Английская сатира в живописи: у. хогорт

Яркой и самобытной фигурой первой половины XVIII столетия стал Уильям Хогарт. Реализм художника и яркая сатирическая окрашенность его творчества позволила открыть ему совершенно новые пути перед всей европейской живописью. Его привлекала улица и увиденные там сценки из жизни. Остроту ситуации Хогарт переносил в свои картины. Большое значение придавалось нравоучительной стороне произведений. От этого именитого художника берет своё начало и групповой портрет, и бытовая живопись, и английская карикатура. Хотя творчество Хогарта падает на середину ХVIII века, его называют отцом английского искусства.

На склоне лет Хогарт гордился тем, что он самоучка и не признает никаких правил и авторитетов в искусстве. Хогарт имел все основания для таких утверждений: в стране, оборвавшей все связи с европейской культурой, учиться было не у кого. Если иметь в виду живопись, то начинал он на пустом месте. Однако за прошедшие сто пятьдесят лет в английской культуре возникла и обрела энергию другая традиция - традиция литературы и театра. Источником его творчества был театр, литература и собственный жизненный опыт.

В 1732 году появляется его первая серия "Карьера проститутки". На шести холстах рассказывается печальная история дочери бедного сельского священника Молли Хэкбоут. В первом листе молодая провинциалочка приезжает в столицу и сразу же попадает в руки известной лондонской сводни. Дальше она становится содержанкой богатого купца, ссорится с ним, опускается, связывается с воровским миром, попадает в тюрьму и в конце концов умирает от дурной болезни. Серия имела успех, было продано тысяча двести отпечатков, и Хогарт неожиданно для себя обнаружил, что стал богатым и известным человеком.

Очередная серии гравюр Хогарта - "Четыре степени жестокости. В первых листах этой серии мальчишки на лондонских улицах мучают собак, извозчики избивают лошадей; как следствие этого, один из уже подросших собакомучителей перерезает горло своей любовницы, его казнят, и - четвертая степень жестокости - врачи в анатомическом театре со сладострастием потрошат мертвое тело. По законам того времени трупы казненных отдавались врачам для изучения анатомии. Но для Хогарта вивисекция человеческого тела тоже кощунственная жестокость, отнюдь не способствующая смягчению нравов.

Подобные сцены были результатом непосредственных наблюдений художника за уличной жизнью, они переходили в его работы из судебных отчетов и газетных сообщений вроде следующего: "В этом (1751) году в Лондоне для перегонки спирта было использовано 33 миллиона бушелей солода, в городе насчитывается около семи тысяч лавок, торгующих дешевыми спиртными напитками, и даже заработная плата рабочим нередко выдается джином". Лондонские пабы нередко украшались рекламами вроде следующей: "Выпивка - 1 пенс, напиться вусмерть - 2 пенса". Продажа на черном рынке дешевого джина была бичом для бедного населения Лондона. Люди спивались, и Хогарт откликнулся на это бедствие двумя гравюрами: "Переулок джина" и "Пивная улица". В "Переулке джина" женщина на первом плане в блаженном одурении не замечает, что с ее колен соскальзывает ребенок и летит куда-то в бездну; здесь покрытые сифилитическими струпьями люди похожи на трупы, тут рушатся дома, и единственное процветающее заведение - это меняльная лавка. На втором листе, наоборот, окно меняльной лавки забито досками, ее вывеска покосилась, а под ней среди обильной снеди благодушные горожане поглощают огромными кружками английский эль. Эти листы были созданы Хогартом в 1751 году, и в том же году английский парламент принял акт, запрещающий продажу дешевого джина.

Его серия "Модный брак", которая на первый взгляд кажется острой сатирой на нравы английской аристократии, на самом деле в гораздо большей степени обличает французские веяния. В первой картине серии знатный, но разорившийся аристократ женит сына на дочери богатого откупщика: отец, желающий породниться с аристократией, протягивает гордому барону брачный контракт, а барон в надежде на богатое приданое готов его подписать. В Англии ХVIII века такая практика подписания брачных контрактов родителями не была общепринятым обычаем. Влияние тут шло из Франции. В последующих пяти картинах Хогарт изображает губительные последствия такого влияния. Совершенно индифферентные друг к другу супруги развлекаются каждый по-своему: юный граф проводит ночи с проститутками, графиня, опять-таки по французской моде, заводит себе любовника и по утрам во время туалета устраивает приемы - обычай, не принятый среди английской аристократии. Далее граф погибает в поединке с любовником жены, а она, уже зараженная сифилисом, принимает яд при известии о казни своего любовника.

Хогарта называли "больной совестью ХVIII века". В тематических сериях картин и гравюр он в сатирической форме обличает пороки современного общества: жестокость, праздность, пьянство, разврат; разоблачает бесчеловечные условия содержания заключенных в английских тюрьмах и нудность церковных проповедей.

Наши рекомендации