Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен.

Время I.Архитектура II.Скульптура Ш.Живопись и графика IV.Декоративно - прикладное
Палеолит пещеры, землянки статуэтки женщин, животных наскальные изобр. животных керамика, украшения из кости
Неолит жилища на сваях то же изобр. животных и людей керамика (орнамент)
Бронза бревенчатые срубы, курганы, дольмены стелы с изображением фантастическ. животн. и людей то же керамика (символы), металлопластика, ювелирное дело
Железо защитные сооружения (вал, частокол), срубы, курганы статуэтки птиц, зверей; идолы (дерево, камень) раскрашенные идолы «звериный стиль»
1 тыс. н.э каменные укрепл., курганы, городища, княж.резиденции то же то же металлопластика (посуда, оружие, украшения, обработка дерева, вышивка)

8 – 9 в.в. – образование восточнославянских государств.

Религия др. славян – язычество , основанное на поклонении силам природы (воде, камням, растениям и др.), т.е. многобожество.

Суть языческих культов – магическое воздействие на природу.

Места приношения жертв богам – капища (святилища под открытым небом: круговыевалы, костры, изображения богов – идолы из дерева, камня); позднее – языческие древние храмы.

Боги древних славян : Сварог + Мокошь

владыка Вселенной, муж. тип, Мать-сыра земля, женский тип,

олицетворение Неба олицетворение Земли

дети Сварога, Сварожичи, осн. главн. боги

Перун Даждьбог Велес Стрибог Ярило Белбог Радегаст

(молния, гром) (солнце) (скотий бог) (ветры) (любовь, веселье) (удача, добро) (бранная слава, война)

Магура Симаргл Зевана Лада

(защитница (земной огонь) (звери, охота) (любовь, красота)

богатырей, и Лель (страсть)

воинов)

атакже Царица-Вода (не богиня, а живой источник жизни), низшие духи и демоны: леший, водяной, ведьмы, русалки, кикимора и многие другие.

Самостоятельная работа: выполнить рисунок славянского божества по представлению

Искусство Киевской Руси.

Русь- государственное образование восточных славян на среднем Днепре; центры: Киев, Чернигов, Переяславль-Южный.

Киевская Русь – раннефеодальное государство 9 – нач.12 в.в.

Особенности культуры Киевской Руси:

культура славянских племен + византийская культура

(язычество) (христианство)

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

I.Архитектура – живописность, связь с ландшафтом.

1. Деревянное зодчество (мастера Миронег и Ждан-Никола).

а) Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Город: крепость на холме (кремль, детинец) – резиденция князя и убежище для горожан укрепления (земляной вал, стена, ров) посад – место поселения горожан (мазанки, бревенчатые срубы).

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

б) Храмы: языческие (капища) и христианские (базилики или крестообразные в плане).

2. Каменное зодчество.

а) Княжеские храмы – грандиозность, пирамидальность, богатый декор; «полосатая кладка» (камень + плоский кирпич-плинфа).

* Десятинная церковь в Киеве (первая каменная на Руси, не сохр.)

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

* Софийский собор в Киеве, заложен Ярославом Мудрым – главный храм госудрства, образ божественного космоса (см. храм Софии Константинопольской

* Софийский собор в Новгороде – проще, строже.

* Спасо-Преображенский в Чернигове

б) Монастырские соборы – мощь, простота форм.

* Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом

Классический тип крестово-купольного храма.

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

II.Скульптура – монолитность, лаконизм.

1. Деревянные идолы (живые, выразительные, раскрашенные).

III.Живопись – византийские традиции + языческое народное искусство

(торжественность, суровость, (массивн. фигуры, крупн. лица,

каноны, архетип) плоская композиция)

1. Мозаики и фрески соборов – канон, сочный цвет, золотой фон.

а) Софийский собор в Киеве (библейские персонажи + конкретные исторические портреты + сцены придворной жизни + орнамент).

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

2. Иконопись – духовность, тонкий колорит.

а) Икона «Владимирская богоматерь» Подарок из Византии.

3. Миниатюра – плоское изображение, яркие краски, орнамент.

а) Церковные книги (изборник, евангелие, псалтырь).

IV.Художественные ремесла («узорочье») – оригинальность, самобытность; мастера-универсалы.

1. Резьба по дереву, камню.

2. Металлопластика (ковка, литье, чернение,гравировка, чеканка).

3. Ювелирное дело (филигрань или скань – тонкая крученая проволока).

4. Эмали (перегородчатая, выемчатая).

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

Искусство 12 – сер.13 в.в.(ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ)

Рост городов, подъем ремесел, развитие экономических связей,

но междуусобные споры, войны.

Образование удельных княжеств: Киевского, Новгородского, Псковского, Владимиро-Суздальского и др.

Церковь – сила, призывающая к единению, к борьбе с завоевателями-кочевниками.

В искусстве - приближение к повседневной жизни, камерный стиль, вкусы княжеско-боярской среды и городских кругов.

I.Архитектура – разнообразие архитектурных школ.

1. Киевская – статичность, строгость, мощь; кирпич-плинфа (вытянутый), дополнительный декор (аркатурные пояски, полуколонны и прочее)

Церковь Параскевы Пятницы Церковь Петра и Павла в Смоленске

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru в Чернигове, арх. Милонег (?)

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru .

2. Новгородская – простота, скромность, монументальность; плита из известняка, скромный декор; вкусы бояр, купцов, горожан, т.е. демократизм в культуре.

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Никольский собор в Новгороде. Церковь Иоанна Предтечи на Опоках

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

3. Псковская – суровая простота, лаконичность, скупой декор; почти необработанный камень.

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

4. Владимиро-Суздальская – утонченность, четкие формы, богатый декор (резьба по камню); белокаменное строительство.

Дмитриевский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли

(парадность, величавость). (изящество,гармония;церковь-скульптура)

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru .

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

Георгиевский собор в Юрьеве-

Польском (обилие резного декора).

Общие черты архитектурных школ: 4-х столпный однокупольный храм, единство внешнего и внутреннего облика, богатый декор фасада.

Отличия: строительный материал, детали декора (зависимы от материала), композиционные приемы.

II.Скульптура – белокаменная резьба (ажурность, мягкие формы, народные мотивы).

1. Владимиро-Суздальская школа скульптурной резьбы: пластичность, широта худож. замысла (представление о мире, о жизни), символизм; языческая культура (звериные мотивы, растительный орнамент) + христианские образы (Христос, крест, рыба, лоза).

а) Соборы г.Владимира

б) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (летопись Древней Руси).

III.Живопись–самобытность;

влияние церквивлияние народной культуры

(строгость, суровость, (славянский тип лица, яркие

плоский контур) чистые краски);

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Живописная техника – мозаика

имитация мозаичной техники

(блеск, цветовая гамма)

имитация эмальерной техники

(золотая штриховка – ассист)

темперная живопись

1. Новгородская – суровость образов, обобщенность линий, укрупненность форм

а) Икона «Спас Нерукотворный» (византийские традиции).

б) Икона «Святой Георгий» (независимость, сила + жертвенность).

в) Икона «Успение» (сложная многофигурная композиция).

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

2. Псковская – разнообразие живописных приемов.

а) «Пророк Илья» - житийная икона (покой, мягкие линии, гармония цвета)

б) Фрески Мирожского монастыря (экспрессия, звучный цвет).

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

3. Владимиро-Суздальская – византийские + русские традиции, новые иконографические типы.

а) Икона «Дмитрий Солунский» (русский воинский идеал, судья и защитник)

б) Икона «Архангел Михаил» (образ воина-защитника).

в) Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Икона «Святые Глеб и Борис»

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

г) Икона «Христос-Пантократор» (грозный, величественный)

икона «Спас-Вседержитель» (добрый, милостивый)

образы Андрея Рублева, мягкие, гармоничные

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

IV.Художественные ремесла – разделение ремесленников по социальному признаку (княжеский двор, горожане, селяне) по профессиям (чеканка, эмаль, резьба).

1. Металлопластика.

а) Медные врата Рождественского собора в Суздале («жженое золото»: медная пластина покрытие черным лаком травление кислотой процарапанного рисунка золотая крошка нагрев соединение металлов).

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru

б) Большой Сион - церковная утварь для хранения освященного хлеба в форме христианской церкви.

в) Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru Кратиры – сосуды строгой формы с фигурной ручкой, украшенные чеканкой.

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен. - student2.ru


Наши рекомендации