Семинар № 7. Теория классической эстетики и ее художественные принципы
Вопросы:
1.Этапы эволюции классицизма и их социокультурная обусловленность.
2.Эстетические правила классицизма
3.Идея театра как орудия нравственного воспитания.
4. Основные положения эстетической рефлексии в эпоху Просвещения.
5.Романтизм как особый способ отношения к миру (жизнь как постоянный творческий процесс, художник как творческая личность).
6.Реализм как исследование общества и человека.
7.Трактовка реализма в современной эстетической литературе.
8. Эстетические проблемы немецкой классической философии.
Тема 8. Русское искусство XVIII – XIX вв. и формирование национально-культурной идентичности
Влияние западноевропейского искусства на искусство России. Рубеж XVII-XVIII вв. – переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. Новый взгляд на мир и искусство. Реформы Петра I в области художественной культуры. Расцвет стиля барокко в архитектуре. Стиль ампир и создание городских ансамблей. Развитие портретного жанра. Художественная культура первой половины XIX века. Исторические события эпохи (войны с Наполеоном, восстание декабристов), их влияние на общественную мысль. Рост национального самосознания. Романтизм. Особенности стиля в России. Художественная культура второй половины XIX века. Причины возникновения нового художественного метода – критического реализма. Черты реализма (предмет реалистического отражения – жизнь в ее закономерном и непрерывном развитии; скрытость авторской позиции; достоверное отображение действительности и т.д.). Критический реализм в русской литературе. Передвижники. Сложные социально-психологические конфликты в их творчестве и жизни. Сущность движения. Объединение «Мир искусства» и его художественные принципы. Русский модерн. Понятие «национально-культурной идентичности». Роль и место художественной культуры и искусства в формировании национально-культурной идентичности в России XVIII – XIX вв.Критика как арьергард или авангард искусствоведения. Функции художественной критики как регулятора художественной жизни и ценностных отношений общества.
Литература:
1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. - М., 2012.
2. Бычков В.В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. - М., Ладомир.2009.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
4. Зеньковский В.В. История русской философии. - Л., 1991.
5. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992.
6. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII – начала XIX века // Из истории русской культуры, том IV (XVIII – начало XIX века). - М., 1996.
7. Пушкин в русской философской критике.- М., 2012.
8. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества. //Знание. Понимание.Умение. №4, 2010-Культурология.
9. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 2013.
10. Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв.: Антология. – М., 2003.
11. Флоренский П. Иконостас: Избр. труды по искусству. – СПб., 2003.
12. Хренов Н. А. Художественная воля в контексте цивилизационной идентичности // Искусство и цивилизационная идентичность. - М., 2007.
СЕМИНАР № 8. Развитие русского национального самосознания и его отражение в русской философии, литературе, живописи, музыке.
Вопросы:
1.Соотношение понятий «русский национальный характер», «национальный менталитет», «национальное самосознание», «национальная идентичность».
2. Социальное служение искусства (русская реалистическая школа в литературе и живописи).
3.Развитие художественной критики и утверждение позиций реализма в русской культуре.
4. Личное, народное, национальное и общечеловеческое в искусстве.
5. Идея самоценности искусства (художественное объединение и журнал «Мир искусства»).
6. Религиозность и искусство (на примере творчества Льва Толстого и Николая Ге).
СЕМИНАР № 9. Русская классическая литература и русская религиозная философия: линии взаимодействия
Вопросы:
1. Пушкин в русской религиозно-философской критике.
2. Русские религиозные философы о творчестве Ф.Достоевского и Л.Толстого (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов).
3. Н.А.Бердяев о миросозерцании Достоевского.
4.Великие русские писатели (Л.Толстой и Ф.Достоевский) как русские философы.
6. Литературоцентризм как культурный феномен эпохи.
7. Русские религиозные философы о судьбе России и русском искусстве.
Учебно-тематический план второго раздела –