В организационный период

Организационный период – время, когда можно предотвратить появление ряда возможных проблем. Попытайтесь заранее продумать, как вы будете действовать в сложных ситуациях, какие ситуации, кроме приведенных, могут возникнуть. Предлагаем советы, как можно предотвратить возникновение некоторых проблем:

1. Ожидание семьи и детей – отдых и развлечения, а лагерь предлагает образовательные программы: педагогу нужно выстроить систему дел так, чтоб она адаптировала желания детей к возможностям и целям лагеря (от развлекательных дел – к другим, более серьезным и содержательным).

2. Агрессивность, непослушание (у малышей – физическое, у средних ребят – поведенческое, у старших – вербальное). Агрессивность – один из механизмов защиты, поэтому нужно искать ее причины. И в ходе смены:

– не фиксировать внимание на ситуациях;

– не навешивать ярлыков;

– включать ребенка в полезную деятельность, где он может обрести новый статус;

– ввести изначальный запрет на агрессию (здесь принято общаться так...);

– обращаться за помощью к психологу.

Пассивность или излишняя активность детей.

– нужно находить для каждого ребенка поручения;

– искать причины пассивности/активности;

– регулировать собственное внимание;

– переводить ребенка на другой уровень деятельности.

Слезы, застенчивость.

– ребенку нужен теплый эмоциональный контакт;

– помогите ему найти общие интересы с другими ребятами;

– иногда может помочь разговор по душам;

– нужна особая забота о ребенке, помощь, уделяйте ему больше внимания;

– предложите написать письмо домой («Час письма»);

– проведите «Вечер рассказов о доме»;

– акцентируйте внимание других детей на положительных сторонах этого ребенка.

Болезненность.

Часто болезненность выступает как способ привлечения внимания. Чтоб ее предотвратить, нужно «опередить эмоции»:

– ребенку нужно повышенное внимание;

– важно удовлетворить его потребность в заботе;

– обращайте внимание на реальное состояние его здоровья, не выключайте его в связи с болезненностью из общей деятельности.

Неуправляемость, излишняя подвижность.

– ребенку может быть необходим тактильный контакт;

– его энергию нужно не гасить, а найти ей возможные способы применения, например, спортивные игры;

– можно сделать таких ребят «отрядными связными»;

– чередовать «сидячую деятельность» с подвижной;

– предупреждать о смене деятельности, чтоб ребенок успел переключиться;

– уменьшить яркие впечатления, исключить перевозбуждение;

– давать время на отдых, выбирать просторное помещение для дел или проводить дела на природе.

Опытные педагоги говорят: «Как пройдет организационный период, так пройдет и вся смена». В то же время чаще всего именно организационный период у вожатого хорошо продуман, тщательно подготовлен, а основному периоду внимания уделяется меньше – как и у детей, у педагога происходит спад активности. Этого допускать нельзя, т. к. все процессы, происходящие с каждым ребенком в отдельности и с отрядом в целом, требуют постоянного внимания и поддержки педагога, иначе все достижения организационного периода будут потеряны.

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

(на примере нескольких задач организационного периода)

Дополните приведенные варианты собственными, соответствующими педагогическим и организационным условиям конкретной смены.

Что нужно сделать педагогу для решения задачи? Как это сделать? (дела отряда, общелагерные дела, методы, приемы)?
Для знакомства друг с другом, с вожатыми: – включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; – создать доброжелательную атмосферу; – создать ситуации неформального общения; – помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; – помочь проявиться в лучших качествах; – дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; – рассказать о себе самом, показать себя в деле; – проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонёк знакомства, совместные дела на знакомство – творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный Вечер Знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего и т.п.
Для знакомства с окружающими людьми и с самим лагерем: – познакомить, в первую очередь, с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении проблем, трудностей - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; – познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.); – познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; – познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; познакомить с окружающей природой; – обозначить «опасные» места лагеря Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие, хозсбор отряда. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из общих дел может пройти Вечер знакомств и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», Презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности: – познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; – познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют; – познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой; – познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; – договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе Организационный сбор отряда, хозсбор, Огонек знакомства, Вечер лагерных легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами, график дежурства, памятки дежурным. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей. Письмо-наказ предыдущей смены
Для формирования представления о перспективах деятельности: – предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; – заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности; – задать ситуацию выбора деятельности; – выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены Диагностика потребностей и интересов детей, Разведка интересных дел, планирование, Оргсбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми

Особая система средств, которая имеет опосредованное значение для деятельности педагога – система диагностики в смене. Каковы формы её осуществления в организационный период? Это дела отряда – КТД, творческие игры, специальные диагностические игры; анкетирование, тестирование с помощью психолога; общие дела – общее анкетирование, заполнение «Карты гостя», игра по станциям, игры-вертушки и т. п. Методы, приемы, которые использует вожатый – наблюдение, индивидуальные беседы. Поведение вожатого при этом должно быть доброжелательным, часть информации – конфиденциальна.

Наши рекомендации