Семинар № 16. Музыкальное искусство в эпоху медиакультуры
1.Влияние Интернета на культуру и искусство.
2.Интернет как новая среда художественной культуры. Феномен сетевых сообществ.
3.Постмодернистский анализ современного музыкального искусства. 4.Музыкальное искусство в эпоху Интернета: достижения и потери.
5.Эволюция жанра «фильм-опера»: прошлое, настоящее, будущее.
6.Музыка в кино: традиции и новации.
5. Рекомендации для самостоятельной работы (СР)
Самостоятельная работа (СР) является важной составной частью процесса подготовки ассистентов-стажеров, осваивающих дисциплину «Научно-методический текст: основы работы». Самостоятельная работа (СР) представляет обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую в соответствии с заданиями преподавателя вне аудиторных занятий. Цели СР основаны на формировании у ассистентов-стажеров навыков к самостоятельной творческой работе, формированию умений решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных научно-методических средств, способствующих самообразованию и совершенствованию своих знаний, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, расширению кругозора. СР может выполняться в читальном зале библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях. СР подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, анализ текстового материала, тренинги и т.д. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.
СР необходимое звено в подготовке ВКР. Она направлена на более глубокое и результативное освоение специальной литературы; позволяет по-новому осмыслить принципы организации научных исследований различных жанров как основы для исследовательской, критической, педагогической и просветительской деятельности выпускника программы подготовки кадров высщей квалификации. Результаты СР, особенно с текстами-первоисточниками, должны обсуждаются на семинарских занятиях (коллективное обсуждение).
В процессе СР ассистента-стажера желательно использовать не только указанные учебные пособия, но и другую литературу (в частности, музыкальные и общегуманитарные энциклопедии, словари, статьи в научных сборниках).
6. ФОНД ОценочныХ средств для проведения аттестации обучающихся по дисциплине
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и по результатам выполнения ассистентами-стажерами самостоятельной работы. Основными формами текущего контроля знаний являются:
- обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий тематических вопросов;
- оценка качества проведенной ассистентом-стажером самостоятельной работы на основе его участия в дискуссиях по проблемным темам дисциплины;
- оценка подготовленных докладов и презентаций;
- проверка написанных эссе;
- проверка ведения ассистентского портфолио.
Рубежный контроль в форме проверки аспирантского портфолиопланируется в I и во II семестрах на 8-ой неделе.
Экзамен (устные ответы на вопросы по курсу дисциплины) проводится в конце I и II семестров).
ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ
1. Искусство в системе культуры, его сущность и функции.
2. Искусство как предмет научного и философского исследования.
3. Эстетическая типология искусства.
4. Европоцентризм и ориентализм как философско-культурные традиции.
5. Искусство Востока: основные художественные принципы (Китай).
6. Искусство Востока: основные художественные принципы (Индия).
7. Искусство Востока: основные художественные принципы (Япония).
8. Искусство Востока: основные художественные принципы (исламская цивилизация).
9. Античное искусство как художественный идеал.
10. Этапы развития античного искусства.
11. Периодизация античной эстетики. А.Ф.Лосев как исследователь античности.
12. Основные понятия древнегреческой эстетики: техне, мимесис, катарсис, прекрасное, гармония, трагическое.
13. Аполлоновское и дионисийское начала в древнегреческой культуре (Ф.Ницше).
14. Ментальность и искусство западной средневековой цивилизации.
15. Теологичность западноевропейской эстетики
16. У.Эко как исследователь средневековой эстетики.
17. Художественная культура и искусство Византии.
18. Богословие как доминирующий фактор воздействия на формирование эстетики в византийскую эпоху. Иоанн Дамаскин «Три слова в защиту иконопочитания».
19. Основные понятия византийской эстетики и их взаимосвязь: прекрасное, свет, цвет, символ, образ.
20. Художественное своеобразие искусства Древней Руси.
21. Эстетика Древней Руси. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
22. Своеобразие древнерусского искусства в его сравнении с византийским и западноевропейским (по работе С.С.Аверинцева «Красота как святость»).
23. Гуманизм эпохи Возрождения и представление об искусстве как наиболее совершенном способе постижения мира.
24.Эстетические принципы искусства Возрождения.
25. Гуманизм эпохи Возрождения и представление об искусстве как наиболее совершенном способе постижения мира.
26. Европейское искусство XVII-XIX вв. и художественные принципы классической эстетики. Иммануил Кант «Критика способности суждения».
27. Русское искусство XVIII – XIX вв. и формирование национально-культурной идентичности. Понятие литературоцентризма.
28. Развитие русского национального самосознания и его отражение в русской философии, литературе, живописи, музыке.
29. Русская религиозная философия и русская классическая литература: линии взаимодействия.
30.Историко-философский анализ культуры и искусства Серебряного века
31. Эстетический анализ искусства русского авангарда.
32. Неклассическая эстетика как новый этап философского анализа искусства.