Скульптура: распятие Геро, двери и пасхальный канделябр церкви Св. Михаила в Хильдесхайме.
· Оттонновская династия: 950-1010
· Центр стяжения государственной власти перемещается на Восток
· Искусство ранней поры становления государства имеет переходный характер:
1) многое сближает с каролингским искусством: постоянное обращение к раннехристианским образцам, сходство архитектурных форм, сюжетов и композиционных приемов в живописи
2) вырабатываются черты будущего романского стиля: суровость форм и четкое соотношение частей здания в архитектуре, абстракция образов в сочетании с патетической взволнованностью повествования в изобразительном искусстве
· Более заметно, чем в период Каролингов, сказывается влияние византийской художественной культуры
· Регулярные отношения германских императоров с Константинополем (Оттон II – Теофано)
· НО: помимо Византии – проникновение народных традиций: яркая образность + черты наивного реализма
· Образование империи – подъем строительной деятельности
Архитектура:
· Из разных школ романского зодчества Германии наибольшее значение имели три: саксонская, вестфальская и рейнская. С особенной ясностью связь с каролингскими традициями обнаруживают постройки саксонской школы.
· Здесь господствует тип плоско перекрытой базилики, разработанной во времена раннего христианства и затем со многими упрощениями воспринятый каролингской архитектурой.
· В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции.
· НО: В саксонских церквах были два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Каждый из хоров, и западный и восточный, имел свою абсиду и свой трансепт, поэтому вход в церковь устраивали на одной из продольных сторон здания, то есть сбоку. Такая двойственность архитектурного образа подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов
· В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции. Большое своеобразие сравнительно с романскими церквами во Франции придает саксонским церквам отсутствие обхода в хоре. Главной же особенностью их интерьера является чередование опор - разделение внутреннего пространства на отдельные ячейки и создание определенного ритма. Устои несут полукруглые арки, над которыми поднимается гладкая стена, не расчлененная трифорием.
· Тесная связь с каролингской
· Преобладает тип трехнефной базилики с высоким центральным нефом, апсидами, трансептами на восточных и западных сторонах, башнями на средокрестиях
· Язык немецкой архитектуры: простота форм, геометрическая четкость объемов, крайняя скупость наружного декора, гладкость поверхности стен
· Определенная закономерность пропорций: основа – размер стороны квадрата средокрестия; ширина боковых нефов = половина этого размера
· Чередование опор, разделяющих нефы
· ! Сложение романской базилики = полносводчатая базилика со сложным иерархически-развитым планом
· Не решена проблема каменных сводчатых перекрытий нефов
v Капелла св. Варфоломея в Надерборне
- мастера из Южной Италии
- церковь зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытая каменными сводами
- полное отсутствие не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений
- отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается и в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма
v Церковь Святого Кириака в Гернроде (построена после 960 г., западный хор —12 в.)
- монастырь основан маркграфом Геро в 60гг 10 в
- церковь заложена в 961 г, построена – на рубеже веков
- статичность простых, геометрически четких форм отдельных архитектурных объемов!
- массивные, лишенные всякого декора стены
- в наружнем облике четко и наглядно выступает структура здания, состоящего из простых кубических и цилиндрических объемов
- внутри: 1. Чередование опор 2. Наличие эмпор – галереи второго этажа боковых нефов
v Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме (нач. 11в)
- та же структура, что и в Гернроде. Отличия в деталях
- отсутствие эмпор; столбы чередуются с двумя колоннами; иначе располагаются башни
- концы трансепта = трехъярусные галереи с примитивным способом умножения = составное целое базилики становится более сложным!
Скульптура:
· Большее распространение, чем в предшествующие столетия
· На смену любимому материалу каролингов – слоновой кости; приходят бронза, дерево, штук
· Хильдесхаймская бронзолитейная мастерская (основал Бернвард)
· Две главные особенности характерны для немецкой скульптуры романского периода. 1) Прежде всего углубилась связь искусства с религией и церковностью. Углубление религиозного чувства неизбежно должно было породить в искусстве резкие противоречия и сделать его далеким от пластической гармонии, возвышенно-суровым, драматическим – 2) Наряду с религиозным экстазом и презрением к гармонии тела другой особенностью немецкой скульптуры романского стиля было стремление к грубой материальности в передаче объемов
· Наиболее наглядно склонность к схематичной и условно передаваемой объемности форм выступает на примере памятников Гильдесгейма, ставшего важным центром распространения романской скульптуры
v Распятие Геро (ок 970) Кельнский собор
- Образ страдающего Христа лишен всякого благолепия: на кресте перед толпой верующих не царственный страдалец, покровитель человечества, а простой измученный человек. В этом грубом теле нет пластической красоты, его анатомия условна.
- Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы
- резкая выразительность сочетается с тяжелым спокойствием смерти
v Двери церкви Святого Михаила в Хильдесхайме
- шестнадцать свободно скомпонованных рельефов на библейские и евангельские сюжеты. С точки зрения сюжетно-повествовательной и символической композиция здесь глубоко продумана и отличается четкой последовательностью. Она предвосхищает сложные повествовательные аллегорические ансамбли позднего романского искусства!
- створки впервые украшены сюжетными композициями
- выбор и расположение композиций строго продуман
- Левая створка: сюжеты из Библии; Правая створка: сюжеты из Евангелия = расположены так, чтобы каждая пара рельефов составляла определенное соответствие и давала повод для аналогий между Ветхим и Новым заветом = все рельефы вместе составляют связный рассказ (Грехопадение – Распятие), библейское повествование идет сверху вниз, евангельское – снизу вверх
- В каждой сцене рассказ об отдельных событиях ограничен лишь самым существенным. Место действия обозначено в зависимости от того, где оно происходит,
условными растительными или архитектурными мотивами произвольных пропорций. Вместе с тем фантастические библейские и евангельские эпизоды художник представляет
как близкие ему события, по-своему передавая характер каждого персонажа
- Характерной чертой гильдесгеймских дверей было новое отношение рельефа к фону. Подобно тому как в миниатюре воздушная перспектива сменяется плоскостью, так и в пластическом изображении фигуры теряют свой пространственный характер. Они как бы наполовину погружены в толщу слоя, который служит для них более или менее нейтральным фоном
- сложность теологического замысла+реализм исполнения; драматизм повествования
- библейские эпизоды: особая живость
= створки дверей = страницы гигантской книги, написанной для народа! (обращение к широкому кругу зрителей)
v Бернвардовская колонна; Хильдесхайм
- украшена, наподобие колонны Траяна в Риме, спирально обвивающим ее рельефом с изображением сцен из Нового завета
- Этих сцен двадцать восемь, и они охватывают жизнь Иисуса от детства до казни, а также некоторые другие евангельские сцены
- Примитивность изображения, его плоскостной характер, изгнание пространственной иллюзии, условность линий — все это здесь возрастает, хотя наивная выразительность лиц и жестов производит порой очень сильное впечатление