Русская художественная культура
49. Чудо Георгия о змие. Новгородская икона.
Вторая половина XV века. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Икона была обнаружена в церкви села Манихино близ устья реки Паши Ленинградской области, относится ко времени наивысшего расцвета новгородской школы.
Юный Георгий, благословляемый десницей Господней, поражает копьем изогнувшееся под копытами коня чудовище, покорно подставляющее ему свою пасть. Сияющие, чистые краски воспевают торжество победы святого, торжество добра над злом. Каждый цвет здесь символичен. Красная киноварь, особенно любимая новгородцами, символизирует праведную кровь мученика, духовный огонь и победу над смертью. Зеленый – цвет возрождающейся жизни. Он покрывает горки (символ духовного восхождения) и плащ Георгия. Черный – символ зла, смерти, нечистой силы. Поэтому озеро, из которого выползает змей, подобно черной пещере ада. Белый – символизирует чистоту и святость. Георгий скачет на белом коне, а вокруг головы его белый нимб.
Святой Георгий почитаем на Руси с давних времен. С конца XV века он стал символом Московского государства, а потом перешел и в российский герб, знаменная победа правды, добра над злом, света над тьмой.
50. Софийский собор в Новгороде
Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами. Действующий.
Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке. У храма имеется три апсиды - центральная пятигранная, и боковые - округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены изизвестняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками - керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV-XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы - XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:
· Икона Божией Матери «Знамение»
· Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
· София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
· Тихвинская икона Богородицы (XVI век). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
Ма́гдебургские, иначе Корсунские врата - название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа.
51. Феофан Грек. Макарий Египетский
Фреска. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия, 1378 год
На протяжении XVII-XVIII веков фрески были частично утрачены из-за пожаров, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в 1910-1912 гг. Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года. Начал раскрытие П. И. Юкин, наиболее значительная работа проделана Ю. А. Олсуфьевым. Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста. В послевоенные годы роспись была укреплена и промыта от копоти под руководством Н. П. Сычева. Была проведена архитектурная реставрация храма (автор проекта - Л. М. Шуляк), храму вернули древние формы с сохранением щипцовой восьмискатной кровли XVI-XVII вв. Раскопки в алтаре проводил М. К. Каргер. В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Бетхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи. Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера.
Феофан Грек родился ок.1340 – ушел из жизни после 1405. Феофан Грек – всемирно известный иконописец, мастер стенных росписей. Родом из Византии. Работал на Руси во 2-й половине 14 - начале 15 веков. Художник отличался редкостным трудолюбием. Он расписывал церкви (как свидетельствует московский книжник Епифаний Премудрый, числом более сорока) в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, в Великом Новгороде, Нижнем и в Москве.
Великий святой Макарий в поисках высших истин бытия шестьдесят лет прожил аскетом в пустыни. Старец, высокий, сильный, с почерневшим от пустынного жара ликом, с густой седой шапкой волос, ниспадающих к покатым плечам, к длинной бороде, к груди, стоит, повернув черные не воинственные, но крепкие ладони навстречу вошедшему в храм прихожанину. Этот молчаливый жест используют лишь люди, абсолютно уверенные в своей миролюбной силе.
Живопись Феофана, столь выразительно-индивидуальная, столь свободная от канонов, вместе с тем несет на себе и влияние собственно новгородского искусства. Широкие удары кисти, точные, уверенно положенные блики (пробела) высветления. Живопись почти монохромная, красно-коричневых и желтых охр, оттенки которых дают необычайное красочное многообразие.
Энергичная, свободная манера письма, смелый мазок, напряженные духовные искания, предельная острота характеристик, несколько приглушенные краски, создающие трагизм повествования,- характерные черты творчества Феофана Грека.
52. «Троица» Андрея Рублёва
Дерево, темпера. 142 × 114 см . Около 1425 года (1411 год или 1425-27) Третьяковская галерея. Москва.
Андре́й Рублёв (около 1360[2] -17 октября 1428, Москва) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.
В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.
Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения - фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.
Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу.
Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.
Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность.
Свойства каждой их трёх ипостасей раскрывают и их символические атрибуты - дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора - символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы - Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение - на горе Елеонской).
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей
История: В 1904 году иконописец В.И.Гурьянов начал расчистку иконы «Троица», стоявшей в первом ярусе иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В 1919 году расчистка этой иконы была закончена, но еще до окончания реставрации «Троица» была единодушно признана гениальным творением преподобного Андрея Рублева, сведения о котором сохранились в литературных источниках XVI и последней четверти XVII века.
Икона была, по-видимому, написана для каменного Троицкого собора, законченного в 1423 году. Этот белокаменный храм был возведен при игумене Троице-Сергиева монастыря Никоне, в память и «в похвалу Сергию Радонежскому», основателю этой обители.
53. Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская. Константинополь. Третьяковская галерея. Москва (начало XII в.)
Богоматерь Владимирская –икона, написанная в начале XII века в Константинополе, одна из древнейших Святынь русской земли. Относится к византийскому типу Елеусы (Умиления). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.
По преданию, икона восходит к образу, впервые написанному Евангелистом Лукой с самой Богоматери. Существует летописное свидетельство, что икону привезли из Константинополя в Киев, а затем, она была перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир, где и обрела свою славу как чудотворная.
Чудотворной Заступницей Руси Богоматерь Владимирская была объявлена после того, как в 1395 году двигавшееся на Москву войско Тамерлана повернуло внезапно назад в тот день, когда икону привезли в город. В 1480 году образ окончательно был перенесен в Москву в только что отстроенный Успенский собор Московского Кремля.
54. Дмитриевский собор во Владимире
Придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.
По Н. Н. Воронину, построен в 1194-1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годахТ. П. Тимофеевой, в 1191 году.
Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке).
Собор знаменит своей белокаменной резьбой - его стены украшают около 600 (другой источник - 566) рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).
Главной фигурой декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ Давида-Псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора.
От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».
55. Храм Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название - Собор Василия Блаженного). Москва. Красная площадь (1555-1561)
До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему изУспенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой.
Высота храма составляет 65 метров.
Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
- Троицы,
- в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
- Входа во Иерусалим,
- в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв.Киприана и Иустины — 2 октября),
- свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября),
- Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
- Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
- Григория Армянского (30 сентября).
Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честьПокрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца. В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр),
Св. Троицы (восток),
Входа Господня в Иерусалим (запад),
Григория Армянского (северо-запад),
Александра Свирского (юго-восток),
Варлаама Хутынского (юго-запад),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).
Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора.
Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1918 года. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.
Русское искусство 19-20 вв.
56. Брюллов. Последний день Помпеи
1830-1833 годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Последний день Помпеи» – самая знаменитая работа Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Картина была написана Брюлловым в Италии. Сюжетом для работы послужило трагическое событие – гибель древнеримского города Помпеи при извержении Везувия в 79 году. Он изображает гибель не только Помпеи, но античного мира. Обрушивается здание римского храма, низвергаются на землю «кумиры» венчавшие его, в панике бежит римский жрец, унося с собой жертвенный треножник, как завороженные взирают на «гнев Божий» первые христиане.
В центре полотна распростерта фигура молодой женщины – символ погибшей античности. Испуганное дитя тянется к матери, а она – прекрасна и мертва. Брюлловым тщательно продуманы образы героев, каждая группа людей – это своя история. Среди прочих персонажей Карл Павлович изобразил себя, в виде помпеянского художника, который, спасаясь, уносит ящик с кистями и красками – символ искусства. Лица людей полны ужаса, отчаяния, мольбы, но многие из них думают не о собственном спасении, а о судьбе близких – в этом жизнеутверждающий пафос картины.
Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Классическая тема, благодаря художественному видению Брюллова и обильной игре светотени, вылилась в работу, на несколько шагов вперёд отстоящую от неоклассического стиля. «Последний день Помпеи» отлично характеризует классицизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.
57. Иванов. Явление Мессии
Государственная Третьяковская галерея. Москва (1837-1857)
Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).
Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрел эскизы, поскольку саму картину приобрел император Александр II.
Иванов называл этот сюжет "всемирным", он стремился показать все человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый "сомневающийся". На первом плане – юноши и старцы – образ непрекращающейся жизни. В центре – богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: "Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада". Справа – фигура "ближайшего к Христу", в котором узнается облик писателя Н.В.Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
Согласно замыслу художника, сюжет не сводится к появлению Христа на берегу Иордана среди прочих, принимающих крещение, но включает в себя весь смысл Евангелия, и «народ» следует понимать как человечество, переживающее величайший момент своей истории. Этот замысел вполне раскрывается лишь в цельном восприятии картины, здесь всякая малость имеет значение и объединена смысловым родством со всеми остальными.
В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.
Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, был заложен зал для картины Иванова. Но все же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.
Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
58. Васнецов. Витязь на распутье
Русский музей, Санкт-Петербург (1882)
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Жуть навевает дикая, бескрайняя степь, черные птицы – вещуньи несчастья, замшелые валуны и камень с таинственными строками – это предначертанье судьбы. Подробно продуман облик богатыря, рисунок русской набойки на колчане, узоры древних изделий из металла неслучайно включены в сюжет картины. Вместе с тем невозможно пояснить, как Васнецов создает впечатление, что витязю ведомо, все что будет, он выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье. Возможно потому, что надписи: «Направу ехати – женатому быти; налеву ехати – богату быти» – на камне просто не поместились или скрыты под мхом.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
Картина написана маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
59. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде
Государственная Третьяковская галерея (1920)
Второе название картины -Петроградская Мадонна.
Картину «1918 год в Петрограде» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) написал в 1920 году. Многие чувства и мысли, охватившие художника в это время, нашли свое выражение в этом холсте. Помимо военных действий I Мировой войны, многие жизни унесли эпидемии, голод, бандитизм, более 2,5 миллионов человек оказались в эмиграции, массовым явлением стала детская беспризорность.
Картина композиционно строится на двух планах. На первом, приближенном к зрителю, изображена женщина с ребенком, написанная в традиционных для древнерусской иконописи формах и цветовой гамме. На втором плане - разрозненные группы людей на пустынной площади и улицах, пятна плакатов на стенах домов, за окнами которых пусто, стекла в переплетах рам разбиты - старый быт разрушен, остались лишь холодность стен и неприкаянность горожан. Этой бездуховной пустоте второго плана художник противопоставляет светлый образ молодой матери, Богородицы, «теплой Заступницы мира холодного» (М.Ю. Лермонтов), которая одна только и способна соединить несоединимое, примирить непримиримое. Подобно древним своим собратьям-иконописцам, возглавляемым евангелистом Лукою, Петров-Водкин видит и делает зримым святой образ Матери. Безусловно, «изобразительная молитва» живописца не остановила враждующих, но важно, что она была «произнесена», что художественное слово прозвучало, и его услышали.
60. Мухина. Рабочий и колхозница
«Рабо́чий и колхо́зница» - памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн.
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» предназначалась для здания Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Она должна была символизировать молодость Советской России, ее устремленность в будущее.
Скульптор В.И.Мухина задумала свою работу в необычном для скульптуры материале - нержавеющей стали, которая привлекла ее по многим соображениям: сталь гибка, пластична, очень чутко воспринимает освещение. Группа, установленная на открытом воздухе, в лучах утренней зари становится розоватой, на закате - пурпурной, в электрическом свете прожекторов - фосфорически сияющей.
Образ «Рабочего и колхозницы» потряс Европу, композиция была признана шедевром искусства XX века. После закрытия Всемирной выставки 24-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» была разобрана и отправлена в Москву, где вновь смонтирована, правда на более низком постаменте, перед северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (будущую ВДНХ). С тех пор «Рабочий и колхозница» стали символом Советской страны, советского народа.