; зафиксировать и подумать, как использовать в дальнейшем творческие находки сезона, приобретенные профессиональные умения и др.;
• Подготовиться к заезду новой смены.
Рассмотрим все по порядку.
За несколько дней до закрытия сезона отряд подводит итоги сделанного. Было бы прекрасно отметить личностный рост у всех ваших воспитанников. Это можно достаточно просто выяснить, так как вы в течение сезона фиксировали, что хорошо сделал каждый, какие у него достижения и успехи. Об этом стоит поговорить на Прощальном вечере или на Прощальном огоньке.
Будет просто замечательно, если во время его проведения каждый ребенок получит на память небольшие, но оригинальные вещицы – самоделки, которые будут подбираться и накапливаться вами в самого начала сезона. Эти сувениры могут изготовить ребята на занятиях в кружках вместе с вожатым во время плохой погоды и т.д.
Самое время подумать над тем, чтобы подготовить каждому члену отряда именные грамоты или дипломы.
За два дня до отъезда начинайте постепенно сдавать и/или подготавливать к сдаче инвентарь, который получили ранее для отряда. Дайте задание командиру отряда, чтобы все ребята сдали в пункт проката игрушки, спортинвентарь, книги в библиотеку, собрали и проверили все свои личные вещи. В жилых корпусах остается только самое необходимое. Особое внимание нужно обратить на мелкие, но достаточно ценные вещи: часы, наушники, плееры и т.д., а также предметы одежды, чтобы в последний день не было лихорадочных поисков утерянного.
Особо следует обратить внимание на оформление традиций, возникающих в отряде. Ритуалы необходимо точно описать, красочно оформить и оставить на память следующей смене. Лучше с какими-нибудь добрыми пожеланиями, напутствиями.
Главное в этот период уследить за «желающими поднять себе настроение другими способами» и не допустить этого. На передний план у детей в этот период выходит неформальное общение. Близость расставания с новыми друзьями требует более интенсивного общения.
Желательно, чтобы дети сами поняли, что они узнали, чему научились, с каким багажом уезжают домой. Это, так называемое, самоутверждение позволяет понять самого себя лучше, поверить в себя. Вожатые же могут проанализировать детей, зафиксировав те изменения, которые произошли с каждым ребенком в течение сезона, увидеть и сравнить результаты своей деятельности.
Также надо не забыть от лица отряда написать благодарность, своевременно подготовить и торжественно вручить самодельные сувениры представителям обслуживающего и административного персонала лагеря (поварам, директору и т.д.).
Самое грустное – это час расставания. Поэтому заранее необходимо организовать обмен адресами, телефонами, узнать, кого из детей можно найти «в контакте».
Для ребят, которые желают встретиться в городе, необходимо помочь определиться с возможным местом встречи и временем.
В последние два-три дня всё направлено на завершение сезона. Подводятся итоги пребывания детей в лагере, проводится концерт – закрытие (гала – концерт сезона). Прощальный костёр, Последний Огонёк настраивают на лирический тон, если отряд по-настоящему сплотился, впрочем, дискотека может вновь поднять настроение. Главное в этот период уследить за «желающими поднять себе настроение другими способами» и не допустить этого. На передний план у детей в этот период выходит неформальное общение. Близость расставания с новыми друзьями требует более интенсивного общения.
Желательно, чтобы дети сами поняли, что они узнали, чему научились, с каким багажом уезжают домой.
Проанализируйте непосредственно и свою работу, вожатые: что вы планировали на сезон и что реализовали, какие цели ставили и чего добились, получилось ли из ребят сделать коллектив (сплотить отряд) и т.д.
В предпоследний день обязательно проводится генеральная уборка: приводятся в порядок стены, двери, балконы, уличная территория. С вечера дети должны собрать сумки и найти полный комплект выданного белья.
Последний день.
Выезд. Зарядки нет. На завтрак накрывают физруки и вожатый подмены. С утра после завтрака дети идут к своим автобусам, на которые физруки уже прикрепили таблички с № отрядов.
Постарайтесь сделать так, чтобы дети вспомнили веселые моменты сезона, попели веселые песенки, поиграли и игры в автобусе, главное – чтобы не было слез.
При приезде в город, дети сдаются на руки взрослым (родителям), а тех детей, за которыми родители не смогли приехать, развозят по домам.

2.5.

Общение– это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева).

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.

Перечислим основные барьеры общения и прокомментируем их.

Компетентность

Собеседники или слушатели могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Это весьма существенный фактор: он подрывает «общность» в коммуникации, общение имеет тенденции к разрушению.

Можно говорить с партнером на одном языке и при этом не понимать его («Послушай, скажи по-русски!») В сходной ситуации сообщение входит в конфликт со способом, которым получатель «расшифровывает» его. Эффективное общение возможно в том случае, когда собеседников объединяет общее поле опыта, общее пространство, в противном случае оно становится невозможным или искаженным. Коммуникаторы кодируют сообщение, исходя из своего видения, а получатели — декодируют его только на основании своего опыта.

Избирательное слушание

Эта форма избирательного восприятия человека имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (курящий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («мол, все курят и ничего»). Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям личности, либо игнорируется, либо искажается так, чтобы оно соответствовало ее представлениям. Иными словами, если мы слышим только то, что хотим услышать, наша реальность не будет нарушена.

Оценочные суждения

В каждой ситуации общения собеседник совершает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Например, у сплоченной рабочей группы могут сформироваться негативные ценностные суждения относительно всех действий администрации. Оценочные суждения базируются на оценке коммуникатора получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

Достоверность источника информации

Достоверность источника означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. Уровень достоверности непосредственно связан с тем, как партнер реагирует на слова, идеи и действия говорящего. Таким образом, оценка человека человеком влияет на их отношение к сообщениям. Во многом она зависит от прежнего опыта общения партнеров.

Понятия «затраты — выгоды», например, близки и значимы для людей, занятых организацией платных услуг, но мало что говорят учителям. Фактически для них эти слова могут нести даже негативное значение. Следовательно, так как слова означают не одинаковые вещи для разных говорящих и слушающих, они могут не понять друг друга, хотя и говорят на одном языке.

2.6.

Конфликтология— это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликт – это (от лат. conflictus — столкновение)

столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие,

острый спор, приводящий к борьбе.

Виды конфликтов в лагере

Вожатый – вожатый

Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!

Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.

Наши рекомендации